Комментарии Лопухина на первую книгу Царств 10 глава

Избрание Саула на царства.

1Цар.10:1. И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их, окружающих их, и вот тебе знамение, что помазал тебя Господь в царя над наследием Своим]:

Доселе в Ветхом Завете упоминалось о помазании святым елеем (для сообщения духовных даров Божих) только первосвященника (Исх 30.23). Но если для успешного прохождении своего служения требует особой божественной помощи пастырь душ человеческих, то не меньшей помощи требует и устроитель земного благополучия людей – царь, который в теократическом государстве (см. примеч. к 1Цар.8:6) есть вместе с тем и помощник первосвященника в деле упасения душ вверенного им народа (Втор 17.14-20).

«И вот тебе знамение того, что помазал тебя Господь»: душевное состояние Саула требовало какого-либо осязательного подтверждения eго богоизбранничества в цари над Израилем (1Цар 9.20-21).

1Цар.10:2. когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе: «нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим?»

«Близ гроба Рахили». Согласно Быт 35.19, гроб Рахили находится близ г. Вифлеема, к югу от Иерусалима, в пределах Иудина колена. Полагают, что «в пределах Вениаминовых, в Целцахе», была местность, также носившая название Гроба Рахили – из уважения к памяти родоначальницы вениамитян.

1Цар.10:3. И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином;

«Дубрава Фаворская» не может быть дубравой известной горы Фавор, так как последняя (т. е. гора Фавор) расположена значительно севернее колена Вениаминова, совершенно не по пути Саула в его родной город – Гиву Вениаминову (1Цар 10.26). Упоминаемая здесь «дубрава Фаворская» (как и «гроб Рахили»), по всей вероятности, название какой-нибудь, неизвестной в настоящее время, местности Вениаминова колена.

«Идущих к Богу в Вефиль», т. е. идущих в Вефиль для совершения жертвы Господу Богу. См. прим. к 1Цар.7

1Цар.10:5. После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; [там начальники Филистимские;] и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют;

'Холм Божий', т. е. одна из известных тогда в народе жертвенных высот (см. примеч. 1Цар.7:9).

Помимо отмеченного, холм имел и иное – военное назначение, служа для филистимлян опорным пунктом их власти в Ханаане (см. примеч. к 1Цар.9:16).

«Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты». «Сонмы» пророков – это религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества, впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки) священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах. Члены последних назывались «пророками» за свое восторженно-одушевленное прославление имени Божия, а также «сынами» или «учениками пророческими» (3Цар 20.35; 4Цар 2.3:5, 15), потому что воспитывались под pyководством боговдохновенных пророков, называвшихся их «отцами» (4Цар 2.12). При Самуиле члены пророческой общины имели свое пребывание в Раме Самуиловой (1Цар 19.18-24); в позднейшее время, при Илии и Елисее, мы видим пророческих учеников в разных городах южного Ханаана: в Галгале (4Цар 2.1), в Вефиле (4Цар 2.3), в Иерихоне (4Цар 2.5:15).

«Сонмы» неподкупных стражей закона Иеговы, восторженных глашатаев Его святой, совершенной и благой воли должны были стать, – и были на самом деле в течение всей ветхозаветной истории, – сильным противовесом народного увлечения в мрачные и гибельные дебри языческого беззакония. Глубокая убежденность истинного ведения, священный огонь религиозного воодушевления, полная правдивость и нелицеприятие обличительных речей учеников пророческих школ оказывали на народ сильное впечатление и немало содействовали богопризванным пророкам в их великой и трудной миссии религиозного уврачевания народа.

«Псалтирь и тимпан, и свирель и гусли» – музыкальные инструменты евреев того времени: псалтирь и гусли – струнные; свирель – духовой; тимпан – вроде нашего тамбурина или бубна.

«И они пророчествуют». «"Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., Чис 11.25; 1Цар 10.6:10, 13; 1Цар 19.20 и др.), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле – прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особый подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема прекращается и «пророчествование» (Чис 11.25; 1Цар 10.13 и др.).

1Цар.10:6. и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком.

«И ты будешь пророчествовать»... См. прим. к концу 1Цар.10:5.

1Цар.10:8. И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать.

Наставление и вместе испытание для Саула: получая известную свободу действий (1Цар.10. 7), нареченный царь евреев отнюдь не должен был забывать того обстоятельства, что в вопросах высшего порядка он лишь исполнитель воли Небесного Царя народа; посредник между Богом и народом, истолкователь и провозвестник божественной воли – пророк – есть и будет в отношении царя тем же самым, что и в отношении каждого из народа. См. примеч. к 1Цар.8:6.

«Галгал» – город священных воспоминаний (Нав 4.4:5.5); расположен на восток от Иерихона, вблизи р. Иордан.

1Цар.10:9. Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.

«Бог дал ему иное сердце»: под воздействием божественного помазания Саул внутренне как бы переродился, получил возможность быть тем, чем должен стать в своем новом звании (см. примеч. к 1Цар.8:6).

«И сбылись все те знамения»: см. 1Цар.10:1-7.

1Цар.10:10. Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.

«И он пророчествовал среди них»: см. примеч. к концу 1Цар.10:5, а также к 1Цар.10:9.

1Цар.10:12. И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: «неужели и Саул во пророках?»

«А у тех кто отец?» Указывая на сынов пророческих, спрашивающий дает понять, что нравы и положение родителей в данном случае ни при чем, так как дар пророческий не наследственен. Тем не менее, недоумение при виде «пророчествовавшего Саула» было так велико, что увековечилось в пословице. Когда впоследствии желали выразить изумление по поводу какой-нибудь неожиданной перемены, то говорили: «Неужели и Саул во пророках?»

1Цар.10:13. И перестал он пророчествовать, и пошел на высоту.

См. прим. к концу 1Цар.10:5.

1Цар.10:17. И созвал Самуил народ к Господу в Массифу

Город «Массифа» (к западу от Гивы Вениаминовой, к северо-западу от Иерусалима) и прежде бывал местом религиозно-общественных собраний народа (Суд. 20.1:21.1; 1Цар 7.5).

1Цар.10:18. и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас.

1Цар.10:19. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим.

А вы теперь отвергли Бога (ср. 1Цар 8.7-8). См. примеч. к 1Цар.8:6.

«Итак предстаньте теперь пред Господом», чтобы узнать, кого Господь избирает вам в цари.

1Цар.10:20. И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово.

«И указано» – через жребий, «Жившие порочно, – замечает блаж. Феодорит, – не всегда верили Божиим пророкам. Посему, чтобы не думали, будто приговор сделан по человеческой милости, Самуил приказал бросить жребий» (толк. на 1 Цар, вопр. 22).

1Цар.10:22. И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе.

«И вопросили еще Господа» – через какое-либо знамение. Если же выражение 1Цар.10:17: «к Господу в Массифу» понимать в том смысле, что к этому времени в Массифу была перенесена скиния, то вопросить Господа евреи могли и иным путем – через посредство первосвященника и вверенного ему таинственного наперсника.

1Цар.10:23. И побежали и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа.

«От плеч своих выше всего народа», т. е. выше всех головой.

1Цар.10:24. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!

Физические достоинства человека в древности ставились очень высоко; по ним нередко измерялись и его внутренние достоинства (1Цар 16.7). Там, где главное назначение того или иного человека усматривалось в обязанности защищать вверенные ему интересы путем применения физической силы, вышеотмеченные достоинства человека имели, конечно, решающее значение. По свидетельству Геродота (III, 20; XII, 187), ефиопляне избирали своим царем того, кто был выше других ростом. Того же физического соответствия своему предполагаемому назначению хотели видеть в своем царе и евреи (1Цар 8.20). Увидев рослую, могучую фигуру Саула, народ с восторгом закричал: «Да живет царь!»

Господь попустил совершиться избранию Саула, дабы евреи осязательно убедились в том, что для теократического государя (см. прим. к 1Цар.8:6) грубая физическая сила не составляет главного требуемого качества (1Цар 16.1:7); дабы опытно осведомившись о том, каким не может быть их царь, сознательнее отнеслись к божественному указанию в лице преемника Саула (1Цар.16:1, 7) о том, каким он должен быть.

1Цар.10:25. И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой.

«Права царства», записанные Самуилом и положенные пред Ковчегом Господним, нужно отличать от изображенной им пред народом картины обычного в то время на востоке поведения царя (1Цар 8.11-18). В противоположность означенной картине и в соответствии с Втор 17.14-20 Самуил, по всей вероятности, изобразил в «Правах царя» тот желательный, с теократической точки зрения (см. прим. к 1Цар.8:6), идеал царя, которому должен следовать царь евреев.

Впрочем, действительное содержание этого важного документа не дошло до нас.

1Цар.10:26. Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых се́рдца коснулся Бог.

Город «Гива» Вениаминова расположен к югу от Рамы Самуиловой и к северу от Иерусалима.

«Которых сердца коснулся Бог», т. е. сердце которых радостно отозвалось на избрание царем богатыря Саула.

1Цар.10:27. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того.

«И не поднесли ему даров», по случаю избрания в цари. Предполагается, что другие сделали эти дары и тем выразили свое почтительное приветствие новоизбранному.

«Но он как бы не замечал того»: простое благоразумие требовало отнестись спокойно к частичной вспышке неудовольствия, иначе она могла перейти в пожар междуусобия.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →