Комментарии Лопухина на третью книгу Царств 4 глава

1–19. Придворные и высшие чиновники Соломонова управления. 21–34 (евр. 5:1–14). Содержание двора Соломона: его чрезвычайная мудрость.

3Цар.4:1. И был царь Соломон царем над всем Израилем.

Вступительное замечание к перчню служащих Соломона (ср. 2Цар. 8:15).

3Цар.4:2. И вот начальники, которые были у него: Азария, сын Садока священника;

В принятом тексте LXX (Αζαρίας υἱὸς Σαδώκ) нет слова «священника» 'ιερεύς, евр. когенс; членом: гакоген часто обознач. первосвященника (Исх. 29:30; Лев. 21 и др.); но во многих текстах LXX-ти (44, У2, 106, 120, 123, 134, 144, 236, 242, 244, 247 у Гольмеса), в Комплют., Альдинск., у Акилы, Симмаха, в Вульг. и слав.-русск. слово это имеется: по евр. т., греч. кодд. и слав. Азария сам был священник (или первосвященник); по Вульг. и русск., – только сын Садока (священника или первосвященника). По (1Пар. 6:9) (евp 5:35), Азария был внуком, а не сыном первосвященника Садока. Возможно, что в ст. 2 данной главы Садок не тождественен с первосвященником этого имени: последнее встречалось нередко (4Цар. 15:33; Неем. 3:4, 29, 13:13).

3Цар.4:3. Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель;

«Писцы», соферим, γραμματεῖς, scribae, ведали всю письменную часть двора, – письмоводство, корреспонденцию, указы, дипломатическую переписку. «Дееписатель» (гам), мазкир, ἀναμιμνήσκων, a commentariis, слав. «напоминатель», вероятно, докладчик, канцлер. Вместе с «писцами» ведал государственный архив.

3Цар.4:4. Ванея, сын Иодая, военачальник; Садок и Авиафар – священники;

Ванея, (ср. 3Цар. 2:35). – Удаленный Соломоном Авиафар (3Цар. 2:26-27) называется как бы в качестве действительного первосвященника или потому, что в начале царствования Соломона был таким (Philippson), или же потому, что «Соломон отнял у Авиафара начальство (ἀρχὴ), но не лишил его священства (῾Ιερωσὐνη), потому что сан священства имели тогда не по рукоположению, а по родовому преемству» (блаженный Феодор, вопр. 15); невероятно предположение Клерика и др. о помиловании Авиафара Соломоном.

3Цар.4:5. Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана священника – друг царя;

Азария и Завуф – сыновья не пророка Нафана, а сына Давидова Нафана (2Цар 5.14), следовательно, племянники Соломона (Принятый т. LXX: Ορνία, но кодд. 11, 44, 55, 56, 64, 71–74, 106, 119, 121, 121, 134, 144, 158, 245, 246, 247. Compl: ῾Αζαρίας). Первый был начальником провинциальных «приставников» (ниже, ст. 7–19); второй (называемый в евр. т. коген, священником, вероятно, в том широком смысле, в каком употреблялось иногда это название: (2Цар. 8:17) ), носил титул «друг царя», какой при Давиде носил Хусий (2Цар. 15:37, 16:16).

3Цар.4:6. Ахисар – начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, – над податями.

«Ахисар – начальник над домом (царским)»: должности этого, так сказать, министра двора, не было при Давиде (ср. 2Цар. 8:16-18, 20:23-26); усложнившееся домоправление Соломона и последующих царей (ср. 3Цар. 18:3; 4Цар. 18:18) вызвало учреждение этой должности. Далее у LXX и слав. есть прибавка против т. евр.: ῾Ελιάβ ὐιος Σαφ(ατ) 'επὶ τῆς πατρίας, слав. «Елиав, сын Сафатов над отечеством», может быть, отряд телохранителей. Надсмотрщик за податями и общественными работами упоминается и ранее – при Давиде (2Цар. 20:24), и позже – при Ровоаме ( (3Цар. 12:18): Адорам, как и в (2 Цар. 20:24); ср. (2Пар 10.18): Адонирам); неизвестно, одно ли лицо разумеется во всех трех случаях.

3Цар.4:7. И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году.

Для содержания царя и многочисленного придворного штата его требовалось обложить население страны натуральной податью, самой обычной на Востоке (напр., в Персии). Этой податью заведовали особые «приставники», ниццавим, καθεσταμἐνοι, praefecti (у И. Флав. ήγεμόνες καὶ στατηγοί). Не ясно, были ли они собственно областеначальниками, так что снабжение царя и двора его продовольствием было лишь одной из функций их деятельности, или последняя имела более узкий круг. Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (ст. 8–19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 – по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям ( «сын Иессея» – Давид (1Цар. 20:27, 30, 22:7, 9); «сын Тимеев» – Вартимей (Мк. 10:46) ). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. ὐιός, «сын». Из того, что двое из приставников – Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона – женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона.

3Цар.4:8. Вот имена их: Бен-Хур – на горе Ефремовой;

«Гора Ефремова» (Нав. 17:15, 19:50; Суд. 7:24, 19:16) – одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее (Иер. 50:19). В переводе LXX-ти и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку εἴς, «един».

3Цар.4:9. Бен-Декер – в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане;

Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом (Нав. 19:42-43, 21:16). (См. Onomastic. 663). Вефсамис – левитский город в Иудином колене (Нав. 15:10), близ филистимской границы (1Цар. 6:9-12), теперь Ain-Sems.

3Цар.4:10. Бен-Хесед – в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер;

Арюбоф – нигде еще не встречается в Библии, но, вероятно, как и Сохо (Нав. 15:48-49), и Хефер (Нав. 12:17), 'Οφερ, Epher., слав. «земля Оферова», – на юге Иудина колена.

3Цар.4:11. Бен-Авинадав - над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою;

Нафаф-Дор (Нав. 11:2, 12:23), назначенный в удел Манассиину колену (Нав. 17:11), но не занятым им (ibid. 12), при Средиземном море, близ Кармила, в 9 римск. милях от Кесарии на пути в Тир (Onomastic. 397), во время борьбы иудеев с птолемеями сильная крепость (1Мак. 15:11-14), в последствии римлянами еще более укрепленная (И. Флав. Иудейские Древн. XV, 5, 3).

3Цар.4:12. Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам;

Пятый округ образует долина Изреель с ее продолжением – долиной Веф-Сана. Фаанах – прежде столица одного из хананейских царей (Нав 12.21), теперь Táanak, лежащий к югу (на 1 14 часа пути) от деревни, Leggun (вероятно, древн. Мегиддо, с которым Фаанах почти исключительно упоминается в Библии), (Суд. 1:27, 5:19; Нав. 17:11; 1Пар. 7:29). Мегиддо (LXX: Μαγεδδώ(ν), в колене Иссахара, уже в древности был укреплен, и вместе с Фаанахом господствовал над долиной, главной дорогой к Иордану (Onomastic. 657); Соломон еще более укрепил Мегиддо (3Цар. 9:15). По Телль-Амарнским письмам, фараон Тутмозис при Мегиддо (егип. Makida) поразил хананеян. Бет-шеан (Беф-Сан) – в Манассиином колене (Нав. 17:11, 16; Суд. 1:27; 1Цар. 31:10), греч. Σκυθόπολις; (Скифополь) или Νύσσα – при соединении Изрееля с долиной Иорданской вблизи от большой дороги из Дамаска в Египет (см. (Иудиф. 3:10; 2Мак. 12:29); Иудейская Война II, 18, 1,3,4). В Иорданской же долине лежали Цартан и Абел-Мехола (Суд. 7:22), родина пророка Елисея (3Цар. 19:16), а также Иокмеам (1Пар. 6:68) – по LXX: Μαεβέρ-Λουκὰμ, слав. «Маевер Лукам».

3Цар.4:13. Бен-Гевер – в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами;

Шестой округ – в Заиорданье; средоточие его – город Рамоф Галаадский или Мицпа (Нав. 13:26; Суд. 10:17, 11:29) – левитский город за Иорданом в колене Гадовом, теперь es-Salt. Васан – одна из плодоноснейших местностей Палестины, наряду с Кармилом, Ливаном, долиной Саронской (Ис. 2:13, 33:9; Иер. 50:19; Наум. 1:4), позже Батанеф (Onomostic. 224). Аргов в Васане, см. (Втор. 4:43; Нав. 13:30; 4Цар. 10:33; Мих. 7:14).

3Цар.4:14. Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме;

Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим (Быт. 32:2; Нав. 13:26, 30; 2Цар. 17:24, 27), его сближают с нынешним Birket-Mahne.

3Цар.4:15. Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона;

Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар. 15).

3Цар.4:16. Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе;

Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова (Втор. 33:24); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием (2Цар. 15:32).

3Цар.4:17. Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой;

Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге (Нав. 19:17), между морем Тивериадским и долиною Изреель.

3Цар.4:18. Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой;

Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге.

3Цар.4:19. Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле.

Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в (Чис. 32:29; Нав. 22:9; Суд. 10:8, 20:1; 2Цар. 24:6) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX-ти: Γάδ, но во многих кодд.: Γαλαάδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. (Чис. 21:21-35; Втор. 2:30-35, 3:1-13).

3Цар.4:20. Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились.

Образ для гиперболы множества Израиля встречается еще в (Быт. 22:17, 32:12); изображение счастья евреев при Соломоне напоминает соответствующее выражение (Втор. 14:26).

3Цар.4:21. Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его.

3Цар.4:22. Продовольствие Соломона на каждый день составляли: тридцать ко́ров муки пшеничной и шестьдесят ко́ров прочей муки,

3Цар.4:23. десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц;

3Цар.4:24. ибо он владычествовал над всею землею по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами.

Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX-ти имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат (Быт. 31:21; Исх. 23:31; Чис. 22:5; Нав. 24:2; Пс. 71:8; Мих. 7:12). Земля Филистимская и пределы Египта являются другой, юго-западной границей Палестины, как Евфрат – северо-восточной. «Типсах», LXX: Φάψα, слав.: «Фапса» (евр. слово переход), – большой город на за западном берегу Евфрата, служивший станцией для караванов. «Газа», евр. Azzah, ассир. Hazzatu, у Геродота Καδύτις; (II, 59; III, 6) – один из пяти городов филистимского побережья (Суд. 16:1, 21; 1Цар. 6:17; 4Цар. 18 и др.). – Выражение (3Цар. 4:24) (евр. 5:4) ебер ганнагар., LXX: πέραν τοῦ ποτοψιοῦ, Vulg.: trans flumen, слав.: «об он пол реки», – с точки зрения жителей Палестины, лежащей к западу от Евфрата, означает обычно восточные страны за Евфратом (Нав. 24:2, 14; 2Цар. 10:16; 3Цар. 14:15; Ис. 7:20), здесь же это название относится к западно-евфратским странам (западн. Сирия, Палестина, Филистия). Отсюда некоторые исследователи заключали, что писатель 3 книги Царств жил в Вавилонии, за Евфратом (в таком же значении упомянутое выражение употреблено в (1Ездр. 6:6; Неем. 2:7, 9; 1Мак. 7:8). Возможно однако, что выражение это, получившее начало в плену, впоследствии употреблялось без строгой географической точности. – Громадное количество продовольствия двора Соломонова, изумительное с первого взгляда, становится понятным ввиду чрезвычайкой многочисленности придворного штата Соломона (по некоторым данным 10 000 чел., ср. блаженный Феодорит, вопр. 16). Подобные цифры встречаются в описании стола Кира и Александра Македонского, а в наше время – турецкого султана (Philippson, 510–511). «Кор» (LXX-т: κόρος, Vulg.: «corus») иначе «хомер» – самая большая древнееврейская мера сыпучих тел, из 10 еф (Ис. 5:10; Ос. 3:2; Лев. 27:16; Чис. 11 и др.); по И. Флав. (Иудейские Древн. XV, 9, 2) равна 10 аттическим медимнам. На нашу меру – около четверти или 8 четвериков (см. Д. Прозоровский, Библейская метрология, «Странник», 1863 г., апр., с. 13. По проф. Гуляеву, с. 203, около 18 четвериков). «Откормленных птиц» (евр.: барбурим аоусим ): толкователи разумеют фазанов, гусей или уток, наконец, перепелов.

3Цар.4:25. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона.

Ст. 25 (евр 5:5). Образное изображение мирного быта евреев при Соломоне (ср. 4Цар. 18:31) имеет основу в действительном устройстве восточного дома, во дворе которого обычно находились деревья, виноградные и смоковничные; впрочем, идиллия эта недоказывает того, что Израиль и при Соломоне оставался народом земледельческим: напротив, теперь именно началась у евреев торговля (3Цар. 9:28, 10:11, 22, 28-29).

«От Дана до Вирсавии» – с севера Палестины до южного предела ее (Суд. 20:1; 1Цар. 3:20; 2Цар. 3:10, 17:11). Конечно, из этой картины народного довольства заимствованы были пророками черты месианского царства (Мих. 4:4; Зах. 3:10).

3Цар.4:26. И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы.

40 000 стойл для коней урот сусим, Vulg.: «praesipia equorum»; а LXX, слав. иначе: τοκάδες, «кобылиц»), вероятно, ошибочная цифра: по (3Цар. 10:26) – 1 400 колесниц, след., и стойл было около того.

3Цар.4:27. И те приставники доставляли царю Соломону все принадлежащее к столу царя, каждый в свой месяц, и не допускали недостатка ни в чем.

3Цар.4:28. И ячмень и солому для коней и для мулов доставляли каждый в свою очередь на место, где находился царь.

Частнее говорится о том, что доставляли двору Соломона «приставники» (ст. 7).

«На место, где находился царь»: евр. т. не имеет последнего слова, вставляемого LXX, Vulg., слав.-русск. Вставка не имеет оснований: нельзя предположить, что царь в своих путешествиях по стране перевозил с собою и весь штат придворный и всю конницу; по (3Цар. 10:26) и по И. Флав. (Иудейские Древн. VIII, 2, 3), конница была размещена по отдельным городам. Умножение коней и колесниц у Соломона шло явно вразрез с нарочитым запрещением закона (Втор. 17:16).

3Цар.4:29. И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря.

3Цар.4:30. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян.

3Цар.4:31. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов.

3Цар.4:32. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять;

3Цар.4:33. и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах.

3Цар.4:34. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его.

Доселе была речь об органах правления Соломона и внешних чертах его быта. Теперь говорится о самом Соломоне и его чрезвычайной мудрости – не в смысле только практической, напр., судейской мудрости (ср. 3Цар. 3:16-28), но и в смысле религиозной мудрости жизни хокма ), остроты, проницательности разумения тебуна ), широты умственного кругозора рохав-лев ) – способности обнимать умом самые разнородные предметы. Мудростью Соломон превосходил всех «сынов востока» бене-кодем, Vulg.: «orientalium»; LXX, слав.: ἀρχαίων ἀνθρώπων, «древних человек»; так и И. Флав., но сопоставление «древних» и Египта было бы неуместно): восточные племена: арабские, сирские, халдейские, славились своей приточной мудростью (Иер. 49:7; Авд. 1:8; Вар. 3:22-23); Египет славился естествознанием, и мудрость его в этом отношении вошла в поговорку ( (Ис. 19:11; Деян. 7:22); И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 2, 5). – Из самого народа еврейского «в то время славились некоторые мудростию; почему писатель упомянул о них, назвав поименно» (блаженный Феодорит, вопр. 17), таковы: «Ефан» (LXX: Γαιθάν, слав.: «Гефан»), «Еман», «Халкол» и «Дарда». Все эти лица (с добавлением некоего Зимри) названы в (1Пар. 2:6) сыновьями Зары (евр. Зерах, откуда и название Емана и Ефана – Езрахитяне). Ефан и Еман были левиты – певцы (1Пар. 15:17-19), кроме того, надписание имени первого стоит в заголовке (Пс. 88:1) (евр 89), а второго – (Пс. 87:1) (евр 88). Вероятно, певцами и поэтами были и Халкол и Дарда. В соответствии с тремя названными категориями мудрецов стоит указание произведений мудрости Соломона: 1) притчи, 2) песни и 3) произведения по естественной истории. Притча, евр. «машал», греч. παραβολὴ, παροιμία – краткое выразительное изречение, сжато выражающее мысль, применимую ко многим случаям жизни, – изречение, имеющее большей частью дидактическую цель (Притч. 1:1-8, 10:1, 25:1-28, 26:7, 9; Еккл. 12:9; Иов. 13:12). Круглое и определенное число Соломоновых притч 3000 показывает, что они были записаны в книгу, но библейская книга Притчей Мишле ) Соломоновых может заключать лишь незначительную часть всех притчей Соломона (в кн. Притчей всего 915 стихов), следовательно, остальные не сохранились. Еще менее сохранилось из песней шир, ὠδή, carmen) Соломона, которых было 1005 (по LXX слав. – 5000): кн. Песнь Песней шир-га-ширим ) представляет Соломона действующим лицом, а не есть чисто лирическое произведение его вдохновения; принадлежность Соломону надписываемых его именем псалмов (Пс. 71 и Пс. 126) (евр. 72 и 127) оспаривается на том основании, что надписание это указывает не на авторство Соломона, а на посвящение их ему (в новое время толкователи считают Соломона писателем песней (Пс. 2 и Пс. 131). Во всяком случае, Соломон заявил себя творчеством в двух основных типах древнееврейской поэзии: дидактической машал ) и лирической шир ). Но мудрость Соломона выразилась не только в духовном, религиозно-нравоучительном творчестве, но и в естествоведении – сведениях по ботанике и зоологии. В первой – «от кедра... до иссопа» (еzоb, ὑσσώπος, ср. (Исх. 12:22; Лев. 14:4, 6; Чис. 19:6, 18; Пс. 50:9); в рассматриваемом месте, может быть, мох); во второй – о всех четырех категориях животного царства, признававшихся древними евреями: четвероногих, птицах, пресмыкающихся, рыбах (см. Быт. 6:20, 7.8). Так, «Соломон описал свойства и силы трав, деревьев и даже бессловесных животных. Отсюда весьма многое заимствовали и написавшие врачебные книги, написанное Соломоном приняв для себя первым источником» (блаженный Феодорит, вопр. 18). Конечно, точные размеры знаний Соломона по ботанике и зоологии неизвестны (ср. Прем. 7:17-20). Приписываемое Соломону И. Флавием (Иудейские Древн. VIII, 2, 5) искусство входить в общение с демонами на пользу людям, а также заклинания и волшебные формулы с именем Соломона (Иудейская Война I, 32, 2; II, 6, 3; VII, 6, 3) относятся уже к области мифологии, нашедшей полное развитие в Талмуде (тракт. «Гиттин») и затем в Коране (гл. 27, ст. 15 сл.: по Корану, Соломон понимал язык демонов, зверей, птиц, муравьев). Вся вообще мистическая литература Востока ставила себя в генетическую связь с именем Соломона. Мудрость Соломона привлекала к нему не только соотечественников, но и иноземцев, даже царей, как царица Савская (ст. 34) ср. (3Цар. 10:1).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →