Комментарии Лопухина на первую книгу Паралипоменон 5 глава

1–10. Потомство Рувима. 11–17. Потомство Гада. 8–22. Война колена Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина с арабскими племенами. 23–24. Полуколено Манассиино. 25–26. Отведение трех восточно-иорданских колен в плен.

1Пар.5:1. Сыновья Рувима, первенца Израилева, – он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однако ж, чтобы не писаться им первородными;

Замечание данного стиха, что Рувим потерял право первородства за осквернение постели отца своего, находится в Быт 49:4, но нигде не говорится о передаче первенства Иосифу, хотя это и предполагается Быт 48.5-6, где обоим его сыновьям дается по уделу, так что Иосиф в лице двух своих сыновей получил, как обладавший правом первородства, двойной удел (Втор 21.17).

1Пар.5:2. потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа.

Сыновья Иосифа не писались первородными потому, что они не обладали данными для такого права первенства, как право власти. Оно основывается на силе, а сильнейшим и по численности и по влиянию был Иуда (Быт 49.8; Суд. 1:1), из его же колена происходили и представители власти – цари (1Цар 13.14:25.30).

1Пар.5:3. Сыновья Рувима, первенца Израилева: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми.

Сыновья Рувима в том же порядке исчисляются в Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.5-7.

1Пар.5:4. Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей,

1Пар.5:5. его сын Миха, его сын Реаия, его сын Ваал,

1Пар.5:6. его сын Беера, которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян.

Потомки Иоиля – единственная линия, сохранившаяся в известную эпоху в нескольких поколениях. Семь перечисленных здесь имен встречаются и в других местах Ветхого Завета, но в качестве имен потомков Рувима – нигде. Равным образом неизвестно, от кого происходил Иоиль.

1Пар.5:4. Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей,

Стоящее после имени «Шемай» еврейские слово «beno» (сын его) LXX поняли в качестве собственного имени «Βαναία» и потому вставили между Шемаем и Гогом нового потомка Рувима.

1Пар.5:6. его сын Беера, которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян.

Беера, отведенный в плен Феглафеллассаром (см. ниже 1Пар.5:26 был князем не всего колена, но лишь того рода, из которого происходил.

1Пар.5:7. И братья его, по племенам их, по родословному списку их, были: главный Иеиель, потом Захария,

1Пар.5:8. и Бела, сын Азаза, сына Шемы, сына Иоиля. Он обитал в Ароере до Нево и Ваал-Меона;

Хотя поименованные в данных стихах лица называются братьями Бееры, но на самом деле они – его старшие родственники. Это видно из замечания о Беле. Он происходил от Иоиля в третьем поколении, тогда как Беера -в седьмом. Но почему старшая линия исчислена после младшей, сказать невозможно. Ароер – современный Араер при потоке Арноне (Втор 3.12), Нево – гора в хребте Аварим против Иерихона (Чис 32.38:33.47); Ваал-Меон – местность, упоминаемая Моисеем вместе с Нево (Чис 32.38). В кн. Иисуса Навина (Нав 13.15-20) протяжение удела колена Рувимова в северном направлении представляется более обширным, так как к северу от Ваал-Меона рувимлянам принадлежал еще целый ряд городов. Восточная граница удела колена соприкасалась с пустыней, отделяющей Галаад от Ефрата.

1Пар.5:10. Во дни Саула они вели войну с Агарянами, которые пали от рук их, а они стали жить в шатрах и по всей восточной стороне Галаада.

По 1Пар.5агаряне были врагами всех восточно-иорданских колен. Сходство имени заставляет считать их потомками Агари, наложницы Авраама. Это подтверждается тем, что в 1Пар.5они упоминаются наряду с несомненными потомками ее сына Измаила (см. прим. к 1Пар.5:20). В сирском и арабском переводах вместо «Агаряне» стоит «арабы жители Сакки», у LXX – «пришельцы». То и другое чтение тожественны. Слово Сакка -еврейскому «сука» – «шалаш». В шатрах жили кочевники арабы, почему они и могли быть пришельцами к границам владений рувимлян. Если следовать контексту, то победителями агарян должно считать не всех рувимлян, а только поколение Белы. Но этому препятствует то обстоятельство, что о Беле в 1Пар.5:8, 9 говорится в числе единственном, тогда как в 10 ст. употребляется множественное.

1Пар.5:11. Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи:

1Пар.5:12. в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат.

1Пар.5:13. Братьев их с семействами их было семь: Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер.

1Пар.5:14. Вот сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Буза.

1Пар.5:15. Ахи, сын Авдиила, сына Гуниева, был главою своего рода.

1Пар.5:16. Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их.

1Пар.5:17. Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского.

Родословие Гада. Совместная жизнь колена Гадова с Рувимовым на восточно-иорданской стороне, общие войны с агарянами (1Пар.5:10, 19-20) и одинаковая судьба (1Пар.5:26) являются причиной того, что родословие Гада излагается вслед за генеалогией Рувима.

1Пар.5:11. Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи:

Колено Гадово жило в середине Галаада, составлявшего южную часть владений Ога Васанского (Втор 3.12-13), севернее Рувима. Салха лежит в расстоянии 6–7 часов пути от Боцры и 30 часов пути на восток от Иордана. Об уделе колена Гада см. Нав 13.24-28.

1Пар.5:12. в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат.

Остается совершенно непонятным, почему не перечисляются ближайшие потомки Гада (Быт 46.16), и в каком отношении к ним стоят лица данного стиха. Несомненно лишь, что как они, так и нижеупоминаемые жили или в начале VII до Р. X. при Иеровоаме II или на полстолетия позднее – при Иоафаме иудейском (1Пар.5:17).

1Пар.5:16. Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их.

Согласно с Втор 3.12 колено Гадово жило не во всем Галааде, а только в одной половине его; другая была отдана полуколену Манассиину (Втор 3.13). Что же касается Васана, то, по Нав 13.30, весь он был отдан потомкам Манассии, ввиду чего показание данного стиха наводится в противоречии с этим свидетельством. Для устранения его ссылаются обыкновенно на то, кто заселение гадитами части Васана падает на более позднее время. Как пастухи, они могли занять такие места, которые оказались лишними для манасситов. «Сарон», конечно, не Саранская долина, лежащая при Средиземном море между Кесарией и Иоппией, так как нигде нет указания не только на постоянное поселение здесь потомков Гада, но даже и на временное пребывание в качестве кочевников, а одноименная с нею местность на восточно-иорданской стороне. Некоторые отожествпяют его с Сирионом (Втор 3.9).

1Пар.5:17. Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского.

К какому периоду царствования Иеровоама и Иоафама относятся перечисления гадитов, история не указывает. Первое приурочивают ко времени после победы над сирийцами (4Цар 14.25), второе ко времени после поражения аммонитян (2Пар 27.5).

1Пар.5:18. У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну.

Замечание о воинственности потомков Рувима, Манассии и Гада подтверждается 1Пар 12.8:21, а число способных к войне (44 760) совпадает с числом, показанным в Нав 4.12-13 (около 40 000), и гораздо меньше отмечаемого кн. Числа: 46 500 – рувимлян, 45 650 – гадитян и 32 200 – манасситян (Чис 1.21:25, 35; Ср. Чис 26.7:18, 34). Но это разногласие может быть примирено тем соображением, что при Моисее исчислялись безусловно все способные к войне, как того требовало завоевание Ханаана, ав кн. Иисуса Навина и 1 кн. Паралипоменон только наиболее храбрые и воинственные.

1Пар.5:19. И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом.

Иетур и Нафиш – две народности, происшедшие от Измаила (1Пар 1.31; Быт 25.15). Судя по 1Пар.5война с этими племенами падает на время царствования Саула. В истории его правления о данном событии не говорится потому, что он не принимал в нем участия. Но, судя по тому, что Саулом были поражены соседние с Галаадом моавитяне и Аммонитяне (1Цар 14.47), можно думать, что на это же время падают и победы двух с половиною колен над кочующими арабскими племенами.

1Пар.5:21. И взяли они стада их: верблюдов пятьдесят тысяч, из мелкого скота двести пятьдесят тысяч, ослов две тысячи, и сто тысяч душ людей,

1Пар.5:22. потому что много пало убитых, так как от Бога было сражение сие. И жили они на месте их до переселения.

Громадное количество добычи напоминает победу над мадианитянами (Чис 31.11:32) и объясняется множеством убитых. В занятых местностях два с половиною колена жили «до переселения», т.е. до переселения им Феглафелассаром (1Пар.5:26).

1Пар.5:23. Потомки полуколена Манассиина жили в той земле, от Васана до Ваал-Ермона и Сенира и до горы Ермона; и их было много.

По свидетельству Нав 13.30, полуколено Манассиино получило в удел весь Васан; в данном стихе указывается северная граница его владений. Они простирались до Ваал-Ермона, или, по Нав 13.5, Ваал-Гада, находившегося при горе Ермон, Сенира, каковое имя, по Иез 27.8, обозначает одну часть Ермона, а по Втор 3.9 является амморейским названием всего Ермона. Обширность занимаемой гюлуколеном Манассии местности (см. Нав 13.30-31) соответствует его многочисленности: «их было много». И действительно, при втором исчислении во времена Моисея в колене Манассиином было 52 700 человек, способных к войне.

1Пар.5:24. И вот главы поколений их: Ефер, Ишьи, Елиил, Азриил, Иеремия, Годавия и Иагдиил, мужи мощные, мужи именитые, главы родов своих.

Имена потомков Манассии нигде более не встречаются.

1Пар.5:25. Но когда они согрешили против Бога отцов своих и стали блудно ходить вслед богов народов той земли, которых изгнал Бог от лица их,

1Пар.5:26. тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглафелласара, царя Ассирийского, и он выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина, и отвел их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, - где они до сего дня.

Сообщение об отведении заиорданских колен в плен Феглафелласаром является воспроизведением сказания 4Цар 15.29, о завоевании этими царями Галаада, закончившихся переселением его жителей в Ассирию. Как видно из той же 4Цар 15-16, данное событие падает на время правления Ахаза иудейского и Факея израильского: для защиты от нашествия последнего в союзе с Рецином на Иудею и был приглашен первый Феглафелласар (4Цар 16.7). Кроме него, наш стих упоминает, согласно с 4Цар 15.19, еще о Фуле, царе ассирийском, современнике Менаима. С точки зрения кн. Царств и 1 Паралипоменон – это два различные царя. Но в ассирийском каноне эпанимов, представляющем список ассирийских царей данного периода, Фула не значится, а ассириологи признают не подлежащим сомнению тот факт, что под этими именами кроется одно и то же лицо. О местах поселения пленников см. прим. к 4Цар 17.6.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →