Комментарии Лопухина на вторую книгу Паралипоменон 5 глава

(Ср. 3Цар VIII:1–11). Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм. 1–3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. 4–6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. 7–10. Поставление ковчега во Святом Святых. 11–14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм.

1–3 Замечание ст. 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение ст. 51 VII-ой гл. 3Цар (сн. 2Цар VIII:7–12; 1Пар XVIII:7–11). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма. Ст. 2–3 сн. 3Цар VIII:1–2. В 2Пар не указано название 7-го месяца этаним или афаним (позже – тисри), как в 3Цар. По блаженному Феодориту, собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne. Patrolog. Curs. Comp. Ser. gr. 1. 80, p. 822).

4–6 По 3Цар VIII:3 ковчег подняли и несли священники, как требует и Чис IV:15. Здесь же, ст. 4, равно как в 1Пар XV:2 и 2Цар VI:15, право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: (гак) коганим (га) левиим: «левиты» – родовое понятие, священники – видовое (ср. Втор X:8; XVIII:7). См. проф. Ф. Г. Елеонского. Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия. Xрист. Чтен. 1875, август, с. 192–207; сн. прот. Г. Титова. История священства и левитства ветхозаветной церкви. Тифлис 1876, с. 63–64, примеч. 2.

7–10 Замечание о шестах ковчега и о присутствии их при последнем до сего дня (ст. 9, сн. 3Цар VIII:8) принадлежит современному Соломону – составителю церковно-государственных летописных известий, а не самому свящ. писателю книг Паралипоменон, – предположительно Ездре; уже при Ровоаме драгоценная утварь храма была похищена фараоном египетским Сушимом (3Цар XIV:26; 2Пар XII:9), а после плена, в храме Зоровавеля не было и самого ковчега. Таким образом данное замечание, подобно другим чертам повествования, указывает на документальный характер известий кн. Паралипоменон (Cornel. a Lapide ad. h. loc; проф. А. А. Олесницкий, Государств. Летопись царей иудейских. Труды Киев. Дух. Акад., № 8, с. 420–421; проф. П. А. Юнгеров. Происхождение и историчность кн. Паралипоменон. 1905, сентябрь, с. 15–16. Сн. Толков. Библия II. с. 461).

Из замечания ст. 10: «не было в ковчеге (храма Соломонова) ничего, кроме двух скрижалей…» (сн. 3Цар VIII:9) можно уже заключать, что в скинии Моисеевой ковчег заключал и еще нечто, – именно по Евр IX:4 там были, кроме скрижалей завета (сн. Втор X:1), еще золотой сосуд с манною (сн. Исх XVI:32–34) и жезл Ааронов расцветший (сн. Чис XVII:10. См. Толков. Библию I, с. 430 и 523; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 151).

11–14 В сравнении с параллельными ст. 10–11 VIII гл. 3Цар здесь имеется значительная вставка документального характера: свидетельство о левитских хорах, устроенных еще Давидом при скинии Сионской и Гаваонской (1Пар XVI:4 сл. 37; XXV:7–31), главных регентах их: Асафе, Емаке и Идифуне, и торжественном пении с игрой храмового оркестра при освящении храма (см. у о. прот. Г. Титова, История священства и левитства, с. 94–98. Об Асафе и Емане ср. 3Цар IV:81 и Толков. Библия II, 453–454. Об облаке славы Иеговы – там же. с. 461–462).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →