Комментарии Лопухина на вторую книгу Паралипоменон 11 глава

(Ср. 3Цар. 12:21-24) 1–4. Предотвращение, по слову пророка, братоубийственной войны между двумя еврейскими царствами. 5–12. Укрепление Ровоамом городов иудейских и устройство общественных хлебных магазинов. 13–17. Переселение священников и левитов в Иудею из царства Израильского. 18–23. Семья Ровоама.

2Пар.11:1. И прибыл Ровоам в Иерусалим и созвал из дома Иудина и Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы воевать с Израилем и возвратить царство Ровоаму.

2Пар.11:2. И было слово Господне к Самею, человеку Божию, и сказано:

2Пар.11:3. скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему Израилю в колене Иудином и Вениаминовом:

2Пар.11:4. так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны́ с братьями вашими; возвратитесь каждый в дом свой, ибо Мною сделано это. Они послушались слов Господних и возвратились из похода против Иеровоама.

Сн. (3Цар. 12:21-24). Толков. Библия II.

2Пар.11:5. Ровоам жил в Иерусалиме; он обнес города в Иудее стенами.

2Пар.11:6. Он укрепил Вифлеем и Ефам, и Фекою,

2Пар.11:7. и Вефцур, и Сохо, и Одоллам,

2Пар.11:8. и Геф, и Марешу, и Зиф,

2Пар.11:9. и Адораим, и Лахис, и Азеку,

2Пар.11:10. и Цору, и Аиалон, и Хеврон, находившиеся в колене Иудином и Вениаминовом.

2Пар.11:11. И утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла и вина.

2Пар.11:12. И дал в каждый город щиты и копья и утвердил их весьма сильно. И оставались за ним Иуда и Вениамин.

Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков – Вифлеем (Быт. 35:16, 19, 48:7; Руф. 1:1); о положении его см. Толков. Библию II, с. 336–337 и 383. Ефам (LXX Αιτάν, Vulg. Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином (Нав. 15:59), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. Древн. VIII, 7, 3), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне); теперь – Айн – Аттан, между Вифлиемом и Уртасом (Onomast. 487). Фекоя – в Иудинон колене (Нав. 15:59), к северу от Хеврона, теперь Хирбет-Текуа (Onomast. 417); ср. Толков. Библия, т. II, с. 336–337 и 430. Бефцур (LXX βαιθσουρὰ) – в Иудином колене, в горах Иудиных (Нав 15.58; Неем 3.16); особенно известен стал во времена Маккавеев, как сильная крепость, бывшая тогда местом нескольких сильных сражений (1Мак. 4:29, 61, 6:7, 26); по И. Флавию (Иуд. Древн. VIII, 5, 6), был наиболее укрепленным оплотом в земле Иудейской; теперь Бат-Сур по дороге из Иерусалима в Хеврон, на расстоянии верст 20-ти от первого (ср. Onomast. 234, лежит на земле, у подошвы которого протекает обильный источник Айн-ед-Дирье, где, по преданию, Ап. Филипп крестил евнуха Кандакии. Сохо(LXX Σοχώθ) – имя двух городов в Иудином колене (Нав. 15:35, 48; 3Цар. 4:10) и др. (Onomast. 881), к юго-западу от Иерусалима, см. Толков. Библию II, с. 335 и 336. Одоллам (евр.: адуллам ) упоминается уже в (Быт. 38:1, 12, 20); взятый Иисусом Навином (Нав. 12:15) достался в жребий Иудин, ср. (2Мак. 12:38), в 5-ти верстах к сев.-вост. от Сохо (Onomast. 24. Ср.Толков. Библия I, с. 326). Геф (евр.: гат ) – к западу от Сохо, верстах в 5-ти; до царствования Давида был одним из пяти главнейших филистимских городов (1Цар. 6:17, 17:4), Давид покорил его (2Цар. 8:1). Ср. Толков. Библия II, с. 396 и 426. Сн. Onomast. 301. Мареша (LXX слав.: «Марисан») у юго верст 5 от Гефа (Нав. 15:44); (Толков. Библия II) родина пророка Михея (Мих. 1:1), место сражения Асы с Зараем Ефиоплянином (2Пар. 14:9); во времена Маккавеев и последующие нередко переходил из рук в руки (И. Флавий. Иуд. Древн. XII,8, 6; XIII, 9, 1; XIV, 4, 4; XV, 5, 3), пока окончательно был разрушен парфянами при Ироде (Иуд. Древн. XV,13, 9; Иуд. Война I, 13, 9). Ср. Onomast. 673. Зиф (Нав. 15:55) – в 1 34 часа пути к югу от Хеврона (Onomast. 464); в пустынных окрестностях Зифа скрывался Давид от преследований Саула (1Цар. 23:14, 26:2). Толков. Библия II, с. 336 и 411. Адораим к востоку от Зифа (1Мак. 13:20); Onomast. 165, теперь Дер'ат. О положении Лахиса (4Цар. 14:19) см. Толков. Библию II, с. 512. О положении Азека (Нав. 10:10, 15:35); (Onomast. 34), см. также, с. 62–63. О положении Цоры (LXX Σαραὰ, сл.: «Салаа», (Нав. 15:33, 19:41); Onomast. 830) – там же, с. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Равоамом. Об Аиалоне (Нав. 10:12, 19:42) см. Толков. Библию II, с. 320 и 344. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13–14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, Исторические книги, с. 519). Хеврон, ранее Кириаф-Арба (Быт. 13:18, 23:2; Чис. 13:23; Нав. 10:36, 12:10, 14:13, 15:13; Суд. 1:10) и др., – один из древнейших городов мира (по (Чис. 13:23), построен 7-го года прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву (Нав. 14:13), после около 7 лет был столицей Давида (2Цар. 2:1, 5:5). В евангельское время, по преданию, был местом жительства св. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomast. 113) см. Толков. Библию т. I, с. 334 и 519, т. II, с. 88. Кроме крепостей, во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11–12).

2Пар.11:13. И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов,

2Пар.11:14. ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня

2Пар.11:15. и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал.

2Пар.11:16. А за ними и из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу Богу отцов своих.

2Пар.11:17. И укрепили они царство Иудино и поддерживали Ровоама, сына Соломонова, три года, потому что ходили путем Давида и Соломона в сии три года.

Краткое сообщение (3Цар. 12:31) о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь (ст. 13–15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились – частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове (Иез. 44:10-14), – нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван, кроме собственного имени, еще именем сеирим, LXX μάταια, Vulg. daemonia. Русск. синод. перевод передает еврейское название буквально: «козлы», но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. Ис. 13:21, 34:14). См. у проф. Ф.Г. Елеонского. История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней. Спб. 1884, с. 136–140; у А. Глаголева Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев 1900, с. 591 –595.

О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16–17), говорится и в (3Цар. 12:27-28), причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. «Три года» (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. 3Цар. 14:22-24) и в Иудее началось идолослужение (ср. 2Пар. 12:1). Сн. Толков. Библия т. II, с. 476.

2Пар.11:18. И взял себе Ровоам в жену Махалафу, дочь Иеромофа, сына Давидова, и Авихаиль, дочь Елиава, сына Иессеева,

2Пар.11:19. и она родила ему сыновей: Иеуса и Шемарию и Загама.

2Пар.11:20. После нее он взял Мааху, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа.

2Пар.11:21. И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей.

2Пар.11:22. И поставил Ровоам Авию, сына Маахи, главою [и] князем над братьями его, потому что хотел воцарить его.

2Пар.11:23. И действовал благоразумно, и разослал всех сыновей своих по всем землям Иуды и Вениамина во все укрепленные города, и дал им содержание большое и приискал много жен.

Восполняется сравнительно с 3 Царств царская родословная Ровоама (ср. Толков. Библия II, 476). О неодинаковом написании имени третьей жены Ровоама, матери Авии, и ее отца, в ст. 20; (3Цар. 15:2) и (2Пар. 13:2) см. Толков. Библию II, с. 477. Из 28 сыновей своих (ст. 21) Ровоам удержал при себе лишь предназначенного к престолонаследию Авию, прочих, же, во избежание братоубийственной распри, разослал по разным городам, обеспечив каждого содержанием и поручив государственную службу.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →