Комментарии Лопухина на вторую книгу Паралипоменон 15 глава

1–7. Пророческое поучение Азари Асе и народу о зависимости благосостояния Иудейского царства от преданности иудеев Иегове. 8–19. Благочестивая ревность Асы по благоустроению культа Иеговы.

2Пар.15:1. Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий,

2Пар.15:2. и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас.

2Пар.15:3. Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона.

2Пар.15:4. Но когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя.

2Пар.15:5. В те времена не будет мира ни выходящему, ни входящему, ибо великие волнения будут у всех жителей земель;

2Пар.15:6. народ будет сражаться с народом, и город с городом, потому что Бог приведет их в смятение всякими бедствиями.

2Пар.15:7. Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши, потому что есть возмездие за дела ваши.

Пророк Азария, кроме данной главы называется еще в (2Пар. 23:1), объятый Духом Божиим, обращается к народу и царю Асе – под свежим впечатлением от чудесной победы (XIV) – с увещанием к верности Иегове и с предостережением от отступлений от Него; ст. З-6 изображают состояние растерянности Иудейского царства при нашествии Зарая, причем картина оставления Богом народа Своего и духовных лишений последнего близко напоминает пророческие изображения состояния отвержения Израиля (ср. ст. 3 и (Ос. 3:4; Ам. 8:11) ).

2Пар.15:8. Когда услышал Аса слова сии и пророчество [Азарии], сына Одеда пророка, то ободрился и изверг мерзости языческие из всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним.

2Пар.15:9. И собрал всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев от Ефрема и Манассии и Симеона; ибо многие от Израиля перешли к нему, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним.

2Пар.15:10. И собрались в Иерусалим в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы;

2Пар.15:11. и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую привели, из крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч;

2Пар.15:12. и вступили в завет, чтобы взыскать Господа Бога отцов своих от всего сердца своего и от всей души своей;

2Пар.15:13. а всякий, кто не станет искать Господа Бога Израилева, должен умереть, малый ли он или большой, мужчина ли или женщина.

2Пар.15:14. И клялись Господу громогласно и с восклицанием и при звуке труб и рогов.

2Пар.15:15. И радовались все Иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего клялись и со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон.

2Пар.15:16. И Мааху, мать свою, царь Аса лишил царского достоинства за то, что она сделала истукан для дубравы. И ниспроверг Аса истукан ее, и изрубил в куски, и сжег на долине Кедрона.

2Пар.15:17. Хотя высоты не были отменены у Израиля, но сердце Асы было вполне предано Господу во все дни его.

2Пар.15:18. И внес он посвященное отцом его и свое посвящение в дом Божий, серебро и золото и сосуды.

2Пар.15:19. И не было войны до тридцать пятого года царствования Асы.

Пророческая речь ободрила Асу и подвинула его к ревности о славе Иеговы, к обновлению всенародного завета с Иеговой и истреблению сохранявшихся от прежних царей принадлежностей идолослужения. В ст. 8 по евр. масор. тексту читается: (услышал Аса эти слова и пророчество) Одеда, LXX Αδάδ, так что некоторые полагают, что упомянутое впечатление произвело на Асу пророчествоне Азарии, а Одеда (ст. 1),отца его: «можно предположить, – говорит проф. Гуляев (с. 530), – что здесь, кроме слова Азарии, разумеется еще какое-то, в свое время известное, пророчество отца его Годеда». Но гораздо естественнее видеть здесь указание на пророчество, только что изложенное, (ст. 1–7) Азарии, сына Одеда. Многие кодексы LXX, как: XI, 52, 55, 60, 64, 71, 119, 121, 158, 243 (у Гольмеса), действительно, вставляют в ст. 8 имя Азарии; так – Сирск. и вульгата: prophetiam Azariae, filii Oded propheti, ср. слав, русск.

Двукратная победа иудеев: при Авии над израильтянами, и при Асе – над египтянами привлекла в Иудею многих израильтян на жительство (ст. 9).

Внутренним последствием пророческой проповеди была вся деятельность Асы по обновлению жертвенника (ст. 8), по восстановлению завета верности Иегове с обязательством налагать херем или теократическую казнь на отступников (ст. 12–14); ср. (Втор. 13), по организации величественных жертвоприношений (см. 11) и торжественных религиозных празднеств (14–15 ст.). Об этом всем в 3 Царств прямо не сказано.

Ст. 16–18, напротив, повторяют (3Цар. 15:13-15). О высотах, отмененных и неотмененных Асой, см. замеч. к (2Пар. 14:2); сн. Толковая Библия, II, стран. 477.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →