Комментарии Лопухина на книгу Неемии 12 глава

1–7 Список священников, пришедших с Зоровавелем. 8–26. Список левитов. 27–44. Освящение стен Иерусалима

Неем.12:1. Вот священники и левиты, которые пришли с Зоровавелем, сыном Салафииловым, и с Иисусом: Сераия, Иеремия, Ездра,

Считая священников и левитов главными носителями того духа, который одушевлял послепленную общину, писатель с особенным вниманием останавливается на их списках. Из (1Ездр. 2:62-63) видно, с какой тщательностью велись родословные списки священников. По свидетельству И. Флавия (Против Апиона 1:7), родословные списки велись даже иудейскими священниками, жившими в Египте, Вавилоне и других местах. Потом эти списки представлялись в Иерусалим, где, вероятно, Синедрионом из них составлялась одна родословная книга. В дополнение к этому Евсевий сообщает, что упомянутые родословные записи были уничтожены Иродом. Из ст. 7-го видно, что писатель называет собственно глав священнических и братьев их. По аналогии с гл. XI должно думать, впрочем, что писатель называет не отдельные личности, а череды, носившие имена тех или иных лиц. Писатель перечисляет 22 имени. Из них 15 имен те же самые, которые приведены уже в (Неем 10:3-9), а остальные иные. Это различие имен не ясно. Весьма вероятно предположение, что при подписи обязательства соблюдать закон некоторые череды (Неем. 10:3-9) подписались не своим точным именем, а именем тогдашнего представителя. Поименнованного (в ст. 1) Ездру некоторые исследователи отождествляют с Ездрой книжником. Но, по-видимому, это тот Ездра, который в (Неем. 10:2) называется Азарией.

Неем.12:3. Шехания, Рехум, Меремоф,

«Шехания, Рехум, Меремоф». Вместо имени Рехум по (1 Езд. 2:36-39; Неем. 10:5) лучше читать: Харим.

Неем.12:7. Саллу, Амок, Хелкия, Иедаия. Это главы священников и братья их во дни Иисуса.

«Это главы священников и братья их», т.е. представители отдельных священнических родов и следующие за ними братья.

Неем.12:10. Иисус родил Иоакима, Иоаким родил Елиашива, Елиашив родил Иоиаду,

Неем.12:11. Иоиада родил Ионафана, Ионафан родил Иаддуя.

Список первосвященников. Список является продолжением (1Пар. 6:10-14), где исчисляются первосвященники до Иоседека, отца Иисуса. Называемый в ст. 10 Елиашив был первосвященником во время Неемии (ср. Неем. 3:1, 13:4, 7, 28). О первосв. Иоиаде, называемом у И. Флавия Иудой (Иуд. Древн. XI, 2, 1), в (Неем. 13:28) сообщается, что сын его вступил в родственные отношения с Санаваллатом и за это был изгнан из Иерусалима. Вместо имени сына Иоиады Ионафана, ввиду ст. 22 и 23, лучше читать имя Иоханана или Иоанна (Иуд. Древн. XI, 7, 1). И. Флавий рассказывает, что этот Иоханан умертвил своего брата Иисуса, и это послужило поводом к осаде Иерусалима Вагозом, полководцем Артаксеркса II-го. Последний названный в ст. 11 первосвященник – Иаддуй. И. Флавий представляет его современником Александра Македонского (336–323). На этом основании некоторые исследователи отрицают даже принадлежность Неемии XII-й гл., а вместе с тем и всей книги. Но от времени Неемии до Александра Макед. (433–330) прошло не много более 100 л. Нет ничего невероятного в том, что Неемия видел Иаддуя в раннем детстве – и называет его в родословной, как кандидата на первосвященство. Если же такое предположение отвергнуть, то можно допустить, что первосвященническая родословная в ст. 11 продолжена уже после Неемии и доведена до Иаддуя.

Неем.12:12. Во дни Иоакима были священники, гла́вы поколений: из дома Сераии Мераия, из дома Иеремии Ханания,

Неем.12:13. из дома Ездры Мешуллам, из дома Амарии Иоханан,

Неем.12:14. из дома Мелиху Ионафан, из дома Шевании Иосиф,

Неем.12:15. из дома Харима Адна, из дома Мераиофа Хелкия,

Неем.12:16. из дома Иддо Захария, из дома Гиннефона Мешуллам,

Неем.12:17. из дома Авии Зихрий, из дома Миниамина, из дома Моадии Пилтай,

Неем.12:18. из дома Вилги Шаммуй, из дома Шемаии Ионафан,

Неем.12:19. из дома Иоиарива Мафнай, из дома Иедаии Уззий,

Неем.12:20. из дома Саллая Каллай, из дома Амока Евер,

Неем.12:21. из дома Хелкии Хашавия, из дома Иедаии Нафанаил.

Список священников, глав поколений, из времен первосв. Иоакима. Упоминаемый в ст. 16 Захария из дома Иддо, вероятно, тожествен с пророком Захарией (Зах. 1:1; 1 Езд. 5:1). В ст. 17-м после слов: «из дома Миниамина», несомненно, утрачено имя главы поколения.

Неем.12:22. Левиты, гла́вы поколений, внесены в запись во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя, и также священники в царствование Дария Персидского.

Неем.12:23. Сыновья Левия, гла́вы поколений, вписаны в летописи до дней Иоханана, сына Елиашивова.

Неем.12:24. Гла́вы левитов: Хашавия, Шеревия, и Иисус, сын Кадмиила, и братья их, при них поставленные для славословия при благодарениях, по установлению Давида, человека Божия – смена за сменою.

Неем.12:25. Матфания, Бакбукия, Овадия, Мешуллам, Талмон, Аккув – стражи, привратники на страже у порогов ворот.

Неем.12:26. Они были во дни Иоакима, сына Иисусова, сына Иоседекова, и во дни областеначальника Неемии и книжника Ездры, священника.

Список левитов. По ст. 22-му, левиты внесены в запись в дни Елиашива, но, по ст. 26-му, уже во время Иоакима отделения левитов были установлены. Очевидно, во дни Елиашива была сделана только запись, которая, вероятно, исправлялась при следующих первосвященниках. В (1 Езд. 2:40, 42), кроме шести отделений привратников, о которых в (Неем. 12) не говорится, названы только три рода левитов: Иисус, Кадмиил, сыны Асафа. В (Неем. 12:8-9) из времени того же Зоровавеля названы еше Биннуй, Шеревия, Иуда, Матфания, Бакбукия, Унни. Очевидно, после прибытия Зоровавеля еще возвратились представители левитских классов, об организации которых мы не имеем точных сведений. Замечание ст. 22-го: «также священники в царствование Дария Персидского» не ясно. Упоминание о Дарии Персидском также не определенно. Возможно, что в данном замечании мы имеем позднейшую глоссу.

Неем.12:27. При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей.

С 27 ст. начинается описание совершенного Неемией торжественного освящения стен Иерусалима. Время этого события не указывается. Но нет никаких оснований отодвигать событие далеко от построения стен, – ко времени, напр., вторичного прибытия Неемии (Ролинсон). По письму палестинских иудеев к египетским, сохраненному в (2Мак. 1:18), торжественное освящение стен произошло в 25-й день кислева. Если постройка стен была окончена в Элуле (Неем. 6:15), то, по-видимому, освящение было совершено через 3 месяца. Вероятно, освящение совершено было тотчас после того, как осуществлены были заботы об увеличении населений Иерусалима (Неем. 7:5, 11:1), и община дала торжественную клятву соблюдать закон. В ст. 27-м говорится о приготовлении к освящению, именно о приглашении левитов, которые большей частью жили не в самом Иерусалиме, а вблизи его.

Неем.12:28. И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских,

«И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских». Сыновья певцов – участники левитских певческих хоров, приходившие в Иерусалим в определенные дни. Нетофа, нынешний Бен-Нетаф, в 3 мил. к ю.-з. от Иерусалима.

Неем.12:29. и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе села в окрестностях Иерусалима.

Беф-Гаггилгал может быть отождествлено нынешней Джилжилией, лежащей в расстоянии 4 м. к северу от Иерусалима, к западу от дороги в Наблуг. Местоположения Гевы и Азмавета также нужно искать недалеко от Иерусалима на север.

Неем.12:30. И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену.

Перед началом торжества священники и левиты не только очистились сами, но и очистили народ, ворота и стену. Последнее состояло, как думают на основании (2Пар. 29:20-24), в принесении жертв за грех и всесожжения. Есть также мнение (Рейсса), что очищение людей состояло в предварительных омовениях и посте, а для стен и ворот – в окроплении. Раши предполагает, что оно состояло в удалении костей из бывших в черте города пещер.

Неем.12:31. Тогда я повел начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шел по правой стороне стены к Навозным воротам.

Для торжества освящения были составлены два хора, которые пошли в противоположные стороны с тем, чтобы сойтись у храма. Место отправления хоров не указано. Но из контекста можно заключить, что шествие началось от ворот Долины, нынешних Яффских. Отсюда один хор шел направо, т.е. на юг, другой на север. За одним хором шел Ездра, а за другим Неемия.

Неем.12:32. За ними шел Гошаия и половина начальствующих в Иудее,

Гошаия занимал, по-видимому, около Неемии такое же положение, как и Седекия (ср. Неем. 10:1).

Неем.12:33. Азария, Ездра и Мешуллам,

Неем.12:34. Иуда и Вениамин, и Шемаия и Иеремия,

Названные в ст. 33–34 имена Кейль считает именами упомянутых выше «начальствующих в Иудее». Но и конструкция стихов (ст. 33: с евр. «и Азария»), и характер имен скорее дают основание видеть в ст. 33–34 список глав священнических, участвовавших в процессии в качестве представителей священства.

Неем.12:35. а из сыновей священнических с трубами: Захария, сын Ионафана, сын Шемаии, сын Матфании, сын Михея, сын Закхура, сын Асафа,

Неем.12:36. и братья его: Шемаия, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Хананий с музыкальными орудиями Давида, человека Божия, и книжник Ездра впереди них.

Священники, отправлявшие известные обязанности в процессии. И книжник Ездра впереди них, т.е. впереди всей процессии, следовательно, прямо за хором.

Неем.12:37. Подле ворот Источника, против них, они взошли по ступеням города Давидова, по лестнице, ведущей на стену сверх дома Давидова до Водяных ворот к востоку.

Относительно топографических указаний ст. 37 см. примеч. к (Неем. 3:15).

Неем.12:38. Другой хор шел напротив них, и за ним я и половина народа, по стене от Печной башни и до широкой стены,

Неем.12:39. и от ворот Ефремовых, мимо старых ворот и ворот Рыбных, и башни Хананела, и башни Меа, к Овечьим воротам, и остановились у ворот Темничных.

Об упомянутых в ст. 38–39 пунктах см. прим. к гл. 3.

Неем.12:40. Потом оба хора стали у дома Божия, и я и половина начальствующих со мною,

Оба хора сошлись у дома Божия, или на площади к востоку от храмовых зданий.

Неем.12:41. и священники: Елиаким, Маасея, Миниамин, Михей, Елиоенай, Захария, Ханания с трубами,

Неем.12:42. и Маасея и Шемаия, и Елеазар и Уззий, и Иоханан и Малхия, и Елам и Езер. И пели певцы громко; главным у них был Израхия.

Вероятно, в ст. 41–42 названы участники второй процессии, не упомянутые ранее при описании шествия второго хора.

Неем.12:43. И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно.

Указание на дальнейшие торжества в день освящения стен.

Неем.12:44. В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов,

«В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам». Замечание: «в тот же день» не указывает непременно на день освящения стены; замечание имеет характер неопределенный и означает: «в то время». Некоторые экзегеты полагают поэтому, что со ст. 44-го начинается описание деятельности Неемии во второе его прибытие в Иерусалим (Неем. 13:7). Но контекст речи скорее дает основание заключать, что писатель имеет в виду время ближайшее, когда в народе еще был тот подъем духа, который переживал он во время освящения стены. Как видно из ст. 44-го, хранение приношений ранее не было упорядочено.

Неем.12:47. Все Израильтяне во дни Зоровавеля и во дни Неемии давали части певцам и привратникам на каждый день и отдавали святыни левитам, а левиты отдавали святыни сынам Аарона.

«Все Израильтяне во дни Зоровавеля и во дни Неемии давали части певцам и привратникам на каждый день». Этим, разумеется, не исключается, что по отношению к отдельным лицам, как видно из (Неем. 10:38, 13:10), приходилось прибегать и к мерам принуждения.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →