Вторая половина речи Елифаза. 1−7. Упорство Иова, продолжающийся с его стороны ропот может навлечь на него божественный гнев. 8−27. Иов должен смириться пред Богом, под этим условием изменится его судьба, — он будет награжден.

Иов 5:1. Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

«Святые», т. е. ангелы (Иов 15:15; Пс 88:7−8; Дан 8:13) нечисты в очах Божиих (Иов 4:18); следовательно, они не могут допустить мысли о безгрешности низшего по сравнению с собою существа — человека. Поэтому ни один из них не поручится и за него, Иова, за его невинность, незаслуженность наказаний. У Иова нет защитников ни среди людей (Иов 4:7−9), ни среди небожителей.

Иов 5:2. Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.

Если же, несмотря на это, он будет роптать, проявлять нетерпеливость, то его постигнет участь глупца, призывающего на себя своим ропотом божественный гнев (ср. Еккл 10:4). Дальнейшее (ст. 8) описание «глупца» теми же чертами, что и нечестивого (Пс 36:35−36), дает понять, что под глупцом Елифаз разумеет грешника.

Иов 5:3. Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его.

Примеры гибели нечестивых известны Елифазу. Неоднократно наблюдая ее, он имел возможность предсказать ожидающее грешника несчастье («проклял день его») даже в то время, когда еще не было на лице очевидных признаков бедствия, — когда «грешник укоренялся» (ср. Пс 36:35−36), находился в поре силы, могущества.

Иов 5:4. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника.

Иов 5:5. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его.

Проявлением его благоденствия, счастья служат дети и имущество (Иов 21:8 и д.). Но первые с течением времени подвергаются наказанию со стороны представителей правосудия («будут бить у ворот», — Быт 34:20; Втор 22:24; Притч 22:22; Ам 5:10), второе расхищается: жатвою, защищенною от разграбления изгородью из терна («из-за терна возьмет ее») пользуются неимущие, голодные (ср. Пс 36:25), а всем имуществом — «жаждущие», т. е. такие или иные грабители (Иов 18:19).

Иов 5:6. Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда;

Иов 5:7. но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.

Наблюдаемые Елифазом случаи гибели грешника дают ему право установить то общее положение, что причина страданий и бедствий — не вне человека, а в нем самом. Его природа такова («человек рождается на страдание»), что он совершает преступление, за которым неизбежно следует возмездие. Данное свойство так же неотъемлемо у человека, как у искры — свойство подниматься вверх (евр. «решеф» употребляется и переводится в различных, значениях: в Пс 77:48 — словом «молния», в Пс 75:4 — «стрелы»; «решеф». Втор 32:24 и Авв 3:5 LXX, Онкелос, Акила и Симмах передают словом «птица». Последнее значение усвояют данному выражению греческое и славянское чтение настоящего стиха: «птенцы суповы», т. е. «коршуна»).

Иов 5:8. Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу,

Если в природе человека коренится склонность к греху, то Иову не составляет особенного труда сознаться в своей греховности пред Богом и просить у Него прощения. Так рассуждения 6−7 ст. подготовляют положение 8: вместо того, чтобы роптать, Иов должен смириться и обратиться к Богу.

Иов 5:9. Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа,

Ближайшим побуждением к такому обращение, обеспечивающим его успех, является мысль, с одной стороны, о благости и милосердии Божием по отношению к несчастным, а с другой — о тех наказаниях, которыми Господь поражает всех гордых, противящихся Ему.

Иов 5:10. дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей;

Иов 5:11. униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.

Господь, орошающий водами землю (Пс 103:10−13; 146:8; Иер 14:22) и превращающий пораженные засухой местности в плодородные (ср. Пс 106:35−36), превращает людские страдания и горесть в радость (1Цар 2:7−8).

Иов 5:12. Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия.

Иов 5:13. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:

Иов 5:14. днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью.

Бог — отмститель гордых, уповающих на свою силу. Он обращает в ничто их намерения и предприятия, так что «руки их не довершают предприятия», буквально с еврейского: «не сделают ничего прочного». (Еврейское слово «тушийа», переведенное в настоящем случае выражением «предприятие», в трех других местах кн. Иова передается различно: в Иов 6:13 — «опора», в Иов 11:6 — «следовало бы понести», в Иов 12:16 — «премудрость». Производимое экзегетами от арабского глагола «йаса» — «твердо стоять, быть постоянным», «тушийа» означает: «твердость, постоянство, прочное счастье, успех»). Нечестивые гибнут от собственного лукавства (ст. 12−13; ср. 2Цар 17:1−7:14, 23; 1Кор 3:20), их успешно начатые дела встречают впоследствии неустранимые препятствия, влекущие за собою гибель (ст. 14; ср Втор 28:29; Пс 34:5; Иер 23:12).

Иов 5:15. Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.

Иов 5:16. И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.

Господь — защитник угнетенных и бедных (ст. 15; ср. Пс 56:5:63.4), спасающий их от вреда, наносимого им сильным словом и делом (ср. Пс 106:42).

Иов 5:17−27. Применение мыслей 9−16 ст. к Иову.

Иов 5:17. Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай,

Иов 5:18. ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют.

Из связи второй половины ст. 17 с первою видно, что Бог вразумляет человека наказаниями. Вразумление состоит в том, что наказуемый не раздражается, подобно глупцу (ст. 2), а приходит к сознанию своей греховности, смиряется пред Богом. Результатом этого и является блаженство, счастье вразумляемого. Бог смиренных возвышает и спасает; подобный же удел ожидает и вразумившегося. Бог, нанесший ему раны, Сам и исцелит их (ст. 18 ср. Втор 32:39; Плач 3:32; Ос 6:1). Имея в виду спасительные последствия вразумления, Иов не должен противиться постигшим его бедствиям (Притч 3:11; Евр 12:5), роптать и раздражаться, как это делал до сих пор.

Иов 5:19. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.

Если Иов последует совету Елифаза, то Господь спасет его от бедствий неограниченное число раз («шесть-семь» — Притч 6:16; Притч 30:15:18).

Иов 5:20. Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча.

Иов 5:21. От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет.

Иов 5:22. Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься,

Иов 5:23. ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою.

Господь избавит его от смерти, причиняемой голодом и мечом; от вреда, наносимого языком клеветников (21 ст. ср. 15−16; Пс 56:5; 63:4; Сир 28:20:51.3); от враждебных отношений неодушевленной и одушевленной природы: камни не будут вредить плодородию его полей (4Цар 3:19; Ис 5:2), а дикие звери ему самому и его стадам (Лев 26:22; Втор 32:24; 3Цар 20:36; 4Цар 2:24; Иез 5:17:14.21; Ос 2:20).

Иов 5:24−26. Иов будет награжден благами характера положительного.

Иов 5:24. И узна́ешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь.

Не тревожимый ни людьми, ни внешнею природою, он будет наслаждаться миром: «шатер твой в безопасности» и избытком во всем: «будешь смотреть за домом твоим и не согрешишь», точнее, «не найдешь недостатка», так как евр. «лотехета», переведенное выражением «не согрешишь», происходит от глагола «хата» — «иметь недостаток», «промахиваться» (Суд 10:16; Притч 19:2).

Иов 5:25. И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.

Иов 5:26. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время.

Взамен умерших детей у него будет многочисленное, как трава (Пс 143:12), потомство, и сам он умрет в глубокой старости, пресыщенный днями.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на книгу Иова, 5 глава. Толковая Библия Лопухина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.