Комментарии Лопухина на Псалтирь 104 глава

Означенный псалом в еврейской Библии не имеет никакого надписания, у LXX-ти же и в Вульгате надписывается богослужебным термином «аллилуия», вошедшим в употребление не ранее времени последних царей Иудейских. Этот псалом излагает историю водительства Богом еврейского народа, заканчивая ее изложением факта изведения из Египта. Следующий, 105 псалом, начиная с последнего факта, продолжает дальнейшую историю описанием странствования евреев по пустыне, завоевания Палестины, поселения в ней и дальнейшей его судьбы до того момента, когда евреи были рассеяны среди народов, от какового рассеяния писатель и молит Бога освободить свой народ. Таким образом 105 псалом является по своему содержанию продолжением 104 псалма; если же к этому прибавить, что и язык, слог обоих псалмов одинаков, то писателем должно быть признано одно лицо. О времени происхождения псалма довольно ясно свидетельствуют и места из содержания 105 псалма, где, напр., писатель молит Господа «посетить... спасением народ» еврейский (Пс. 105:4) и «собрать его от народов», среди которых он был рассеян (Пс. 105:47). Такое же рассеяние было одно – время вавилонского плена. Так как еврейский народ изображается здесь хотя и плененным, но ожидающим себе милость Господа (Пс. 105:44-45), то и написан псалом, вероятно, тогда, когда надежда на возвращение евреев подновилась в народе: может быть, что это было при наступлении мидо-персидского владычества. Свидетельство кн. Паралипоменон (1Пар. 16:8-36), которая приводит первые 15 стихов 104 псалма некоторым их вариантом, как петые Давидом при перенесении Кивота Завета, как мы уже говорили (см. введение к псалму 95), не может быть понимаемо как точное историческое свидетельство и потому не опровергает происхождения этого псалма в указанное нами время.

Кто был писателем псалма, точно указать нет данных.

Славьте Господа среди народов и всегда ищите лица Его (1–4). Вспоминайте сыны Иакова, о тех знамениях и чудесах, которые Он изливал на семя Авраамово (5–7). Он хранит и блюдет завет, данный Аврааму и всему Израилю когда назначил в удел им землю Ханаанскую (8–11). Когда за своей малочисленностью они, патриархи, вели кочевой образ жизни, Господь никому не позволял обижать их (12–16). Во время наступившего голода, когда преданный в Египет Иосиф был поставлен над всем владением фараона, переселился Иаков в землю Хамову (17–23). Бог размножил народ Свой, но египтяне стали теснить его и Господь послал Моисея, который грозными чудесами устрашил притеснителей, они отпустили евреев (24–38). В дальнейшем странствовании Господь неоднократно совершал чудесные дела для них и вселил их в землю народов, чтобы они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (39–45).

Пс.104:3. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.

«Хвалиться именем» Божиим – то же, что и восхвалять дивные проявления Его всемогущества в мире и в истории еврейского народа, т. е. воспевать Его, как великого и единого истинного Бога. – «Да веселится сердце ищущих Господа». Сознание, что Бог еврейский есть всемогущий, истинный Бог, должно наполнять радостью сердце всякого кто стремится приблизиться к Нему, так как в этом приближении залог всяких благ.

Пс.104:4. Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.

Стремитесь сделаться достойными Его божественного покровительства, чтобы заслужить проявления над собой Его всемогущей силы, неуклонно следуйте Его заповедям и служите пред Ним.

Пс.104:5. Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,

Вспоминайте «суды уст Его» – вспоминайте и всегда руководитесь определениями, произнесенными Богом, т. е. Его заповедями.

Дальнейшее содержание псалма посвящено изображению верности Бога обетованию, данному народу еврейскому в лице его патриархов о постоянном покровительстве ему Господа и о назначении в его удел Палестины.

Пс.104:15. «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».

Счастливая судьба Авраама, принужденного кочевать среди земель многочисленных и враждебных ему народов, есть дело Промысла над ним Господа, соблюдавшего свое обетование: «не прикасайтесь к помазанным Моим». Помазанными называется не один патриарх Авраам, равно также не только пророки, но весь Богоизбранный народ, как выделенный Господом для служения Ему и проповедования Его имени среди языков.

Пс.104:23. Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.

«Земля Хамова» – Египет, так как Мезраим, второй сын Хама, считается основателем Египта.

Пс.104:28. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.

Пс.104:29. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.

Пс.104:30. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.

Пс.104:31. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.

Пс.104:32. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,

Пс.104:33. и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.

Пс.104:34. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;

Пс.104:35. и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.

Пс.104:36. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.

Перечисление казней Египетских.

Пс.104:44. и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,

Пс.104:45. чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!

Господь передал в руки евреев богатую и плодородную Палестину с тем, чтобы они оставались верны Его завету и оказались бы достойными Его помазанниками. Верность или неверность соблюдения ими своего назначения определяла и дальнейшую судьбу или процветания их в Палестине, или изгнания из нее.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →