Комментарии Лопухина на Псалтирь 147 глава

2 и 3 стихи ясно указывают, что псалом написан по поводу восстановления Иерусалима по возвращении из плена, когда уже были поставлены городские ворота, т. е. заканчивалось его построение и когда полевые работы евреев окупались обильными жатвами.

Хвали, Иерусалим, Господа, укрепляющего тебя. Господь утвердил мир в пределах твоих. Господь велик и всесилен: холод, жар, дождь и град происходят по Его воле. И этот Господь дал закон Иакову, но не другому какому народу (1–9).

Пс.147:1. Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего,

Призывается весь еврейский народ к восхвалению Господа, как особенного Попечителя и Покровителя только евреев (ср. 9 ст.).

Пс.147:2. ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя;

Пс.147:3. утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя;

Указание ближайшего повода к восхвалению Господа – укрепление «верей ворот», т.е. завершение постройки Иерусалима и «благословение сынов» Сиона (т. е. евреев вообще), т. е. покойное и беспечальное состояние обитателей Иерусалима, которым не угрожали ни внешние враги, ни недостаток материальных средств к существованию (Агг. 1:1-15).

Пс.147:4. посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его;

Изображение Божественного всемогущества. «Слово» – Божие повеление; «течь быстро» – неуклонно и немедленно исполняться. Все повеления Господа, как Миродержца, немедленно осуществляются, касаются ли они жизни народов, или внешней природы.

Пс.147:5. дает снег, как во́лну; сыплет иней, как пепел;

Пс.147:6. бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?

Пс.147:7. Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды.

Снег, белый как шерсть вымытых пред стрижкой овец; иней, густой, как пепел от костра; сильный мороз, губящий растительность зимой и опасный для здоровья человека; лед зимой и ручьи весной – все это совершается по воле Господа.

Пс.147:8. Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.

Пс.147:9. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия.

Иаков (евр. народ) должен всегда благоговеть пред Ним и благодарить Его, так как Господь, Всемогущий Повелитель Вселенной, только еврейскому народу оказывает особенное благоволение. Выражением последнего служит дарованный ему через Моисея и пророков закон, которого не имеет никакой другой народ. «Слово», «уставы», «суды» см. в объясн. 118 псалма.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →