Комментарии Лопухина на притчи Соломона 26 глава

1–12. Против безумия, его проявлений и следствий. 13–16. Против лености. 17–19. Против неумеренной шутливости 20–28. Против хитрости, лжи и коварства.

Притч.26:1. Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.

Притч.26:2. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

Притч.26:3. Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.

Притч.26:4. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;

Притч.26:5. не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.

Притч.26:6. Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.

Притч.26:7. Неровно поднимаются ноги у хромого, – и притча в устах глупцов.

Притч.26:8. Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.

Притч.26:9. Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.

Притч.26:10. Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает.

Притч.26:11. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

Притч.26:12. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.

Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине) берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета и славы для глупца. Затем образно представлены – бессилие клятвы или проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также – необходимость физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4–5 раввины усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4 имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и обличения глупцу бесполезны (ст. 4б), – в ст. 5 – предписывается разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается со стороны – полного неискусства и неспособности глупого ни к какому полезному делу (ст. 6–9), – незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в своем неразумии (ст. 11), и снова – самопревозношения и самонадеянности (ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2Пет 2.22.

Притч.26:13. Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!»

Притч.26:14. Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.

Притч.26:15. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.

Притч.26:16. Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.

В изображении здесь лености повторяются дословно черты, ранее высказанные Премудрым, см. ст. 13 и Притч 22.13; ст. 15 и Притч 19.24.

Притч.26:17. Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.

Притч.26:18. Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,

Притч.26:19. так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил».

В ст. 18 образно – посредством сравнения – высказывается мысль о крайнем вреде неуместных шуток и забав. h5 Притч.26:20. Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.

Притч.26:21. Уголь – для жара и дрова – для огня, а человек сварливый – для разжжения ссоры.

Притч.26:22. Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Притч.26:23. Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.

Притч.26:24. Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство.

Притч.26:25. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.

Притч.26:26. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.

Притч.26:27. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Притч.26:28. Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.

В образной и прямой речи (ст. 20–21) высказывается вред раздоров и ссор. Ст. 24–25 – предостережение против опасности со стороны лицемерия; в ст. 26 – мотив к воздержанию от злобы и ненависти: неминуемость открытия тайной ненависти. Ст. 26 дает обобщение предыдущих наставлений.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →