Библия » Лопухин Толковая Библия Лопухина

2 Фессалоникийцам 2 2-е Фессалоникийцам 2 глава

Разъяснения и наставления Апостола о втором пришествии Христовом по случаю напрасных смущений о сем (1−2). Признаки этого пришествия в предварении его отступлением и явлением антихриста (3−12). Избрание Фессалоникийцев на спасение, увещание их к устойчивой твердости в Апостольских преданиях и призывание им благодатного утешения от Бога в религиозно-нравственном возрастании (13−17).

2 Сол.2:1. Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,

Ап. касается здесь самого больного места в жизни Ф. церкви — волнений и колебаний, возникших по поводу вопроса о парусии. Он просит их не смущаться, и не колебаться умом касательно времени пришествия Христа. День Его б. м. близок но Он не придет, пока не произойдет ряд событий, которые подготовят откровение вечного царства славы.

«Наше собрание» — по греч. έπισυναγωγή — от глагола έπισυνάγεω, который встречается в Ев. Мк 13 и Ев. Мф 24:31. Слово έπισοναγωγη встречается в посл. к Евр 10:25, а также в 2 Мак.2:7, где оно тоже имеет эсхатологический смысл. Под собранием здесь разумеется объединение живых и мертвых, и их общая встреча со Христом в день Его парусии (ср. 1Фес 4:16, 17). Ап. говорит о «нашем собрании» — ημών, включая, по-видимому, и себя в число возможных прижизненных участников этого великого дня.

2 Сол.2:2. не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

«Не скоро» (по слав.) — не в смысле временном, а качественном — поспешно, охотно. «Подвизатися от ума» — терять голову, позволять возбуждению преобладать над соображениями здравого разума, отрываться от последнего, как корабль отрывается от якоря под давлением бури и волн. «Ужасатися» (по слав.) — смущаться , не теряя, однако, головы. Конец стиха объяснен выше — смотри введение.

2 Сол.2:3. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,

Ап. не отрицает того, что день парусии, может быть, близок, но он говорит что она еще не наступила. Ее откровению должен предшествовать ряд событий, и прежде всего «отступление» ή αποστασία. Употребление члена при слове αποστασία показывает, что имеется в виду определенный факт, хорошо известный Ап. и ф. Наше положение в этом отношении совершенно иное. Ключ к точному пониманию мыслей Ап. П. у нас утрачен. Отсюда возможность разных толкований, и необходимость критического отношения к делу. Что же это за отступление, о котором говорит Ап. П.? В чем оно заключается? Выражению αποστασία можно давать два смысла — религиозный и политический. Первый смысл это слово носит у LXX и в Н. З. (смотри 1 Мак.2 и Деян 21:21, где идет речь об отступлении от закона Моисеева). Но если это слово носит религиозный смысл, то где же произойдет это отпадение — среди язычников, среди христиан, или же среди иудеев? Конечно, всякое восстание на Бога есть отступление, но нужно думать, что язычники, как άνομοι, едва ли могут входить сюда в соображение. Отступление скорее мыслимо тогда или среди христиан, или же среди иудеев. Но у Ап. мы нигде не находим данных для того, чтобы предполагать, что в христианстве произойдет великое отступление как раз пред пришествием Христа, хотя частичное отступление вполне мыслимо. Отсюда — отступление лучше всего искать в Израиле, где оно будет носить скорее религиозный, чем политический характер. Второе событие пред наступлением парусии — это откровение «человека греха, сына погибели». Оба выражения — гебраизмы; Иуда в Ев. Иоанна (Ин 17:12) называется «сыном погибельным». Первое выражение «человек греха» характеризует собою самую природу личности, которая восстанет на Бога, а второе «сын погибели» — указывает на конечную судьбу этой личности. Нужно думать, что Ап. разумеет здесь не просто тенденцию зла, действующую в человечестве, а скорее определенную личность, в которой все зло должно, так сказать, воплотиться и сконцентрироваться, и стать против истинного Мессии и Сына Божия. Отожествлять сына погибели с самим сатаною не позволяет 2 Сол.2:9.

2 Сол.2:4. противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

«Противник» — αντικείμενος — равносильно выражению антихрист. «Превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею» — сын погибели будет врагом не одного лишь истинного Бога, но и богов языческих (1 Кор8:5), будет ли это нечто личное, или же вообще какой-нибудь предмет почитания. Это будет отрицание всякой религии вообще. «В храме Божием» — εις τον ναόν του Θεού — ναός — внутренняя часть храма, святилище. Употребление двух членов указывает, по-видимому, на то, что здесь разумеется храм Иерусалимский. «Сядет он, как Бог» — эта фраза, и вообще все образы, составляющие содержание этого стиха, могли быть легко подсказаны Ап. П. описанием Антиоха Епифана у пр. Даниила Дан 11(сравни Дан 7:25), и безумной попыткой римского императора Калигулы — поставить свою статую в храме Иерусалимском для религиозного поклонения (Иосиф Флавий, Antiduitates, XVIIÏ8. 2). Но как в народе иудейском может проявиться такая сатанинская богоборственность? На это ответить очень трудно. Но Ап. П., по-видимому, смотрел на иудаизм как на сферу, в которой должна проявиться самая страшная сатанинская борьба против Бога (см. 1Фес 2:14−16). Сравни, однако, Рим 9−11. Смотри Zeine. Р. Theologie des Neuen Testaments, стр. 465−74. 1911. Это очень трудный пункт в учении Ап. Павла.

2 Сол.2:5. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Из этого стиха видно, что Ап., проповедуя ф., много и подробно говорил им о парусии Христа (см. 1 Фес.5:1−2), и о временах и сроках в связи с нею, что находит подтверждение и в Деян 17:7.

2 Сол.2:6. И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

Что разумеет Ап. Павел под το κατέχον («удерживающее» — по слав.)? Ниже в 2 Сол.2 он говорит относительно ό κατέχον — «держяй», по слав. Несомненно здесь разумеется одно и то же, и именно вероятнее всего — римская власть, римская империя, которая своею мощною рукою пока еще сдерживала богоборство Израиля. Это толкование, идущее от времен Тертуллиана (De Resurr. c. 24 — duis nisi Romanus status), находит себе подтверждение и в фактах жизни Ап. Павла. Последний всюду находил что римская власть действительно играла роль «удерживающего» (см. Деян 17 и д. Деян 18:12−16), отсюда и его взгляд на власть в Рим 13:1−3. Если же Ап. пишет здесь прикровенно, то это стоит в полном согласии с таинственным характером апокалиптических писаний и б. м. с соображениями осторожности, в виду того, что сказано во второй половине стиха 2 Сол.2:7.

2 Сол.2:7. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

«Тайна беззакония» — это то же, что и αποστασία. Стих поясняет предшествующую мысль: явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не самым возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно, и именно до тех пор, пока не будет устранен тот, кто теперь удерживает вакханалию зла.

2 Сол.2:8. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

2 Сол.2:9. того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,

2 Сол.2:10. и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

Но раз «удерживающий» будет взят от среды, откроется «беззаконник» («человек греха» в 2 Сол.2:3), пришествие которого будет сатанинской пародией на пришествие истинного Мессии — Иисуса; но царство его не продлится долго: Господь Иисус убьет его духом уст своих (сравни Ис 11:4); будет достаточно одного дыхания Божия чтобы смести с лица земли беззаконника. — «Истребит явлением пришествия Своего» — здесь соединены два термина вместе — επιφάνεια и παρουσία. Первый употребляется в Н. З. только у Ап. Павла, и за исключением данного места, главным образом в пастырских посланиях. Выражение это включает в себя идею о поразительном и важном событии, полном славы и величия. Второй термин встречается у Ап. П. главным образом в 1 Фес.1 и в 1Кор 15:23. Помимо этого — он встречается в посланиях Ап. Иакова, Петра II, и Иоанна I. Выражение «парусия» — по-видимому, строго еврейский термин, тогда как «эпифания» — термин более понятный язычникам. — «Со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» — первое относится к виновнику чудес, второе и третье характеризует впечатление на свидетелей ложных чудес. Эти последние могут, или прояснять ум свидетелей (знамения), или же захватывать их нравственное чувство (чудеса ложные. См. у Lightfoot). «Со всяким неправедным обольщением» — по слав.: «во всякой льсти неправды» — сочетание слов, указывающее на активный, агрессивный характер неправды, действующий, однако, только на «погибающих» — духовно сродных «сыну погибели». «Любовь истины» — выражение усиления. Погибающие не только отвергнут истину, но они не будут вовсе и желать обладать ею.

2 Сол.2:11. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,

2 Сол.2:12. да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

Здесь описывается дальнейшая судьба «погибающих». Они сначала восстанут против «любви истины» (2 Сол.2:10). За это Бог пошлет им «действие заблуждения» — когда они не только будут пассивно внимать лжи, но станут и ее активными сторонниками и апостолами. Они поверят «лжи» — ложь здесь все, что отрицает истину Евангелия, истину раr excellence. Ложь станет истиною для погибающих; но эта аберрация будет допущена для того, чтобы они могли быть осуждены за то, что отвергли сознательно слово истины, и нашли услаждение в неправде.

2 Сол.2:13. Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,

2 Сол.2:14. к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

Покончив с судьбою погибающих, Апостол обращается к судьбе «избранных» ф., и говорит что он и его сотрудники должны всегда благодарить Бога за то, что ф. были от начала избраны Богом к получению славы Г. И. Христа. — «Возлюбленные Господом» — т. е. Иисусом Христом, так как у Ап. П. название Κύριος почти исключительно прилагается к Г. И. Христу. — «От начала» απ᾿ αρχής — лучшее чтение, ибо рельефнее оттеняет мысль Ап. о различии между вечным планом Божиим о спасении, и его исполнением в известный исторический момент (ср. 1Кор 2:7; Еф 1:4; 2Тим 1:9). с другой стороны Codex Vaticanus (B) читает άπαρχήν — начаток (ср. 1Кор 16:15; Рим 16:5) — в таком случае мысль Ап. обращается к ф., как начатку, первому плоду его евангельского служения в Македонии (Флп 4:15). Но первое чтение нужно предпочесть по всем соображениям. Здесь тогда будут указаны три ступени в развитии плана спасения — вечное избрание, призвание, и получение вечной славы. — «Чрез освящение Духа» — т. е. Св. Духа (сравни 1 Петра 1 по греч. тексту). — «Веру истине» — по слав.: т. е. веру в истину. — «Призвал» — указание на исторический момент осуществления вечного плана Божия о спасении. Орудием призвания было «Евангелие», которое Ап. П. называет «нашим» (ср. Рим 2:16; 2Кор 4:3; 2Тим 2:8). «В получение» — по слав.; по греч.: εις περιποίησιν δόξης — «это может означать или 1) чтобы мы могли получить славу, или 2) чтобы он мог восприять нас в славу, или же облечь нас славою» (Lightfoot, op. cit. 121). Слово περιποίησις может оттенять, или наше собственное усилие к получению славы, или же указывать на действие со стороны Бога, приемлющего нас в Свою славу.

2 Сол.2:15. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

Но раз таков план спасения, как бы продолжает Ап., ф. должны, с своей стороны, оказаться достойными сего и твердо держаться преподанного им учения — «преданий» — τάς παραδόσεις — учений, сообщенных им не как лишь личные воззрения, но как «весть» воспринятая свыше, причем безразлично, как бы эти учения не дошли до них — «словом» — или же «посланием» . Под последним здесь несомненно разумеется наше 1 Ф.

2 Сол.2:16. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,

2 Сол.2:17. да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

Конец главы содержит молитву Апостола, в которой имя Г. И. Христа стоит ранее имени Бога. «Этот порядок, м. б. был определен, пишет G. Milligan, непосредственно предшествующей ссылкой на «славу Г. Иисуса» (2 Сол.2:14.), или же обязан своим появлением тому факту, что именно Христос является посредником, через которого был выполнен план Божий в отношении к Его людям. В обоих случаях пред нами другой поразительный пример равенства чести, приписываемой всюду в этих посланиях Сыну вместе с Богом Отцом» (ор. с. 108). — «Возлюбивший нас и давший» — два причастия с одним членом, и аорисг в παρακαλεσαι — указывают на определенный исторический момент возникновения Евангелия, и относятся к «Богу и Отцу». — «Вечное утешение» — по контрасту с преходящими радостями земными. — «Надежду благую» — надежду на будущее. — «Во благодати» — то и другое дар свыше, а не наша личная заслуга. — «Во всяком слове и деле благом» — не только в том, что вы делаете, но и в том что вы говорите.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на 2-е послание Фессалоникийцам, 2 глава. Толковая Библия Лопухина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

2 Фессалоникийцам 2 глава в переводах:
2 Фессалоникийцам 2 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.