Побуждение к совершенству (1−3). Бесполезность этих побуждений для отпавших (4−6). Печальная участь последних (7−8). Надежда на лучшее состояние слушателей (9−12). Непреложность обетований Божиих за веру и долготерпение (13−20).

Евр 6:1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

«Оставивши начатки учения Христова», т. е. не останавливаясь подробно на начатках учения — на том, что более или менее известно и понятно, — «поспешим к совершенству», т. е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. — «Не станем снова полагать» — мысль, разъясняющая первое предложение («оставивши начатки») в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние («обращение от мертвых дел»), вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. — «Обращение от мертвых дел» — собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим 3:20), а затем уже — и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. Евр 9:14).

Евр 6:2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

«Учение о крещениях». Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (βαπτισμοί) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под «возложением рук — несомненно — разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. — «О воскресении мертвых и о суде вечном» апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла (1Кор 15:1; 1 Сол.4 и др.).

Евр 6:3. И это сделаем, если Бог позволит.

Евр 6:4. Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,

В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие Евр 4:1) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (Евр 4:9). — «Просвещенных», т. е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. Евр 6:4; 10:32; Ин 1:9; 2Кор 4:4, 6). — «Вкусивших дара небесного…» — оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще — «неизреченным даром» (2Кор 9:15; Рим 5:17; ср. Евр 2:4; 10:20), и вообще благодати Св. Духа.

Евр 6:5. и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

«Вкусивших благого глагола Божия», т. е. испытавших собственным непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. — «Сил будущего века». Здесь разумеются не только черезвычайные дары апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни будущего века.

Евр 6:6. и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

«Отпадших…», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. Евр 10:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф 12:31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.

Евр 6:7. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

Евр 6:8. а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Сравнение людей с землею, добрых — с плодоносною, злых — с негодною. Первая — получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая — ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит «терния и волчцы» — вредящие человеку (ср. Мф 15:13; Ин 15:2; Мф 3:10).

Евр 6:9. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так,

Евр 6:10. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

«Возлюбленные…» — ср. Рим 9:3. Уверенность в том, что его слушатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. Евр 13:24; Рим 15:25, 31; 1Кор 16:1; 2Кор 8:4).

Евр 6:11. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,

Евр 6:12. дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель — непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и долготерпение, с коими она неразрывно соединяется.

Евр 6:13. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память слушателей величайший образец сих добродетелей — отца верующих Авраама, который является вместе с тем и образцом непреложности Божественных обетовании верующим (Быт 22:16−18).

Евр 6:14. говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

Евр 6:15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Евр 6:16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Евр 6:17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

«Наследникам обетования», т. е. верующим во Христа, как духовным чадам Авраама (Рим 9:7−8).

Евр 6:18. дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

«Дабы в двух непреложных вещах», в обетовании самом по себе и клятве, как непреложных действиях Божиих… — «Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду», т. е. чтобы не только без всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения обетований Божиих верующим.

Евр 6:19. которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

Евр 6:20. куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море и достигаем нашей пристани, которая простирается в небесное Святое Святых, куда Предтечею за нас вошел наш Первосвященник — Иисус. Таким приемом речи апостол снова возвращается к важнейшему предмету своего послания — первосвященству Христову. — «Предтечею за нас вошел» — вошел как первый, чтобы показать и нам путь туда и облегчить его.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на послание к Евреям, 6 глава. Толковая Библия Лопухина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Евреям 6 глава в переводах:
Евреям 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.