Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея 2 глава

2:1 в Вифлееме Небольшая деревня на южных окраинах Иерусалима. Иудеи‑книжники во времена Иисуса совершенно определенно ожидали, что Вифлеем станет местом рождения Мессии. (ср. Мих. 5:2; Ин. 7:42). во дни царя Ирода Это относится к Ироду Великому, первому из нескольких важных правителей из Иродианской династии, которых называет Писание. Этот Ирод, основоположник династии, правил с 37 по 4 гг. до Р.Х. Считается, что он был идумей, потомок идумеян, отпрыск Исава. Ирод был очень жестоким и хитрым. Он любил богатство и помпезные строительные проекты, и большинство величественных руин, которые можно видеть в современном Израиле, относятся к периоду правления Ирода Великого. Его самым известным проектом был проект по перестройке храма в Иерусалиме (см. пояснение к 24:1). На осуществление одного только этого проекта ушло несколько десятилетий, и после смерти Ирода храм ещё долгое время оставался незавершенным (ср. Ин. 2:20). См. пояснение к ст. 22. волхвы с востока Не говорится о количестве волхвов. Принято считать, что их было трое, согласно количеству принесенных даров. Они не были царями, они были прорицателями, кудесниками, астрологами – вероятно, это были мудрые зороастрийцы из Персии, чьи знания иудейского Священного Писания могли восходить к древности времен пророка Даниила (ср. Дан. 5:11). и говорят Данное выражение передает факт длительного действия. Оно дает возможность предположить, что они ходили по городу, спрашивая каждого встречного.

2:2 звезду Это не могло быть сверхновой звездой или сближением планет, как полагают некоторые современные теории, что явствует из пути, по которому звезда перемещалась, и из того, что она останавливалась на месте (ср. ст. 9). Это скорее похоже на сверхъестественное явление, подобное столпу облачному и огненному, который вел израильтян во дни Моисея (Исх. 13:21).

2:4 первосвященников Это были представители храмовой иерархии. Они были в большинстве своем из саддукеев (см. пояснение к 3:7). книжников Это главным образом фарисеи, т.е. авторитетные толкователи иудейского Закона. Иногда их называли «законниками» (см. пояснение к Лк. 10:25). Они были профессиональными богословами, чьей специальностью было объяснять применение закона. Они точно знали, где должен был родиться Мессия (ст. 5), но у них не хватило веры, чтобы сопроводить волхвов до того места, где Он был.

2:6 Это древнее предсказание из Мих. 5:2 было записано в восьмом веке до Р.Х. Первоначальное предсказание, которое не цитируется полностью Матфеем, рисовало Божью сущность израильского Мессии: «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Вождь, Который упасет народ Мой Израиля Эта часть цитаты, приводимой Матфеем, действительно представляется ссылкой на слова, сказанные Давиду Богом, когда первоначально образовалось Израильское царство (2Цар. 5:2; 1Пар. 11:2). Греческое слово «правитель» вызывает ассоциацию с каким‑то сильным, даже непреклонным руководством. Словом «упасет» подчеркивается бережное обращение. Господство Христово включает в себя оба эти понятия (ср. Отк. 12:5).

2:8 чтобы и мне пойти поклониться Ему На самом деле Ирод хотел убить Младенца (ст. 13‑18), в Котором он видел потенциальную угрозу своему трону.

2:11 в дом К тому времени как прибыли волхвы, Мария и Иосиф были поселены в доме, а не в хлеву (ср. Лк. 2:7). Младенца с Мариею, Матерью Его Когда бы Матфей ни упоминал Марию в связи с Ее Ребенком, он всегда ставит Христа на первое место. (ср. ст. 13, 14, 20, 21). золото, ладан и смирну Дары, достойные царя (ср. Ис. 60:6). Сам факт, что язычники предлагали такое поклонение с дарами, нес в себе дополнительную пророческую значимость (Пс. 71:10).

2:12, 13 во сне См. пояснение к 1:20

2:15 смерти Ирода Последние научные исследования установили эту дату как 4 г. до Р.Х. Возможно, что пребывание в Египте было очень кратким, – вероятно, не более нескольких недель. из Египта Это цитата из Ос. 11:1 (см. пояснение там же), которая рассказывает, как во время исхода Бог выводил Израиль из Египта. Матфей полагает, что временное пребывание народа Израиля в Египте было пророчеством скорее иллюстративным, чем оформленным словесно, таким как в ст. 6; ср. 1:23. Это носит название «знамений», и все они всегда исполняются во Христе и четко описываются авторами Нового Завета. Ещё один пример знамения находим в Ин. 3:14. См. пояснение к ст. 17.

2:16 избить всех младенцев Это деяние Ирода представляется ещё более отвратительным в свете его несомненного знания о Помазаннике Господнем, для умерщвления Которого он и замыслил сие.

2:17 сбылось См. пояснение к ст. 15. Снова это пророчество в форме знамения. Стих 18 цитирует Иер. 31:15 (см. пояснение там же), который рассказывает о скорби Израиля во времена вавилонского плена (около 586 г. до Р.Х.). Этот скорбный плач предопределяет другой скорбный плач, связанный с резней, устроенной Иродом.

2:19 во сне См. пояснение к 1:20.

2:22 Архелай Владения Ирода Великого были поделены между его сыновьями на три части: Архелай правил в Иудее, Самарии и Идумее; Филипп II правил областями к северу от Галилеи (Лк. 3:1) и Антипа был правителем Галилеи и Переи (Лк. 3:1). История свидетельствует, что Архелай являлся таким жестоким и бесполезным, что после краткого правления был смещен Римом, заменившим его назначаемыми наместниками. Понтий Пилат был пятым наместником Иудеи. Ирод Антипа – это основной из всех упоминаемых в Евангелии Иродов. Он был тот, кто казнил Иоанна Крестителя (14:1‑12) и допрашивал Христа в канун Его распятия. (Лк. 23: 7‑12).

2:23 что Он Назореем наречется Назарет, непримечательный городок в 70 милях (112 км) севернее Иерусалима, имел репутацию весьма скромного места и нигде не упоминался в Ветхом Завете. Одни предполагают, что «Назорей» имеет отношение к древнееврейскому слову, обозначающему «ветвь», упоминаемую в Ис. 11:1. Другие выделяют утверждение Матфея о том, что «пророки» сделали это предсказание, опираясь, вероятно, на устные пророчества, нигде не записанные в Ветхом Завете. И всё же наиболее достоверным объяснением является то, что Матфей употребляет «Назорей» как синоним для описания кого‑то, кто презираем или отвратителен, поскольку часто именно так характеризовались люди из этого района. (ср. Ин. 1:46). Если это так, то упоминаемые Матфеем пророчества будут содержаться в Пс. 21:7, 8; Ис. 49:7; 53:2, 3.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →