Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея 11 глава

11:1 в городах их Т.е. в Галилее. Между тем, ученики несли служение в иудейских городах и за пределами Галилеи (10:5, 6).

11:3 Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Иоанн Креститель во время своей проповеди представил Христа, как Того, Кто произведет жестокий суд и «солому сожжет огнем неугасимым» (3:12). Понятно, что он был обескуражен ходом событий: он был заключен под стражу, а Христос служил, исцеляя, а не производя суд, в Галилее, далеко от Иерусалима, города Царя, и не находил там теплого приема (ср. 8:34). Иоанн сомневался, правильно ли он понимал действия Иисуса. Будет ошибочно воспринимать его вопрос, как колебание веры (ст. 7).

11:4 скажите Иоанну Он посылал учеников Иоанна назад как живых свидетелей многих чудес. Ясно, что Он совершал чудеса в их присутствии, чтобы они могли рассказать о том Иоанну. Они видели своими собственными глазами доказательства, что Он действительно Мессия (ср. Ис. 29:18, 19; 35:5‑10). Но заметьте, что Он не давал Иоанну никаких дальнейших пояснений, зная, насколько сильна была его вера (ср. 1Кор. 10:13).

11:10 Цитата из Мал. 3:1.

11:11 меньший… больше его Иоанн Креститель был «больше» пророков Ветхого Завета, так как он своими глазами видел то и сам принимал участие в исполнении того, о чем они только пророчествовали (ст. 10, 13; ср. 1Пет. 1:10, 11). Но все верующие после крестной смерти Иисуса «больше» его, потому что они были сопричастны полному пониманию и претворению в жизнь того, что Иоанн гадательно предвидел, – искупительного действа Христа.

11:12 Царство Небесное силою берется Со времени начала своего служения как проповедника Иоанн Креститель возбудил у многих неприязнь. Будучи заключенным в темницу, Иоанн стал жертвой жестокости Ирода. Царствие Небесное никогда не «берется» человеческой жестокостью. Заметьте, что Матфей говорит «и употребляющие усилие восхищают его», а Лука – «и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). Таким образом, смысл этого стиха можно выразить такой фразой: «Царствие Небесное достигается усилием, и только неустанно прилагающий усилие входит в него». Так Иисус еще раз подчеркивает сложность попадания в Царствие Небесное (см. пояснения к 7:13, 14).

11.14 он есть Илия Т.е. это исполнение записанного в Мал. 4:5, 6 (см. 17:12, 13). Евреи знали, что Илия не умер (ср. 4Цар. 2:11). Но это не говорит о том, что Иоанн – вернувшийся Илия. Фактически Иоанн сам отрицал, что он —Илия (Ин. 1:21); но он пришел «в силе и духе Илии» (Лк. 1:17). Если бы они поверили, Иоанн был бы воплощением пророчеств об Илии. См. пояснения к Мк. 9:13; Отк. 11:5, 6.

11:16 подобен детям См. пояснение к Лк. 7:32.

11:19 ест и пьет См. пояснение к Лк. 7:34.

11:21 Горе тебе, Хоразин!.. Вифсаида! Оба эти города находились близко к Капернауму, недалеко от северного побережья Галилейского моря. в Тире… Сидоне Это финикийские города на Средиземноморском побережье. Пророчество о разрушении Тира и Сидона из Иез. 26‑28 было исполнено в точности.

11:22, 24 отраднее Это показывает, что неверующих ожидают различные по степени наказания (см. пояснения к 10:15; Мк. 6:11; Лк. 12:47, 48; Евр. 10:29).

11:23 Капернаум… вознесшийся… низвергнешься Капернаум, избранный Иисусом для проживания, подвергся еще большему осуждению. Любопытно, что нигде нет записей о том, чтобы люди этого города насмехались или издевались над Христом, гнали Его из города или угрожали Его жизни. Безразличие ко Христу было еще хуже, чем все грехи Содома вместе взятые (ср. 10:15).

11:25 мудрых и разумных… младенцам В этих словах присутствует сарказм: иудейские лидеры иронично называются мудрыми и разумными, а последователи Христа – младенцами (ср. 18:3‑10), но Бог открылся последователям Мессии и открыл Его истины. Ср. 13:10‑17.

11:26 ибо таково было Твое благоволение Ср. Лк. 10:21, 22. Это яркое подтверждение Божьего владычества над всеми делами людей. И в следующем далее стихе Христос заявляет о том, что

совершение Божьей воли поручено Ему – это заявление было бы богохульством, если бы Христос Сам не являлся Богом.

11:28‑30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные В этом месте Писания отражается первая заповедь блаженства (5:3). Заметьте, что это открытое приглашение, адресованное всем, кто слышит, сформулировано таким образом, что на это приглашение откликнутся лишь те, кто осознает свою духовную нищету и кто разочарован в попытках спастись по закону. Упрямство людей таково, что без ниспосланного Богом духовного пробуждения все грешники отказываются осознавать всю глубину своей духовной нищеты. Поэтому, как говорит Иисус в ст. 27, наше спасение является результатом Божьего воздействия. Истина Божьего избрания в ст. 27 не является несовместимой со свободным предложением спасения всем в ст. 28‑30.

11:29 найдете покой Т.е. покой от бесплодных попыток спастись путем исполнения закона (ср. Евр. 4:1‑3, 6, 9‑11). Это означает постоянный покой в благодати Божьей, которая не зависит от дел (ст. 30).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →