Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея 18 глава

18:1‑35 Это четвертая из пяти проповедей, вокруг которых Матфей строит свое повествование (см. во Введении: Исторические и теологические темы). Тема этого места Писания – подобие верующего ребенку.

18:3 не будете как дети Так Иисус характеризует обращение к Богу. Как и заповеди блаженства, это место описывает веру как простую, беспомощную, доверчивую зависимость тех, кто не имеет никаких собственных средств. Как дети, они не имеют никаких достижений и достоинств, за которые они могли бы хвалить или одобрять себя.

18:5 кто примет См. пояснение к 10:41. одно такое дитя Он говорит не о настоящих детях, но о детях в смысле ст. 3, 4 (тех, которые смирились как дети), т.е. истинных верующих (ст. 6). См. пояснения к 10:42; 19:14.

18:6 мельничный жернов Камень, использовавшийся для перемалывания зерна. В буквальном смысле «ослиный мельничный жернов» – камень настолько большой, что нужен был осел, чтобы поворачивать его. Эту форму казни использовали язычники, и именно по этой причине этот камень был особенно омерзительным для иудеев.

18:7 Горе миру Предполагается, что те из мира, кто соблазнит христиан, вынудит их споткнуться и согрешить, будут судимы за это. Но не должно быть так, что сами верующие, прямо или косвенно, ведут других к греху. Таким лучше умереть. Ср. Рим. 14:13, 19, 21; 15:2; 1Кор. 8:13.

18:8,9 отсеки… брось от себя См. пояснение к 5:29.

18:10 не презирайте Т.е. не пренебрегать или принижать другого верующего безразличным или недоброжелательным отношением. Ангелы их Эти слова не предполагают, что у каждого верующего есть собственный ангел‑хранитель. Напротив, местоимение «их» имеет обобщающее значение и говорит о том, что фактически ангелы служат всем верующим. Эти ангелы представлены «всегда» видящими лицо Бога, чтобы услышать Его повеление и помочь верующему, когда это необходимо. Если кто‑либо обращается с верующим с презрением, это крайне легкомысленно и опасно, поскольку Бог и святые ангелы заботятся об их благополучии.

18:14 погиб Это слово может (а в данном контексте так оно и есть) означать скорее духовную смерть, нежели вечную погибель. Но это не предполагает, что Божьи дети вообще умрут (ср. Ин. 10:28).

18:15 Предписания о дисциплине в церкви в ст. 15‑17 должны рассматриваться в свете притчи о потерянной овце в ст. 12‑14. Цель таких действий – возвращение брата или сестры на путь истины. Если эти действия будут успешны, «то приобрел ты брата своего». Шаг № 1 – «обличи его» наедине.

18:16 если же не послушает Т.е. если он не раскается, делайте шаг № 2: «возьми с собою еще одного или двух», чтобы исполнить принцип Втор. 19:15.

18:17 скажи церкви Если он все еще отказывается раскаяться, то об этом должно быть сообщено всей общине (ст. 17) – чтобы все могли с любовью добиться примирения согрешившего брата (шаг № 3). Но если и это не удастся, то шаг № 4 означает, что грешник должен быть отлучен и рассматриваться церковью как «язычник и мытарь» (см. пояснение к 5:46). Смысл не в том, чтобы просто наказать грешника или полностью избегать его, но чтобы удалить его из сообщества церкви, как оказывающего пагубное влияние, и с этого времени относиться к нему не как к брату, а как к объекту евангелизации. Ведь в конечном счете грех, за который он был отлучен, глубоко укоренился в его сердце.

18:18 свяжете на земле… связано на небесах См. пояснение к 16:19.

18:19 двое из вас согласятся на земле Это обещание применимо к вопросу о дисциплине, затронутому в ст. 15‑17. «Двое из вас», о которых говорится здесь, возвращает нас к двум или трем свидетелям, задействованным в шаге № 2 дисциплинарного процесса (см. пояснение к ст. 15).

18:20 двое или трое По иудейским обычаям требуется по крайней мере 10 человек (миньон), чтобы основать синагогу или даже совершить коллективную молитву. Здесь Христос обещает быть даже среди меньшего количества людей – когда «двое или трое» собраны во имя Его для наказания (см. пояснение к ст. 15).

18:21 до семи ли раз Петр считал себя великодушным. Раввины, цитируя некоторые стихи из Амоса (1:3, 6, 9, 11, 13), учили, что (как и Бог простил врагов Израиля три раза) прощать кого‑либо более трех раз излишне.

18:22 седмижды семидесяти Бесконечное число раз. См. пояснение к Лк. 17:4.

18:23 рабами Так как здесь упоминаются огромные суммы денег, то, скорее всего, «рабами» были правители провинций, которые задолжали царю деньги, полученные от сбора налогов.

18:24 десять тысяч талантов Это невообразимая сумма денег. Талант являлся самой большой денежной единицей, и «десять тысяч» на простом языке обозначает бесконечное число.

18:25 продать его Продав членов семьи в рабство, царь возвращал часть утерянных денег.

18:27 простил ему Здесь показано, как, сострадая умоляющему грешнику, Бог великодушно прощает ему неоплатный долг. Ср. Кол. 2:14.

18:28 сто динариев Сумма, эквивалентная трехмесячному заработку. По обычным меркам эта сумма не была незначительной, но в сравнении с тем долгом, который был прощен рабу, это были жалкие гроши.

18:29 потерпи… все отдам тебе Ср. ст. 26. Прощённый человек услышал те же слова мольбы, что он произносил перед своим властелином, но совсем не проявил сострадания (ст. 30).

18:31 Товарищи… огорчились Непрощение является грехом, отвратительным для верующих. Больше всего это оскорбляет Бога, который строго наказывает Своих непрощающих детей (ст. 32‑34). См. пояснение к ст. 34; ср. 6:15.

18:34 разгневавшись, государь Святой и справедливый Бог всегда гневается, когда совершается грех, в том числе если грешат Его дети (ср. Евр. 12:5‑11). истязателям Не палачам. Эти слова иллюстрируют суровое наказание, а не вечное осуждение. всего долга Первоначальный долг настолько огромен, что не может быть уплачен, а человек все еще не имеет средств. Поэтому не похоже, чтобы раб был опять обременен тем же долгом, который уже был прощен ему. Скорее всего за то, что он должен своему господину, он будет платить путем перенесения наказания до тех пор, пока не научится прощать других.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →