Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея 19 глава

19:1 пределы Иудейские, Заиорданскою стороною Перея – название региона, находящегося прямо на востоке от реки Иордан. Формально она не была частью Иудеи, но территория, которой правил Ирод Великий, включала оба региона, и поэтому обычно эту местность называли пределами Иудейскими. Служение Христа в Перее длилось всего несколько месяцев. Именно отсюда Он совершит Свое последнее путешествие в Иерусалим как раз перед Страстной неделей (20:17‑19).

19:3 по всякой ли причине Последователи Гиллеля полностью прагматично подходили к этому вопросу и разрешали разводиться мужчине со своей женой по любому поводу. позволительно Эта тема являлась предметом горячих дебатов раввинов Шамая и Гиллеля (оба почти современники Христа), между которыми существовало разделение во мнениях. Последователи Шамая жестко трактовали закон и утверждали, что мужчина мог развестись со своей женой только «за прелюбодеяние».

19:4 Цитата из Быт. 1:27; 5:2. Ответ Иисуса фарисеям вторил Мал. 2:15: «Но не сделал ли того же один…?» (ср. ст. 6).

19:5 Цитата из Быт. 2:24 (см. пояснение там же).

19:7 как же Моисей заповедал... разводное письмо Фарисеи исказили Втор. 24:1‑4. Это было не повеление разводиться, но ограничение на вступление в повторный брак в случае развода. Говоря о законности развода в случае, если мужчина находит «что‑нибудь противное» (Втор. 24:1) в своей жене (прелюбодеяние, согласно объяснению Христа в ст. 9), Моисей не «заповедал» разводиться. См. пояснения к Втор. 24:1‑4.

19:8 Моисей… позволил вам разводиться Ударение, несомненно, стоит над словом «позволил». Таким образом, Иисус четко поддерживает точку зрения Шамая в толковании закона о разводе (см. пояснение к ст. 3). по жестокосердию вашему Фраза подчеркивает истину: развод является крайней мерой против глубоко укоренившейся сексуальной развращенности (ст. 9).

19:9 прелюбодеяние Этот термин охватывает все виды сексуальных грехов. И в этом месте и в 5:32 Христос упоминает это исключение, четко разрешая невиновной в таком разводе стороне повторно вступать в брак, не навлекая на себя клеймо совершившего прелюбодеяние. См. пояснения к 5:31, 32.

19:10 лучше не жениться Ученики правильно поняли суть обязательств, которые накладывает брак, и то, что Иисус устанавливал очень высокий стандарт, разрешая развод лишь в крайнем случае.

19:12 да вместит Несмотря на то, что «не все вмещают слово сие» (ст. 11), Христос здесь не обязывает к безбрачию. Наоборот, Он делает это предметом личного выбора каждого – за исключением тех, кто физически неспособен жениться или из‑за естественных причин или из‑за жестокости других людей. Кроме того, некоторые могут иметь обдуманные причины не вступать в брак ради Царствия Небесного (см. пояснения к 1Кор. 7:7‑9). Но Христос никоим образом не утверждает превосходство безбрачия над браком (ср. Быт. 2:18; 1Тим. 4:3).

19:14 таковых Эти дети были слишком маленькими, чтобы проявить личную веру. См. Лк. 18:15, где Лука называет их младенцами. По этой причине тем более важно, что Христос использовал их для изображения тех, которые составляют «Царствие Небесное» (ср. 18:1‑4). Мк. 10:16 говорит, что Он «благословил их». Бог часто проявляет особую милость к тем, кто из‑за возраста или умственной отсталости не способен верить или не верить сознательно (Ион. 4:11). Они названы «невинными» в Иер. 19:4. Но это не значит, что они свободны от унаследованного греха и от морального развращения Адамова греха (см. пояснения к Рим. 5:12‑19). Правильнее будет сказать, что они не настолько виновны, как те, чьи грехи совершаются намеренно и обдуманно. Эти слова Иисуса означают, что Божья милость распространяется на младенцев, так что те, кто умирает, возрождаются Божьей силой и им даруется пропуск в Царствие Небесное не потому, что они это заслужили, но потому, что Бог по милости Своей искупил их. См. пояснения к 2Цар. 12:23; Мк. 10:14.

19:16 Учитель благий Это не обязательно признание Божьей сущности Христа. Молодой человек просто имел в виду, что Иисус был праведен и был учителем от Бога. Он, несомненно, имел вечную жизнь и знал, как можно ее получить.

19:17 что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог Иисус вовсе не отрицал Своей Божьей природы, Он только говорил молодому человеку, что все, кроме Бога, являются грешниками. Самым серьезным духовным недостатком этого молодого человека было его нежелание признать свою духовную несостоятельность. См. пояснение к 5:3; ср. Лк. 18:11. Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди Это, конечно же, закон, а не проповедь. Прежде чем показать ему путь к жизни, Иисус хотел показать молодому человеку и высокий уровень требований, который устанавливает Бог, и тщетность попыток спастись своими собственными силами. Это должно было привести молодого человека к выводу о невозможности безукоризненного соблюдения закона (подобно тому, как это произошло с учениками в ст. 25), но вместо этого он заявил, что он полностью соответствовал стандартам Царствия Небесного.

19:18, 19 Это пять из шести заповедей, составляющих вторую часть Десяти заповедей. Все они касаются взаимоотношений людей между собой (ср. Исх. 20:12‑16; Втор. 5:16‑20). См. пояснение к 22:40. Христос опустил десятую заповедь, касающуюся жадности, и добавил Лев. 19:18 как итог десяти заповедей. Ср. Рим. 13:1‑10.

19:20 сохранил я Уверенный в своей правоте молодой человек не признал бы своего греха. См. пояснение к 9:13.

19:21 продай имение твое и раздай нищим Здесь Христос не устанавливал четвертое условие для спасения, а показывал истинное сердце молодого человека. Его отказ повиноваться обнаружил две вещи: 1) он был далеко не так безупречен, как требовал того закон, так как он любил себя и свое имущество более, нежели своих ближних (ср. ст. 19) и 2) ему недоставало истинной веры, которая предполагает готовность отдать все в распоряжение Христа (16:24). Христос не говорил, что спасение можно приобрести путем благотворительности; Он требовал, чтобы юноша поставил Его на первое место. Молодой человек не выдержал этого испытания (ст. 22). приходи и следуй за Мною Это ответ на вопрос молодого человека, поставленный в ст. 16. Это призыв к вере. Похоже, что молодой человек никогда даже не слышал и не размышлял об этом, потому что его любовь к своему имуществу была таким сильным препятствием, что он уже отверг призыв Иисуса подчиниться Его власти. Таким образом, он ушел прочь в неверии.

19:24 верблюду… сквозь игольные уши Т.е. это невозможно. Иисус подчеркивал невозможность чьего‑либо спасения делами. Поскольку богатство считалось признаком Божьего одобрения, потому что те, кто обладает им, могут сделать больше пожертвований, обычно утверждалось, что богатые, вероятнее всего, войдут в Царствие Небесное (см. пояснение к Мк. 10:25). Иисус уничтожил это заблуждение, равно как и другое, состоящее в том, что человек за свои достоинства может получить милость у Бога и, таким образом, заработать пропуск на небеса. См. пояснение к ст. 25.

19:25 кто же может спастись? Это правильный вопрос; он доказывает, что они поняли сказанное Иисусом (см. пояснение к ст. 17). Спасение возможно только по Божьей милости (ст. 26). См. пояснения к Рим. 3:9‑20; Гал. 3:10‑13; Флп. 3:4‑9.

19:27 мы оставили все и последовали за Тобою Петр указывает, что они уже сделали то, что Христос требовал от молодого богача (ст. 21). Они уже избрали жизнь по вере со Христом. Заметьте, что Христос не упрекает Петра за его ожидание награды (ср. Отк. 22:12).

19:28 пакибытии Здесь этот термин не имеет своего обычного теологического значения личного возрождения (ср. Тит. 3:5). Вместо этого Христос говорит о временах «совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3:21). Это упоминание о земном Царстве, описанном в Отк. 20:1‑15, когда верующие будут сидеть на престолах со Христом (Отк. 3:21). судить Т.е. контролировать. Ср. 1Кор. 6:2, 3.

19:30 будут первые последними, и последние первыми Это выражение означает, что конец будет у всех один и тот же – истина, которая объясняется далее следующей притчей (см. пояснение к 20:16).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →