Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Марка 11 глава

11:1‑11 Этот путь, по традиции называемый торжественным входом Иисуса (точнее, это было увенчанием Иисуса как истинного Царя), был Его последним появлением перед народом перед распятием. Важность этого события, возможно, доказывается фактом, что это одно из всего лишь двух событий, которые включают все четыре Евангелия (ср. Мф. 21:1‑11; Лк. 19:29‑44; Ин. 12:12‑19).

11:1 приблизились к Иерусалиму Сообщение о конце пути знаменует окончание прежнего повествования главой 10‑й, а также указывает на начало заключительной фазы трехлетнего служения Христа. Виффагии Небольшой городок прямо на восток от Иерусалима, название которого буквально означает «дом незрелых смокв» (см. пояснение к Мф. 21:1). Вифании Родной город Марии, Марфы и Лазаря (Ин. 11:1) на восточном склоне Елеонской горы, в двух милях (3,2 км) от Иерусалима. горе Елеонской Эта гора стояла между Вифанией и Иерусалимом (см. пояснение к Мф. 24:3).

11:2 селение, которое прямо перед вами Вероятнее всего, Виффагия. «Прямо перед» предполагает, что оно было отчасти в стороне от главной дороги. молодого осла Переводится по‑разному в древних рукописях, но, согласно использованию этого слова в греческих папирусах (обычных письменных документах, относящихся ко времени Нового Завета, которые были сделаны из папирусового тростника), это был молодой осел. Определение также согласуется с другим словоупотреблением в Писании (см. пояснение к Мф. 21:5; ср. Быт. 49:11; Суд. 10:4; 12:14; Зах. 9:9). никто не садился Иудеи считали, что животные, на которых никогда не садились верхом, особенно соответствовали употреблению в священных целях (ср. Чис. 19:2; Втор. 21:3; 1Цар. 6:7).

11:3 если кто скажет вам Иисус предвидел, что действие учеников (даже из‑за своей природы) будет подвергаться сомнению (ст. 5). Господу Даже если Марк не использует в других местах своего Евангелия слово «Господь» в этом значении, здесь он ссылался на Иисуса. У Луки и Иоанна это слово часто появляется как имя Иисуса. Люди в этом краю хорошо знали Христа и учеников, и хозяин, вероятно, понял, к Кому это имело отношение.

11:8 постилали одежды свои Такое действие было частью древнего обычая приветствия нового царя (см. пояснение к Мф. 21:8). ветви Пальмовые ветви, которые символизировали радость и спасение и олицетворяли будущие царские почести Христу (Отк. 7:9). Толпа была сильно взволнована и наполнена хвалой Мессии, Который с властью учил, исцелял больных и воскрешал мертвых (например, Лазаря; ср. Ин. 12:12‑18).

11:9 осанна Первоначально это была еврейская молитва, означающая «спаси сейчас». В этом случае она, вероятно, служила просто возгласом приветствия. благословен грядущий См. пояснение к Мф. 21:9. Эта фраза является частью Пс. 117:26 – «халлели» (хвалы), т.е. иудейской песни прославления, включающей Пс. 112‑117, которая пелась на всех иудейских религиозных праздниках, особенно на Пасху. «Грядущий» – не было ветхозаветным мессианским званием, но точно подошло, чтобы передать такой подтекст для иудеев (ср. Мф. 11:3; Лк. 7:19; Ин. 3:31; 6:14; 11:27; Евр. 10:37).

11:10 царство отца нашего Давида Эта дань уважения, записанная только у Марка, признает Иисуса как вводящего мессианское Царство, обещанное Сыну Давида. Толпа перефразировала цитату из Пс. 117:26 (ст. 9) в ожидании, что Иисус исполнит пророчество и восстановит царство.

11:11 храм Это ссылка не на ограниченное внутренним двором священников святилище, но на совокупность дворов и зданий. осмотрев все Характерное только для Марка описание, вполне возможно, основанное на одном из воспоминаний Петра как очевидца. Христос действовал, как человек, имеющий власть производить осмотр храма, и Его взгляд ничего не упустил. вышел в Вифанию Находящаяся по соседству Вифания была относительно надежным местом, чтобы избежать неожиданного, преждевременного ареста иудейскими вождями.

11:12 На другой день Матфей в 21:18 говорит, что это было утром, вероятно, до 6.00 утра. Вифании См. пояснение к ст. 1.

11:13 смоковницу, покрытую листьями Смоковницы были распространенным источником пищи. Через три года со времени посадки дерево начинало плодоносить. Два раза в году с дерева, которое обычно приносило много плодов, можно было собирать урожай. Смоквы, как правило, росли одновременно с листьями. У этого дерева были листья, но, что удивительно, не было плодов. То, что это дерево росло возле дороги (ср. Мф. 21:19), предполагает, что оно было общественной собственностью. Также, очевидно, оно росло в хорошей почве, потому что появление на дереве листвы опередило и время года, и окружающие смоковницы. Обилие листьев давало надежду, что дерево могло опередить сезон и своими плодами. не время было собирания смокв Обычное время собирания смокв было в июне, больше, чем через месяц. Эта фраза, уникальная для Марка, подчеркивает необычность этой смоковницы.

11:14 отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек Прямое обращение Иисуса к дереву выделило его из других и осудило за то, что дерево не имело того, что сулил его внешний вид. Этот случай не противоречит притче о смоковнице (Лк. 13:6‑9), в которой звучало предупреждение против духовной бесплодности. Здесь Иисус проклял дерево из‑за обмана, таящегося в его внешнем виде: ему следовало изобиловать смоквами, а оно было бесплодным. Часто смоковница выступала как ветхозаветный символ иудейского народа (Ос. 9:10; Наум. 3:12; Зах. 3:10). И в этом случае Иисус использовал дерево при дороге как пример Божьего урока, говорящего о духовном лицемерии и бесплодности Израиля (см. пояснение к Мф. 21:9; ср. Ис. 5:1‑7).

11:15‑19 См. пояснение к Мф. 21:12. Хотя Иисус уже очистил храм три года назад (Ин. 2:14‑16), развращение и нечестие в нем возросло более чем обычно. И Иисус, таким образом, был вынужден снова показать ясное свидетельство Божьей святости и Его суда над духовным осквернением из‑за ложного поклонения. Точно так, как Бог на всем протяжении ветхозаветной истории не уставал посылать Своих пророков, чтобы предостеречь Свой народ от греха и идолопоклонства, Христос никогда не прекращал провозглашать Божью волю мятежному народу, несмотря на то, сколько раз они отвергли ее. В этом очищении храма Иисус еще раз проявил Себя как посланник Божьей миссии.

11:15 храм См. пояснение к ст. 11. Большой двор язычников был ареной развертывания последующих событий. продающих и покупающих Животные требовались для жертвоприношений в храме. Людям, пришедшим для поклонения, было гораздо удобнее купить их на месте, чем нести или вести животных издалека и рисковать, что они не будут одобрены первосвященником. Продавцы либо принадлежали к первосвященнической иерархии, либо платили большой сбор храмовым властям за

преимущество торговли. Каковы бы ни были обстоятельства, семья первосвященника извлекала пользу в финансовом отношении. меновщиков Они располагались во дворе, чтобы менять греческие и римские монеты на иудейские или тирские, которые паломники (каждый иудейский мужчина от 20 лет и старше) должны были использовать как ежегодную плату в пол‑шекеля для храмовых религиозных служб (см. пояснение к Мф. 21:12). За эту услугу обмена была определена высокая плата в 10‑12 процентов. продающих голубей Эти птицы так часто использовались для жертвоприношений, что Марк отдельно упоминает их продавцов. Голуби были обычным приношением бедняков (Лев. 5:7), а также были необходимы для других целей (Лев. 12:6; 14:22; 15:14, 29).

11:16 не позволял, чтобы кто пронес… вещь Иисус не хотел, чтобы люди продолжали применять двор как кратчайший путь для пронесения утвари и сосудов с товарами в другие части Иерусалима, потому что такая привычка показывала огромную непочтительность к храму и, в конечном счете, к Самому Богу.

11:17 Иисус защищал Себя, обращаясь к Священному Писанию (см. пояснение к Мф. 21:13), после того, как Его действия заставили толпу собраться. домом молитвы… для всех народов Истинное назначение Божьего храма. Только Марк включает «для всех народов» в текст Исаии (56:7), вероятно потому, что он обращался в основном к язычникам. Двор язычников был единственной частью храма, которую всем позволялось использовать для молитвы и поклонения Богу, и иудеи сделали это поклонение невозможным, превратив двор в место занятия прибыльной торговлей. вертепом разбойников Используя фразу Иеремии (Иер. 7:11), Иисус описал религиозных вождей, как разбойников, которые нашли прибежище в храме аналогично тому, как разбойник с большой дороги вместе с другими разбойниками нашел прибежище в пещерах. Храм стал местом, где народ Божий вместо беспрепятственного поклонения Богу, подвергался ограблению, а его грабители были защищены.

11:18 книжники и первосвященники Здесь Марк использует это сочетание впервые. Эти люди входили в состав главного руководства в Синедрионе (см. пояснение к Мф. 2:4; 26:59). искали, как бы погубить Его См. пояснение к 3:6. Вожди продолжали обсуждать то, как погубить Иисуса. удивлялся учению Его См. пояснение к 1:22.

11:19 вышел вон из города В течение первых трех дней страстной недели Иисус не уходил из Иерусалима до захода солнца, когда толпы расходились и городские ворота собирались закрывать.

11:20 Поутру См. пояснение к ст. 12. засохла до корня Болезнь дерева (или насекомые‑паразиты), которая препятствовала появлению плода (ст. 14), распространилась вверх по всему дереву и убила его. Матфей описал событие более компактно, сжато, но его сообщение все же не противоречит временным рамкам у Марка (см. пояснение к Мф. 21:19).

11:21 Равви См. пояснение к 9:5.

11:23 имейте веру Божию Мягкий упрек ученикам в недостатке веры в силу Его слова. Вера Божья открывает Божью истину, Его власть и стремится исполнять Его волю (ср. 1Ин. 5:14; см. пояснение к Мф. 21:21). горе сей… в море Это выражение было связано с распространенной в то время метафорой «тот, кто вырывает с корнем горы». Она использовалась в иудейской литературе в отношении великих раввинов и духовных вождей, которые могли решить трудные проблемы и сделать невозможное с человеческой точки зрения. Конечно же Иисус не искоренял горы буквально: Он отказался делать подобные чудеса ради чудес для лицемерных иудейских вождей (см. пояснение к Мф. 12:38). Иисус говорил, что, если искренне уповать на Бога и правильно понимать, какая неограниченная сила может явиться через такую веру в Него, обязательно увидишь эту могущественную силу в действии (ср. Ин. 14:13, 14; см. пояснение к Мф. 21:21).

11:24 чего ни будете просить в молитве Если молитвы верующих соответствуют Божьей воле и целям, то нет ничего неисполнимого (см. пояснение к Мф. 17:20). Следовательно, вера человека и его молитва соответствуют Божьей верховной власти. Верующий вовсе не обязан придумывать, как сделать молитву правильной, он просто должен быть верным и послушным понятному учению о молитве, которое Иисус дает в данном фрагменте текста. Божья воля открывается в течение всей истории искупления при помощи молитв Его людей, поскольку Его план спасения совершается через тех, кто слышит Евангелие и раскаивается. Ср. Иак. 5:16.

11:25 стоите на молитве Традиционная иудейская молитвенная поза (ср. 1Цар. 1:26; 3Цар. 8:14, 22; Неем. 9:4; Мф. 6:5; Лк. 18:11, 13). Коленопреклонение или поза, когда человек лежал лицом к земле, применялись при чрезвычайных обстоятельствах или для крайне срочных просьб (ср. 3Цар. 8:54; Езд. 9:5; Дан. 6:10; Мф. 26:39; Деян. 7:60). что имеете на кого Утверждение, которое включает в комплексе и грехи, и простую неприязнь, заставляющие верующего держать что‑то в сердце против другого человека. Слово «кого» включает и верующих и неверующих. прощайте Иисус устанавливает постоянную обязанность для верующего: уметь прощать в любых обстоятельствах. Успешность нашей молитвы зависит от прощения не меньше, чем от веры. См. пояснения к Мф. 5:22‑24; Еф. 4:32.

11:26 согрешений См. пояснения к Мф. 6:14,15; 18:21‑35. Это термин, встречающийся у Марка единственный раз. Он обозначает падение в сторону или отступление от пути истины и честности.

11:27 храме Снова это был двор язычников; на этот раз место конкретизировано – притвор Соломонов, или царский притвор, на южной стороне двора (ср. ст. 11; Ин. 10:23; Деян. 5:12). первосвященники См. пояснение к Мф. 2:4. Группа, которая встретила Иисуса, вполне могла включать Каиафу и Анну, которые одновременно служили в течение нескольких лет (Лк. 3:2). Старший храма – второе самое высшее должностное лицо, – тоже, возможно, присутствовал вследствие важности этого противоборства.

11:28 какою властью Вожди хотели знать, какие рекомендации Иисус, необученный, непризнанный, по‑видимому, сам себя назначивший раввин, предоставит, чтобы доказать Свои полномочия делать то, что Он делал. Они оправились от первоначального потрясения после событий предыдущих дней и стали агрессивными в требовании объяснения (см. пояснение к Мф. 21:23; ср. Ин. 2:18). это Главным образом ссылка на Его действия при очищении храма. Но неопределенный, неуловимый характер этого выражения делает возможным присоединение всего, что Иисус делал и чему учил в течение Своего общественного служения.

11:30 Крещение Иоанново См. пояснения к 1:4; Мф. 21:25. Иисус побудил их к обороне и заговорил об этом факте, чтобы подвигнуть их к оценке Его Собственной власти. с небес было или от человеков? Иисус дал иудейским вождям только эти альтернативы в оценке источника власти Иоанна и, косвенно, Его собственной власти. В сущности, Христос заставлял этих людей выполнить их роли как религиозных руководителей народа и дать характеристику служения Иоанна и Его собственного (см. пояснение к Мф. 21:25). отвечайте Мне Это повеление Иисуса есть только в сообщении Марка. Оно означает, что у иудеев не было смелости честно ответить на Его вопрос.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →