Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Луки 4 глава

4:1 поведен был Духом См. пояснение к Мф. 4:1.

4:2 сорок дней Он был искушаем Очевидно, искушение Христа охватывало полных 40 дней Его поста (см. пояснение к Мф. 4:2). И Матфей и Лука дают сжато выраженное изложение только трех определенных искушений. Лука изменяет порядок последних двух искушений в рассказе Матфея. Порой Лука располагал материал скорее логически, чем хронологически (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания; см. пояснение к 1:3). Может, у Луки была какая‑то цель, чтобы здесь поступить так – возможно, чтобы завершить свой рассказ об искушении Иисуса в Иерусалимском храме (ср. ст. 9), очень важном месте в повествовании Луки (см. во Введении: Исторические и теологические темы).

4:3‑13 См. пояснение к Мф. 4:3‑10.

4:4 Иисус цитировал Втор. 8:3.

4:8 Иисус цитировал Втор. 6:13.

4:10, 11 Сатана цитировал Пс. 90:11, 12.

4:12 Иисус цитировал Втор. 6:16.

4:13 до времени Для Христа искушения сатаны не окончились здесь, но продолжали существовать во время Его служения (ср. Евр. 4:15) и достигли высшей точки в Гефсимании (22:39‑46).

4:14 возвратился… в Галилею О служении Иисуса между Его крещением и Его возвращением в Галилею синоптические Евангелия в значительной степени умалчивают, но Иоанн записал довольно широкое служение в Иерусалиме и Иудее (Ин. 2:12–4:1). Вследствие этого, молва о Нем распространилась очень быстро.

4:15 синагогах См. пояснение к Мк. 1:21.

4:16 пришел в Назарет Лука в ст. 23 подтвердил (см. пояснение там же), что Христос совершил служение в Капернауме. Однако Лука намеренно поместил этот эпизод в начале своего рассказа об общественном служении Христа. Это пример расположения Лукой фактов скорее в логическом, чем в хронологическом порядке (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания; см. пояснение к 1:3). по обыкновению Своему Назарет был Его родным городом, поэтому, вероятно, Он был хорошо известен всем, кто регулярно посещал эту синагогу.

4:18 Он помазал Меня Т.е. Сам Дух был помазающим (ст. 1, 14).

4:19 лето Господне благоприятное Или «год Господней милости». Христос читал место из Ис. 61:1, 2. Он остановился на середине ст. 2. Окончание стиха предсказывает наказание в день Божьего отмщения. Поскольку эта часть стиха относится ко Второму пришествию, Он ее не читал.

4:20 сел По обычаю учитель почтительно стоял во время чтения Священного Писания (ст. 16) и смиренно сидел при наставлении. См. пояснение к Мф. 5:1.

4:21 исполнилось Писание сие Это было недвусмысленным утверждением, что Он является Мессией, Который исполнил пророчество. Они правильно поняли, что Он имел в виду, но не могли принять такие возвеличивающие утверждения от Человека, Которого они хорошо знали как Сына плотника (ст. 22; ср. Мф. 13:55).

4:23 Капернауме Очевидно, вследствие Своих чудотворных дел в Капернауме Христос уже приобрел славу. Об этом первом годе общественного служения в Писании есть несколько подробностей. Большая часть из того, что нам известно о тех месяцах, находится в Евангелии от Иоанна, и оно предполагает, что в основном Христос служил в Иудее. Однако Ин. 2:12 коротко, без лишних деталей, упоминает, посещение Капернаума. Ин. 4:46‑54 описывает, как Христос во время пребывания в Кане исцелил сына царедворца, который лежал больной в Капернауме. Так же нам известно, что Христос уже призвал некоторых Своих учеников, которые были жителями северного побережья Галилейского моря (Ин. 1:35‑42; см. пояснение к Мф. 4:18). Может быть, Он в течение этого первого года служения не однажды посетил их. В любом случае он пробыл там достаточно долго, чтобы творить чудеса, и слава о Нем распространилась по всей Галилее (ср. ст. 14).

4:25‑27 И вдова из Сарепты (3Цар. 17:8‑24), и сириец Нееман (4Цар. 5) были язычниками. Оба они жили во времена широко распространенного неверия в Израиле. Иисус имел в виду, что Бог оставил без внимания всех вдов и прокаженных в Израиле, однако оказал милость двум язычникам. Божья забота о язычниках и отверженных – это одна из тематических нитей, которые проходят через Евангелие от Луки (см. во Введении: Исторические и теологические темы).

4:28 исполнились ярости Это первое упоминание Лукой враждебного сопротивления служению Христа. Намек Христа, что Божья милость может быть отнята от них, но оказана язычникам, по‑видимому, и возбудил ярость жителей Назарета.

4:30 прошел посреди них Подтекст такой, что это было чудесным избавлением, первым из многих подобных случаев, когда Он избежал преждевременной смерти от рук толпы (ср. Ин. 7:30; 8:59; 10:39).

4:32 властью См. пояснение к Мф. 7:29.

4:33 бесовского См. пояснение к Мф. 8:16.

4:34 Святой Божий Бесы всегда тотчас же узнавали Христа (ср. ст. 41; 8:28; Мф. 8:29; Мк. 1:24; 3:11; 5:7).

4:38 теща же Симонова Петр был женат (ср. 1Кор. 9:5), хотя нигде в Писании не дается никаких подробностей о его жене. сильною горячкою Матфей в 8:14, 15 и Марк в 1:30, 31 также описывают это чудо. Но только Лука, врач, отмечает, что горячка была «сильная», и записывает способ, к которому Иисус прибегнул для ее исцеления (ст. 39).

4:40 по захождении же солнца Означающего окончание субботы (шаббата). Толпы пришли, как только они по закону получили право на такой переход.

4:41 Ты Христос, Сын Божий См. пояснение к ст. 34.

4:43 Царствие Божие Это выражение, такое выдающееся во всем остальном Евангелии Луки, представлено здесь впервые. См. пояснение к Мф. 3:2.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →