Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна 6 глава

6:1‑14 Рассказ о насыщении пяти тысяч является четвертым чудом, которое Иоанн использовал для доказательства того, что Иисус есть Мессия и Сын Божий. Это – единственное чудо, записанное во всех четырех Евангелиях (Мф. 14:13‑23; Мк. 6:30‑46; Лк. 9:10‑17). Поскольку Иоанн, вероятнее всего, писал свое Евангелие в дополнение к синоптическим Евангелиям, чтобы пополнить не записанную в них информацию (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания), в описании этого чуда двояко подчеркнуто его стратегическое значение: 1) оно очевиднее, чем любое другое чудо, проявило созидательную силу Христа; и 2) оно, несомненно, поддержало стремление Иоанна показать Иисуса Христа Богом, а также подготовить почву для беседы о «хлебе жизни» (ст. 22‑40). Интересно то, что оба чуда созидания – претворение воды в вино (2:1‑10) и умножение хлебов (ст. 1‑14) – говорят об основных составных частях Вечери Господней, или о Причастии (ст. 53).

6:1 После сего Между событиями гл. 5 и гл. 6 может быть большой промежуток времени. Если праздник в 5:1 – праздник кущей, то прошло по крайней мере 6 месяцев (с октября до апреля). Если праздник в 5:1 – Пасха, тогда между событиями глав прошел год. моря Галилейского По своей структуре гл. 6 очень близка гл. 5, так как в обеих главах события происходят в иудейский праздник и в них ведется беседа о Божьей природе Иисуса. События гл. 5 происходят в южной части, вблизи Иудеи и Иерусалима, тогда как в гл. 6 события протекают на севере, в районе Галилеи. Результат и там и там был одинаковый: Его отвергли не только в южной, но и в северной области. См. пояснение к ст. 21:1.

6:2 видели чудеса За Ним следовали толпы, движимые не верой, а любопытством из‑за совершенных Им чудес (ст. 26). Однако несмотря на грубые побуждения толпы, Иисус исцелял их больных и насыщал их, проявляя к ним сострадание (ср. Мф. 13:14; Мк. 6:34).

6:7 на двести динариев Поскольку один динарий был дневной платой простого рабочего, то 200 динариев примерно составили бы восьмимесячный заработок. Однако толпа была так велика, что такой значительной суммы было недостаточно для их насыщения.

6:10 пяти тысяч Пять тысяч было мужчин, не включая женщин и детей, которые в общем увеличили число народа до 20 тысяч.

6:14 Пророк В толпе говорили о «Пророке» из Втор. 18:15. К сожалению, эти комментарии людей, появившиеся сразу после того, как Иисус исцелил и накормил их, свидетельствуют о том, что народ жаждал Мессии, удовлетворяющего их физические, а не духовные нужды. По‑видимому, осознания необходимости в духовном покаянии и в подготовке к Царству не существовало (Мф. 4:17). Они хотели, чтобы земной, политический Мессия удовлетворил все их потребности и освободил от римского гнета. Их реакция типична для многих людей, которые желают «Христа», ничего не требующего от них (ср. Мф. 10:34‑39; 16:24‑26), но к Которому они могут обратиться со своими личными эгоистичными просьбами.

6:15 взять Его и сделать царем Иоанн дополнил факты, записанные у Матфея и Марка, обращая внимание на причину, по которой Иисус отпустил учеников и один ушел на гору от толпы, – сверхъестественным образом Он знал об их намерении сделать Его царем, потому что Он исцелил и насытил их. Народ, побуждаемый энтузиазмом толпы, был готов продолжить политические замыслы, которые подвергали бы опасности Божью волю.

6:16‑21 Рассказ о хождении Иисуса по воде составляет пятое чудо Евангелия от Иоанна, предназначенное для того, чтобы открыть основную тему автора: Иисус есть Мессия и Сын Божий (20:30, 31). Во владычестве Иисуса над законами природы это чудо наглядно показывает, что Он —Бог.

6:17 в Капернаум Матфей в 14:22 и Марк в 6:45 указывают, что, как только Иисус накормил народ, Он тотчас отпустил Своих учеников, чтобы они поплыли на запад, в сторону Капернаума (ст. 16, 17).

6:18 Дул сильный ветер Море Галилейское находится почти на 700 футов (210 м) ниже уровня моря. Более холодный воздух с северных гор и с юго‑восточного плато устремляется вниз на озеро и вытесняет теплый влажный воздух, вызывая сильное вспенивание воды.

6:19, 20 Иисуса, идущего по морю Синоптические Евангелия открывают, что, будучи в темноте и в страхе, ученики подумали, что Он призрак (Мф. 14:26; Мк. 6:49). Сын Божий, сотворивший мир, управляет его силами, и в данном случае Он временно отменил закон тяготения. Со стороны Иисуса это не было легкомысленным действием, потому что послужило ученикам ярким наглядным представлением истинной Личности Иисуса как полновластного Господина всего творения (ср. 1:3).

6:21 тотчас лодка пристала к берегу Это выражение свидетельствует о том, что, помимо хождения по воде, произошло еще одно чудо, т.е., как только Иисус вошел в лодку, она чудесным образом и немедленно приплыла в точное место назначения.

6:22‑58 Известная беседа Иисуса о хлебе жизни. Ст. 35, т.е. «Я есмь хлеб жизни», является ключевым, что является первым из семи эмфатических (выразительных) утверждений Иисуса «Я ЕСМЬ» в этом Евангелии (8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5). Аналогия Иисуса с «хлебом» жизни подкрепляет тему Иоанна о том, что Иисус – Мессия и Сын Божий (20:30, 31). Хотя Иоанн описывает чудеса Иисуса для того, чтобы доказать Его Божью сущность, он быстро переходит к беседе Иисуса о духовной реальности Его Личности, чтобы дать точное определение Того, Кем является Иисус Христос, – не просто чудотворцем, а Сыном Божьим, пришедшим спасти человечество от греха (3:16). Эта беседа произошла в Капернауме в синагоге (ст. 59).

6:22, 23 Эти стихи говорят о том, что толпы народа, бывшие свидетелями совершенных Иисусом исцелений и насыщения множества людей, по‑прежнему находились на месте совершения этих чудес и из‑за возросшего любопытства снова решили найти Иисуса. Сидевшие в других лодках люди из Тивериады (что на северо‑западном берегу озера) тоже разыскивали Его, услышав о чудесах.

6:26 потому, что ели Эта фраза подчеркивает мысль Иисуса, что следующее за Ним множество народа было руководимо скорее поверхностным желанием поесть, чем каким‑либо пониманием истинного духовного значения Личности Иисуса и Его миссии (8:14‑21; Мк. 6:52).

6:27 пище тленной Иисус упрекнул толпу за чисто материалистические представления о мессианском Царстве (ср. ст. 26; 4:15). Несмотря на то, что однажды Царство Христа будет буквально, физически существующим, люди не смогли увидеть доминирующие духовные качества и благословение «вечной жизни», которая тотчас дается тем, кто верит свидетельству Бога и Его Сына. о пище, пребывающей в жизнь вечную Последующая речь показывает, что это было ссылкой на Самого Иисуса (ст. 35).

6:28 дела Божии Они думали, что Иисус говорил им о том, что Бог требует от них каких‑то дел, чтобы им заслужить вечную жизнь, и они полагали, что будут способны это сделать.

6:29 дело Божие, чтобы вы веровали Народ неправильно понял запрет Иисуса в ст. 27 («Старайтесь не»), что побудило Его напомнить им: неверно сосредоточивать внимание исключительно на материальных благословениях. Единственное дело, которого желал Бог, – это вера или доверие Иисусу как Мессии и Сыну Божьему (ср. Мал. 3:1). «Дело», которого требует Бог, – веровать в Его Сына (ср. 5:24).

6:30 какое же Ты дашь знамение Этот вопрос продемонстрировал тупость, духовную слепоту толпы и ее пустое, эгоистичное любопытство. Насыщение 20 тысяч человек (ст. 10) явилось весьма достаточным знамением, чтобы доказать Божью сущность Христа (ср. Лк. 16:31).

6:31 Отцы наши ели манну По всей вероятности, логика толпы заключалась в том, что по сравнению с чудом, совершенным Моисеем, чудо Иисуса было незначительным. Чтобы поверить в Него, им надо будет увидеть, как Он накормит народ израильский в том же масштабе, как и Бог, когда Он давал манну и кормил весь народ в течение их сорокалетнего путешествия по пустыне (Исх. 16:11‑36). Они требовали, чтобы Иисус превзошел Моисея, раз они должны были уверовать в Него. Он цитировал Пс. 77:24.

6:32 истинный хлеб с небес Манна, которую давал Бог, была временной, тленной и являлась лишь скудной тенью того, что Бог предложил им в Истинном Хлебе, Иисусе Христе, Который дает духовную и вечную жизнь людям.

6:33 хлеб Божий Это выражение синонимично фразе «хлеб с небес» (ст. 32).

6:34 Господи! подавай нам всегда такой хлеб Это утверждение еще раз показывает слепоту толпы, потому что они думали о каком‑то физическом хлебе и оказались неспособными понять духовный смысл того, что Иисус является «Хлебом» (ср. 4:15).

6:35 Я есмь хлеб жизни Бестолковость, выказанная в ст. 34, побудила Иисуса сказать напрямик, что Он говорил о Себе.

6:37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет В этом стихе ставится особое ударение на суверенной Божьей воле в выборе приходящих к Нему за спасением (ср. ст. 44, 65; 17:6, 12, 24). Отец предопределил тех, кто будет спасен (см. пояснения к Рим. 8:29, 30; Еф. 1:3‑6; 1Пет. 1:2). Полная суверенность Бога является основой уверенности Иисуса в успехе Его миссии (см. пояснение к ст. 40; ср. Флп. 1:6). Уверенность в спасении покоится на верховной власти Бога, потому что Бог гарантирует, что «все», избранные Им, придут к Нему для спасения. Идея выражения «дает Мне» состоит в том, что каждого человека, выбранного Богом и привлеченного Богом (ст. 44), нужно принимать как дар Отцовской любви Сыну. Сын принимает каждый «дар любви» (ст. 37), крепко держит каждого (ст. 39) и каждого воскресит к вечной славе (ст. 39, 40). Ни один избранный не будет потерян (см. пояснения к Рим. 8:31‑39). Этот план спасения является Божьей волей, которую Сын обязательно исполнит совершенным образом (ст. 38; ср. 4:34; 10:28, 29; 17:6, 12, 24).

6:40 всякий, видящий Сына и верующий в Него В этом стихе подчеркивается, что в деле спасения человек несет ответственность. Несмотря на то, что Бог полновластен, человек действует посредством веры, так что человек должен верить в Иисуса как Мессию и Сына Божьего, Который Сам предлагает единственный путь спасения (ср. 14:6). Однако даже вера является Божьим даром (Рим. 12:3; Еф. 2:8, 9). Человеческим умом очень сложно привести к согласованию суверенность (верховную власть) Бога и ответственность личности, но это полностью разрешилось в безграничном разуме Бога.

6:41‑50 В этом разделе содержится начало реакции толпы на речь Иисуса о хлебе жизни, его можно разделить на три части: 1) недовольство толпы (ст. 41, 42); 2) Иисус упрекает людей за их реакцию (ст. 43‑46); 3) Иисус повторяет множеству народа истину о Своем предназначении (ст. 47‑51).

6:41 Возроптали Люди в синагоге отреагировали на слова Иисуса точно так же, как иудеи в пустыне, которые роптали на Бога и до того, и после того, как получили манну (Исх. 16:2, 8, 9; Чис. 11:4‑6). Иудеи Слово «Иудеи» в этом Евангелии часто связано с враждебностью по отношению к Иисусу. Оно используется для иронии, чтобы показать абсурдность возрастания их враждебности к Мессии. Так как они стали бессердечными, Бог в качестве суда также ожесточил их (ср. 12:37‑40; Ис. 6:10; 53:1; Мф. 13:10‑15). Во время великой скорби Израиль обратится к Иисусу как к истинному Мессии и будет спасен (Рим. 11:25‑27; Отк. 1:7; 7:1‑8; ср. Зах. 12:10‑14). за то, что Он сказал: «Я есмь хлеб... с небес» Иудеи разгневались на две вещи, сказанных Иисусом: 1) что Он есть хлеб; 2) что Он сошел с небес. Как иудеи в Иерусалиме (5:18), так и жители Галилеи отрицательно отреагировали на то, что Иисус считал Себя равным Богу.

6:42 Которого отца и Мать мы знаем На человеческом уровне они знали Его как равного им галилеянина. Эта фраза напоминает слова Иисуса в 4:44: «пророк не имеет чести в своем отечестве». Их враждебность была порождена неверием. Смерть Иисуса была неминуема, потому что, куда бы Он ни приходил, все заканчивалось враждебностью.

6:44 не привлечет его Ср. ст. 65. Объединение стихов 37 и 44 указывает на то, что Божье привлекающее действие, о котором говорил Иисус, не может быть сведено к тому, что теологи называют «предвосхищающей благодатью», т.е. к тому, что всему человечеству якобы дана возможность прийти ко Христу, позволяющая, таким образом, всякому человеку принять или отвергнуть благую весть исключительно по своей собственной воле. Писание свидетельствует, что в человеческой природе не существует «свободной воли», потому что человек порабощен грехом и не способен верить независимо от Божьего полномочия (Рим. 3:1‑19; Еф. 2:1‑3; 2Кор. 4:4; 2Тим. 1:9). Хотя «кто бы ни пожелал» может прийти к Отцу, на самом деле к Нему прийдут только те, кому Отец дает возможность проявлять волю по отношению к Нему. Здесь привлечение избирательно и действенно (дает желаемый результат) для тех, кого Бог суверенно избрал для спасения, т.е. поверят те, кого Бог избрал, потому что Бог полновластно предопределил такой результат от вечности (Еф. 1:9‑11).

6:45 Иисус перефразировал Ис. 54:13, чтобы подтвердить мысль, что если кто‑то приходит к вере и раскаивается перед Богом, то это происходит вследствие того, что они были «научены» и, следовательно, привлечены Богом. «Привлечение» и «научение» – это всего лишь разные стороны Божьего суверенного руководства в жизни человека. Люди, наученные Богом усвоить истину, также привлечены Богом Отцом, чтобы они приняли Сына.

6:49, 50 Иисус противопоставил земному хлебу хлеб небесный. Хотя манна, которую ели в пустыне, была послана с небес, чтобы поддержать израильтян в их физических нуждах, она не могла ни дать вечной жизни, ни удовлетворить их духовных потребностей в отличие от «хлеба жизни» (ст. 48), сошедшего с небес в Личности Иисуса Христа. Доказательством этого различия является неопровержимый факт, что умерли все прародители, евшие манну в пустыне.

6:51‑59 Этот раздел можно поделить на три части: 1) утверждение Иисуса (ст. 51); 2) недоумение толпы (ст. 52); 3) обещания Иисуса (ст. 53‑59).

6:51 Это утверждение в точности повторяет ст. 33, 35, 47, 48. Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира Здесь Иисус пророчески говорит о Своей предстоящей неминуемой жертвенной смерти на кресте (ср. 2Кор. 5:21; 1Пет. 2:24). Иисус добровольно отдал Свою жизнь за порочное, греховное человечество (10:18; 1Ин. 2:2).

6:52 спорить Недоумение иудеев снова свидетельствует о том, что они не сумели понять духовную истину, сокрытую в пояснении Иисуса. Каждый раз, когда Иисус давал им завуалированное высказывание или физический поясняющий пример, иудеи оказывались не в состоянии увидеть его духовный смысл (например, 3:4; 4:15). Закон Моисея запрещал пить кровь или есть мясо, если в нем все еще есть кровь (Лев. 17:10‑14; Втор. 12:16; Деян. 15:29). Неспособные рассматривать вещи за пределами выше физического аспекта иудеи были в недоумении и гневе.

6:53‑58 есть... пить Иисус хотел провести аналогию, имеющую скорее духовное, чем буквальное значение: как для физической жизни необходимы пища и питье, так для вечной жизни требуется вера в Его жертвенную смерть на кресте. Необходимость принять крестную смерть Иисуса образно представляется в том, чтобы есть Его Тело и пить Его Кровь. Однако иудеи не могли представить распятого Мессию (ср. Деян. 17:1‑3). Иудеи в своевольной и скептической слепоте еще раз не смогли увидеть настоящее духовное значение и истину за пределами утверждений Иисуса. Более того, упоминание здесь Иисусом о еде и питье не относилось к таинству Причастия по двум важным причинам: 1) Причастие еще не было учреждено и 2) если бы Иисус говорил здесь о Причастии, то это место являлось бы учением о том, что любой человек, принимающий причастие, получит дар вечной жизни.

6:60‑71 В этих стихах содержится реакция учеников Иисуса на Его проповедь о «хлебе жизни». Как толпы в Иерусалиме (гл. 5) и в Галилее (гл. 6), многие Его ученики ответили неверием и отвержением Его. Иоанн называет две группы и показывает их реакцию: 1) неверие стало ответом неискренних учеников (ст. 60‑66); 2) истинные ученики ответили верой (ст. 67‑71). После этой проповеди с Иисусом осталась лишь небольшая группа учеников (ст. 67).

6:61 ученики Его ропщут Многие ученики отреагировали точно так же, как иудеи в ст. 41 и как первое поколение израильтян, евших манну, т.е. они роптали (Исх. 16:2).

6:64 Иисус... знал Эти стихи напоминают слова Иоанна в 2:23‑25. Иисус знал сердца людей, включая и учеников, которые за Ним следовали. Он сверхъестественным образом знал, что многие не верят в Него как в Мессию и Сына Божьего, поэтому им Он не вверял Себя. Просто этих ложных учеников привлекли физические моменты (например, чудеса и пища), но они оказались не в состоянии понять истинный смысл учения Иисуса (ст. 61).

6:65 говорил Я вам См. пояснения к ст. 37, 44. Хотя мужчинам и женщинам повелевается верить и они будут сами ответственны в случае неверия, никогда истинная вера не является результатом решения только человека. Иисус опять, перед лицом неверия, повторил, что в выборе для спасения принимает участие Божья верховная власть (суверенность).

6:66 из учеников... уже не ходили с Ним Выражение говорит о том, что оставление было решительным и окончательным (ср. 1Пет. 2:6‑8; 1Ин. 2:19).

6:69 мы уверовали Слова Петра были отчасти показными. В них он намекал, что у истинных учеников почему‑то была исключительная проницательность и в результате через эту проницательность они пришли к вере.

6:70 не двенадцать ли вас избрал Я В ответ на слова Петра, что ученики уверовали в Него, Иисус напомнил им, что это Он верховной властью избрал их (ст. 37, 44, 65). Иисус, вероятно, не допустил даже намека на притязание человека в Божьем суверенном выборе. диавол Слово «диавол» означает «клеветник» или «ложный обвинитель». Возможно, мысль лучше передается выражением «один из вас – диавол». Это значение становится понятно из 13:2, 27; Мк. 8:33; Лк. 22:3. Главный враг Бога так действует за спинами терпящих неудачу людей, что его злой умысел становится их достоянием (ср. Мф. 16:23). Иисус сверхъестественным образом знал источник и точно определил его. Все это ясно определяет характер Иуды не как человека, действующего из личных побуждений, но обманутого. Он пытается заставить Иисуса проявить Свою власть и установить Свое Царство (как некоторые полагают), действуя как инструмент сатаны, творящий явный грех (см. пояснения к 13:21‑30).

6:71 Искариоте Вероятно, слово происходит из еврейского выражения, означающего «человек из Кириота», селения в Иудее. Как и в других трех Евангелиях, после первого же упоминания он стал называться предателем.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →