Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна 7 глава

7:1–8:59 Отличительной особенностью этого раздела является то, что можно кратко сформулировать как «высшую степень ненависти», так как тлеющая неприязнь к Иисусу в гл. 5, 6 вылилась в огонь гнева. Эта ненависть достигает кульминации в 11:45‑57, где иудейские власти замышляют убить Сына Божьего, и завершается Его распятием. Обе главы рассказывают об Иисусе, находящемся в Иерусалиме на празднике кущей. Заслуживает особого внимания тот факт, что в этих двух главах (ст. 37‑39; 8:12) выделяются связанные с праздником кущей две основные темы, т.е. вода и свет. Иисус был распят в ближайшую Пасху, следующую за этим празднованием поставления кущей. Основная истина, преобладающая во всем этом фрагменте, – это та, что Иисус совершал все точно по Божьему плану. Его жизнь проходила не произвольно, а соответственно Божьему суверенному и совершенно выбранному времени и управлению.

7:1‑13 В этом разделе две части: 1) Иисус уклоняется от действий в неподходящее для Божьего суверенного плана время (ст. 1‑9); 2) Иисус полностью повинуется надлежащему времени в Божьем суверенном плане (ст. 10‑13).

7:1 После сего Вероятнее всего, между событиями, описанными в 6‑й и 7‑й главах, прошло семь месяцев: в гл. 6 они происходили в Пасху (6:4 – в апреле), тогда как в гл. 7 они происходят в праздник кущей (в октябре). Иоанн ничего не написал об этом промежутке времени, потому что целью его повествования было не записать обстоятельную хронологию жизни Христа, а изобразить Его Мессией и Сыном Божиим и отразить реакцию людей на Него. ходил по Галилее В гл. 6 говорится о том, что Иисус провел два дня с массой народа из 20 тысяч человек (6:22), но Он в течение семи месяцев наставлял Своих 12 учеников, которые веровали в Него. Эта фраза неуловимо выдвигает на первый план огромную важность ученичества, потому что Иисус уделил столько много времени для обучения Своих будущих духовных лидеров.

7:2 праздник... – поставление кущей См. пояснение к 5:1. В Ветхом Завете праздник кущей был связан с собиранием урожая винограда и маслин (Исх. 23:16; Лев. 23:33‑36, 39‑43; Втор. 16:13‑15), тогда как зерновые были пожаты между апрелем и июнем. Праздник отмечали 7 дней с 15‑го по 21‑й день месяца Тишри (сентябрь—октябрь). По утверждению Иосифа Флавия, из трех основных иудейских праздников (Пасха, Пятидесятница, праздник кущей) этот праздник была самым популярным. Жители сельской местности строили самодельные сооружения из небольших веток и листьев, чтобы жить там в течение недели (отсюда «палатки» или «шалаши», «кущи»; Лев. 23:42), а жители городов ставили подобные сооружения на своих плоских крышах или во внутренних дворах. Праздник был известен обрядами изливания воды и зажигания огней, о которых говорил Иисус («кто жаждет, иди ко Мне и пей» – ст. 37, 38; и «Я – свет миру» – 8:12).

7:3 братья Его В Мф. 13:55 перечислены братья Иисуса: «Иаков, Иосий, Симон и Иуда». Иаков написал новозаветное послание, носящее его имя, и стал руководителем Иерусалимской церкви; Иуда написал послание, которое также носит его имя. Ввиду рождения Иисуса от Девы, они были Его братьями только наполовину, поскольку только Мария была причастна к рождению Иисуса по человеческой линии (ср. Мф. 1:16, 18, 23; Лк. 1:35).

7:4 быть известным... яви Себя миру Братья Иисуса хотели, чтобы Он Свои чудеса выставил напоказ. Хотя их побуждения в тексте не указаны определенно, они, вероятно, попросили об этом по двум причинам: 1) они сами хотели увидеть чудеса, чтобы определить их подлинность; 2) возможно, у них были такие же, как и у народа, грубые политические мотивы, а именно, чтобы Он стал их общественным и политическим лидером. Принятие Его Иерусалимом должно было стать для них серьезным испытанием в отношении того, поверят ли в Него как в Мессию Его собственные родные.

7:5 Подобно множеству народа в Иерусалиме и Галилее даже Его родные братья сначала не верили в Него. Они стали последователями Христа только после Его Воскресения (Деян. 1:14; 1Кор. 15:7).

7:6 Мое время еще не настало Слова эти напоминают ответ Иисуса Матери на браке в Кане (см. 2:4). Также они открывают первую причину, по которой Иисус не пойдет на праздник: для совершенного Божьего плана это был неподходящий момент. Эти слова показывают, что жизнь Иисуса полностью зависела и была передана суверенному плану Отца (ср. 8:20; Деян. 1:7; 17:26). Более того, Иисус никогда не позволял, чтобы Им руководило неверие, пусть даже оно было у Его единокровных братьев. для вас всегда время Братья Иисуса не верили в Него, поэтому они были от мира и, следовательно, ничего не знали о Боге и Его намерениях. Из‑за неверия они не слушали Его слов, не понимали Божий план и не могли воспринять воплощенное Слово. В результате любое время, а лучше всего этот момент, для них подойдет.

7:7 Вас мир не может ненавидеть Мир не может ненавидеть братьев Иисуса, потому что они принадлежали миру, а мир любит своих (ср. 15:18, 19). Порочная мировая система вместе со всеми, кто отвергает Слово и Сына Божьего, лежит во власти самого сатаны (1Ин. 5:19). Я свидетельствую о нем, что дела его злы Истинный рожденный свыше верующий, который посвящает свою жизнь для славы Божьей, он, должно быть, переживет ненависть и вражду мира (ср. 15:18‑25; 16:1‑3; 2Тим. 3:12).

7:8 Мое время еще не исполнилось Эти слова открывают вторую причину, по которой Иисус не пойдет на праздник в Иерусалим. Иудеи не могли убить Его раньше назначенного Божьим планом срока (ср. Гал. 4:4). Приверженность Иисуса к Божьему плану ни за что не позволила бы Ему как‑то отклониться от установленного Богом времени.

7:10 тайно Есть предположение, что Бог повелел Иисусу пойти в Иерусалим. В последний раз перед распятием Иисус покинул пределы Галилеи. То, что Он шел тайно, показывает максимальную свободу Его действий, и это было совершенно противоположно тому, что требовали от Иисуса Его братья (ср. ст. 4).

7:11 искали Его Контраст между словами «иудеи» в этом стихе и «народ» в ст. 12 свидетельствует о том, что выражение «иудеи» называет враждебных власти иудеев, со штаб‑квартирой в Иерусалиме. Они искали Иисуса, конечно же, со злым умыслом.

7:12, 13 толков... в народе Это толпы, состоящие из жителей Иудеи, Галилеи и иудейской диаспоры. Группы выражали самые разнообразные мнения относительно Иисуса: одни внешне принимали Его («Он добр»), другие цинично отвергали («Он обольщает народ»). Иудейский Талмуд показывает, что вторая точка зрения – Иисус вводил народ в заблуждение – стала широко распространенным среди многих иудеев мнением (Вавилонский Талмуд, Синедрион, 43а).

7:14‑24 Возрастающая враждебность к Иисусу не помешала Его служению наставления. Наоборот, Иисус неустанно подробно разъяснял Свои утверждения относительно Своей Личности и Своей миссии. Иисус снова начал учить в разгар праздника кущей, когда иудеи со всего Израиля собрались в Иерусалиме. В этом разделе Иисус изложил подтверждение Своего служения и наставлял со властью Сына Божьего. В этом разделе формулируется пять оснований в отношении того, почему заявления Иисуса истинны: 1) Его сверхъестественное знание происходит от Самого Отца (ст. 15, 16); 2) Его учение и знание могло быть подтверждено испытанием (ст. 17); 3) Его поступки доказывали Его самоотверженность (ст. 18); 4) Его влияние на мир было потрясающим, поразительным (ст. 19, 20); 5) Его дела доказывали Его Божью природу (ст. 21‑24).

7:14 в половине... праздника Возможно, Иисус подождал разгара праздника, чтобы предотвратить преждевременный «торжественный вход» в Иерусалим, к которому Его могли принудить некоторые люди из политических побуждений. в храм и учил Иисус учил в соответствии с традицией учителей или раввинов Своего времени. Как правило, знаменитые раввины входили во дворы храма и толковали Ветхий Завет собравшимся вокруг них толпам народа.

7:15 дивились Иисус знал Писание удивительным образом. Людей поразило то, что кто‑то, никогда не учась ни в каком крупном раввинском учреждении или при каком‑то великом раввине, мог проявлять такое глубокое совершенное владение Писанием. Наставления Иисуса качественно отличались от поучений других учителей как по содержанию, так и по методу их преподавания.

7:16 Пославшего Меня В этом источнике заключалось качественное отличие учения Иисуса, т.е. Иисусу его дал Отец (8:26, 40, 46, 47; 12:49, 50). Это учение произошло от Самого Бога Отца, в отличие от учения раввинов, которые получили его от людей (Гал. 1:12). Раввины полагались лишь на авторитет других (длинная цепочка человеческого предания), тогда как авторитет Иисуса сосредоточивался в Нем Самом (ср. Мф. 7:28, 29; Деян. 4:13).

7:17 кто хочет творить волю Его, тот узнает Людьми, окончательно отдающими себя под действие воли Божьей, будет руководить Бог и Сам будет подтверждать Свою истину. Через служение наставления Святого Духа Божья истина свидетельствует сама о себе (ср. 16:13; 1Ин. 2:20, 27).

7:18 Кто ищет славы Пославшему Его В то время как другие спасители и мессии действовали в своих собственных эгоистических интересах, тем самым открывая свою ложность, Иисус Христос как Сын Божий пришел только для того, чтобы прославить Отца и исполнить волю Отца (2Кор. 2:17; Флп. 2:5‑11; Евр. 10:7).

7:19, 20 убить Меня Если бы Иисус был еще одним религиозным обманщиком, то мир никогда бы не ответил такой ненавистью. Так как порочная мировая система любит своих, ее ненависть к Иисусу свидетельствует о том, что Он пришел от Бога (15:18, 19).

7:21 одно дело Из контекста становится понятно (ст. 22, 23), что Иисус говорил об исцелении парализованного; оно положило начало преследованию Иисуса иудейскими властями, потому что оно произошло в субботу (см. 5:1‑16).

7:22 но от отцов Имеется в виду эпоха патриархов во времена Авраама, когда Бог установил знамение обрезания (Быт. 17:10‑12), которое позже вошло в состав завета, заключенного с Моисеем на Синае (Исх. 4:26; 12:44, 45). Это высказывание не только умалило почтение иудеев к Моисею, но и, что даже важнее, показало, что этот обряд предшествовал закону Моисея и имел перед ним преимущество (Гал. 3:17). Более того обрезание также существовало раньше закона о субботе.

7:23 Я всего человека исцелил Иисус применил принцип аргументации от простого к сложному, от меньшего к большему. Если в субботу разрешено церемониальное очищение одной части тела через закон обрезания, то тем более следует позволить совершить в субботу настоящее исцеление всего тела (большее). в субботу По закону требовалось совершать обрезание на восьмой день (Лев. 12:1‑3). Если ребенок рождался в субботу, то восьмой день, когда иудеи обрежут младенца, снова выпадет на субботу. Иисус хотел сказать, что обрезанием ребенка иудеи нарушали свой собственный закон о субботе. Их лицемерие очевидно.

7:24 судом праведным Хотя Иисус запрещал жестокое, придирчивое осуждение, которому способствует самоправедное законничество (ср. Мф. 7:1), Он требовал проявлять нравственную и богословскую проницательность.

7:25‑36 В этом разделе Иоанн повторил заявления Иисуса о том, что Он подлинно Мессия и Сын Божий. Он сосредоточил внимание на Своем Божьем происхождении и гражданстве. В то время как многие в Него тогда уверовали (ст. 31), религиозные вожди еще больше на Него разгневались и составили подлый план схватить Его (ст. 32). Иисус противостал народу тремя дилеммами, записанными в этих стихах: 1) проблема, кроющаяся в полнейшем замешательстве (ст. 25‑29); 2) проблема разделившихся убеждений (ст. 30‑32); 3) проблема, состоящая в замедлении обращения (ст. 33‑36). Эти три проблемы оставили Иерусалим в полной безысходности.

7:26 Он говорит явно Множество народа было удивлено тем, что, несмотря на нависшую угрозу со стороны религиозных властей (ст. 20, 32), Иисус смело говорил о Своей Личности. не удостоверились ли начальники Этот вопрос свидетельствует о том, что народ и начальники были в большом смятении и нерешительности в отношении того, Кем был Иисус и как с Ним поступить. У них не было никаких твердых убеждений относительно Личности Иисуса, и здесь открывается их сомнение и неверие в этом вопросе. Они также были сбиты с толку тем, что, если Иисус был обманщиком, религиозные вожди не смогли арестовать Его и заставить Иисуса замолчать. Такое полнейшее смятение заставило толпу задать вопрос, не пришли ли тайно религиозные власти к выводу, что Он на самом деле Христос. Массовое смятение относительно Личности Иисуса царило среди всех слоев общества. Христос См. пояснения к 1:20, 41.

7:27 никто не будет знать, откуда Он Единственные сведения о месте рождения Мессии содержались в Писании (Мих. 5:2; Мф. 2:5, 6). Помимо этого, исходя из неправильного понимания Ис. 53:8 и Мал. 3:1, в иудейских кругах распространилось предание, что Мессия явится народу неожиданно. В свете сказанного это выражение, возможно, означает, что когда Мессия внезапно явится Израилю и совершит его избавление, то Его Личность совершенно никому не будет известна. А Иисус, наоборот, провел Свою жизнь в Назарете и был известен людям (ст. 28).

7:28 возгласил Громко провозглашая это важное учение, Иисус предал его самой большой гласности (ср. ст. 37; 1:15; 12:44). и знаете Меня, и знаете, откуда Я Эти слова полностью противоположны словам в 8:19, где Иисус сказал Своим врагам, что они не знают ни Его, ни Его Отца. Здесь выражена сильная ирония и сарказм со стороны Иисуса. Иисус имеет в виду, что, вопреки тому, что они думали, на самом деле они по‑настоящему не понимали, Кто Он. Они знали Его в земном смысле, а не в духовном, потому что они не знали также и Отца. Которого вы не знаете Хотя они думали о себе, что были исключительно проницательными и соответствовали духовным требованиям, но в отвержении Иисуса проявилась их духовная несостоятельность (Рим. 2:17‑19).

7:30 еще не пришел час Его Вот почему они не могли схватить Его: этого не позволил сделать суверенный Божий план с определенным временем для Иисуса.

7:31 Многие... уверовали Среди народа об Иисусе мнения разделились. Одни хотели схватить Его, в то время как был небольшой остаток истинных верующих среди толпы. Здесь вопрос предполагает отрицательный ответ, т.е. предполагаемый Мессия не сможет сделать больше чудес, чем сделал Иисус.

7:32 фарисеи и первосвященники См. пояснение к 3:1. Исторически у фарисеев и первосвященников не было гармоничных отношений друг с другом. Большинство первосвященников было саддукеями, которые были политическими и религиозными противниками фарисеев. В своем Евангелии Иоанн неоднократно сопоставляет эти две группы (см. также ст. 45; 11:47, 57; 18:3) для того, чтобы подчеркнуть, что их сотрудничество возникло в результате обоюдной ненависти к Иисусу. И те, и другие были напуганы верой людей, указанной в ст. 31, и, чтобы избежать поклонения Иисусу как Христу, они предприняли неудачную попытку арестовать Его (ст. 30). служителей Это была храмовая стража, которая выполняла функции наподобие полицейских и состояла из левитов, в чьи обязанности входило поддержание порядка во дворах храма. Синедрион мог использовать ее также и за пределами дворов храма при религиозных спорах, которые не волновали римскую полицию.

7:34 где буду Я, туда вы не можете прийти Здесь Иисус говорил о Своем возвращении к Своему небесному первоначалу, к Отцу после того, как будет распят и воскреснет (см. 17:13).

7:35, 36 И снова Иоанн выдвигает на первый план полное неведение иудеев о том, что говорил Иисус. Они повторяли слова, чтобы высмеять Иисуса.

7:35 учить Еллинов Фраза «учить Еллинов», возможно, была намеком на иудейских прозелитов, т.е. на язычников. Может быть, Иоанн цитировал это выражение с иронией, потому что в конечном итоге из‑за слепоты иудеев и отвержения ими Мессии Евангелие пришло к язычникам. См. пояснения к Рим. 11:7‑11.

7:37‑52 В этом разделе перечислены различные реакции людей на заявления Иисуса. Через века эти реакции стали универсальными примерами того, как люди реагируют на Иисуса. В этом фрагменте можно выделить утверждение Иисуса (ст. 37‑39) и отклики на слова Христа (ст. 40‑52), которые можно поделить на пять категорий: 1) реакция убежденных людей (ст. 40, 41а); 2) реакция упрямых людей (ст. 41б, 42); 3) враждебная реакция (ст. 43, 44); 4) реакция смущенных людей (ст. 45, 46); 5) реакция религиозных властей (ст. 47‑52).

7:37 В последний... день На основании этих слов можно предположить, что последующие события произошли не в тот же день, что и дискуссия, описанная в ст. 11‑36. кто жаждет За несколько веков до Иисуса появилась традиция, когда на седьмой день праздника кущей первосвященник в процессии нес золотой сосуд, наполненный водой из купальни Силоам, обратно в храм. В то время как процессия подходила к Водяным воротам на южной стороне внутреннего двора храма, для того, чтобы отметить радость этого события, раздавалось три трубных звука, и народ декламировал Ис. 12:3: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». А в храме, под взглядами многочисленных зрителей, священники обычно проходили положенным порядком вокруг жертвенника, в то время как храмовый хор пел Аллилуию («халлель») (Пс. 112‑117). Во время утреннего жертвоприношения воду возливали в жертву Богу. Применение воды символизировало благословение в достаточном количестве осадков для посевов. Иисус использовал это событие как наглядный пример и благоприятную возможность в последний день праздника сделать самое общедоступное приглашение Своему народу принять Его как живую воду. Его слова напоминают Ис. 55:1. жаждет… иди… пей Эти три слова подводят итог призыву к благой вести. Осознание необходимости ведет к приближению к источнику, за которым следует принятие того, в чем нуждаешься. Жаждущая, нуждающаяся душа испытывает стремление прийти к Спасителю и пить, т.е. получить предлагаемое Им спасение.

7:38 воды живой По иудейскому преданию обряд излияния воды также связывался с предзнаменованием эсхатологических рек живой воды, предсказанных в Иез. 47:1‑9 и Зах. 13:1. Значение призыва Иисуса заключается в том, что Он явился исполнением того, что предвосхищал праздник кущей, т.е. Иисус был Тем, Кто предоставил живую воду и дает людям жизнь вечную (ср. 4:10, 11).

7:39 Сие сказал Он о Духе Дар Духа Святого является источником духовной и вечной жизни. См. пояснение к 16:7.

7:41 из Галилеи Эти слова показывают большое невежество людей, так как Иисус родился в Вифлееме – городе Иудеи, а не Галилеи (Мих. 5:2; ср. Мф. 2:6; Лк. 2:4). Они даже не удосужились узнать Его настоящее место рождения, показывая тем самым то, что их не интересовало подтверждение Личности Мессии.

7:43 распря См. Мф. 10:34‑36; Лк. 12:51‑53.

7:44 См. пояснения к ст. 8, 30.

7:45 служители Когда Личность Иисуса и Его животворящее учение были явлены служителям, то их попытка арестовать Его провалилась. Поскольку они были религиозно наставлены, слова Иисуса поразили их в самое сердце. Об их обязанностях см. пояснение к ст. 32.

7:47, 48 Фарисеи осмеяли служителей не на профессиональном основании (как служителей правопорядка), а на религиозном (как левитов). По сути они обвиняли служителей храма в том, что их обольстил обманщик (они видели его в лице Иисуса), тогда как сами фарисеи в своей самонадеянности и самоправедности считали, что с их мудростью и знанием никто и никогда не может их обольстить.

7:49 народ В других текстах – «толпа». Фарисеи высокомерно приклеили народу ярлык «толпы». Раввины считали простых людей невежественными и нечестивыми в отличие от них самих. Это невежество связывалось не только с их незнанием Писания, но особенно с неспособностью простых людей следовать устным фарисейским преданиям. проклят Люди считались проклятыми, потому что не принадлежали к элитной группе и не следовали убеждениям фарисеев относительно закона.

7:50‑52 Разум Никодима (см. 3:10) не был закрыт для слов Христа, поэтому, не защищая Иисуса открыто, он воспользовался законом и традициями в пользу Иисуса.

7:51 судит ли закон наш Нельзя процитировать никакого ветхозаветного текста, который бы доказывал высказывание Никодима. Вероятнее всего, он говорил о раввинских преданиях, содержавшихся в их устном законе.

7:52 из Галилеи не приходит пророк Подлинное невежество характеризовало высокомерных фарисеев, которые не исследовали тщательно факты о том, где на самом деле, был рожден Иисус. Хотя фарисеи обвиняли народ в невежестве, они сами были действительно невеждами (ст. 42). Более того, пророки Иона и Наум происходили из Галилеи.

7:53‑8:11 Некоторые исследователи считают, что этот раздел, повествующий о женщине, взятой в прелюбодеянии, вероятнее всего, не входил в оригинальное содержание Евангелия от Иоанна. В разных рукописях он помещался в разных местах Евангелия (например, после ст. 36, 44, 52 или 21:25), в то время как один манускрипт включает его после Лк. 21:38. Против включения этого раздела в состав оригинала решительно говорят внешние доказательства: во многих рукописях тексты не имеют этого раздела, в самых ранних рукописях он тоже отсутствует. Во многих манускриптах этот фрагмент помечен особо на предмет его включения. К тому же его не комментируют отцы греческой церкви до двенадцатого века. Так же стиль и лексика этого фрагмента отличаются от остального Евангелия, к тому же он прерывает последовательность повествования ст. 52 с 8:12 и далее. Однако многие полагают, что в этом разделе есть все отличительные признаки исторической достоверности, возможно, являющейся частью устного предания, которое распространялось частями в западной церкви, так что несколько толкований приемлемы. Несмотря на все эти соображения о вероятной недостоверности этого раздела, в этом вопросе возможно ошибиться, поэтому лучше принять во внимание значение этого фрагмента и оставить его в тексте, точно так же, как Мк. 16:9‑20.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →