Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна 10 глава

10:1‑39 Поскольку Иисус говорил с теми же людьми, прямо из главы 9 вытекает рассуждение Иисуса о Себе как о «добром пастыре». Глава 9 вскрыла проблему, заключавшуюся в том, что израильский народ вели за собой неверные пастыри, которые уводили его от истинного знания и царства Мессии (9:39‑41). В главе 10 Иисус провозгласил Себя «Добрым Пастырем», Которого (в отличие от неверных пастырей Израиля – самоправедных и самозванных) Его Отец поставил Спасителем и Царем (Пс. 22:1; Ис. 40:11; Иер. 3:15; ср. Ис. 56:9‑12; Иер. 23:1‑4; 25:32‑38; Иез. 34:1‑31; Зах. 11:16).

10:1 двор овчий В ст. 1‑30 Иисус говорил, постоянно применяя образ, основанный на распространенной в первом веке практике овцеводства. Овец держали в небольшом загоне, через дверь которого заходили и выходили овцы. Пастух нанимал «придверника» (ст. 3) или «наемника» (ст. 12) помощником пастуха для охраны двери. Пастух входил через эту дверь. А тот, кто хотел своровать или ранить овечку, выбрал бы другой способ войти. Вероятнее всего, основой для наставления Иисуса послужили слова из Иез. 34, поскольку там Бог порицал неверных пастырей Израиля (т.е. духовных вождей народа) за отсутствие должной заботы о стаде израильском (т.е. народе). В самих Евангелиях содержится широкая образность «овцы – пастырь» (см. Мф. 9:36; Мк. 6:34; 14:27; Лк. 15:1‑7).

10:3 придверник Придверник был наемным помощником пастуха, который узнавал настоящего пастыря овец, открывал ему дверь, помогал пастуху заботиться о стаде и особенно сторожить его ночью. овцы слушаются голоса его Обычно ближневосточные пастухи стояли в разных местах за овечьим загоном и издавали каждый свой уникальный клич, который узнавался овцами. В итоге вокруг пастуха собирались овцы. он зовет своих овец по имени Этот пастух идет еще дальше, называя каждую овцу по ее особому имени. Иисус хочет сказать, что Он приходит к стаду Израиля и призывает, чтобы каждая Его собственная овца лично пришла в Его собственное мессианское стадо. В словах этих имеется предположение, что даже до того, как Он позовет их по имени, они уже каким‑то образом являются Его овцами (см. ст. 25‑27; 6:37, 39, 44, 64, 65; 17:6, 9, 24; 18:9).

10:4, 5 В отличие от пастухов на Западе, которые направляют овец сбоку или сзади, часто используя овчарок, ближневосточные пастухи ведут свои стада, своим голосом призывая их двигаться. Этот образ рисует удивительную картину взаимоотношений «господин – ученик». Новозаветное духовное лидерство всегда является примером для других, т.е. содержит призыв к подражанию (ср. 1Тим. 4:12; 1Пет. 5:1‑3).

10:6 притчу Это слово лучше всего здесь следует перевести «пример, иллюстрация, пояснение». Оно передает мысль, что здесь подразумевается что‑то сокровенное или загадочное. Это слово снова появляется в 16:25, 29, но его нет в синоптических Евангелиях. Дав эту иллюстрацию (ст. 1‑5), Иисус затем стал из нее извлекать яркую духовную истину.

10:7‑10 Я есмь дверь Это – третье из семи утверждений Иисуса «Я есмь» (см. 6:35; 8:12). Здесь Он слегка меняет образ. В ст. 1‑5 Он был пастырем, а здесь Он – дверь. В ст. 1‑5 пастырь выводил стадо из загона, а здесь Он является входом в загон (ст. 9), который ведет к надлежащему пастбищу. Эта часть вторит словам Иисуса в 14:6, что только Он является единственным путем к Отцу. Он хотел сказать, что служит единственным средством, с помощью которого можно приблизиться к Отцу и принять участие в обещанном Божьем спасении. Так как некоторые пастухи на Ближнем Востоке спали при входе, чтобы сторожить овец, здесь Иисус изображает Себя дверями.

10:9, 10 Эти два стиха являются общеизвестным утверждением, что вера в Иисуса как Мессию и Сына Божьего – единственный путь спасения от греха и ада и приобретения вечной жизни. Иисус Христос является единственным источником познания Бога и единственным основанием духовной безопасности.

10:11‑18 Иисус взял еще одно выражение из ст. 1‑5, т.е. Он – добрый Пастырь, в отличие от существующего руководства израильского народа (9:40, 41). Это – четвертое из семи утверждений Иисуса «Я есмь» (см. ст. 7, 9; 6:35; 8:12). Слово «добрый» имеет значение «благородный» и противопоставляется «наемнику», которого интересует только своя корысть.

10:11 полагает жизнь свою за овец Эти слова говорят о заместительной смерти Иисуса на кресте за грешников. Ср. ст. 15; 6:51; 11:50, 51; 17:19; 18:14.

10:12 видит приходящего волка… бежит Образ наемника характеризует религиозных вождей, которые в благоприятное время исполняют свои обязанности, а во время опасности никогда не проявляют жертвенной заботы об овцах. Они противопоставляются Иисусу, Который жизнь Свою положил за Свое стадо (см. 15:13).

10:16 не сего двора Здесь говорится о язычниках, которые ответят на Его голос и станут частью Церкви (ср. Рим. 1:16). Иисус умер не только за иудеев (см. пояснения к ст. 1‑3), но также и за не‑иудеев, из которых Он создаст одно новое Тело – Церковь (см. пояснения к 11:51, 52; ср. Еф. 2:11‑22).

10:17, 18 опять принять ее В этих двух стихах Иисус дважды повторяет эту фразу, указывая тем самым, что Его жертвенная смерть не была концом. За ней, в подтверждение того, что Он – Мессия и Бог, последовало Воскресение Иисуса (Рим. 1:4). Его смерть и Воскресение привели к Его окончательному прославлению (12:23; 17:5) и излиянию Святого Духа (7:37‑39; ср. Деян. 2:16‑39).

10:19‑21 И снова у иудеев была противоречивая реакция на слова Иисуса (см. 7:12, 13). Некоторые обвинили Его в том, что Он одержим бесами (см. 7:20; 8:48; ср. Мф. 12:22‑32), а другие пришли к выводу, что Его дела и слова свидетельствовали о Божьем покровительстве.

10:22 праздник обновления Иудейский праздник ханука, который отмечает победу израильтян над вождем сирийской империи Селевкидов Антиохом Епифаном, преследовавшим Израиль. Примерно в 170 г. до Р.Х. он завоевал Иерусалим и осквернил иудейский храм, установив языческий жертвенник вместо Божьего. Под руководством старого священника, названного Маттафией (он был из семьи Хасмонеев), иудеи вели против сирийцев партизанскую войну, известную как восстание Маккавеев (166‑142 гг. до Р.Х.), и освободили храм и землю от чужеземного господства до 63 г. до Р.Х., когда римляне (Помпей) установили власть над Палестиной. Именно в 164 г. до Р.Х. 25 числа месяца Кислев (примерно декабрь) иудеи освободили храм и снова посвятили его Господу. Праздник этот известен также под названием «праздник огней», потому что в ознаменование этого события в иудейских домах зажигали светильники и свечи. была зима Этим Иоанн указал, что холодная погода вынудила Иисуса пройти в восточную часть храма, в крытую часть притвора Соломона, где после Его Воскресения стали регулярно собираться христиане для возвещения благой вести (см. Деян. 3:11; 5:12).

10:24 скажи нам прямо В свете стихов 31‑39 понятно, что иудеи искали не ясности и понимания того, Кем был Иисус, а хотели, чтобы Он прямо провозгласил, что Он – Мессия, для оправдания своих нападок на Него.

10:26, 27 Эти стихи ясно указывают, что Бог избрал Своих овец, и это те, кто верует и следует (см. пояснения к ст. 3, 16; ср. 6:37‑40, 44, 65).

10:28, 29 Безопасность овец Иисуса лежит на Нем как на добром Пастыре, у Которого есть власть сохранить их. Им не могут повредить ни воры, ни разбойники (ст. 1, 8), ни волк (ст. 12). Стих 29 ясно дает понять, что за безопасностью овец в конечном итоге стоит Отец, потому что никто не может похитить их у Бога, Который суверенно контролирует все (Кол. 3:3). См. пояснения к Рим. 8:31‑39. В Ветхом или Новом Завете нет более сильного места с обетованием полной безопасности каждого истинного христианина.

10:30 Я и Отец – одно И Отцу и Сыну вверена совершенная защита и сохранность овец Иисуса. Подчеркивая совместность цели и действий Отца и Сына для обеспечения безопасности и сохранности стада, это предложение предполагает единство Их природы и сущности (см. 5:17‑23; 17:22).

10:31 Иоанн в третий раз упоминает, что иудеи хотели побить Иисуса камнями (см. 5:18; 8:59). Заявление Иисуса (ст. 30), что Он и Отец – одно, подтвердило Его притязание на то, что Он – Бог, и вызвало у иудеев желание предать Его смерти (ст. 33). Хотя Ветхий Завет позволял в некоторых случаях побивать камнями (например, Лев. 24:16), римляне оставили право приговаривать к смертной казни за собой (18:31). Тем не менее не владеющие собой иудеи пытались вместо законного судебного разбирательства совершить суд толпы (см. Деян. 7:54‑60).

10:33 делаешь Себя Богом У тех иудеев не было сомнения, что Иисус провозглашал Себя Богом (ср. 5:18).

10:34‑36 Цитата из Пс. 81:6, где Бог называет неверных судей «богами» и произносит на них бедствие. Иисус приводил тот аргумент, что в этом псалме подтверждается правомочность использования слова «бог» не только к Самому Богу, но и к другим. Иисус рассуждал, что если Бог может обращаться к другим как к «богам» или «сынам Всевышнего», почему тогда иудеям надо протестовать против утверждения Иисуса, что Он – Сын Божий (ст. 36)?

10:35 не может нарушиться Писание Эти слова подтверждают абсолютную точность и авторитетность Писания (см. пояснения к Мф. 5:17‑19).

10:38 верьте делам Иисус не ожидал, что Ему поверят лишь по Его собственным утверждениям. Поскольку Он творит те же дела, что творит и Отец (см. пояснение к 5:19), Его врагам в их оценке надлежало это учитывать. Однако здесь подразумевается, что они настолько не знали Бога, что не могли узнать дел Отца или Посланного Отцом (см. также 14:10, 11).

10:40 и пошел опять за Иордан Иисус ушел из Иудеи в ненаселенный район за Иорданом из‑за растущей враждебности (см. ст. 39). место, где прежде крестил Иоанн Ср. Мф. 3:1‑6; Мк. 1:2‑6; Лк. 3:3‑6. Здесь, возможно, говорится либо о Перее, либо о Ватанее – главной из четырех областей Филиппа на востоке и северо‑востоке от Галилейского моря. Это утверждение иронично, поскольку место, где Иоанн сперва начал крестить, стало последней областью, в которой Иисус пробыл до Своего путешествия в Иерусалим и распятия. Люди помнили свидетельство Иоанна о Христе и подтвердили свою веру в Него (ст. 41, 42).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →