Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна 13 глава

13:1–17:6 В этих описывающих жизнь Иисуса до распятия главах, повествование обращает взор на Его посвящение Своим ученикам. В то время как главы 1‑12 сосредоточивают внимание на отвержении Иисуса народом (ср. 1:11), главы 13‑17 концентрируются на тех, кто принял Его (см. 1:12). Начиная с гл. 13, Иисус полностью перешел от общественного служения к личному служению принявшим Его. Слова, записанные в гл. 13‑17, были сказаны Иисусом в ночь, когда Он был предан и арестован, как прощание, чтобы передать Своим последователям Свое будущее наследие (гл. 13‑16) и помолиться за них (гл. 17). Всего лишь день спустя был крест.

13:1 до конца Это означает «в совершенстве», «совершенной любовью». Бог любит (3:16) также грешников (3:16; Мф. 5:44, 45; Тит. 3:4) с сострадательным общим милосердием, но Своих Он любит совершенной, спасающей, вечной любовью.

13:2 вечери Это был пасхальный ужин в четверг вечером после захода солнца. См. во Введении: Проблемы толкования. диавол… в сердце Иуде Это не снимает бремя вины с Иуды, потому что его порочное сердце желало точно того же, чего желал диавол, – смерти Иисуса. Диавол и Иуда были в согласии.

13:3 к Богу отходит Иисус смело встречал предательство, мучение и смерть, потому что знал: Отец впоследствии вознесет Его, где Он получит славу и общение, которые Он извечно имел в Троице (см. 17:4, 5). Это была «предлежавшая Ему радость», которая дала Ему возможность «претерпеть крест» (Евр. 12:2).

13:4, 5 Пыль и грязь, обусловленные климатическими условиями этого района, неизбежно приводили к необходимости умывать ноги, входя в дом. Хотя ученики, вероятно, были бы рады умыть ноги Иисусу, они не могли и вообразить умыть ноги друг другу. Это потому, что в обществе того времени умывание ног предназначалось для занимающих самое низкое положение слуг‑рабов. Равные не умывали ног один другому, кроме очень редких случаев, в знак великой любви. Лука указывает (22:24), что ученики спорили о том, кто из них больший, так что никто не хотел унижаться до того, чтобы умывать ноги. Они были потрясены, когда Иисус начал умывать их ноги. Его действия служили и символом духовного очищения (ст. 6‑9) и образцом христианского смирения (ст. 12‑17). Этим поступком Иисус преподал урок самоотверженного служения, высочайшим примером которого послужила Его смерть на кресте.

13:6‑10 Эти поступки смутили всех учеников. Но в то время, как другие молчали, Петр, возможно, от имени других (см. Мф. 16:13‑23) высказался в негодовании, что Иисус ни за что не будет так унижаться, чтобы умывать им ноги. Он не смог увидеть за самим смиренным служением предполагаемого в нем символа духовного очищения (ст. 7; ср. 1Ин. 1:7‑9). Ответ Иисуса сделал ясным истинный смысл Его действий: если Агнец Божий не очистит грехов человека (как изображено в символизме омовения), он не может иметь части с Ним.

13:10 нужно только ноги умыть Нет необходимости повторять очищение, которое Христос совершает при спасении – в этот момент искупление является полным. Однако все, очищенные Божьим милосердным оправданием, нуждаются в постоянном духовном очищении, так как они ведут борьбу с грехом во плоти. Верующие оправданы, и им дарована вмененная праведность (Флп. 3:8, 9), но они все еще нуждаются в освящении и личной праведности (Флп. 3:12‑14).

13:11, 12 не все вы чисты В этих стихах говорится об Иуде (6:70), который вскоре должен был привести толпу, чтобы схватить Иисуса (18:3).

13:15 пример Использованное здесь слово подразумевает как «пример, урок», так и «образец» (Евр. 4:11; 8:5; 9:25; Иак. 5:10; 2Пет. 2:6). Намерением Иисуса в этом поступке было представить образец любящего смирения.

13:17 блаженны вы, когда исполняете Радость всегда связана с послушанием Божьему Слову (см. 15:14).

13:18 которых избрал Иисус говорил о 12 учениках, которых Господь выбрал (см. 15:16), которых Господь отлично знал, включая Иуду, избранного для того, чтобы исполнилось пророчество Пс. 40:10.

13:21 возмутился Значение этого слова см. в пояснении к 12:27.

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус Это первое упоминание об апостоле Иоанне, авторе Евангелия (см. во Введении: Автор и время написания). В частности, он упомянул себя у креста (19:26, 27), у пустого гроба (20:2‑9), при Тивериадском море (21:1, 20‑23) и в предпоследнем стихе, где о нем говорится как об авторе Евангелия (21:24).

13:26 подал Иуде… Искариоту Обычно на празднике хозяин (роль которого исполнял Иисус) обмакивал в общую чашу и вынимал самый вкусный кусочек и подавал его гостю в знак особой чести или дружбы. Поскольку Иисус так спокойно подал его Иуде, это могло означать, что его посадили на почетном месте возле Господа. Это был последний жест Его любви к Иуде, даже если тот предаст Его.

13:27 вошел в него сатана При предательстве Иисуса Иудой владел сам сатана. См. пояснение к ст. 2.

13:30 была ночь Хотя это и было историческим воспоминанием Иоанна, эта фраза может быть также наполнена глубоким богословским смыслом. Это был час, когда Иуда был полностью предан власти тьмы (ср. Лк. 22:53).

13:31‑33 прославился С уходом Иуды были приведены в движение последние события. Иисус смотрел не на муки креста, а на то, что будет после него, предвидя славу Его с Отцом (см. 17:4, 5; Евр. 12:2).

13:33 как сказал Я Иудеям Это высказывание записано в 8:21.

13:34, 35 Провозгласив Свой уход и настояв на том, что Его ученики не могут пойти с Ним, Иисус начал говорить о том, что Он ожидал от них после Своего отшествия. Любовь – это служение и отличительная черта ученичества (ст. 35; ср. 1Ин. 2:7‑11; 3:10‑12; 4:7‑10, 20, 21).

13:34 Заповедь новую… как Я возлюбил вас Заповедь любить не была новой. Второзаконие 6:5 повелевало любить Бога, и Лев. 19:18 повелевал любить ближнего своего как самого себя (ср. Мф. 22:34‑40; Рим. 13:8‑10; Гал. 5:14; Иак. 2:8). Однако заповедь Иисуса о любви представляла определенно новый образец по двум причинам: 1) это – жертвенная любовь, созданная по образцу Его любви («как Я возлюбил вас» ср. 15:13) и 2) она дается преобразующей силой Святого Духа через Новый Завет (ср. Иер. 31:29‑34; Иез. 36:24‑26; Гал. 5:22).

13:36 ты не можешь… идти Его труд был почти завершен, а их – только начинался (Мф. 28:16‑20; Мк. 16:15; Лк. 24:47). Особенный труд нужно было совершить Петру (см. пояснения к 21:15‑19). Только Иисус, как безгрешная Жертва за грехи мира, мог пойти на крест и умереть (1Пет. 2:22‑24). Также только Он мог быть прославлен в присутствии Отца той славой, которую имел до Своего воплощения (см. 12:41; 17:1‑5).

13:38 См. 18:25‑27; ср. Мф. 26:71‑75; Мк. 16:69‑72; Лк. 22:54‑62.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →