Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна 15 глава

15:1‑17 Посредством этого общепринятого образа лозы и ветвей Иисус изложил основу христианской жизни. Иисус применил образ из сельскохозяйственной жизни того времени, т.е. виноградных лоз и виноградных плодов (см. также Мф. 20:1‑16; 21:23‑41; Мк. 12:1‑9; Лк. 13:6‑9; 20:9‑16). В Ветхом Завете виноградная лоза обычно используется как символ Израиля (Пс. 79:10‑17; Ис. 5:1‑7; 27:2‑6; Иер. 2:21; 12:10; Иез. 15:1‑8; 17:1‑21; 19:10‑14; Ос. 10:1, 2). На этот раз Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», а Отца – «виноградарем» или присматривающим за виноградником. У виноградной лозы есть два вида ветвей: 1) ветви, приносящие плод (ст. 2, 8) и 2) ветви, не приносящие плода (ст. 2, 6). Ветви, приносящие плоды, – это истинные верующие. И хотя в непосредственном контексте внимание сосредоточивается на 11 верных учениках, этот образ охватывает всех верующих во все века. Ветви, не приносящие плод – это люди, которые изображают, что они верят, но отсутствие у них плода показывает, что не произошло истинного спасения и что они не питаются от лозы. В прямом контексте имелся в виду главным образом Иуда, но образ распространяется на всех, кто заявляет о вере во Христа, но на самом деле не имеет спасения. Образ сжигания ветвей, не приносящих плода, изображает суд последнего времени и вечное отвержение (см. Иез. 15:6‑8).

15:1 Я есмь истинная виноградная Лоза В Евангелии от Иоанна это – последнее из семи заявлений Иисуса о Своей Божьей сущности в форме утверждения «Я есмь» (см. 6:35; 8:12; 10:7, 9; 10:11, 14; 11:25; 14:6).

15:2 Он отсекает Образ виноградаря, т.е. Отца, избавляющегося от мертвой древесины для того, чтобы можно было отчетливо распознать живые и приносящие плод ветви. Это – образ отступников, которые никогда по‑настоящему не верили и которые будут отсечены на суде (ст. 6; Мф. 7:16; Еф. 2:10); в них никогда не пульсировала преобразующая жизнь Христова (8:31, 32; ср. Мф. 13:18‑23; 24:12; Евр. 3:14‑19; 6:4‑8; 10:27‑31; 1Ин. 2:19; 2Ин. 9). очищает Бог удаляет из жизни верующего все, что будет мешать принесению плода, т.е. Он очищает (дисциплинирует, наказывает), чтобы обрезать грех и препятствия, которые будут сушить духовную жизнь; точно как фермер удаляет с ветвей все, что будет мешать им приносить максимальный плод (Евр. 12:3‑11).

15:4‑6 Пребудьте во Мне Слово «пребудьте» означает оставаться или жить вблизи. «Пребывание» является доказательством того, что совершилось спасение (1Ин. 2:19), а не наоборот. Плодом или доказательством спасения является длительное пребывание в Иисусе и в Его учении (8:31; 1Ин. 2:24; Кол. 1:23). Только усыновленный верующий является пребывающим. Фактически пребывание и верование выступают как один и тот же результат истинного спасения (Евр. 3:6‑19). Для обсуждения стойкости святых см. пояснение к Мф. 24:13.

15:6 Здесь образно показано уничтожение (ср. Мф. 3:10‑12; 5:22; 13:40‑42, 50; 25:41; Мк. 9:43‑49; Лк. 3:17; 2Фес. 1:7‑9; Отк. 20:10‑15). Оно изображает суд, ожидающий всех людей, которые никогда не были спасены.

15:7‑10 Истинные верующие исполняют заповеди Господа, подчиняясь Его слову (14:21, 23). Поскольку они вручили себя Божьему Слову, они преданы Его воле, поэтому их молитвы приносят плод (14:13, 14). Это являет Божью славу, так как Он отвечает на просьбы Своих детей.

15:9, 10 пребудьте в любви Моей Ср. Иуд. 21. Это не эмоциональное или мистическое состояние, а определенное в ст. 10 послушание. Иисус подал пример Своим совершенным послушанием Отцу, мы должны использовать его как образец для нашего послушания Иисусу.

15:11 радость ваша будет совершенна Как утверждал Иисус, основанием для Его радости является Его послушание Отцу. И верующие, которые соблюдают Его заповеди, испытают такую же радость (17:13; ср. 16:24).

15:12 Ср. 13:34, 35. См. пояснения к 1Ин. 2:7‑11.

15:13 Здесь говорится о высшем доказательстве и выражении любви Иисуса (ст. 12) – о Его жертвенной смерти на кресте. Христиане призваны служить примером такого же жертвенного даяния друг другу, даже если такая жертва предполагает, что, в подражание примеру Христа, кто‑либо положит свою жизнь (ср. 1Ин. 3:16).

15:14, 15 друзья Как Авраам был назван «другом Божиим» (2Пар. 20:7; Иак. 2:23), потому что имел удивительный доступ к ведению Бога через Божье откровение, которому он верил, так и тем, кто следует за Христом, дается привилегия удивительного откровения через Мессию и Сына Божьего, и верующие стали «друзьями» Бога. Именно за Своих «друзей» Господь положил Свою жизнь (ст. 13; 10:11, 15, 17).

15:16 Я вас избрал Ср. ст. 19. На случай какой бы то ни было претензии среди учеников на духовную гордость из‑за имевшихся у них привилегий Иисус указывает, что такая привилегия основывается не на их заслуге, а на Его суверенном выборе их. Бог избрал Израиль (Ис. 45:4; Ам. 3:2), но не за какую‑то заслугу (Втор. 7:7; 9:4‑6). Бог избрал ангелов, чтобы они всегда были святыми (1Тим. 5:21). Он избрал верующих ко спасению вне всякой заслуги (Мф. 24:24, 31; см. пояснения к Рим. 8:29‑33; Еф. 1:3‑6; Кол. 3:12; Тит. 1:1; 1Пет. 1:2). приносили плод Единственная цель Божьего суверенного избрания – это чтобы ученики, получившие благословение в таком откровении и понимании, приносили духовный плод. Новый Завет описывает плод как благочестивое состояние (Гал. 5:22, 23), праведное поведение (Флп. 1:11), хвалу (Евр. 13:15) и особенно обращение других к вере в Иисуса как Мессию и Сына Божьего (Рим. 1:13‑16).

15:18, 19 Поскольку сатана господствует над порочной мировой системой в ее противостоянии Богу (14:30), то в результате мир ненавидит не только Иисуса, но и тех, кто следует за Ним (2Тим. 3:12). Ненависть к Иисусу означает и ненависть к пославшему Его Отцу (ст. 23).

15:20 раб… господина Эта аксиома, высказанная также в 13:16, отражает очевидную истину, которая заставила Иисуса сообщить ее Своим ученикам. Они должны ожидать, что с ними будут обращаться так, как обращались с Ним, потому что ненавидевшие Его не знали Бога (ст. 21) и будут также ненавидеть их; и, наоборот, слушавшие Его с верой будут также слушать и их.

15:22‑24 не имели бы греха Иисус не имел в виду, что если бы Он не пришел, то они были бы безгрешными. Он говорил о том, что Его приход ставил перед выбором и приводил непослушных к тяжелейшему и самому смертному греху – греху отвержения и восстания против Бога и Его истины. Это был решающий грех отвержения, обдуманный и пагубный выбор тьмы вместо света и смерти вместо жизни, о чем Он и говорил. Иисус сотворил столько чудес и говорил множество слов для доказательства того, что Он – Мессия и Сын Божий, а они были воинственны в своей любви ко греху и в отвержении Спасителя. См. Евр. 4:2‑5; 6:4‑6; 10:29‑31.

15:25 Иисус цитирует Пс. 34:19; 68:5. Здесь логика состоит в том, что, если Давида, всего лишь человека, в такой ужасной степени могли ненавидеть враги Бога, насколько больше нечестивые будут ненавидеть совершенного, божественного Сына Давида, обещанного Царя, Который противостанет греху и будет вечно владычествовать над Своим Царством правды (см. 2Цар. 7:16).

15:26, 27 Когда же придет Утешитель И снова Иисус обещал послать Духа Святого (7:39; 14:16, 17, 26; 16:7, 13, 14). На этот раз Он подчеркнул помощь Духа для свидетельства – возвещения Евангелия. См. пояснение к 16:7.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →