Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна 17 глава

17:1‑26 Хотя места в Мф. 6:9‑13 и Лк. 11:2‑4 стали широко известны как «Господня молитва», та молитва была на самом деле молитвой, которую Иисус преподал ученикам в качестве образца для их молитв. Записанная же здесь молитва является воистину Господней молитвой, показывающей общение Сына с Отцом наедине. О содержании сущности частых молитв Иисуса к Отцу написано очень мало (Мф. 14:23; Лк. 5:16), поэтому в этой молитве открывается драгоценная сущность общения Сына и Его ходатайство. Эта глава – переходная, она оканчивает земное служение Иисуса и начинает Его ходатайственное служение за верующих (Евр. 7:25). Эта молитва во многих отношениях является кратким изложение всего Евангелия от Иоанна. Ее главные темы включают: 1) послушание Иисуса Отцу; 2) прославление Отца через смерть и возвеличивание Иисуса; 3) откровение Бога в Иисусе Христе; 4) избрание учеников из мира; 5) их миссионерскую работу в мире; 6) их единство, созданное по образцу единства Отца и Сына. Глава делится на три части: 1) молитва Иисуса за Себя (ст. 1‑5); 2) молитва Иисуса за апостолов (ст. 6‑19) и 3) молитва Иисуса за всех новозаветных верующих, которые составят Церковь (ст. 20‑26).

17:1 пришел час Т.е. пришло время смерти Иисуса. См. пояснение к 12:23. прославь Сына Твоего Его смерть была именно тем событием, которое прославит Сына. Посредством ее Он приобрел поклонение, почитание и любовь со стороны миллионов людей, грехи которых Он понес. Иисус принял этот путь славы, зная, что через него Он будет превознесен до славы Отца. Целью этого является прославление Отца за Его план искупления в Сыне. Таким образом, посредством Своей славы Иисус стремился прославить Своего Отца (13:31, 32).

17:2 власть над всякою плотью Ср. 5:27; см. пояснение к Мф. 28:18. всему, что Ты дал Ему Ссылка на Божье избрание тех, кто придет ко Христу (см. пояснения к 6:37, 44). Через весь Новый Завет проходит библейская доктрина избрания или предопределения (15:16, 19; Деян. 13:48; Рим. 8:29‑33; Еф. 1:3‑6; 2Фес. 2:13; Тит. 1:1; 1Пет. 1:2).

17:3 жизнь вечная См. пояснения к 3:15, 16; 5:24; ср. 1Ин. 5:20.

17:5 прославь Меня… у Тебя Самого Совершив Свое дело (ст. 4), Иисус взирает на последствия креста и просит о возвращении в славу, которую Он имел вместе с Отцом до начала мира (см. пояснения к 1:1; 8:58; 12:41). В возгласе «совершилось!» (19:30) Христос констатирует, что принятие гнева и наказания за грешников действительно завершилось.

17:6‑10 они были Твои Эта фраза подводит итог всему служению Иисуса, включая крест, имевший место всего несколько часов спустя. И снова Сын подчеркнул, что уверовавших в Него дал Отец (см. пояснение к ст. 2). Слова «они были Твои» (ср. ст. 9) являются убедительным утверждением, что до обращения они принадлежали Богу (ср. 6:37). И в виду Божьего избрания это – правда. Они были избраны прежде создания мира (Еф. 1:4), когда их имена были вписаны в книгу жизни Агнца (Отк. 17:8). Ср. Деян. 18:10, где Бог говорит, что у Него в Коринфе много людей, принадлежащих Ему, но которые еще не спасены. См. пояснения к 10:1‑5, 16.

17:8 уверовали Божий Сын подтвердил, что у Его учеников была истинная спасающая вера.

17:11 Я уже не в мире Смерть Иисуса и Его возвращение к Отцу были для Иисуса настолько бесспорными, что Он относился к Своему отшествию как к уже совершившемуся факту. Сейчас Он молился за учеников, потому что они должны будут столкнуться с искушением мира и ненавистью, не имея Его непосредственного присутствия и защиты (15:18–16:4). Иисус молился за вечную защиту уверовавших на основании неизменной сущности Бога. Он молился о том, чтобы верующие испытали то вечное единство, какое имеет Троица. См. Рим. 8:31‑39.

17:12 Я соблюдал их во имя Твое Как Иисус сказал в 6:37‑40, 44, Он защищал их и хранил их от мира. В 18:1‑11 можно видеть один пример этого. Верующие принадлежат Христу и Богу, поэтому они имеют душевный покой. См. пояснения к 10:28, 29. сына погибели Эти слова указывают на Иуду, говоря о его участи, т.е. вечном осуждении (Мф. 7:13; Деян. 8:20; Рим. 9:22; Флп. 1:28; 3:19; 1Тим. 6:9; Евр. 10:39; 2Пет. 2:1; 3:7; Отк. 17:8, 11). Отступничество Иуды не было неудачей со стороны Иисуса, так как Писание это предвидело и предопределило (Пс. 40:10; 108:8; ср. 13:18).

17:15 сохранил их от зла В этой ссылке говорится о защите от сатаны и всех нечистых сил, следующих за ним (Мф. 6:13; 1Ин. 2:13, 14; 3:12; 5:18, 19). И хотя жертва Иисуса на кресте явилась поражением сатаны, он все еще свободен и направляет свою порочную систему против верующих. Он стремится уничтожить верующих (1Пет. 5:8), как, например, Иова и Петра (Лк. 22:31, 32) и сделать зло вообще (Еф. 6:12), но Бог – их сильный защитник (12:31; 16:11; ср. Пс. 26:1‑3; 2Кор. 4:4; Иуд. 24, 25).

17:17 В Евангелии от Иоанна этот глагол встречается также в ст. 19; 10:36. Понятие «освящение» заключается в отделении чего‑либо для особого употребления. Следовательно, сами верующие отделены для Бога и Его целей с тем, чтобы верующий делал только то, что желает Бог, и ненавидел все то, что ненавидит Бог (Лев. 11:44, 45; 1Пет. 1:16). Освящение достигается посредством истины, которая есть откровение, данное Сыном, обо всем, что Отец повелел Ему передать, и которая сейчас содержится в оставленных апостолами Писаниях. Ср. Еф. 5:26; 2Фес. 2:13; Иак. 1:21; 1Пет. 1:22, 23.

17:19 Я посвящаю Себя Слова эти означают только то, что Иисус всецело отделил Себя для воли Отца (ср. 4:34; 5:19; 6:38; 7:16; 9:4). Он сделал это для того, чтобы принесенная Им истина могла отделить для Бога верующих.

17:21 да будут все едино Это единство основано на верности откровению, которое Отец передал Своим первым ученикам через Своего Сына. Также и верующие должны быть едины в общей вере в истину, полученную в Божьем Слове (Флп. 2:2). Это не является просто желанием, а после сошествия Духа Святого стало реальностью (ср. Деян. 2:4; 1Кор. 12:13). Это – не основанное на опыте единение, а единство общей вечной жизни, в которой участвуют все верующие в истину, и в результате оно приводит к одному Телу Христа, полностью участвующего в Его жизни. См. пояснение к Еф. 4:4‑6.

17:22 славу, которую Ты дал Мне Как поясняется в ст. 23 («Я в них»), здесь говорится об участии верующих во всех атрибутах и сущности Бога через постоянно пребывающее присутствие Духа Святого (ст. 10; ср. Кол. 1:27; 2Пет. 1:4).

17:23 совершены воедино Здесь мысль заключается в том, чтобы они были собраны вместе вокруг спасающей истины, живя одинаковой духовной жизнью. На эту молитву был получен ответ в действительности (1Кор. 12:12, 13; Еф. 2:14‑22).

17:24 были со Мною Речь идет о небесах, где можно видеть принадлежащую Иисусу полную славу (ср. ст. 5). Когда‑нибудь верующие не только увидят Его славу, но и разделят ее (Флп. 3:20, 21; 1Ин. 3:2). А до того времени мы принимаем в ней участие в духе (2Кор. 3:18).

17:25, 26 В этих стихах подводится итог молитвы этой главы и дается обещание дальнейшего пребывания Христа и Его любви. Ср. Рим. 5:5.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →