Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна 18 глава

18:1‑40 В этой главе приобретают выразительность события ареста Иисуса и суда над Ним. Так как в Евангелии от Иоанна Иисус изображен как Мессия и Сын Божий, то Иоанн описал такие события о страданиях Христа, которые наиболее полно служат этой цели. Описывая все унизительные и позорные действия, направленные против Иисуса, Иоанн умело показывает, что эти события не умаляют Его Личность и миссию, а скорее представляют убедительное доказательство, подтверждающее, Кто Он и для чего пришел (1:29; ср. 2Кор. 5:21).

18:1 Иисус вышел Величайшее мужество Иисуса видно в Его решимости идти на крест, где будет происходить глумление над Его чистотой и безгрешностью, так как Он понесет гнев Божий за грехи мира (3:16; см. пояснение к 12:27). Наступило время «власти тьмы» (Лк. 22:53; см. пояснение к 1:5; 9:4; 13:30). поток Кедрон Слово «поток» означает, что это был прерывистый ручей, который большую часть года был пересохшим, а во время сезонных дождей становился стремительным потоком. Этот поток бежал через долину Кедрон между горой храма (на востоке Иерусалима) и Елеонской горой, расположенной еще восточнее. сад На склонах Елеонской (или Масличной) горы, названной так за постоянно имеющиеся на ней оливковые рощи, было много садов. В Мф. 26:36 и в Мк. 14:32 этот особенный сад назван «Гефсимания», что означает «оливковый (масличный) пресс». вошел Употребленная здесь форма глагола предполагает наличие обнесенного стеной огороженного вокруг сада места.

18:3 отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев Слово «отряд воинов» говорит о группе римских войск. Численность полного вспомогательного отряда составляла потенциально тысячу человек (т.е. 760 пеших солдат и 240 конных), возглавлявшихся тысяченачальником. Однако обычно на практике отряд насчитывал в среднем 600 человек, но иногда могло упоминаться всего 200 (т.е. «манипула»). Обычно римские вспомогательные войска размещались в Кесарии, но во время праздничных дней они ставились гарнизоном в крепости Антония, на северо‑западной линии храмового комплекса (для того, чтобы, ввиду большого количества людей, наполнивших Иерусалим, гарантировать порядок и предотвратить волнения толпы. Во второй группе, названной «служителями», упоминалась храмовая полиция, которая была основным должностным лицом, производящим арест, поскольку после ареста Иисуса должны были доставить к первосвященнику (ст. 12‑14). Они были готовы к сопротивлению со стороны Иисуса и Его последователей.

18:4 зная все Иоанн кратко констатирует, что Иисус – всеведущий и что поэтому Он – Бог.

18:4‑8 кого ищете? Дважды задавая этот вопрос (ст. 4, 7), на который они ответили: «Иисуса Назорея» (ст. 5, 7), – Иисус вынуждал их признать, что у них не было полномочия взять Его учеников. Фактически Иисус потребовал, чтобы они отпустили учеников (ст. 8). Власть слов Иисуса упрочила силу Его требования. Когда Он сказал: «Это Я» – определение, которое использовал Иисус до объявления Себя Богом (8:28, 58; ср. 6:35; 8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5), – противников отбросило назад и на землю (ст. 6). Как показывает следующий стих, это проявление власти и внушительное требование не трогать учеников имели огромное значение.

18:9 Я не погубил никого Иисус говорил о том, что Он защитил учеников от ареста, поэтому Он не потеряет никого из них, исполняя, таким образом, данное ранее обещание (6:39, 40, 44; 10:28; 17:12). Он знал, что их арест и, возможно, заточение в тюрьму или казнь были больше того, что они могли вынести, и это могло подорвать их веру. Поэтому Иисус позаботился о том, чтобы этого не случилось. Все верующие слабы и ранимы, если их не защищает Господь. Но, как показано в этом эпизоде, Он никогда не допустит искушения сверх того, что они могут понести (1Кор. 10:13). Посредством милостивой и постоянной защиты Спасителя, а не благодаря своим собственным силам верующие всегда находятся в безопасности (ср. Рим. 8:35‑39).

18:10 Симон же Петр Несомненно, он целился в голову Малха, готовый начать сражение в защиту своего Господа, но его любовь и мужество не подходили для данной ситуации. Христос исцелил ухо раба (Лк. 22:51).

18:11 пить чаши Пылкая храбрость Петра в ст. 10 была не только неправильно направлена, но и показала неспособность понять, что в центре всего была искупительная смерть, которую Иисус пришел принять. В Ветхом Завете «чаша» связана со страданием и особенно судом, т.е. чаша Божьего гнева (Пс. 74:9; Ис. 51:17, 22; Иер. 25:15; Иез. 23:31‑34; см. пояснения к Мф. 26:39; Мк. 14:36; Лк. 22:42; ср. Отк. 14:10; 16:19).

18:13 сперва к Анне Анна занимал должность Первосвященника с 6 по 15 гг. по Р.Х., когда Валерий Грат, предшественник Пилата, снял его с должности. Несмотря на это, Анна продолжал быть влиятельным, вероятнее всего потому, что он все еще считался настоящим первосвященником, а также потому, что не менее пяти его сыновей и его зять Каиафа в то или иное время занимали эту должность. Состоялось два суда: один иудейский, другой римский. Иудейская фаза суда началась с неофициального допроса у Анны (ст. 12‑14, 19‑23), вероятно, давая время поспешно собраться вместе членам Синедриона. Следующим было заседание до Синедриона (Мф. 26:57‑68), на котором пришли к согласию послать Иисуса к Пилату (Мф. 27:1, 2). Римская фаза суда началась с допроса сначала Пилатом (ст. 28‑38а; Мф. 27:11‑14) и затем Иродом Антипой («этой лисицей» – Лк. 13:32), спрашивавшим Его (Лк. 23:6‑12). В заключение Иисус снова предстал перед Пилатом (ст. 38б–19:16; Мф. 27:15‑31).

18:13, 14 Каиафа См. пояснение к 11:49. Иоанн не записал допрос, проведенный Каиафой (см. Мф. 26:57‑68).

18:15 другой ученик… ученик же сей По традиции этого человека отождествляют с «возлюбленным учеником» (13:23, 24), т.е. апостолом Иоанном, написавшим это Евангелие, но он нигде не упомянул своего имени (см. во Введении: Автор и время написания).

18:16‑18 Петр Здесь записано первое из трех предсказанных отречений Петра (см. пояснение к 18:25‑27).

18:16 был знаком первосвященнику По‑видимому, Иоанн был более чем просто знакомым, потому что выражение, переведенное как «знаком», может означать «друг» (Лк. 2:44). Упоминание им Никодима (3:1) и Иосифа (19:38) может означать, что он знал и других известных иудеев.

18:19 В центре их интереса лежало заявление Иисуса, что Он – Сын Божий (19:7). По соответствующим правилам иудейского слушания дела, было незаконно допрашивать подсудимого, потому что факты должны были основываться на свидетельских показаниях (см. пояснение к 1:7). Если это был неофициальный допрос перед заслуженным первосвященником в отставке, а не перед Синедрионом, то Анна, вероятно, думал, что его не сдерживали эти правила. Однако Иисус знал закон и потребовал, чтобы позвали свидетелей (ст. 20, 21). Служитель понял, что Иисус укорял Анну, и предъявил встречное обвинение, применив репрессии (ст. 22).

18:23 В сущности Иисус просил справедливого суда, тогда как Его оппоненты, которые уже вынесли приговор (см. 11:47‑57), вовсе не намеревались его предоставить.

18:24 Анна понял, что он ничего не добился от Иисуса, и послал Его к Каиафе, потому что, если Иисуса станут представлять Пилату для казни, обвинение должно исходить от ныне имеющего власть первосвященника (т.е. Каиафы) в должности председателя Синедриона (см. также пояснение к ст. 13).

18:25‑27 Симон же Петр Здесь окончательно исполнилось предсказание Иисуса, что Петр три раза отречется от Него (ср. Мф. 26:34).

18:28 – 19:16 В этом разделе рассматривается суд Иисуса перед Пилатом. Несмотря на то, что в каждом эпизоде появляется Пилат, центральное место здесь занимает Сам Иисус и сущность Его Царства.

18:28 в преторию Это – место нахождения командующего офицера римского военного лагеря или штаб римского военного правителя (т.е. Пилата). Обычный штаб Пилата находился в Кесарии, во дворце, который Ирод построил для себя. Однако Пилат и его предшественники считали для себя обязательным во время праздников быть в Иерусалиме, чтобы подавить любой мятеж. Иерусалим стал его преторией или штабом. утро Слово это неопределенно. Вероятно, было около 6 часов утра, поскольку многие римские офицеры (чиновники) начинали свой день очень рано и заканчивали его к 10 или 11 часам утра. чтобы не оскверниться Устный иудейский закон свидетельствует, что иудей, вошедший в места проживания язычников, становится церемониально нечистым. Они оставались в колоннаде вне двора и избежали этого осквернения. В устах Иоанна это их утверждение наполнено большой иронией: отмечая щепетильность первосвященников в вопросе церемониального очищения, Иоанн видит, что в то же время они подвергали себя несравненно большему нравственному осквернению своими судебными процессами против Иисуса.

18:29 в чем вы обвиняете С этого вопроса официально началась римская гражданская фаза судебного процесса против Иисуса (в отличие от религиозной фазы суда перед иудеями в ст. 24). То, что римские войска были задействованы при аресте (см. пояснение к ст. 3), доказывает, что иудейские власти предварительно что‑то сообщили об этом деле Пилату. Несмотря на то, что они, вероятно, ожидали, что Пилат утвердит решение их суда против Иисуса и вынесет Ему смертный приговор, Пилат назначил новое слушание дела в его присутствии.

18:31 нам не позволено Когда в 6 г. по Р.Х. Рим получил и начал осуществлять прямое господство над Иудеей через прокуратора, у иудеев была отнята уголовная юрисдикция (т.е. право казнить). В римском периферийном правительстве из всех атрибутов власти ревностнее всего охранялась смертная казнь.

18:32 сбудется слово Иисусово Иисус сказал, что Он будет «вознесен» и через это умрет (3:14; 8:28; 12:32, 33). Если бы иудеи предали Его смерти, то они бы бросили Его на землю и побили камнями. Но Бог управлял всеми политическими процедурами предопределенным образом, чтобы гарантировать, что, когда, наконец, будет вынесен приговор, Иисус будет распят римлянами, а не побит камнями иудеями, как Стефан (Деян. 7:59). Иудеи, вероятно, предпочли бы эту форму смертной казни, основанную на Втор. 21:23.

18:34 другие И снова (ср. ст. 20, 21) Иисус требовал свидетелей.

18:36 Царство Мое не от мира сего Этим Иисус хотел сказать, что Его царство не связано с земными политическими и государственными организациями, и оно также не берет начало от греховной мировой системы, воюющей против Бога. Если бы Его царство было от мира сего, то Он бы сражался. Царствования этого мира сохраняют себя тем, что защищаются силой. Царство Мессии берет начало не от человеческих усилий, а от Сына Божьего, Который сильно и решительно побеждает грех в жизни Его людей и однажды покорит греховную мировую систему при Своем Втором пришествии, когда установит Свое земное Царство. Его Царство не угрожало национальной независимости Израиля или политической или военной целостности Рима. Оно будет существовать в духовном измерении до конца веков (Отк. 11:15).

18:38 что есть истина? В ответ на упоминание Иисусом «истины» в ст. 37 Пилат с цинизмом задал риторический вопрос, убежденный, что на него нет ответа. Это возражение подтвердило, что он не был среди тех, кого Отец дал Сыну («всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» – ст. 37; см. пояснения к 10:1‑5). вины не нахожу Ср. 19:4. Иоанн дал понять, что Иисус не был виновен ни в каком грехе или преступлении, тем самым показывая жестокую несправедливость и вину как иудеев, так и римлян, распявших Его.

18:40 Варавва же был разбойник Слово «разбойник» означает «человек, производящий грабеж» и может описывать не только грабителя, но и террориста или партизана, принимавшего участие в кровавом восстании (см. Мк. 15:7).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →