Комментарии учебной Библии МакАртура на Деяния апостолов 17 глава

17:1 Амфиполь и Аполлонию… Фессалонику На юго‑запад от Филипп вдоль Игнатийской дороги. Амфиполь находился чуть менее чем в 30 милях (48 км) от Филипп, и еще столько же было до Аполлонии. Миссионеры останавливались в этих городах только на одну ночь. В 40 милях (64 км) от Аполлонии находилась Фессалоника, главный город Македонии с населением в 200 000 человек. Это был важный порт и центр торговли. синагога См. пояснение к 13:5. Лука упоминает только о синагоге в Фессалонике, что объясняет, почему Павел и его товарищи не останавливались в двух других городах.

17:2 по своему обыкновению В каждом городе Павел начинал служение с проповеди для иудеев (см. пояснение к 13:5). три субботы Продолжительность его начального публичного служения. Всего же в Фессалонике он проведет около 4–6 месяцев.

17:5 дому Иасона Толпа полагала, что Павел, Сила и Тимофей находились там. О Иасоне ничего не известно, за исключением того, что он был иудей, поскольку такое имя носили многие иудеи, жившие в рассеянии.

17:7 против повелений кесаря Одним из самых серьезных преступлений в Римской Империи было признание царем кого‑либо иного, кроме кесаря (ср. Ин. 19:15).

17:9 получив удостоверение Это расписка Иасона о его ответственности на случай, если Павел и его сотрудники совершат какое‑либо нарушение закона. В результате им ничего не оставалось, как покинуть Фессалонику.

17:10 в Верию Важный город, который находился в стороне от больших дорог. синагогу См. пояснение к 13:5.

17:15 до Афин Культурный центр Греции. В зените своей славы Афины были пристанищем известных всему миру философов, включая Сократа, Платона и Аристотеля, который был самым влиятельным из всех. Там творили и учили еще два знаменитых философа: Эпикур, основатель эпикурейства, и Зенон, основатель стоицизма, – властители дум того времени (см. пояснение к ст. 18).

17:16 полного идолов Афины были также религиозным центром Греции: там поклонялись практически всем известным людям божествам. Павлу Афины казались городом, лишенным жизни, обреченным на погибель без Христа из‑за преобладания языческого идолопоклонства.

17:17 в синагоге См. пояснение к 13:5.

17:18 эпикурейских и стоических философов Эпикурейская философия учила тому, что главная задача человека – избежать боли. Эпикурейцы были материалистами; они не отрицали существования Бога, но полагали, что Он не вмешивается в дела людей. Они считали, что после смерти человека его душа и тело разлагаются. Стоическая философия учила самообладанию; целью жизни стоиков было достижение безразличия к удовольствию или боли. суеслов Буквально «сборщик семян». Некоторые считали Павла философом‑любителем, не имеющим своих собственных идей, строящим поверхностные схемы из разнообразных философий.

17:19 ареопаг Название холма, на котором когда‑то заседал суд. Это не было судом над Павлом, ему просто собирались задать вопросы о его учении.

17:22 набожны Буквально «богобоязненны».

17:23, 24 «неведомому Богу» Афиняне были крайне суеверны – они верили в сверхъестественные силы, которые вмешивались в ход естественного развития. Они, как минимум, признавали существование кого‑то, стоящего выше пределов их понимания, и сотворившего все. Таким образом, у Павла была возможность рассказать им о Боге Творце (Втор. 4:35; 3Цар. 8:43; 1Пар. 28:9; Пс. 9:11; Иер. 9:24; 24:7; 31:34; Ин. 17:3). Проводя евангелизацию среди язычников, Павел начинал с сотворения, общего откровения о Боге (ср. 14:15‑17). Делая то же среди иудеев, он начинал с Ветхого Завета (ст. 10‑13).

17:24 Бог, сотворивший мир Это учение, полностью отвергающее взгляды как эпикурейцев, которые верили в вечность материи и отсутствие Создателя, так и стоиков, которые будучи пантеистами, верили, что Бог есть часть всего и Он не мог сотворить Самого Себя. Учение Павла основывается на полноте Писания (Быт. 1:1; Пс. 145:5, 6; Ис. 40:28; 45:18; Иер. 10:12; 32:17; Ион. 1:9; Зах. 12:1; Еф. 3:9; Кол. 1:16; Отк. 4:11; 10:6).

17:26 От одной крови Все люди равны перед Богом, поскольку все произошли от одного человека – Адама. Это учение было ударом по национальному достоинству греков, которые считали, что все не‑греки есть варвары (см. пояснение к Рим. 1:14). назначив предопределенные времена Бог по Своему изволению контролирует подъем и падение народов и империй (ср. Дан. 2:36‑45; Лк 21:24). пределы их обитанию Бог следит за формированием наций, их расовой чистотой и их географическим размещением (Втор. 32:8) и определяет размеры их завоеваний (ср. Ис. 10:12‑15).

17:27 искали Бога Божия цель для человека раскрыть Себя как Творца, Правителя и Блюстителя мира. Люди не могут оправдаться, заявляя, что не знают о Боге, потому что Он открыл Себя в совести человека и в физическом мире (см. пояснения к Рим. 1:19, 20; 2:15).

17:28 мы Им живем и движемся и существуем Цитата из Епеменида, поэта, жившего на Крите.

17:29 родом Божиим Цитата из Арата, выходца из Киликии, родины Павла. не… подобно золоту, или серебру Если человек есть род Божий, как полагает греческий поэт, неразумно думать, что Бог есть всего лишь сделанный человеком идол. Подобные рассуждения показывают абсурдность идолослужения (ср. Ис. 44:9‑20).

17:30 оставляя времена неведения, Бог См. пояснение к Рим. 3:25.

17:31 посредством предопределенного Им Мужа Речь идет об Иисусе Христе (Ин. 5:22‑27).

17:32 о воскресении мертвых Греческая философия не верила в телесное воскресение.

17:34 Ареопагит Так назывались члены ареопага (см. пояснение к ст. 19).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →