Комментарии учебной Библии МакАртура на послание Иакова 2 глава

2:1 веру Имеется в виду вся вера в целом, а не поступки по вере (ср. Иуд. 3), в центре которой находится Иисус Христос. Господа славы Христос открывает нам славу Божию (см. пояснение к Отк. 1:6; ср. Ин. 1:14; 2Кор. 4:4‑6; Евр. 1:1‑3). Воплотившись в человека, Иисус поступал только справедливо (ср. Мф. 22:16), например, заботясь о простых людях, не принадлежавших к Его семье (см. пояснения к Мф. 1:1‑16). Он избрал скромный маленький городок Назарет как место для Своего проживания в течение 30 лет. Он добровольно нес служение в Галилее и Самарии – областях, презираемых израильскими руководителями. невзирая на лица Изначально это выражение означало «поднятие лица», т.е. «возвышение человека», но впоследствии оно стало обозначать возвышение человека на основе определенных внешних обстоятельств, например, благодаря наружности, образу жизни, богатству, званию или социальному статусу (Лев. 19:15; Иов. 34:19; ср. Втор. 10:17; 15:7‑10; 2Пар. 19:7; Пр. 24:23; 28:21; Мф. 22:8‑10; Деян. 10:34, 35; Рим. 2:11; Еф. 6:9; Кол. 3:25; 4:1; 1Пет. 1:17).

2:2 собрание Буквально «общее собрание», или «синагога». Так как Иаков писал в самом начале истории церкви (см. во Введении: Автор и время написания), обращаясь к верующим из иудеев (1:1), он использовал и это обобщающее слово и слово, обозначающее «церковь» (5:14) для описания общих собраний во время переходного периода. с золотым перстнем Обычно евреи носили кольца (ср. Лк. 15:22), некоторые могли позволить себе иметь золотые кольца. Есть сведения, что в древнем мире многие люди, любившие показать себя, носили кольца на каждом пальце, и кольцо на среднем пальце указывало на их экономический статус (некоторые древние источники сообщают, что кольца даже предоставлялись во временное пользование). в богатой одежде Слово означало яркие, блестящие одеяния. Такое же слово употреблено для описания светлой одежды Христа, той, в которую солдаты Ирода одели Иисуса, чтобы насмехаться над Ним (Лк. 23:11), а также одежды ангела (Деян. 10:30). Может также означать яркую кричащую расцветку или сверкающие, блестящие, искрящиеся украшения. Иаков не осуждает неверующих за привлекающую внимание одежду, он порицает угодливое отношение церкви к этому. бедный Хотя в ранней церкви были люди со средствами (Мф. 27:57‑60; Ин. 19:38, 39; Деян. 4:36, 37; 8:27; 10:1, 2; 16:14; 17:4; 1Тим. 6:17‑19), в большинстве своем она состояла из простых, бедных людей (ср. ст. 5; Деян. 2:45; 4:35‑37; 6:1‑6; 1Кор. 1:26; 2Кор. 8:2‑14). В Писании бедные люди всегда были предметом особой Божьей заботы (1:27; Лев. 25:25, 35‑37, 39; Пс. 40:2; 67:11; 71:4, 12; 112:7; Пр. 17:5; 21:13; 28:27; 29:7; 31:9, 20; Ис. 3:14, 15; 10:1, 2; 25:4; Гал. 2:10).

2:3 тебе хорошо сесть здесь Имеется в виду самое удобное почетное и видное место. Синагоги или залы для собраний в первом веке обычно имели скамьи, расположенные вдоль стены, и несколько скамей впереди. Большинство членов собраний сидели на полу, скрестив ноги, или стояли. Хороших мест было немного, обычно их занимали фарисеи (Мк. 12:38, 39).

2:4 пересуживаете В других текстах «проявляете пристрастие». См. пояснение к ст. 1. В этом слове раскрывается истинная природа греха. Она вовсе не в роскошных украшениях, и не в кольцах богатого человека, и даже не в том, что ему предложено хорошее место. судьями с худыми мыслями Лучше перевести как «судьи с порочными намерениями». Иаков боялся, что христиане будут вести себя подобно грешному миру, угождая только богатым и влиятельным, избегая бедных и простых людей.

2:5 избрал Бог См. пояснение к Рим. 8:29; ср. 1Кор. 1:26‑29. Царствия См. пояснение к Мф. 3:2. Здесь Иаков имеет в виду Царство в значении собрания спасенных, которыми правит Христос, а также будущую тысячелетнюю вечную славу Христа.

2:6 притесняют Буквально «тиранствуют». влекут вас в суды Имеется в виду гражданский, человеческий суд.

2:7 бесславят доброе имя Вероятно, имеются в виду религиозные суды. Богатые иудейские противники Христа притесняли бедных христиан. Ср. Ин. 16:2‑4.

2:8 закон царский Лучше перевести «высший закон». Смысл в том, что этот закон – высший и непреложный. «возлюби ближнего твоего как самого себя» Этот высший закон (цитата из Лев. 19:18) вместе с заповедью любить Бога (Втор. 6:4, 5), составляет весь закон и пророков (Mф. 22:36‑40; Рим. 13:8‑10). Иаков не оправдывает эгоцентризма, потому что самовлюбленность есть грех (2 Tим. 3:2). Заповедь, скорее всего, направлена на заботу о физическом здоровье и духовном благополучии близких (тех, которые находятся в сфере нашего влияния; Лк. 10:30‑37). Мы должны заботиться о них с теми же усердием и тщательностью, как мы это делаем для себя (ср. Флп. 2:3, 4).

2:9 если Лучше перевести «так как». Греческая конструкция этого условного утверждения показывает, что такая практика на самом деле имела место среди читателей Иакова. поступаете с лицеприятием См. пояснение к ст. 1. Форма греческого глагола указывает, что их поведение было не случайностью или ошибкой, а постоянной практикой. перед законом оказываетесь Особенно перед заповедями Втор. 1:17 и 16:19. преступниками Это относится к тем, кто почитает людей больше, чем Бога, и тем самым нарушает закон.

2:10 весь закон... в одном чем‑нибудь См. пояснения к Гал. 3:10‑13. Закон Божий – не свод отдельных предписаний, но единое целое, которое требует совершенной любви к Богу и к ближним (Mф. 22:36‑40). Хотя не все грехи одинаково гнусные и пагубные, они все разрушают это единое целое и делают людей преступниками, подобно тому как удар молотком по стеклу в одном месте разрушит и уничтожит все окно. виновным во всем Не в смысле нарушения каждой заповеди, но в смысле разрушения единства закона. Одно преступление делает исполнение основных заповедей закона (любить Бога совершенно и любить ближнего как самого себя) невозможным.

2:11 Эти цитаты взяты из Исх. 20:13, 14 и Втор. 5:17, 18.

2:12 судимы Ср. Рим. 2:6‑16. закону свободы См. пояснения к 1:25.

2:13 Человек, который не проявляет милосердия и сострадания к нуждающимся, показывает этим, что он не ответил на великую милость Божию и, как неспасенный человек, не получит освобождения от вечного наказания в аду (ср. Мф. 5:7). милость превозносится над судом Человеку, чья жизнь полна милосердия не страшен день суда и он избежит всех обвинений, которые строгий Судья может выдвинуть против него, потому что, оказывая милость другим, он подтверждал, что получил Божью милость.

2:14‑26 Иаков продолжает писать о серии испытаний, которые помогут его читателям понять, является их вера живой или мертвой (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания). Это место включает сложные испытания, одно из которых влечет за собой другие. Иаков говорит об испытаниях делами, или о праведном поведении, послушном Слову Божьему и обнаруживающем благочестивую натуру (ср. 1:22‑25). Иаков считает, что человек не может спастись делами (он твердо и неоспоримо утверждает, что спасение есть милостивый дар от Бога; 1:17, 18; ср. Eф. 2:8, 9), но есть кажущаяся вера, которая мертва и не спасает (ст. 14, 17, 20, 24, 26; ср. Mф. 3:7, 8; 5:16; 7:21; 13:18‑23; Ин. 8:30, 31; 15:6. Вероятно, Иаков писал евреям (ср.1:1), отбросившим требовавшиеся иудаизмом дела праведности и составившим ошибочное представление, что, поскольку праведные дела и послушание Божьей воле не спасают, они не нужны совсем. Таким образом, они ограничили веру, приняв Христа только разумом.

2:14 если кто говорит Это ключевые слова к толкованию всего места. Иаков не говорит, что человек действительно имеет веру, он констатирует только, что человек заявляет, что имеет ее. веру Это лучше понимать в широком смысле, говоря о степени признания истин Евангелия. не имеет Форма глагола подчеркивает, что человеку необходимо не только провозглашать веру, но и постоянно подтверждать ее делами. дел Это относится к праведному поведению в целом, соответствующему Слову Божьему, но особенно в делах милосердия (ст. 15). может ли эта вера спасти его? Лучше перевести как «может ли этот тип веры спасти?» Иаков не оспаривает значения веры. Он выступает против представления о том, что спасающая вера может быть пустыми интеллектуальными рассуждениями, а не реальным послушанием Слову Божьему (ср. Mф. 7:16‑18). Грамматическая форма вопроса подразумевает отрицательный ответ. См. пояснения к Рим. 2:5‑10.

2:15, 16 Иаков иллюстрирует свою точку зрения, сравнивая веру без дел со словами сострадания без дел милосердия (ср. Mф. 25:31‑46).

2:17 вера… мертва сама по себе Так же, как слова сострадания без действия – пустой звук, так и вера без дел милосердия – это лишь ничем не подкрепленное заявление, а не истинная спасающая вера.

2:18 кто‑нибудь Толкователи не соглашаются в следующем: 1) кого Иаков смиренно подразумевает под словом «кто‑нибудь»: самого себя или одного из своих противников, который выступал против его учения; 2) какие слова в следующем фрагменте относятся к противнику Иакова, а какие к самому Иакову. Независимо от этого основной тезис Иакова тот же: единственно возможное подтверждение истиной веры – дела (ср. 2Пет. 1:3‑11).

2:19 Ты веруешь, что Бог един Явная ссылка на Втор. 6:4, 5, наиболее известное еврейским читателям место Ветхого Завета: шема, основная доктрина Ветхого Завета. бесы веруют Даже падшие ангелы подтверждают единство Бога и трепещут от страха. Бесы, по существу, неизменны в своей доктрине (ср. Mф. 8:29, 30; Мк. 5:7; Лк. 4:41; Деян. 19:15). Но постоянная доктрина сама по себе не является доказательством спасающей веры. Они знают истину о Боге, Христе и Духе, но ненавидят ее.

2:20 неосновательный Буквально «пустой», «поврежденный». Заявление такого человека о вере является обманом, а вера его мертва. вера без дел мертва? Буквально «вера без действий». Иаков не противопоставляет два способа спасения (вера против дел). Напротив, он противопоставляет два типа веры: живую веру, которая спасает, и мертвую веру, которая бесплодна (ср.1Ин. 3:7‑10).

2:21‑26 Иаков приводит три примера живой веры: 1) Aвраам (ст. 21‑24); 2) Раав (ст. 25) и 3) человеческое тело и дух (ст. 26).

2:21 делами ли оправдался Это не противоречит учению Павла, что Авраам был оправдан перед Богом исключительно по благодати через веру (Рим. 3:20; 4:1‑25; Гал. 3:6, 11). По определенным причинам Иаков не мог подразумевать, что Aвраам был признан праведным перед Богом из‑за его добрых дел: 1) Иаков уже подчеркивал, что спасение – милосердный дар (1:17, 18); 2) в середине этого спорного места (ст. 23) Иаков ссылается на Быт.15:6, где решительно провозглашается, что Бог признал Авраама праведным только на основе его веры (см. пояснения к Рим. 1:17, 18; 3:24; 4:1‑25), и 3) готовность принести в жертву Исаака (Быт. 22:9, 12) была поступком, оправдавшим Авраама, говорит Иаков. Это событие, которое произошло много лет спустя после первого испытания веры Авраама и провозглашения его праведным перед Богом (Быт. 12:1‑7; 15:6). Жертвоприношение Авраамом Исаака продемонстрировало искренность его веры и реальность его оправдания перед Богом. Иаков подчеркивает, что оправданию предшествует мольба человека о спасении. Учение Иакова в совершенстве дополняет послания Павла; спасение обусловлено только верой (Eф. 2:8, 9) и проявляется в повиновении Божьей воле (Еф. 2:10).

2:22 достигла совершенства Имеется в виду завершение чего‑либо или его полнота. Так как плодовое дерево не выполняет своего предназначения, пока не начинает плодоносить, вера не достигает совершенства, пока не проявляет себя в праведной жизни.

2:23 Слово Писания Цитата из Быт. 15:6; см. пояснения к Рим. 4:1‑5. другом Божиим Авраам назван так в 2Пар. 20:7 и Ис. 41:8 благодаря своему послушанию (Ин. 15:14, 15).

2:24 оправдывается делами, а не верою только См. пояснение к ст. 21.

2:25 Раав блудница В Ветхом Завете говорится о сущности ее веры, которая послужила основанием оправдания перед Богом (см. пояснение к Нав. 2:11). Она продемонстрировала реальность спасающей веры, когда, рискуя собственной жизнью, защитила посланников Божьих (Нав. 2:4, 15; 6:17; ср. Евр. 11:31). Иаков, тем не менее, не намеревался этими словами одобрить ее профессию или ложь. делами ли оправдалась См. пояснение к ст. 21.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →