Комментарии учебной Библии МакАртура на послание Иакова 5 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

5:1 богатые Те, кто имеет более, чем необходимо для жизни. Иаков осуждает их не за богатство, а за неправильное употребление средств. В отличие от богатых верующих в церкви Тимофея (1Tим. 6:17‑19), эти были нечестивыми богачами, которые признавали христианскую веру и причисляли себя к церкви, но их настоящим богом были деньги. И Иаков предупреждает, что, оскверняя благочестие и щедрость Бога, они могут рассчитывать только на наказание (ст. 5).

5:2, 3 сгнило… изъедены молью... изоржавело Иаков показывает глупость накопления больших запасов пищи, дорогой одежды или денег, всего, что может быть подвержено гниению, тлению, кражам, огню или другим потерям.

5:3 последние дни Период между первым и Вторым пришествием Христа (см. пояснение к 1 Тим. 4:1). Иаков упрекает богатых за то, что они живут так, словно Иисус никогда не вернется назад.

5:4 плата, удержанная вами Богатые приобретали часть своего богатства, угнетая и обманывая дневных рабочих – практика, строго запрещенная в Ветхом Завете (ср. Лев. 19:13; Втор. 24:14, 15). Господа Саваофа Непереведенное греческое слово, означающее «Бог сил», «Бог воинств», «Бог множества», «Бог сонмов». Единственный, кто слышит вопли обманутых работников, предупреждает Иаков, – Господь воинств небесных (имя Бога, часто употреблявшееся в Ветхом Завете), Предводитель небесных ангелов. Библия учит, что ангелы будут участвовать в суде над неверующими (Mф. 13:39‑41, 49; 16:27; 25:31; 2Фес. 1:7, 8).

5:5 роскошествовали… и наслаждались Грабя своих рабочих, чтобы накопить богатство, богатые предавались удовольствиям, вели расточительный образ жизни. Слово «роскошествовали» имеет дополнительное значение распутного удовольствия, а «наслаждались» указывает на то, что ведет к пороку, когда человек полностью отдается поискам удовольствий. Такая жизнь без самоотречения скоро становится неуправляемой во всех областях. день заклания Подобно откормленному тельцу, готовому для заклания, богатые, которых Иаков осуждает, обрекали себя на смерть. Это живое изображение Божьего суда, в соответствии с метафорой, уподобляющей невоздержанных богатых откормленному тельцу.

5:6 осудили, убили Описывает следующий шаг в грешном поведении богатых. Накопление богатства вело к мошенничеству, которое, в свою очередь, вело к потворству желаниям. Наконец, это потворство приводило богатых к тому, что они готовы были на все, чтобы сохранить свой образ жизни. На русский язык «осудили» переведено греческое слово, означающее «приговаривать». Подразумевается, что богатые использовали суды, чтобы совершить юридическое убийство (ср. 2:6).

5:7 долготерпеливый Слово говорит о терпении к людям (ср. 1Фес. 5:14), а не к испытаниям или обстоятельствам (как в 1:3). Особенно Иаков подразумевал терпение тех, кого притесняли богатые. пришествия Второе пришествие Христа (см. пояснение к Mф. 24:3). Сознание славы, которая ожидает их при возвращении Христа, побуждало верующих терпеливо сносить грубое обращение (Рим. 8:18). дождь ранний и поздний «Ранний» дождь выпадает в Израиле в октябре и ноябре и увлажняет землю для посева. «Поздний» дождь выпадает в марте и апреле, непосредственно перед весенним урожаем. Точно так же, как земледелец терпеливо ожидает созревания урожая от раннего до позднего дождя, христиане должны терпеливо ожидать возвращения Господа (ср. Гал. 6:9; 2Тим. 4:8; Tит. 2:13).

5:8 укрепите сердца ваши Призыв к решительности, твердости, смелости в обстоятельствах. Иаков настойчиво советует не падать духом под гнетом преследований и поддерживать сердца свои надеждой на Второе пришествие. приближается Близкое возвращение Христа часто упоминается в Новом Завете (ср. Рим. 13:12; Евр. 10:25; 1Пет. 4:7; 1Ин. 2:18).

5:9 Не сетуйте… Судия стоит у дверей Иаков изображает Христа как Судью, Который стоит у дверей зала суда и вершит Свой суд. Зная, что усиление гонений может привести к сетованию, Иаков предостерегает читателей против этого греха (Флп. 2:14), чтобы они не лишились награды (2Ин. 8).

5:11 о терпении Иова Иов – это классический пример человека, который терпеливо переносил страдания и был благословен Богом за свою веру. Иаков убеждает своих читателей, что у Бога есть цель, когда они страдают, так же, как это было в случае с Иовом (ср. Иов. 42). милосерд и сострадателен Воспоминание о Божьем характере есть большое утешение в страдании. В Писании неоднократно подтверждается Божье сострадание и милосердие (Исх. 34:6; Чис. 14:18; 1Пар. 21:13; 2Пар. 30:9; Пс. 24:6; 77:38; 85:5, 15; 102:8, 13; 114:5; 135:1; 144:8; Плач. 3:22; Иоил. 2:13; Ион. 4:2; Мих. 7:18; Лк. 6:36).

5:12 Прежде же всего По‑другому, «особенно». Как он делал неоднократно в этом послании, Иаков подчеркивает, что речь человека дает представление о его духовном состоянии (ср. 1:26; 2:12; 3:2‑11; 4:11). не клянитесь... никакою другою клятвою Как раньше Иисус (Mф. 5:33‑36; 23:16‑22), Иаков осуждал современную иудейскую практику произнесения ложных, уклончивых клятв всем, кроме имени Господа (Который один был клятвою). «Да, да». Снова повторяя слова Иисуса (см. пояснение к Мф. 5:37), Иаков призывал к простой, честной речи. Говорить иначе означало призывать на себя суд Божий.

5:13 Злостраждет Противоядием к страданиям, вызванным злым обращением или гонениями, служило Божье утешение в молитве (ср. Пс. 26:13, 14; 54:23; Ион. 2:7; Флп. 4:6; 1Пет. 5:7). пусть поет псалмы Петь хвалу Богу – это естественный ответ радостного сердца.

5:14, 15 Болен Иаков советует тем, кто «болен» и, значит, ослаблен страданием, призвать пресвитеров церкви для поддержки в молитве.

5:14 помазавши его елеем Буквально «натереть его маслом»: 1) возможно, имеется в виду обряд помазания (см. пояснения к Лев. 14:18; Мк. 6:13); 2) с другой стороны, Иаков мог иметь в виду медицинское лечение ушибов у верующих, полученных во время гонений. Возможно, лучше понимать помазание в метафорическом смысле, когда пресвитеры ободряют, утешают и укрепляют верующего.

5:15 молитва веры Молитва совершается пресвитерами ради верующих. исцелит болящего Освободит от страданий, потому что они были ослаблены немощами, а не грехом, который был исповедан. соделал грехи, простятся Не пресвитерами, поскольку Бог один может простить грехи (Ис. 43:25; Дан. 9:9; Мк. 2:7). Те, кто страдает и призывает пресвитеров, имеют сокрушенное сердце и проводят часть времени со служителями и блюстителями душ, исповедуя свои грехи перед Богом.

5:16 Признавайтесь… в проступках Взаимная честность, открытость, и способность рассказывать о своих нуждах дает верующим возможность поддерживать друг друга в духовной борьбе. много может усиленная молитва Усердные, страстные молитвы благочестивых людей имеют силу и многого достигают. Ср. Чис. 11:2.

5:17, 18 Илия... помолился... опять помолился Молитва Илии является одним из самых замечательных примеров силы молитвы в Ветхом Завете. По его молитвам и началась и закончилась через 3 года и 6 месяцев засуха (ср. Лк. 4:25).

5:19 если кто из вас Представляет третью категорию верующих в церкви (ср. ст. 13, 14) – тех людей, которые были верующими, но уклонились от истины. уклонится от истины Люди, отступившие от веры, которую они однажды исповедали (ср. Евр. 5:12‑6:9; 10:29; 1Ин. 2:19), находятся в смертельной опасности (ст. 20), и церковь должна призывать их назад к истинной вере.

5:20 грешника Ср.4:8. Слово называет неспасенных (ср. Пр. 11:31; 13:6, 22; Mф. 9:13; Лк. 7:37, 39; 15:7, 10; 18:13; Рим. 5:8; 1Тим. 1:9‑15; 1Пет. 4:18). Иаков говорит в этом стихе о тех, чья вера мертва (ср. 2:14‑26), а также об истинных верующих. ложного пути Путь тех, кто сбился с пути (ст. 19), блуждает во тьме и не живет согласно библейским принципам. спасет душу от смерти Человек, который уклонился от истины, подвергает душу свою опасности. «Смерть» означает не физическую смерть, но вечную смерть, вечное отделение от Бога и вечное наказание в аду (ср. Ис. 66:24; Дан. 12:2; Mф. 13:40, 42, 50; 25:41, 46; Мк. 9:43‑49; 2Фес. 1:8, 9; Рим. 6:23; Отк. 20:11‑15; 21:8). Знание, насколько высоки ставки, должно побуждать христиан активно заниматься такими людьми. покроет множество грехов См. Пс. 5:10. Даже одного греха достаточно, чтобы осудить человека на наказание в аду. Употребленное Иаковом слово «множество» подчеркивает безнадежное состояние потерянных, неспасенных грешников. Благая весть Евангелия заключается в том, что Божья прощающая благодать (которая больше любого греха; см. Рим. 5:20) доступна тем, кто отвернется от своих грехов и уверует в Господа Иисуса Христа (Еф. 2:8, 9).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →