Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Петра 3 глава

3:1 Также Во 2‑й главе Петр учил, что успешная жизнь христиан среди враждебного мира требует правильного поведения в двух сферах: в гражданском обществе (2:13‑17) и на рабочем месте (2:18‑25). В начале данной главы он добавляет еще две сферы: семью (1:7) и поместную церковь (ст. 8, 9). повинуйтесь Петр настаивал, что если христиане хотят свидетельствовать о Господе, они должны подчиняться не только гражданскому, но и социальному порядку, установленному Богом. своим мужьям Женщины не менее достойны мужчин, также как и покорные христиане не менее достойны, чем неверующие начальники (ср. Гал. 3:28), однако роль жен ставит их в подчинение своим мужьям (см. пояснения к 1Кор. 11:1‑9; Еф. 5:22; Кол. 3:18; Тит. 2:4, 5). которые не покоряются слову Поскольку послушание в послании всегда относилось к верующим, а непослушание к неверующим (см. пояснения к 1:2; 2:8), речь идет о неверующих мужьях. В культуре, где женщины всегда занимали подчиненное положение, была потенциальная возможность конфликта и возникновения различных проблем в браке между верующим и неверующим, так же как и в современном обществе. Петр призывает жен‑христианок не оставлять своих мужей (ср. 1Кор. 7:13‑16), не проповедовать своим мужьям («без слова»), не настаивать на своих правах («повинуйтесь»). житием жен своих… приобретаемы Любящее, доброе, покорное отношение жены‑христианки к своему неспасенному мужу является ее сильнейшим инструментом благовестия. Кроме покорности, жена должна проявлять скромность, кротость и уважение к мужу (ст. 2‑6).

3:2 чистое, богобоязненное Чистая жизнь в Боге – это то, что неспасенный муж должен постоянно наблюдать.

3:3 внешнее Петр осуждает не украшения, а постоянное занятие внешностью в ущерб характеру (ст. 4; ср. 1Тим. 2:9, 10). Каждая христианка должна прежде всего вырабатывать целомудренный характер, подобный Христу.

3:4 кроткого и молчаливого духа Имеется в виду нетленная красота, отличная от красоты физического тела. «Кроткий» означает «смиренный» или «тихий» и описывает ее поступки и отношение к мужу и жизни в целом. Поступки и отношение важны не только для мужа, но и для Бога.

3:5 святые жены Ветхозаветные святые (например, Сарра, ст. 6) являлись примерами внутренней красоты, скромности и покорности своим мужьям (см. пояснения к Пр. 31:10‑31).

3:6 ни от какого страха Женщины‑христианки иногда испытывали страх перед тем, к чему может привести подчинение неверующим мужьям. Петр наставлял жен, чтобы они не испытывали страха или боязни и сделали подчинение мужу принципом своей жизни. Это предохраняет от любых нападок греха, непослушания Слову Божьему и физического насилия (ср. Деян. 4:18‑20; 5:28, 29; Тит. 1:6).

3:7 Также и вы, мужья Мужья‑христиане также должны быть покорными (ср. Еф. 5:21). Верующий муж должен не подчиняться жене как лидеру, а быть внимательным к ее нуждам, страхам и чувствам. Другими словами, муж‑христианин должен согласовывать свои потребности с потребностями жены, независимо от того, христианка она или нет. Петр особенно выделяет внимательное, рыцарское, дружеское отношение. немощнейшим сосудом Хотя они духовно равны во Христе (см. Гал. 3:28), женщина физически слабее и нуждается в защите, обеспечении и поддержке со стороны мужа. сонаследницам благодатной жизни Выражение «благодатная жизнь» здесь означает брак, а не спасение. Брак – это лучшее, что можно приобрести в земной жизни. Муж должен стремиться к дружескому общению со своей женой независимо от того, является она христианкой или нет (ср. Еккл. 9:9). не было вам препятствия в молитвах Относится к молитвам мужей за спасение своих жен (см. пояснение к ст. 1). Такая молитва могла остаться без ответа, если муж пренебрегал нуждами своей жены и общением с ней.

3:8 будьте все единомысленны Образовано от двух греческих слов, означающих «думать одно и то же», «иметь сходное мышление». Имеется в виду внутреннее единство сердец. Все христиане должны являть в этом пример и быть инициаторами мира и единства, а не разрушения и дисгармонии (Ин. 13:35; 17; Рим. 12:16; 15:5; 1Кор. 1:10; Флп. 2:1,2). братолюбивы Предмет заботы Петра (см. 1:22; 2:17; 4:8; 5:14).

3:9 напротив, благословляйте Переведенное как «благословляйте» слово означает «говорить хорошо», «превозносить». Благословение, которое христианин может оказать обижающему его, – искать пути, как послужить этому человеку: молиться за его спасение или духовный рост, благодарить его, хорошо отзываться о нем и желать ему благополучия (2:23; ср. Лев. 19:18; Пр. 20:22; Лк. 6:38). вы к тому призваны Человек, получивший от Бога вместо осуждения незаслуженное благословение, может получить благословение еще большее, если будет прощать тех, кто обижает его (ср. ст. 21; Мф. 18:21‑35).

3:10 любит жизнь и хочет видеть добрые дни Петр ярко подтвердил свое наставление в ст. 9 примером из Писания, процитировав из Пс. 33:13‑17. Дарованное наследство приносит радость в жизнь верующих (Ин. 10:10). В этом месте Петр советует, как испытать богатство радости и полноту жизни даже среди враждебного окружения. Требования к полноте жизни включают смирение, любовь друг к другу (ст. 8), прощение обидчиков (ст. 9), чистую, искреннюю речь (ст. 10), отвращение к греху и стремление к миру (ст. 11), а также правильные побуждения, т. е. дела праведности, которые удовлетворяют всемогущего Господа (ст. 12; ср. Мф. 5:38‑48; Рим. 12:14, 17; 1Кор. 4:12; 5:11; 1Фес. 5:15).

3:13 кто сделает вам зло Для людей несвойственно обижать «ревнителей добра». Даже враждебный мир не спешил ранить людей, которые занимались благотворительностью, проявляли доброту и заботу (ср. 4:12), однако иногда это все же происходило (ст. 14).

3:14 блаженны «Блаженны» означает здесь «имеющие привилегию» или «почитаемые» (ср. Мф. 5:10). не бойтесь Мысль заимствована из Ис. 8:12, 13.

3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших Лучше сказать «Христа», чтобы текст читался следующим образом: «отделите в сердцах ваших Христа как Господа». Сердце – это святилище, в котором Он желает быть прославлен. Если вы будете жить в смирении перед Господом Иисусом, любя Его и повинуясь Ему, вам нечего бояться. будьте всегда готовы… дать ответ Слово «апологетика» происходит от греческого слова, переведенного здесь как «ответ». Петр использует здесь это слово в необычном смысле (ср. Флп. 1:16, 17) и настаивает, что верующие должны понимать, во что они верят и почему являются христианами. Они должны уметь отстаивать свою веру смиренно, разумно доходчиво и в соответствии с Библией. в вашем уповании. Это уверенность в спасении и ожидание вечной славы.

3:16 добрую совесть Совесть обличает человека в грехе (ср. Рим. 2:14, 15), вызывая в нем чувство вины, стыда, страха, сомнения, тревоги и отчаяния. Жизнь, свободная от продолжающегося и неисповеданного греха, есть жизнь согласно заповедям Божиим, и она производит непорочную совесть (Деян. 24:16; см. пояснения к 2Кор. 1:12; 4:2). Это должно было заставить злословящих испытать чувство стыда (ср. 2:12, 15).

3:18 и Христос… однажды пострадал Петр желал ободрить своих читателей в страданиях, снова напоминая им, что даже Христос пострадал несправедливо, потому что на то была воля Божия (ст. 11). Но одновременно Христос был чудесным победителем, так как был вознесен по правую руку Божию в то время как все бесы, стоявшие за Его страданиями, навсегда были покорены Ему (ст. 22). Бог допускал страдания также и для тех, кто будет читать Петра, для их будущей победы. однажды… за грехи Согласно Ветхому Завету, иудейский народ постоянно приносил жертвы, и так продолжалось год за годом. Особенно много жертв приносилось на пасху. Но единственная жертва Христа за грехи обладала такой безграничной ценностью, что была, достаточна и ее не нужно было повторять (см. пояснения к Евр. 7:27; 9:26‑28). праведник за неправедных Еще одно утверждение о безгрешности Иисуса (ср. Евр. 7:26) и об искуплении им других. Он, Который Сам никогда не грешил и не имел греховной природы, занял место грешников (ср. 2:24; 2Кор. 5:21). Поступив так, Христос удовлетворил Божью справедливость, которая требовала наказания за грехи, согласно закону, и открыл путь к Богу тем, кто раскаялся и уверовал (ср. Ин. 14:6; Деян. 4:12). привести нас к Богу В этой жизни духовно, а в будущей жизни полностью (ср. Мк. 15:38). умерщвлен по плоти Говорится о жестокой физической казни, которая оборвала Его земную жизнь (ср. Евр. 5:7). ожив духом Имеется в виду не Дух Святой, но собственный Дух Иисуса. В противоположность Его плоти (человеческой природе), которая была мертва три дня, Его Дух (Божья природа) был жив, т. е. буквально можно сказать «в Духе» (ср. Лк. 23:46).

3:19 в темнице духам Относится к падшим ангелам (бесам), которые навсегда связаны цепями из‑за своей огромной злобы. Бесы, которые еще не в преисподней, сопротивляются такому приговору (ср. Лк. 8:31). В итоге все они будут навечно ввергнуты в озеро огненное (Мф. 25:41; Отк. 20:10). проповедал Между смертью Христа и воскресением Его Дух сошел к бесам, находившимся в преисподней, и проповедовал там, что, несмотря на свою смерть, Он одержал победу над ними (см. пояснения к Кол. 2:14,15).

3:20 непокорным… во дни Ноя Петр далее объясняет, что преисподняя населена бесами, которые находятся там со времен Ноя и которые попали туда, потому что их непокорность переполнила Божье долготерпение. Во дни Ноя бесы подняли мятеж на земле, наполнили мир своим нечестием, подлостью, делами, противными Богу, в том числе сексуальными грехами, так что даже 120 лет проповеди Ноя, пока строился ковчег, не смогли никого убедить поверить Богу, кроме 8 человек из семьи Ноя (см. пояснения к 2Пет. 2:4,5; Иуд. 6:7; ср. Быт. 6:1‑8). Поэтому Бог заключил этих бесов в бездне в ожидании окончательного приговора. спаслись от воды Они были спасены от воды, которая сама по себе не была гибельной. Но здесь вода служила средством Божьего суда, а не спасения (см. пояснение к Деян. 2:38).

3:21 ныне подобное сему образу… спасает В Новом Завете «сей образ» относится к духовному миру. Символ, картина, образец духовной истины. Петр учит, что 8 человек, спасшиеся в ковчеге во время наказания и оставшиеся невредимыми для верующих служат прообразом спасения во Христе — Ковчеге их спасения. крещение… воскресением Иисуса Христа Петр говорит здесь не о водном крещении, но об образном единении со Христом, погружении в Него как в безопасный ковчег, спасающий от Божьего суда. Воскресение Христа показывает, что Бог принял заместительную смерть Христа за тех, кто уверует (Деян. 2:30, 31; Рим. 1:4). Наказание пало на Христа как наказание потоками воды пало на ковчег. Верующий во Христа находится в безопасном ковчеге, который несется по волнам осуждения к вечной славе (ср. Рим. 6:1‑4). плотской нечистоты омытие Желая, чтобы его правильно поняли, Петр подчеркивает, что он пишет не о водном крещении. Во времена Ноева потопа верующие спаслись от воды, а все другие погибли. Находиться в ковчеге и, таким образом, спастись от Божьего суда над миром означает находиться во Христе и спастись от вечного осуждения. обещание Богу доброй совести Слово «обещание» означает обет, согласие с условиями завета (Нового Завета) с Богом. Человека, мучимого грехом и нечистой совестью, спасают не внешние обряды, а согласие войти в безопасный ковчег, Господа Иисуса, верой в Его смерть и воскресение (ср. Рим. 10:9, 10; Евр. 9:14; 10:22).

3:22 одесную Бога После того как Иисус завершил Свой земной труд на кресте и воскрес из мертвых, Он вознесся к месту величия, славы, почета, власти, превосходства (ср. Рим. 8:34; Еф. 1:20, 21; Флп. 2:9‑11; Евр. 1:3‑9; 6:20; 8:1; 12:2). Читатели Петра могут из этого стиха найти практически объяснение и применить свои страдания, ожидая будущего величия, как видно из примера Господа Иисуса.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →