Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Петра 4 глава

4:1 Итак В свете страданий Христа, приведших к Его победе через Его смерть, читатели Петра также должны быть готовыми добровольно страдать по плоти, зная, что впоследствии это приведет их в величайшей победе. пострадал за нас плоти Выражение относится к смерти Христа на кресте (см. пояснение к 3:18). тою же мыслью Христианин должен быть вооружен (термин, который относится к войне) тем же пониманием, которое проявилось в страданиях Христа, т. е. что можно быть победителем в страданиях, даже несущих смерть. Иначе говоря, христианин должен добровольно принять возможную смерть как часть своей христианской жизни (ср. Мф. 10:38, 39; 2Кор. 4:8‑11). Петр осуществил этот принцип в своей жизни, когда принял мученическую смерть (см. Ин. 21:18, 19). перестает грешить Настоящее время глагола подчеркивает, что освобождение от греха постоянно и вечно. Худшее, что может произойти с верующим из‑за несправедливо обрушившихся на него страданий, есть смерть, и это лучшее, что может случиться, потому что смерть приносит полное и окончательное отделение от всех грехов. Если христианин ставит целью освобождение от греха и эта цель достигается через его смерть, тогда смерть имеет ценность (ср. Рим. 7:5, 18; 1Кор. 1:21; 15:42, 49). Более того, величайшее оружие, которое применяет враг против христиан, т. е. угроза смерти, оказывается безуспешным.

4:2 остальное… время жить… не по человеческим похотям Если целью христианской жизни служит освобождение от греха, которое приходит со смертью, тогда он должен провести остаток жизни на земле, следуя святой воле Божией, а не нечестивым похотям плоти.

4:3 воле языческой… нелепому идолослужению «Воля языческая» означает необузданный, безграничный грех, чрезмерное потворство чувственным наслаждениям. «Излишество в пище» означает оргию. Так переведено и греческое слово, которое использовалось в небиблейской литературе для обозначения сборища пьяных, необузданных людей, которые шатались по улицам, создавая беспорядки. Таким образом, удовольствия нечестивых названы здесь с точки зрения Бога как «нелепое идолослужение» — презренные, безобразные поступки. Хотя читатели Петра потворствовали своим грехам до спасения, они никогда больше не должны были так поступать. Грех в верующем – это ярмо, которое огорчает его, вместо того чтобы доставлять ему наслаждение.

4:4 они и дивятся Бывшие друзья удивляются, обижаются и злятся, поскольку христиане не проявляют интерес к нечестивым удовольствиям. в том же распутстве «Распутство» означает состояние греха, в котором человек ни о чем больше не думает. Здесь имеется в виду картина огромной бегущей толпы, которая сносит все на своем пути, стремясь к греху.

4:5 дадут ответ Глагол означает «отплатить». Люди, которые «поступали по воле языческой» (ст. 3), и злословили верующих (ст. 4), накапливали долги Богу, которые они будут отдавать в вечности (см. пояснение к Мф. 18:23; ср. Мф. 12:36; Рим. 14:11, 12; Евр. 4:13). судить живых и мертвых Все неспасенные, живые или мертвые, предстанут пред Судьей, Господом Иисусом Христом, перед великим белым престолом суда (Отк. 20:11‑15; ср. Рим. 3:19; 2Фес. 1:6‑10).

4:6 мертвым Проповедь благовестия предлагает не только полную (богоугодную, плодоносную) жизнь (3:10), но и освобождение от греха (ст. 1), добрую совесть (3:21), а также освобождение от последнего суда. Петр подразумевал верующих, которые при жизни слышали и приняли благую жизнь во Христе, но умерли ко времени написания послания. Возможно, некоторые из них приняли мученическую смерть за веру. Хотя они были физически мертвы, они продолжали победную жизнь в духе (ср. Евр. 12:23). Они полностью понесли наказание во плоти, живя в этом мире, и теперь будут вечно жить в Божьем присутствии.

4:7 всему конец Греческое слово, переведенное как «конец», нигде в Новом Завете не означает хронологический конец, т. е. что что‑либо просто прекращается. Вместо этого слово означает достижение, достигнутую цель, полученный результат или осуществление. Подчеркнув победу в страданиях через смерть, Петр здесь подчеркивает победу в страданиях через Второе пришествие Христа (ср. 1:3; 2:12), которое есть цель всего. Он призывает верующих жить в послушании и в уповании на возвращение Христа. близок Имеется в виду процесс, который скоро завершится, т. е. «грядущий». Петр напоминает читателям в этом послании, что возвращение Иисуса Христа может произойти в любой момент (ср. Рим. 13:12; 1Фес. 1:10; Иак. 5:7, 8; Отк. 2:20). будьте благоразумны и бодрствуйте Быть «благоразумными» означает не увлекаться эмоциями или страстями, а руководствоваться правильным твердым взглядом на жизнь. Доктрина грядущего возвращения Христа не должна превращать христиан в ревностных фанатиков, которые ничего не делают, а только ожидают Пришествия. Напротив, это должно побуждать верующего бодрствовать и стремиться к святости. Бодрствование создает мышление пришельца. (2:11) Оно напоминает христианину, что он гражданин небес, только временно проживающий на земле. Оно напоминает также, что христианин найдет запись о его служении Богу и будет вознагражден по заслугам, когда предстанет на судилище Христово, а это последует за Вторым пришествием Христа и Восхищением Церкви (см. 1Кор. 3:10‑15; 4:1‑5; 2Кор. 5:9, 10). бодрствуйте в молитвах Разум, охваченный эмоциями и страстями, не поддается контролю, выведен из равновесия мирскими похотями и страстями, и потому не может познать полноту святого общения с Богом в молитве (ср. 3:7). Разум, который сосредоточен на возвращении Христа, очищен (1Ин. 3:3) и радуется полноте общения с Господом.

4:8 … усердную любовь «Усердную» означает «напряженную», «натянутую как струна». Обычно употреблялось по отношению к мускулатуре спортсмена, который, напрягая мускулы и силы, старается победить в соревнованиях (ср. 1:22). Такая любовь побуждает христианина ставить духовное благополучие других выше собственных желаний, несмотря на злобное, враждебное, несправедливое отношение к себе (ср. 1Кор. 13:4‑7; Флп. 2:1‑4). любовь покрывает множество грехов Цитата из Пр. 10:12. Сущность истинной духовной любви, которую Бог проявляет к человеку или христианин к христианину, в том, что она покрывает грехи (ср. Рим. 5:8). Это учение не исключает применения дисциплинарных взысканий к согрешившим, нераскаявшимся членам церкви (ср. Мф. 18:15‑18; 1Кор. 5). Это означает, что христиане должны не обращать внимания на грехи, совершенные против них, и всегда быть готовыми простить оскорбление или обиду.

4:9 Будьте страннолюбивы друг ко другу В греческом означает любовь к странникам. Любовь, которая проявляется делами, а не эмоциями. В дни Петра христианская любовь проявлялась в предоставлении крова и другой помощи нуждающимся христианам, например странствующим проповедникам. Она также проявлялась в предоставлении дома для церковных служений. Писание учит также, что христиане должны быть гостеприимны к странникам (Исх. 22:21; Втор. 14:28, 29; Евр. 13:1, 2).

4:10 Служите друг другу Духовные дары должны использоваться не для превознесения человека, обладающего даром, но для того, чтобы послужить другим членам церкви (ср. 1Кор. 12:7; 13). даром, какой получил Духовный дар – это по благодати дарованная каждому верующему сверхъестественная способность, посредством которой Святой Дух служит телу Христа. Греческое слово «харизма» подчеркивает, что дар получен бесплатно. Духовный дар не может быть заработан, куплен или заслужен. Он может быть «получен» только по благодати Божией (ср. 1Кор. 12:4, 7, 11, 18). Стремление развивать духовные дары (особенно пророчество) в служении поместной церкви, поощрялось Павлом (1Кор. 12:31). Духовные дары перечисляются в Рим. 12:3‑8 и 1Кор. 12:4‑10 (см. пояснение там же). Каждый христианин имеет один особый дар или сочетание нескольких даров, уникальное для каждого христианина. добрые домостроители «Домостроитель» – тот, кто управляет имуществом господина. У христианина нет собственных даров, но Бог дает ему дары для созидания церкви и для Своей славы. многоразличной благодати Божией Подчеркивает планы Божии для этих даров.

4:11 Говорит… служит Петр подразумевает здесь две категории даров: дары слова и дары служения. Это разделение очевидно из Рим. 12 и 1Кор. 12. Обсуждение даров см. в пояснениях к 1Кор. 12‑14. слова Божии Где бы ни употреблялось в Писании, всегда означает слова, которые исходят из Божьих уст (Рим. 3:2; Деян. 7:38). прославлялся Бог Это цель всего. Ср. Рим. 11:33‑36; Еф. 3:21; 2 Тим. 4:18; 2 Пет. 3:18; Отк. 1:6.

4:12 огненного искушения Вероятно, Петр написал это письмо примерно в то же время, когда случился пожар в Риме (см. во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания), и в начале 200‑летнего периода гонений христиан. Петр объясняет, что 4 принципа необходимы для того, чтобы одержать победу в гонениях: 1) ожидать Его (ст. 12); 2) радоваться в Нем (ст. 13, 14); 3) гордиться Его источниками (ст. 15‑18); 4) доверять Богу (ст. 19). приключения для вас странного Христиане не должны считать, что гонения происходят случайно, Бог допустил и предусмотрел их для испытания, очищения и оправдания верующих.

4:13 участвуйте в… страданиях Христианин, гонимый за веру, участвует в тех же страданиях, которые претерпел Иисус, т. е. страдает за то, что поступал правильно (ср. Мф. 5:10‑12; Гал. 6:17; Флп. 1:29; 3:10; Кол. 1:24). в явление славы Его Т. е. при Втором пришествии Христа (ср. Мф. 24:30; 25:31; Лк. 17:30). Христос уже полностью прославлен на небесах, но на земле Его слава открыта еще не до конца. возрадуетесь и восторжествуете Возрадуетесь во время восхищения (ср. Иак. 1:2). Христиане, преследуемые за праведный образ жизни, испытают великую радость, получив награду (см. пояснения к Мф. 20:20‑23). Такая уверенность в будущей радости дает христианину способность «возрадоваться» (ст. 13) на земле (ср. Лк. 6:22; см. пояснение к Рим. 8:17).

4:14 злословят вас за имя Христово Христиан оскорбляют и несправедливо обижают за то, что они являются представителями Христа и публично провозглашают Его имя (ср. Деян. 4:12; 5:41; 9:15, 16; 15:26). блаженны Имеется в виду не столько общее неописуемое счастье, сколько конкретная польза от страданий ради Христа, которые вызывают Божье одобрение. Дух Славы. Дух, имеющий славу, или прославленный. В Ветхом Завете слава Божия была представлена светом шекины, светящегося облака, которое означало присутствие Божие (см. Исх. 33:15 ‑34:9). почивает на вас Когда верующий страдает, Бог особенно приближается к нему и поднимает его к силе и терпению, превышающим человеческие возможности (ср. Деян. 6:8– 7:60; 2Кор. 12:7‑10).

4:15 посягающий на чужое Человек, который вторгается в то, что принадлежит другому. Петр имел здесь в виду случаи, которые могли привести к гонениям, например, мятежная, разрушительная деятельность, вмешательство в деятельность правительства. Могло также означать проблемы, возникающие на работе у беспокойного, надоедливого человека. Как правило, образ жизни христиан в нехристианской культуре состоит в том, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, прославлять Иисуса Христа и жить добродетельно, вместо того чтобы пытаться разрушить или ниспровергнуть существующую культуру (2:13‑16; ср. 1Фес. 4:11; 2Фес. 3:11; см. пояснения к 1Тим. 2:1‑3).

4:16 Христианин В период становления Церкви словом «Христианин» насмешливо называли последователей Христа (ср. Деян. 11:26; 26:28). В конце концов последователи Христа полюбили и приняли это имя.

4:17 суду с дома Божия Не осуждение, но очищение, оправдание и укрепление Церкви любящей рукой Бога. Гораздо лучше переносить страдания, которые Господь допускает для очищения и укрепления Церкви, чем переносить вечные страдания неверующих в озере огненном. И если Господь так строго и жестко судит Свою Церковь, что можно сказать о Его гневе по отношению к нечестивым?

4:18 Цитата из Пр. 11:31. Подчеркивает, что если праведник может спастись только через трудности, страдания, боль и потери, то какой же конец ожидает нечестивого? Ср. 2Фес. 1:4‑10.

4:19 предадут Ему… души свои Словом «предавать» — переведен банковский термин, означающий «положить на депозит для безопасного хранения». верному Создателю Петр использует слово «Создатель», чтобы напомнить читателям послания, что, когда они предают свои жизни Богу, они просто возвращают Богу то, что Он создал. Как Творец, Бог лучше знает нужды Своих возлюбленных творений (2:23; ср. 2Тим. 1:12).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →