Комментарии учебной Библии МакАртура на 2-е послание Петра 1 глава

1:1 Симон Петр См. во Вступлении. раб и Апостол Петр называет себя и смиренным, и достойным. Как раб, он находился на одном уровне с другими христианами, послушными рабами Христа; как Апостол, он был уникальным, призванным Богом, обладавшим полномочиями очевидцем воскресения Христа (см. пояснение к Рим. 1:1). принявшим Послание адресовано к тем же людям, что и 1‑е Петра (ср. 3:1; 1Пет. 1:1; см. во Вступлении к 1, 2 Пет.). Слово «принявшим» не было широко распространенным и означало «получившим что‑либо в избытке» (ср. Деян. 1:17). Часто переводится «получившим» и может означать «достигнутым Божьей волей». Петр здесь подчеркивает, что спасение достигается не личными усилиями, навыками, достоинством, но приходит исключительно по Божьей благодати. равно драгоценную Греческое слово, которое переведено как «равно драгоценную», употреблялось для обозначения равенства в чине, положении, почете, социальном статусе, цене или достоинству. В древнем мире оно употреблялось также по отношению к странникам, пришельцам, которые получали право гражданства. Петр здесь подчеркивает, что все христиане получили одну и ту же драгоценную спасающую веру. Нет христиан первого или второго сорта в зависимости от духовного, расового или полового различия (Гал. 3:28). Поскольку Петр писал преимущественно язычникам, он мог подчеркивать, что они получили ту же веру, что и иудеи (ср. Деян. 10:44‑48; 11:17, 18). веру Петр говорит о субъективной вере, т. е. о власти христианина поверить в свое спасение. Вера есть способность верить (Еф. 2:8, 9). Хотя вера и верование выражают человеческую сторону спасения, Бог все равно должен даровать эту веру. Бог возбуждает веру, когда Дух Святой пробуждает мертвую душу в ответ на слышание Слова Божьего (ср. Деян. 11:21; Еф. 2:8; Флп. 1:2). по правде Петр пишет, что верующие получили спасение из‑за Божьей праведности, излитой на них. Эта праведность не признает иных различий между людьми, кроме того, что грехи одних более вопиющи, чем грехи других. Итак, они не только имеют веру, потому что Бог дает ее им, но и спасены, потому что Бог дал им Свою праведность (см. пояснения к Рим. 3:26; 4:5; 2Кор. 5:21; Флп. 3:8, 9). Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа Греческая конструкция этой фразы содержит только один артикль, стоящий в начале, что говорит о том, что вся фраза относится к одной и той же Личности. Таким образом, Петр называет Иисуса Христа одновременно Спасителем и Богом (ср. Ис. 43:3, 11; 45:15, 21; 60:16; Рим. 9:5; Кол. 2:9; Тит. 2:13; Евр. 1:8).

1:2 познании Это слово имеет здесь гораздо более широкое, глубокое и личное значение, чем слово знание. Драгоценная вера христиан построена на познании истины о Боге (ср. ст. 3). Христианство не является мистической религией, оно основано на объективной, исторической, открытой и рациональной истине о Боге и предполагает, что эту истину необходимо принять и поверить в нее. Чем глубже и шире это познание Господа, тем больше умножаются благодать и мир.

1:3 От Божественной силы Его «Его» относится к Иисусу Христу. Сила Христа является источником полноты и стойкости верующих (Мф. 24:30; Мк. 5:30; Лк. 4:14; 5:17; Рим. 1:4; 2Кор. 12:9). все потребное для жизни Подлинный христианин всегда уверен в спасении и будет хранить себя и возрастать, потому что получил все необходимое, чтобы достичь вечной жизни через силу Христа. благочестия Быть благочестивым означает благоговейно, послушно относится к Богу и исполнять Его заповеди. Петр подразумевает, что истинный верующий не должен просить Бога о большем (словно что‑то необходимое для поддержания его веры, силы или сохранности было упущено), чтобы стать благочестивым, поскольку он уже имеет всякий духовный источник, чтобы проявлять, поддерживать и совершенствовать благочестивый образ жизни. познание Призвавшего «Познание» является ключевым словом во 2‑ом Петра (ст. 2, 5, 6, 8; 2:20; 3:18). Во всем Писании оно предполагало личное познание (Ам. 3:2) и использовалось даже для описания интимной близости (Быт. 4:1). Здесь имеется в виду не поверхностное знание о Христе, т. е. лишь знание фактов о Нем, но искренняя, личная жизнь со Христом, основанная на покаянии в грехах и личной вере в Него (ср. Мф. 7:21). Призвавшего нас славою и благостию Это призвание, как и всегда, когда оно употребляется в новозаветных посланиях, означает успешный призыв к спасению (ср. 1Пет. 1:15; 2:21; 5:10; см. пояснение к Рим. 8:30). Этот спасающий призыв основан на понимании грешником всемогущества Христа и Его морального совершенства, что доказывает, что Он есть Господь и Спаситель. Это предполагает, что евангелизм должен быть основан на Личности Христа и Его делах как Богочеловека, что и привлекает людей к спасению (ср. 1Кор. 2:1, 2). Крест и Воскресение более полно раскрывают Его «славу и благость».

1:4 великие и драгоценные обетования Т. е. обетование вечной жизни с избытком. причастниками Божеского естества Это не отличается от концепции рождения свыше, возрождения (ср. Ин. 3:3; Иак. 1:18; 1Пет. 1:2, 3), пребывания во Христе (ср. Рим. 8:1) и членства в семье Троицы (Ин. 14:17‑23). Драгоценное обетование спасения делает нас детьми Божьими уже на земле (Ин. 1:12; Рим. 8:9; Гал. 2:20; Кол. 1:27) и, таким образом, мы приобретаем Божью природу через обладание Его вечной жизнью. Христиане не становятся маленькими богами, но они – «новые твари» (2Кор. 5:17) и имеют живущего в них Духа Святого (1Кор. 6:19, 20). Верующие приобретут еще более Божью природу, когда получат прославленное тело, подобно Иисусу Христу (Флп. 3:20, 21; 1Ин. 3:1‑3). удалившись от растления Слово «растление» означает разложение или гниение. «Удалившись» или «избежав» относится к успешному спасению от опасности. Во время спасения верующие удаляются от силы, которая нравственно уродует мир и влияет на человека через его падшую грешную природу.

1:5 то Имея данные Богом в ст. 3, 4 благословения, верующие не могут оставаться самодовольными и равнодушными. Такое обилие Божьей благодати призывает к полному посвящению. прилагая... все старание. Т. е. максимум усилий. Христианская жизнь не означает путь за Богом без усилий и преодоления трудностей. Хотя Бог и излил Свою чудесную силу в верующего, христианин сам должен прилагать усилия, для дисциплинирования себя одновременно с работой в нем Бога (ср. Флп. 2:12, 13; Кол. 1:28, 29). покажите в вере вашей «Покажите» иначе можно перевести как «дайте щедро и обильно». В греческой культуре это было характеристикой руководителя хора, который отвечал за обеспечение нужд хора и хористов. Слово означало не умеренное, бережливое, но щедрое, с избытком обеспечение. Бог дал нам веру и все необходимое для благочестия (ст. 3, 4). Мы показываем это нашим усердным стремлением к личной праведности. добродетель В списке добродетелей, перечисленных Петром на первом месте стоит слово, которое в классическом греческом языке означало данную Богом способность совершать подвиги. Оно также могло означать совершенный образ жизни. Оно никогда не означало скрытую или показную добродетель, но добродетель, которая проявляется в жизни. Петр пишет здесь о моральной силе и стараниях, которые помогают совершенствоваться. рассудительность Означает интуицию, правильное понимание и применение истины. Эта добродетель включает прилежное изучение и исполнение истин Слова Божия.

1:6 воздержание Буквально «удержание себя в». В дни Петра воздержание употреблялось по отношению к спортсменам, которым необходимо было ограничивать и дисциплинировать себя. Христианин должен контролировать страсти, телесные похоти, вместо того чтобы позволить им управлять собою (ср. 1Кор. 9:27; Гал. 5:23). Добродетель, направляемая познанием, дисциплинирует желания и ставит их в подчинение человеку. терпение Способность поступать правильно, не поддаваясь искушениям или испытаниям. Терпение – это духовная сдерживающая сила, дающая постоянную, непоколебимую выносливость: христианин скорее умрет, чем уступит врагу. Это добродетель, которая не только дает силы переносить все со смирением, но и дает трепещущую надежду. благочестие См. пояснения к ст. 3.

1:7 братолюбие Т. е. братскую привязанность, взаимную жертвенность по отношению друг к другу (ср. 1Ин. 4:20). любовь См. 1Кор. 13; 1Пет. 4:8.

1:8 не останетесь без успеха «Остаться без успеха» означает быть бездеятельным, праздным или бесполезным (ср. Тит. 1:12; Иак. 2:20‑22). Если эти добродетели умножаются в жизни христианина, он не останется бесполезным или безуспешным. без... плода Т. е. (ст. 5‑7) безрезультатным (ср. Мф. 13:22; Еф. 5:11; 2Фес. 3:14; Иуд. 12). Когда эти христианские качества отсутствуют в жизни верующего (ст. 5‑7), он становится подобным на нечестивого или лицемерного верующего. Однако, когда эти качества умножаются в христианской жизни, они служат проявлением «Божьего естества» внутри верующего (см. пояснение к ст. 4).

1:9 сего Качества, упомянутые в ст. 5‑7 (см. ст. 10). слеп, закрыл глаза Считающий себя христианином, но не имеющий качеств, упомянутых выше, не способен оценить свое истинное духовное состояние и поэтому может быть не уверен в спасении. забыл Недостаточное усердие и недостаточное стремление к духовным добродетелям вызывает духовную амнезию. Человек, не способный оценить свое духовное состояние, не будет иметь твердой веры. Он может быть спасен и может получить все благословения, перечисленные в ст. 3, 4, но, не имея добродетелей из ст. 5‑7, он будет жить в сомнениях и страхе.

1:10 делать твердым ваше звание и избрание Это означает мишень, в которую Петр целился в ст. 5‑9. Хотя Бог «уверен» в том, кто Его избранные, и даровал им вечное спасение (см. пояснение к 1Пет. 1:1‑5; ср. Рим. 8:31‑39), христианин не всегда имеет уверенность в спасении. Уверенность рождается, когда Дух Святой открывает, что спасение вечно. Уверенность – это убежденность человека в том, что он обладает вечным спасением. Другими словами, верующий, который стремится к духовным качествам, названным выше, своими духовными плодами подтверждает свое призвание (ср. ст. 3; Рим. 8:30; 1Пет. 2:21) и избранность (ср. 1Пет. 1:2) Богом ко спасению. никогда не преткнетесь Если христианин стремится к качествам, перечисленным Петром (ст. 5‑7), и видит, что его жизнь полезна и плодотворна (ст. 8), он не преткнется о сомнения, отчаяние, страх, испытания, но будет радоваться уверенности в своем спасении.

1:11 свободный вход в вечное Царство Петр пишет чудесные слова, чтобы принести радость уставшему христианскому сердцу. Свободный вход на небеса – надежда и реальность для христиан, которые живут верной, плодотворной жизнью на земле. Петр считает, что христиане, которые следуют перечисленным добродетелям (ст. 5‑7), должны не только радоваться уверенности в настоящем, но и радоваться предстоящей щедрой награде в будущей жизни (ср. 1Кор. 4:5; Отк. 22:12).

1:12, 13 Для того Истина всегда нуждается в повторении, потому что верующие легко забывают ее. Ср. 2 Фес. 2:5; Иуд. 5.

1:13, 14 храмине… храмину Смерть означает, что человек оставляет свою земную храмину, т.е. тело (ср. 2Кор. 5:1). Петру было около 70 лет, когда он писал это послание (вероятно, в римской тюрьме), и он ожидал близкой смерти. Начались гонения на христиан при Нероне, и Петр мученически умер вскоре после написания этого послания. Предание утверждает, что он был распят вниз головой, как и просил, считая себя недостойным быть распятым подобно своему Господу.

1:14 Христос открыл мне Христос пророчествовал о смерти, которой Петр умрет, почти 40 лет назад (см. пояснения к Ин. 21:18, 19).

1:15 после моего отшествия Петр хотел быть уверенным, что после его смерти народ Божий будет иметь постоянное напоминание об истине, поэтому он написал это богодухновенное послание.

1:16 возвестили Это слово означало получение нового откровения, того, что раньше было скрыто, а теперь открылось. силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа Так как перед этой фразой употребляется только один определенный артикль, она означает «могущественное пришествие» или «пришествие в силе». Лжеучителя, которые противостояли Петру, пытались оспорить доктрину Второго пришествия Христа (см. 3:3, 4), о которой Петр говорил и писал (1 Пет. 1:3‑7, 13; 4:13). хитросплетенным басням Слово «басни» относилось к мифическим историям о богах и чудесах (ср. 1Тим. 1:4; 4:7; 2Тим. 4:5; Тит. 1:14). Сознавая, что лжеучителя и их последователи будут пытаться дискредитировать его послание, обвиняя его в том, что он сочинял басни и мифы, чтобы увлечь людей за собой и приобрести богатство, власть и почет, как поступали сами лжеучителя, Петр приводит в следующих стихах доказательство, что истину о Боге он написал под воздействием Духа Святого. очевидцами Его величия Слово «мы», которое стоит в начале этого стиха, относится к апостолам. С одной стороны, все апостолы были очевидцами величия Христа, особенно Его чудес, телесного Воскресения и Вознесения на небеса. Петр, однако, имеет в виду другое событие, которое он описывает в следующем стихе. Царское величие Христа, открытое при этом событии, было преддверием величия Христа, которое явится при Его Втором пришествии (ср. Мф. 16:28; см. пояснение к 17:1‑8). Преображение было короткой вспышкой славы, которая торжественно откроется в последнем откровении Христа (Отк. 1:1). Следует отметить, что земное служение Иисуса – исцеления, учение, приобретение душ для Его Царства – было прообразом того Царства, которое Он установит при Своем возвращении.

1:17 велелепной славы Относится к светлому облаку славы на горе Преображения, из которого Господь говорил к ученикам (Мф. 17:5). Сей есть Сын Мой Возлюбленный Означает «одной природы со Мной». Таким образом, Отец подтверждает Божью природу Христа (ср. Мф. 17:5; Лк. 9:27‑36).

1:18 будучи с Ним Петр подчеркивает, что нет никаких оснований верить лжеучителям, отвергавшим величие Христа и достоверность Его Второго пришествия, поскольку они не были на горе Преображения и не видели прообраза Царства и славы Христа, в отличие от Петра, Иакова и Иоанна.

1:19 вернейшее пророческое слово «Пророческое слово» относится не только к ветхозаветным большим и малым пророкам, но ко всему Ветхому Завету. Конечно, весь Ветхий Завет был написан «пророками» в самом прямом смысле, поскольку авторы писали и говорили Слово Божие, что и являлось задачей пророков, и они ожидали пришествия Мессии (ср. Лук. 24:27). Этот перевод может означать, что очевидцы величия Христа во время Преображения подтверждали Писание. Однако, скорее всего, греческая конструкция этой фразы подразумевает другое. Она говорит: «И мы имеем более верное пророческое слово». Оригинальный контекст этого предложения подтверждает утверждение, что Петр ставил Писание выше личного опыта. Пророческое слово (Писание) – полнее, постояннее и авторитетнее, чем опыт любого человека. Слово Божие является самым достоверным подтверждением учения о Личности, искуплении и Втором пришествии Христа, чем даже свидетельство очевидцев‑апостолов. вы хорошо делаете, что обращаетесь Петр предупреждал верующих, что, для того, чтобы они могли различить лжеучителей, они должны тщательно изучать Писание. светильнику, сияющему в темном месте Глубокий мрак падшего мира мешает людям увидеть истину, пока не воссияет свет. Светильник есть свет откровения Слова Божьего (ср. Пс. 118:105; Ин. 17:17). доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда Оба эти образа говорят о явлении (парусиа) Иисуса Христа (ср. Лк. 1:78; Отк. 2:28; 22:16). утренняя звезда в сердцах ваших Второе пришествие будет не только внешним преображением всей вселенной (3:7‑13), но также внутренним преображением всех живущих к приходу Христа верующих, навсегда удалив любые остававшиеся сомнения. Совершенное, но ограниченное откровение Писаний будет заменено совершенным и полным откровением Иисуса Христа во время Второго пришествия (ср. Ин. 14:7‑11; 21:25). Тогда Писание исполнится, а верующие уподобятся Христу (1Ин. 3:1, 2), получат совершенное знание и все пророчества упразднятся (см. пояснения к 1Кор. 13:8‑12).

1:20 зная прежде всего то Призыв к утверждению в истине, что Писание имеет Божье происхождение. пророчества в Писании Т. е. все Писание. Преимущественно относится ко всему Ветхому Завету, а в соответствии с этим и ко всему Новому (см. пояснения к 3:15, 16). разрешить самому собою В греческое слово, переведенное как «разрешить», означает «развязать» и говорит о том, что ни один человек не может сам «связать» или «развязать» истину Писания. Петр говорит не столько о толковании Писания, сколько о его происхождении и источнике. Лжепророки «связывали» и «развязывали» собственные идеи, но никакая часть Божьего откровения не может быть скрыта или открыта человеком (пророком) без помощи Святого Духа (см. ст. 21).

1:21 по воле человеческой Так как Писание имеет не человеческое происхождение, оно и не является результатом человеческой воли. Здесь подчеркивается мысль, что ни одна часть Писания не была создана по воле человека. Библия – не есть результат человеческих усилий. Пророки иногда записывали даже то, что не было им полностью понятно, но, тем не менее, старались верно передавать то, что Бог им открывал. движимы Духом Святым Это означает, что они постоянно вдохновлялись Духом Божиим (ср. Лк. 1:70; Деян. 27:15, 17). Дух Святой – божественный Автор и Создатель Писания. Только в Ветхом Завете авторы приписывают свои писания Богу свыше 3800 раз (напр. Иер. 1:4; ср. 3:2; Рим. 3:2; 1Кор. 2:10). Хотя авторы Писания принимали самое непосредственное участие в процессе написания Библии, ими руководил Бог посредством Духа Святого Бог. Авторы, применяя личные способности, мышление и словарный запас, составляли и безошибочно записывали точные слова Божии. Таким образом, оригинальные тексты Писания были богодухновенными (ср. 2Тим. 3:16) и непогрешимыми, т. е. безошибочными (Ин. 10:34, 35; 17:17; Тит. 1:2). Петр писал о богодухновенности, которая создала непогрешимый оригинальный текст (ср. Пр. 30:5; 1Кор. 14:36; 1Фес. 2:13).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →