Комментарии учебной Библии МакАртура на 2-е послание Петра 3 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

3:1 возлюбленные Обращение к читателям показывает пастырскую заботу Петра (ср. 1Пет. 5:1‑4). второе послание Т. е. второе после 1 Петра (см. во Вступлении). ваш чистый смысл Похвала, которая показывает, что Петр верил, что его читатели были истинными христианами. «Чистый» означает «неоскверненный», «не смешанный с соблазнами мира, плоти и сатаны». Насколько же отличаются истинные верующие от извращенного отступничества лжеучителей (2:10‑22)! Петр старался напомнить своим читателям истину, которую они уже знали – что их освященный разум и духовная проницательность помогут им определить и опровергнуть лжеучителей.

3:2 святыми пророками Имеются в виду ветхозаветные пророки, которые были святы в отличие от нечестивых лжеучителей. Слово Божие было записано этими пророками в Писании (см. пояснения к 1:19‑21). В частности, эти пророки предупреждали о грядущем суде (например, Пс. 49:1‑6; Ис. 13:10‑13; 24:19‑23; Мих. 1:4; Мал. 4:1, 2) и даже о Пришествии Господа (Зах. 14:1‑9). заповедь Петр имеет в виду предупреждения о суде, которые делали он и другие апостолы (Иуд. 17). Апостолами вашими В 260 главах книг Нового Завета апостолы (см. пояснения к Рим. 1:1; Еф. 4:11) Христа 300 раз ссылаются на Второе пришествие. Откровение Нового Завета о том, что, придя, Христос соберет Своих, предупреждает об эсхатологическом суде, сообщает об установлении Его царства, учит, что Бог приведет нас к вечной праведности и является неоспоримым доказательством Второго пришествия Христа и суда над нечестивыми.

3:3 Прежде всего знайте «Прежде всего» указывает на первостепенную важность, а не на начало списка. Основная задача Петра в этой части послания – предупредить христиан, что лжеучителя будут пытаться отрицать последний суд и украсть надежду верующих. явятся наглые ругатели Когда лжеучителя оспаривали истинность Второго пришествия Христа или любого другого учения Писания, они делали это с насмешками (ср. Ис. 5:19; Иуд. 18). в последние дни Относится к периоду между первым и Вторым пришествиями Христа (ср. Деян. 2:17; Гал. 4:4; 2Тим. 3:1; Евр. 1:2; 1Пет. 1:20; 1Ин. 2:18, 19; Иак. 5:3; Иуд. 18). Этот период будет отмечен выступлениями против христианской истины и особенно против надежды на возвращение Христа. поступающие по собственным своим похотям «Поступать» означает способ поведения, образ жизни. Петр снова выступает против образа жизни лжеучителей, которые отличались блудными похотями (ср. 2:2, 10, 13, 14, 18) и пренебрежением к браку. Лжеучителя, которые не знали истины и не знали Бога, были не в состоянии сдержать свои похоти. Они насмехались над утверждением о Втором пришествии Иисуса Христа, потому что хотели безнаказанно предаваться нечистым блудным удовольствиям. Они желали эсхатологии, которая одобряла бы их поведение (ср. 1Ин. 2:28, 29; 3:2,3).

3:4 где обетования пришествия Его Ранняя Церковь верила, что Иисус скоро вернется (1Кор. 15:51; 1Фес. 1:10; 2:19; 4:15‑18; 5:1, 2). Ругатели выдвигали против близости Пришествия Иисуса эмоциональные доводы, но не библейские доказательства. Они иронизировали над обманутыми надеждами. отцы Это ветхозаветные патриархи – Авраам, Исаак и Иаков (ср. Рим. 9:5; Евр. 1:1). все остается так же Этот довод против Второго пришествия Христа основывался на теории примитивного деизма, который утверждал, что все природные явления происходят по одним и тем же законам от начала времен. Лжеучителя также считали, что Бог не вмешивается в земные дела. Они учили: «История не закончится катаклизмом последнего суда, потому что это противоречит законам вселенной. Такого суда никогда не было в прошлом, поэтому мы не должны ожидать его и в будущем. Напротив, вселенная является стабильной, замкнутой, постоянной системой, которая управляется неизменными законами и принципами развития. В прошлом не было никаких катастроф, поэтому никаких катастроф не будет и в будущем. Не следует ожидать Божьего вмешательства и сверхъестественного суда над человечеством».

3:5 Думающие так Лжеучителя в своем стремлении избежать доктрины суда умышленно игнорировали два предыдущих сверхъестественных катаклизма – творение и потоп. вначале словом Божиим… составлены Бог из ничего создал вселенную, но не по естественным законам, а мгновенно, в шесть дней. Все шло не в согласии с постоянным неизменным законом развития, но в шесть дней, каждый из которых равен 24 часам, была создана вся совершенная вселенная (см. пояснения к Быт 1:2). земля составлена из воды и водою Земля была сотворена между двумя видами вод. В самом начале творения Бог отделил верхние воды, из которых образовал небо (твердь) вокруг всей земли, от нижних вод, которые покрывали землю и образовали источники, реки, озера и моря. См. пояснения к Быт. 1:2‑9.

3:6 Потому Т. е. из‑за воды. Бог, создав верхние и нижние воды, создал внутри творения средство его разрушения. тогдашний мир Относится к миру, существовавшему до потопа. Этот мир был окружен небесным водами с одной стороны и земными источниками, реками, озерами и морями с другой стороны, между которыми был небесный свод. Мир до потопа был защищен от разрушительных солнечных ультрафиолетовых лучей, имел мягкий климат без дождей, бурь и ветров и характеризовался большой продолжительностью жизни людей (Быт. 5), обильным плодородием земли. погиб, быв потоплен водою Второй великий сверхъестественный катаклизм, который наносит удар теории примитивного деизма – всемирный потоп, который распространился по всей земле и уничтожил первоначально созданный мировой порядок. Согласно Быт. 7:11, потоп произошел из двух источников: во‑первых, «разверзлись все источники великой бездны» и извергли из себя газ, пыль, воду, пламя; во‑вторых, «окна небесные отворились» и вода обрушилась на землю. Всемирный потоп был катаклизмом, от которого погибло все живое на земле, кроме 8 человек и пары представителей от каждого вида животных (см. пояснения к Быт 7:11‑24). Из этих двух великих событий очевидно, что мир существует не по законам примитивного деизма.

3:7 нынешние Человечество со времен потопа живет в другой мировой системе. Одним из доказательств различий между двумя мировыми системами является разница в продолжительности человеческой жизни: в настоящее время она составляет 70 лет, а не 900, что для людей до потопа было обычным возрастом. Петр указывает на третий вид мировой системы, который возникнет после будущего катаклизма. содержимое тем же Словом Современная мировая система сохраняется для будущего суда, который придет через Слово Божие, так же как творение и потоп. Бог снова Словом сотворит все, после того как существующий порядок будет разрушен. сберегаются огню Бог поставил радугу на небе как завет того, что Он никогда больше не разрушит мира водой (Быт. 9:13). В будущем Бог разрушит небеса и землю огнем (ср. Ис. 66:15; Дан. 7:9, 10; Мих. 1:4; Мал. 4:1; Мф. 3:11, 12; 2Фес. 1:7, 8). В настоящей вселенной небеса полны звезд, комет и астероидов. Ядро земли также представляет собой жидкое озеро огня, температура которого 12 400 градусов по Фаренгейту. Человечество отделено от раскаленного земного ядра только десятками километров земной коры. Более того, творению угрожают атомные взрывы. Как человек создал разрушительные бомбы, взрыв которых приводит к смерти, так Бог может разрушить всю вселенную взрывом атомной энергии (см. пояснения к ст. 10‑12). на день суда… нечестивых человеков Земля ожидает дня суда и погибели нечестивых людей. Благочестивых уже не будет на земле, когда Бог пошлет на нее огонь суда (ср. 1Фес. 1:10; 5:9).

3:8 один день, как тысяча лет Божие представление о времени очень отличается от человеческого. С человеческой точки зрения, Второе пришествие Христа кажется очень нескорым (ср. Пс. 89:5). С точки зрения Бога это не так долго. Помимо этой общей ссылки, в этой фразе, возможно, содержится особое указание на то, что между первой фазой Дня Господня в конце великой скорби (Отк. 6:17) и последней фазой в тысячу лет спустя в конце Тысячелетнего Царства, когда Господь создаст новое небо и новую землю (см. пояснения к ст. 10, 13; Отк. 20:1‑21:1), на самом деле пройдет одна тысяча лет.

3:9 Не медлит Т. е. «не мешкает», «не опаздывает» (ср. Гал. 4:4; Тит. 1:6; Евр. 6:18; 10:23, 37; Отк. 19:11). долготерпит нас «Нас» означает спасенных, народ Божий. Он ожидает, чтобы они спаслись. Бог проявляет безмерное терпение, прежде чем производит суд (ср. ст. 15; Иоил. 2:13; Лк. 15:20; Рим. 9:22; 1Пет. 3:15). Бог переносит бесконечную хулу против Своего имени, вместе с бунтом, убийствами, продолжающимися нарушениями Его заповедей, терпеливо ожидая, пока Свои откликнутся на призыв к искуплению. Не слабость или медлительность откладывают последний суд, а терпение. не желая, чтобы кто погиб «Кто» должно относиться к тем, кого Господь избрал и призовет к полному искуплению, т. е. «нас». Так как все место неоднократно упоминает о наказании Богом нечестивых, Его терпение говорит не о том, что Он спасет всех, но что Он ждет всех Своих избранных. Он знает, что не все спасутся, поскольку написано, что Он уничтожит мир и нечестивых с теми, кто подвергнется наказанию и пойдет в преисподнюю. Это произойдет потому, что они развращены и достойны только адского пламени и отвергли единственный путь к спасению через Иисуса Христа, а не потому, что они были сотворены для геенны и предназначены пойти туда. Путь проклятия есть путь нераскаявшегося сердца, это путь того, кто отвергает Личность и жертву Иисуса Христа и продолжает грешить (ср. Ис. 55:1; Иер. 13:17; Иез. 18:32; Мф. 11:28; 13:37; Лк. 13:3; Ин. 3:16; 8:21, 24; 1Тим. 2:3, 4; Отк. 22:17). чтобы все пришли к покаянию «Все» (ср. «нас», «кто») относится к верующим, которые придут ко Христу и составят народ Божий. Причина того, что Второе пришествие Христа и суд откладываются, не в том, что Господь медлит исполнить Свое обещание, и не в том, что Он хочет осудить как можно больше нечестивых, и не в том, что Он слаб перед лицом зла, но в том, что Он откладывает Свое пришествие, потому что Он терпелив и желает дать людям время для покаяния.

3:10 день Господень См. во Вступлении к Иоилю: Исторические и теологические темы; см. пояснения к 1Фес. 5:2. «День Господень» – специальное выражение, указывающее на особое вмешательство Бога в человеческую историю для совершения суда. Относится к будущему суду над нечестивой землей и прекращению существования современной мировой системы. Ветхозаветные пророки представляли последний день Господень как кромешную тьму и проклятие, когда Господь изольет Свой гнев, чтобы отстоять Свое имя, поразить Своих врагов, явить Свою славу, установить Свое царство и уничтожить мир (ср. Ис. 2:10‑21; 13:6‑22; Иез. 13:30; Иоил. 1:2; Ам. 5; Ав. 15; Зах. 14; Мал. 4; 2Фес. 1:7; 2:2). Это произойдет в конце периода скорби на земле (Отк. 6:17) и повторится 1000 лет спустя в конце Тысячелетнего Царства, перед созданием нового неба и новой земли (ст. 13; Отк. 20:1‑21:1). как тать ночью День Господень придет внезапно и сокрушительно для неготовых (см. пояснение к 1Фес. 5:2). небеса с шумом прейдут «Небеса» здесь означают физическую вселенную, «шум» говорит о грохоте и треске, которые происходят при пожаре. Бог испепелит вселенную, вероятно, атомной реакцией, которая уничтожит всю известную нам материю (ст. 7, 11, 12, 13). стихии же, разгоревшись, разрушатся «Стихии» – это составные части атома, на которые в конечном счете делится вещество и которые составляют всю созданную материю. Петр имеет в виду, что атомы, нейтроны, протоны и электроны разрушатся (ст. 11). земля и все дела Вся физическая материальная земля, существующая сейчас, и вся вселенная будут поглощены огнем. Ср. Ис. 24:19, 20; 34:4.

3:11 какими должно быть… вам Это скорее утверждение, чем вопрос, и говорит о том, какими совершенными мы должны быть. Это прямой призыв к христианам следовать в своей жизни Божьим стандартам в свете реальности грядущего суда и вечности (ср. 1Кор. 4:15; 2Кор. 5:9). святой жизни и благочестии «Святой жизни» относится к образу жизни христиан, в котором они должны отделить себя от греха. «Благочестие» относится к духу благоговения, который покрывает христианские отношения и управляет сердцем.

3:12 ожидающим и желающим Одним из мотивов для святой жизни и благочестия является ожидание. «Желающим» означает «страстно ждущим какого‑либо события». Христиане не должны бояться будущего дня Господня, но ожидать его с нетерпением (ср. 1Кор. 1:7; 16:22; 1Ин. 2:28; 3:3). дня Божия «День Божий» это не то же самое, что «день Господень». «День Божий» относится к вечному состоянию, когда прежние небо и земля будут разрушены огнем, а новые созданы. Вероятно, Петр употребляет это выражение, потому что Павел подразумевал в 1Кор. 15:28 вечную славу нового творения, когда Бог будет все во всем. Когда день Божий наступит, человеческий «день» закончится. Развращение вселенной человеком и сатаной прекратится и будет осуждено окончательно и навсегда. небеса разрушатся См. пояснения к ст. 7, 10, 11. Новый мир, в котором пребывает праведность (ст. 13), требует, чтобы Господь вначале разрушил старую вселенную, находящуюся под проклятием греха (ср. Рим. 8:19‑22).

3:13 нового неба и новой земли «Обетование» новой вселенной берет свое начало в Ветхом Завете (например, Пс. 101:26; Ис. 65:17; 66:22). Слово «новый» означает качественно новый, т. е. отличный от предыдущего, а не хронологически новый. обитает правда Вселенная будет качественно новой, потому что праведность будет постоянно пребывать в ней (ср. Ис. 60:19‑22; Отк. 21:1‑7).

3:14. неоскверненными и непорочными Христиане должны иметь благочестивый характер и непорочную репутацию. Эти качества прямо противоположны качествам лжеучителей (ср. 2:13), но подобны качествам Христа (1Пет. 1:18). в мире Когда вернется Христос, каждый христианин обретет радость мира во Христе, когда верующий не будет бояться наступления дня Господня или Христова суда (ср. Флп. 4:6, 7). Иметь этот мир означает иметь твердую уверенность в своем спасении и жить в послушании Христу (ср. 1Ин. 4:17).

3:15 долготерпение Господа нашего… спасением. В дополнение к тому, что он уже объяснял в стихе 9 о терпении Господа, и о причинах, по которым Он откладывает Свой суд, Петр говорит о том, что в отпущенное время христиане обязаны спасать души.

3:15б, 16 неудобовразумительное Так как Павел (до Петра) написал все свои послания и умер, читатели 2‑го Петра могли уже получить все послания о будущих событиях от Павла. Некоторые объяснения Павла были хотя и возможны, но трудны для истолкования. Тем не менее, Петр использовал письма Павла для подтверждения своего наставления.

3:16 невежды и неутвержденные… превращают В дни Петра (как и сегодня) существовало невежественное и вредное искажение апостольского учения о будущем (ср. ст. 3, 4; 2Фес. 2:1‑5; 3:6‑12). к собственной своей погибели Тот факт, что извращение посланий Павла вело к вечному осуждению, доказывает, что послания Павла были богодухновенны. прочие Писания Одно из наиболее очевидных утверждений в Библии, подтверждающее, что послания Павла являются Писанием. Петр свидетельствовал о том, что Павел написал Писание, но лжеучителя отвергали этот факт. Новозаветные апостолы были уверены, что они говорили и писали Слово Божие (1Фес. 2:13), как это делали и ветхозаветные пророки. Петр сознавал, что новозаветные авторы принесли Божью истину, которая завершила Библию (1Пет. 1:10‑12).

3:17 будучи предварены о сем Так как христиане предупреждены о появлении лжеучителей, которые будут извращать и искажать Писание, они должны быть более бдительны. берегитесь, чтобы вам не увлечься Всякий раз, когда верующий внимательно слушает лжеучителя, он подвержен риску сбиться с пути (ср. 2Тим. 2:14‑18; Тит. 1:10‑16).

3:18 возрастайте в благодати и познании Петр заканчивает свое послание заключительным утверждением наставления, с которого начал (1:2‑11). Стремление христиан к духовной зрелости и глубокому познанию Господа Иисуса Христа приведет их к твердости в учении и сохранит христиан на верном пути. Ему слава Призыв к прославлению Христа показывает, что Петр признавал Божью природу Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом (ср. 1:1; Ин. 5:23).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →