Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Иоанна 2 глава

2:1 чтобы вы не согрешали Хотя христианин должен постоянно признавать и исповедовать грех (1:9), он не бессилен против него. Выполнение обязанности исповедания не дает права грешить. Грех может и должен быть побежден силой Духа Святого (см. Рим. 6:12‑14; 8:12, 13; 1Кор. 15:34; Тит. 2:11, 12; 1Пет. 1:13‑16). ходатая В Ин. 16:7 это слово переведено как «Утешитель» (буквально «Идущий рядом»). Возможно, современное значение этого термина – «адвокат», т.е. выступающий в суде в защиту обвиняемого. Хотя сатана обвиняет верующих в грехах денно и нощно перед Отцом (Отк. 12:10), служение Христа как Первосвященника гарантирует им не только сочувствие, но и оправдание (Евр. 4:14‑16).

2:2 умилостивление Ср. 4:10. Слово означает «умиротворение» или «удовлетворение». Жертвенная смерть Иисуса на кресте удовлетворила Божье требование святости и наказания за грех (ср. Рим. 1:18; 2Кор. 5:21; Еф. 2:3). См. пояснение к Евр. 2:17; 9:15 для ясного представления об умилостивлении. всего мира Общий термин, относящийся не к каждому человеку отдельно, а к человечеству в целом. Христос уже понес наказание, но оно действенно только для тех, кто покается и уверует. Во многих стихах Писания говорится, что Христос умер за мир (Ин. 1:29; 3:16; 6:51; 1Тим. 2:6; Евр. 2:9), хотя большинство людей мира будут осуждены на вечное страдание в аду, расплачиваясь за свои грехи, потому что не приняли того, что Христос сделал для них. Места Писания, которые говорят, что Христос умер за весь мир, должны рассматриваться как относящиеся к человечеству в целом (как в Тит. 2:11). «Мир» означает сферу живых существ, в отношении которых Бог предусмотрел примирение и умилостивление. Бог временно смягчил Свой гнев и в отношении не принявших жертвы Христа, позволив им жить и радоваться земной жизни (см. пояснение к 1Тим. 4:10). В этом смысле Христос обеспечил краткое временное умилостивление для всего мира. Но полностью гнев Божий, навеки Он удовлетворил только для избранных – верующих. Смерть Христа обладает безграничной ценностью, потому что Он – Святой Бог. Таким образом, Его жертва была достаточной платой за все грехи всех людей, которых Бог приводит к вере. Но фактически, реально искупление совершилось только для тех, кто уверовал (ср. Ин. 10:11, 15; 17:9, 20; Деян. 20:28; Рим. 8:32, 37; Еф. 5:25). Прощение грехов предлагается всему миру, но получают его только те, кто верит (ср. 4:9, 14; Ин. 5:24). Другого пути к примирению с Богом нет.

2:3‑6 Послушание Божьим заповедям составляет третий критерий истинного общения. 1‑ое Иоанна представляет два внешних критерия, которые свидетельствуют о спасении: критерий учения и критерий нравственный. Критерий учения состоит в правильной точке зрения на Христа и грех (см. 1:1‑4 и 1:5‑2:2), в то время как нравственный критерий заключается в послушании и любви (см. также ст. 7‑11). В то время как субъективная уверенность в спасении приходит через внутреннее свидетельство Духа Святого (5:10; Рим. 8:14‑16; 2Кор. 1:12), критерий послушания дает объективную уверенность, что человек действительно спасен. Послушание есть внешнее, видимое доказательство спасения (см. пояснения к Иак. 2:14‑26; 2Пет. 2:5‑11). Отказ лжеучителей повиноваться Божьим заповедям – объективное доказательство того, что они не спасены (Лк. 6:46). Те, кто истинно ходит во свете и знает Бога, послушны Его Слову.

2:3, 4 познали… соблюдаем Здесь подчеркивается, что действительно рожденные свыше постоянно проявляют послушание, и, следовательно, непослушный не рожден свыше. Об истинности спасения свидетельствует послушание (ср. Еф. 2:2; 1Пет. 1:14). Слова «познали» и «соблюдаем» входят в перечень любимых Иоанном слов. Это очевидно из того, что он употребляет слово «познали» около 40 раз и слово «соблюдаем» около 10 раз в этом послании.

2:6 пребывает Это тоже одно из любимых слов Иоанна о спасении (см. пояснения к Ин. 15:4‑10) так, как Он поступал Жизнь Иисуса – образец подражания для христиан. Претендующие на звание христиан должны жить так же, как Он (ср. Ин. 6:38), поскольку Его Дух и сила живут в верующих.

2:7‑11 Любовь между братьями составляет четвертый критерий истинного общения. Критерий поведения прежде всего обращает внимание на послушание заповеди любви, поскольку любовь есть исполнение закона (Mф. 22:34‑40; Рим. 13:8‑10; Иак. 2:8), а также новой заповеди Христа (Ин. 13:34; 15:12, 17). Истинное хождение во свете означает любовь. Свет Бога есть свет любви, поэтому ходить во свете означает ходить в любви.

2:7 новую Речь идет о «новой» заповеди не по времени, а новой качественно, т. е. имеющей новый вид или форму, т. е. то, что заменяет другое, устаревшее. новую заповедь... заповедь древнюю Иоанн использует здесь важную игру слов. Хотя он не называет здесь заповедь, что он делает в 2Ин. 5, 6, но это заповедь любви. Оба эти выражения относятся к одной и той же заповеди. Заповедь любви была новой, потому что Иисус по‑новому говорил об этом и потому что любовь излилась в сердца верующих (Рим. 5:5) и поддерживалась Святым Духом (Гал. 5:22; 1Фес. 4:9). Он поднял любовь на высший уровень для церкви и заповедал своим ученикам сохранять любовь («как Я возлюбил Вас»; ср. 3:16; Ин. 13:34). Заповедь была также «древней», так как Ветхий Завет тоже повелевал любить (Лев. 19:18; Втор. 6:5), и читатели послания Иоанна уже слышали о Христовой заповеди любви, когда услышали благую весть. от начала Эта фраза означает не начало мироздания, а начало христианской жизни, как сказано в ст. 24; 3:11; 2Ин. 6. Это было частью этического наставления, которое верующие получали в день спасения, а не новшеством, введенным Иоанном, как утверждали еретики.

2:9 ненавидит Здесь речь идет о ком‑то, кто постоянно испытывает ненависть или чей образ жизни полон ненависти. тот еще во тьме Считающий себя христианином, но попрежнему испытывающий ненависть, свидетельствует своим поведением, что он никогда не был рожден свыше. Лжеучителя заявляли о том, что они обладают высшим знанием Бога и спасения, но своими поступками, особенно недостатком любви, доказывали, что все их заявления ложны (см. также ст. 11).

2:12‑14 С точки зрения Бога есть только две семьи: дети Бога и дети сатаны (см. Ин. 8:З9‑44). Иоанн напоминает читателям в этих стихах, что как христиане они прощены и пришли к познанию Бога как своего Небесного Отца. В результате они стали частью семьи Божьей. Они не должны любить семью сатаны или хранить верность миру, которым он правит (см. ст. 15). Слово «дети» в ст. 12 относится к потомкам любого возраста в отличие от другого греческого слова, употребленного в ст. 13, которое обозначает детей по возрасту (см. пояснения к ст. 13, 14). Пишу… написал Иоанн повторяет свои слова в этих стихах, чтобы уверить читателей в их принадлежности к семье Божьей. «Пишу» отражает точку зрения Иоанна, а «написал» отражает мнение его читателей после прочтения послания.

2:13, 14 отцы... юноши… отроки Эти три категории соответствуют трем ступеням духовного роста в семье Божьей. «Отцы», наиболее зрелые, имеют глубокое знание Вечного Бога. Вершина духовной зрелости заключается в познании Бога в Его полноте (ср. Флп. 3:10). «Юноши» это те, которые пока еще не имеют зрелого опыта в познании Бога, в слове и в жизни, но знают здравое учение. Они могут противостоять греху и ошибкам, потому что имеют в себе Его Слово. Таким образом, они преодолевают уловки дьявола, который производит разрушение в детях (ср. Еф. 4:14). Они знают, что усилия сатаны лживы и обманчивы, и они побеждают его. «Отроки» это те, кто имеет только начальные знания о Боге и нуждается в росте. Все они члены семьи Божьей и проявляют характер Христа на различных уровнях.

2:15 Не любите мира Хотя Иоанн часто говорит о значении любви и о том, что Бог есть любовь (4:7, 8), он также открывает, что Бог ненавидит определенный тип любви: любовь к миру (Ин. 15:18‑20). В этом стихе Иоанн частично раскрывает четвертый принцип (т. е. принцип любви). Положительная сторона этого принципа заключается в любви христианина к Богу и к общению с христианами. Отрицательная – в отсутствии любви к миру, что обычно характеризует жизнь тех, которые получили подлинное рождение свыше. «Любовь» здесь означает преданность и посвящение. Бог, а не мир, должен занимать первое место в жизни христианина (Мф. 10:37‑39; Флп. 3:20). мир Здесь это слово называет не физический, материальный мир, а невидимую духовную систему зла, управляемую сатаной (см. пояснения к 2Кор. 10:3‑5), и все, что враждебно Богу, Его Слову и Его народу (ср. 5:19; Ин. 12:31; 1Кор. l:21; 2Кор. 4:4; Иак. 4:4; 2Пет. 1:4). в том нет любви Отчей Человек может быть либо искренним христианином, который отличается любовью и послушанием Богу, либо неверующим, который восстал против Бога, возлюбил мир и был порабощен мировой системой, управляемой сатаной (Еф. 2:1‑3; Кол. 1:13; Иак. 4:4). Третьего не дано тому, кто говорит о рождении свыше. Лжеучителя не имели такой любви, но посвятили себя мирской философии и мудрости. В этом открылась их любовь к миру и их неспасенное положение (ср. Мф. 6:24; Лк. 16:13; 1Тим. 6:20: 2Пет. 2:12‑22).

2:16 всё, что в мире Ср. Иак. 4:4. Хотя мирские философии и идеологии могут показаться привлекательными, но в этом заключен обман. Их подлинная сущность есть зло, разрушение, гибель и сатанизм. Их мертвые теории противостоят познанию Бога и держат души людей в плену (2Кор. 10:3‑5) похоть Иоанн использует это слово в отрицательном значении страсти ко злу. плоти Слово означает грешную природу человека, его мятежную, управляемую грехом сущность, противящуюся Богу (Рим. 7:15‑25; 8:2‑8; Гал. 5:19‑21).Сатана использует мировую систему зла, чтобы возбуждать плоть. очей Сатана использует глаза как стратегический путь к возбуждению нечестивых желаний ( Нав. 7:20, 21; 2Цар. 11:2; Mф. 5:27‑29).Сатана искушал Еву, и предмет искушения имел красивый и привлекательный вид, но в итоге привел к духовной смерти (Быт. 3:6 – «приятно для глаз»). гордость житейская Фраза подразумевает надменность и высокомерие, самомнение. Человек выставлял напоказ свои богатства, чтобы произвести впечатление на других людей (Иак. 4:16). не eсть от Отца Мир является врагом христиан, так как восстает и противится Богу и управляется сатаной (5:19; Eф. 2:2; 2Кор. 4:4; 10:3‑5). Три перечисленных признака мира открывают доступ ко греху и в результате приводят к трагедии. Христианин не только должен отвергать мир, но и дела мира.

2:17 мир проходит Христианин также должен ненавидеть сатанинскую мировую систему из‑за изменчивой природы. Она находится в постоянном процессе распада и направлена на уничтожение (Рим. 8:18‑22). исполняющий волю Божию пребывает вовек В противоположность изменчивому миру Бог постоянен и неизменен. Исполняющие волю Божию пребудут как Его народ вовеки. Бог предлагает вечную жизнь своим детям, а век нынешний обречен (ср. 1Кор. 7:3; 2Кор. 4:18).

2:18 антихрист Это первое употребление слова «антихрист». Слово встречается только в посланиях Иоанна (4:3; 2Ин. 7). Здесь оно означает имя и говорит о пришествии последнего мирового правителя, раба сатаны, который будет стремиться заменить истинного Христа и противостоять Ему (Дан. 8:9‑11; 11:31‑38; 12:11; Mф. 24:15; 2Фес. 2:1‑12; см. пояснения к Отк. 13:1‑5; 19:20; 20:10) появилось много антихристов Первое слово означает конкретное лицо, о котором пророки говорили в Писании; второе слово стоит во множественном числе и относится ко многим людям. Иоанн использовал множественное число для определения и характеристики лжеучителей, которые возмущали церкви Иоанна своим лжеучением, искажавшим истину и противостоявшим Христу (Mф. 24:24; Мк. 1З:22; Деян. 20:28‑З0). Термин, таким образом, означает принцип зла, воплощенный в людях, которые враждебны Богу (ср. 2Кор. 10:4, 5). Иоанн пишет, чтобы выявить лжеучителей, волков в овечьей шкуре, которые проповедуют разрушительную ложь (ср. Eф. 5:11). последнее время Слова называют «последние дни», т.е. время между первым и Вторым пришествием Христа (1Tим. 4:1; Иак. 5:3; 1Пет 4:7; 2Пет. 3:3; Иуд. 18).

2:19 Они вышли от нас... не все наши Первая фраза относится к антихристам, т.е. лжеучителям и обманщикам (ст. 22‑26), и означает, что они отделились от верных (см. ст. 22, 2З для второй фразы и ст. 26 – для третьей). Они находились в церкви, но отошли от истинного общения и увлекли людей за собой. Стих также подчеркивает доктрину о «стойкости святых». Те, кто подлинно родился свыше, стойки в вере, общении и истине (1Кор. 11:19; 2Tим. 2:12). Высший критерий истинного христианства – стойкость (Мк. 1З:1З; Евр. З:14). Отступление людей от истины и церкви разоблачает их.

2:20, 21 Две характерных черты, два свойства истинных христиан, отличающих их от антихристов. 1. Дух Святой («помазание» – ст. 27) хранит их от ошибок (ср. Деян. 10:38; 2Кор. 1:21). Христос, Святый Божий (Лк. 4:34; Деян. 3:14) дает им Духа Святого, Который наставляет и хранит их. 2. Дух Святой направляет верующего к познанию «всего» (Ин. 14:26; 16:13). Истинные христиане имеют в себе «встроенный» детектор лжи, который хранит их в истине. Уклон в ересь или отступления от веры доказывают, что такие люди никогда не были рождены свыше (ср. ст. 19).

2:22, 23 отвергающий Отца и Сына Второе свойство антихристов состоит в том, что они отвергают веру (т.е. здравое учение). Любой, отвергающий истинную природу Христа, представленную в Священном Писании, есть антихрист (ср. 4:2; 2Фес. 2:11). Отрицание Христа также является отрицанием Самого Бога, Который свидетельствовал о Своем Сыне (5:9; Ин. 5:32‑38; 8:18).

2:24, 25 слышали от начала Евангелие неизменно. Оставайтесь в этом, не следуйте за лжеучителями (ср. 2Tим. 3:1, 7, 13; 4:3). Истина христианства тверда и неизменна (Иуд. 3). Если мы остаемся верны истине, наше общение с Богом и Христом продолжается, и мы сохраняем себя для полноты вечной жизни (ср. 5:11, 12).

2:26 Третье свойство антихристов состоит в том, что они пытаются обмануть верных (см. также 1Тим. 4:1).

2:27 помазание См. пояснение к 20:21. Иоанн не отрицает важность одаренных учителей в церкви (1Кор. 12:28; Eф. 4:11), но указывает, что ни учителя, ни верующие не должны зависеть от человеческой мудрости или от мнений об истине других людей. Святой Дух Божий хранит верующих и направляет их к истине (см. ст. 20, 21). Если Бог есть истина (ср. 2Пар. 15:3; Иер. 10:10; Ин. 17:3; 1Фес. 1:9) и Христос есть истина (ср. Ин. 14:6), то так же истине есть и Святой Дух (ср. 5:6; Ин. 15:26; 16:17). в том пребывайте В отличие от обманщиков‑лжеучителей истинный верующий ходит в истине, т. е. хранит верность здравому учению (см. ст. 20, 21; 2Ин. 4; 3Ин. 4).

2:28‑3:3 Этот фрагмент посвящен «очищающей надежде» каждого христианина, т.е. Второму пришествию Христа. Иоанн использует эту «очищающую надежду», чтобы показать критерий поведения (любви и послушания) истинного христианина. Надежда на возвращение Христа освящает поведение человека. В ожидании Второго пришествия Христа и награды (ср. 1Кор. 3:10‑17; 4:1‑5; 2Кор. 5:9, 10; Отк. 22:12), истинный христианин ведет святой образ жизни. В этих пяти стихах Иоанн дает пять характеристик надежды верующего.

2:28 пребывайте в Нем Иоанн опять говорит о пребывании (ст. 27), представляя его первой характеристикой надежды верующего в 2:27‑3:3. Где бы Иоанн ни говорил о пребывании, он всегда имеет в виду верность спасению, которая отличает истинного верующего (Ин. 15:1‑6). Надежда на возвращение Христа побуждает истинно верующего постоянно пребывать в истине, ожидая славного будущего. Павел назвал таких христиан «возлюбившими явление Его» (2Tим. 4:8) и говорил, что поступающие так получат венец вечной праведности на небесах. Пребывание означает верность Христу и питает надежду верующих. Истинно верующие продолжают пребывать в вере и в общении со святыми (ст. 19). Здесь он повелевает ( использует в речи глагол повелительного наклонения) верующим пребывать. Заповедь свидетельствует, что пребывание не должно быть пассивным, но каждый искренний верующий должен стремиться к постоянному и активному пребыванию (Флп. 2:12). Спасение вечно, потому что, с одной стороны, Господь хранит нас (ср. Ин. 6:37‑44), а с другой стороны, мы стойко пребываем в вере и спасении (ср. Ин. 8:31, 32). Бог спасает людей, но спасение зависит и от личной веры человека, которого Бог желает спасти. При освящении Бог уподобляет нас Своему Сыну, но мы должны проявить послушание. В Новом Завете много говорится о делах Божиих и делах верующих. Павел хорошо разъясняет это в Кол. 1:29. когда Он явится Это выражение говорит о восхищении церкви (ср. Ин. 14:1‑6; 1Кор. 15:51‑54; 1Фес. 4:13‑18) и о «судилище Христовом» (ср. 1Кор. 4:5; 2Кор. 5:9, 10). дерзновение… не постыдиться Слово «дерзновение» имеет значение «откровенность» или «свобода речи». Спасенные будут иметь дерзновение во время Второго пришествия Христа, потому что они оказались безупречны, жили в святости, пребывая во Христе (Еф. 5:27; Кол. 1:22; 1Фес. 3:13; 5:23). Многие же, оказавшись «недоброй почвой» подобно описанной в Мф. 13, лишь казались верующими (см. 13:20‑22; ср. Ин. 8:31), но не верили и не хранили себя в пребывании. Они испытают только стыд при явлении Иисуса.

2:29 всякий, делающий правду, рожден от Него Вторая характеристика надежды верующего в 2:28‑3:3. Надежда на возвращение Христа не только поддерживает веру (ст. 28), но делает праведность отличительной чертой христиан. Глаголом «рожден» здесь переведено то же слово, что и в выражении «родиться свыше», которое Иисус употребил в беседе с Никодимом (см. Ин. 3:7). Истинно рожденные свыше дети Божии обладают праведной природой их Небесного Отца (1Пет. 1:3, 13‑16). Вследствие этого они проявляют черты Божией праведности. Иоанн прослеживает связь между следствием (праведное поведение) и причиной (истинное рождение свыше), чтобы показать, что праведный образ жизни служит доказательством рождения свыше (Иак. 2:20, 26; 2Пет. 3:11).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →