Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Иоанна 4 глава

4:1‑6 Иоанн переходит от значения любви к значению веры в истину Божию. Он опять обращает внимание на испытание учения и подчеркивает необходимость повиноваться здравому учению (Мф. 24:11; 2Пет. 2; 3; Иуд. 3). Писание содержит строгие предупреждения о лжеучениях. Со времен искушения Евы сатана пытался извратить и отвергнуть слово Божие (Быт. 3:1‑5). Сатана является источником, который стоит за лжеучителями и лжеучениями (2Кор. 11:13, 14). В этом месте Иоанн предлагает два испытания, которые помогу отделить истинное учение от ложного и лжеучителей от истинных учителей.

4:1 не всякому духу верьте В 3:24 Иоанн говорит о Духе Святом так, чтобы читатели задумались о существовании других духов, т. е. бесовских духов, которые побуждают лжепророков и лжеучителей распространять свое лжеучение (см. пояснения к 1Тим. 4:1, 2). Христиане должны иметь здравое сомнение по отношению к любому учению, отличному от того, которое существовало в церквах, находившихся под опекой Иоанна. Верующие в этих церквах слишком восприимчивы к призывам последовать любому новому учению о вере, а христиане должны следовать примеру жителей Верии, которые, принимая слово, исследовали Писания, чтобы отделить истину от лжи (Деян. 17:11, 12). испытывайте Переведенное так слово являлось термином, применявшимся в металлургии. Оно обозначало пробу металла на определение его чистоты и ценности. Христиане должны испытывать Словом Божьим всякое учение для определения его истинности (см. пояснения к 1Фес. 5:20‑22), тщательно сравнивая учение с Писанием. духов… много лжепророков Сопоставляя «духов» с «лжепророками», Иоанн напоминает читателям, что за людьми, распространяющими ложные, ошибочные доктрины, стоят бесы, посылаемые сатаной (см. пояснения к 1Фес. 5:20‑22; ср. Деян. 20:28‑30). Лжепророки и лжеучителя служили физическим воплощением духовного бесовского мира (Мф. 7:15; Мк. 13:22).

4:2 Духа Божия… узнавайте так Иоанн предлагает мерило для определения, бесовский ли дух или Дух Святой стоят за распространителями учения. Иисуса Христа, пришедшего во плоти Вот первое испытание учителя. Истинные учителя признают и возвещают, что Иисус есть Бог, воплотившийся в человека. Греческая конструкция подчеркивает, что они исповедуют Христа, пришедшего на землю во плоти, т. е. в физически реальном человеческом теле, а не просто исповедуют Христа, пришедшего на землю. Учитель, который пребывает в Духе Божием, должен в одинаковой мере признавать полноту Божьей и полноту человеческой сущности Иисуса. Дух Святой свидетельствует об истинной природе Сына, а сатана и его слуги искажают и отвергают Его истинную природу. Иоанн подчеркивает огромное значение здравого учения, заключенного в Слове Божием, как единственно полного и достойного доверия стандарта (ср. Ис. 8:20).

4:3 дух антихриста Лжеучителя, отрицавшие истинную природу Сына (см.: во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания), отождествляются с антихристами в 2:28, 29 (2Ин. 7). Бесовский обман, который создаст последнего мирового правителя (см. пояснения к Отк. 13:1‑8), лжериста, всегда будет стремиться к искажению истинной природы Иисуса Христа и извращению благовестия. Последний антихрист не представляет собой ничего нового. Он является воплощением всех духов антихристов, которые извращали истину и распространяли сатанинскую ложь от начала. Это созвучно 2Фес. 2:3‑8, где говорится, что беззаконник (антихрист) еще откроется, но «тайна беззакония уже в действии».

4:4 Тот, Кто в вас, больше… Верующие должны быть бдительны и осторожны по отношению к лжеучению, но не бояться, так как рожденные свыше получили противоядие против лжеучения посредством пребывающего в них Духа Святого (ср. 2:20, 27). Дух Святой направляет христиан к здравому учению, убеждая их в том, что они спасены (ср. Рим. 8:17). Истинным верующим нечего бояться, так как духи бесовские своими искажениями не могут похитить их из руки Божией. Здесь, как и в 2:18‑27, защита от ошибок и победа над ними обеспечивается здравым учением и присутствием Духа Святого, Который просвещает разум человека.

4:5, 6 говорят по‑мирски… знающий Бога слушает нас Иоанн предлагает второе испытание для установления истинности учителей: они учат Слову Божьему, следуя апостольскому учению.

4:6 Посему‑то узнаём духа истины и духа заблуждения В Ветхом и Новом Заветах содержатся одни и те же критерии, по которым можно испытать любое учение. Учителя, за которыми стоят бесы, будут отвергать учение Слова Божьего, либо вносить в него свои добавления (2Кор. 4:2; Отк. 22:18, 19).

4:7‑21 Верный своему правилу повторять одни и те же истины, каждый раз расширяя и углубляя их значение, Иоанн опять возвращается к любви как к нравственному критерию. Эти стихи едины по своему содержанию. Они говорят о совершенной любви, доступной для людей. Иоанн здесь третий и последний раз говорит о любви (см. также 2:7‑11; 3:10‑14). Он выдвигает пять причин, объясняющих необходимость наличия любви у христиан.

4:7, 8 любовь от Бога… Бог есть любовь Иоанн объясняет читателям первую причину необходимости любви: Бог есть суть любви. Гностики верили, что Бог есть нематериальный дух и свет, но никогда не считали Его источником любви, исходящей из сокровенной глубины Его естества. Однако Бог есть любовь, так же как и дух (Ин. 4:24), и свет (1:5) и Отец духов (Евр. 12:9). Любовь есть Его внутренняя сущность, Его дела. Его наказания и Его гнев в совершенстве гармонируют с Его любовью.

4:7 будем любить друг друга Фраза в ст. 7 является ключом ко всему фрагменту (см. ст. 21). Изначально эта фраза направлена на то, чтобы убедить читателей сделать любовь неотъемлемой частью своей жизни, «привычкой». Иоанн уже писал, что истинно рожденные свыше отличаются любовью, которая стала частью их жизни (ср. 2:10, 11; 3:14). всякий любящий рожден от Бога Рожденные свыше получают Божью природу (ср. 2Пет. 1:4). Любовь является отличительной чертой Божьей природы (см. также ст. 8), дети Божьи также обладают любовью.

4:8 Кто не любит, тот не познал Бога Только те, кто проявляет любовь подобно своему Небесному Отцу, могут считать себя христианами и они обладают Его природой и рождены свыше.

4:9 Иоанн сообщает читателям вторую причину необходимости христианской любви: христиане должны следовать высшему примеру жертвенной любви Бога – Он отдал Сына Своего ради нас. Осуждение греха на кресте явилось высшим примером Божией любви, так как Он излил Свой гнев на возлюбленного Сына, а не на грешников (Ин. 3:14‑16; Рим. 5:8; 2Кор. 5:21; Еф. 5:1, 2; см. пояснения к Тит. 3:4). Единородного Иоанн употребляет это слово чаще других новозаветных авторов (Ин. 1:14, 18; 3:16, 18). Иоанн использует его для изображения уникальных отношений Христа с Его Отцом, Его существования до начала мироздания, Его отличия от творения. Термин подчеркивает уникальность Христа, Его исключительность. Христос – Тот, Кого Отец послал в мир как величайший дар всех времен (Ин. 17:3; 2Кор. 8:9), чтобы мы смогли иметь вечную жизнь (ср. Ин. 3:14, 15).

4:10 умилостивление за грехи наши Значение слова см. в пояснениях к 2:2. В Евр. 9:5 слово, переведенное здесь как «умилостивление», переведено как «очистилище». Христос буквально стал нашим очистилищем, подобным Святому святых, которое первосвященник кропил кровью жертвы в день искупления (Лев. 16:15). Христос осуществил это, когда Его Кровь, пролитая ради других, удовлетворила требованиям Божьей святой справедливости и Божьего гнева, направленного на грех.

4:11 То, что Бог послал Своего Сына, дает христианам не только привилегию спасения, но накладывает на них обязанность следовать этому примеру жертвенной любви. Христианская любовь должна быть такой же жертвенной, как и любовь Божия.

4:12 Иоанн пишет о третьей причине необходимости христианской любви. Любовь есть основа христианского свидетельства. Никто не может увидеть любящего Бога, поскольку Его любовь невидима. Иисуса уже нет в физическом мире, чтобы люди могли увидеть любовь Божию. Единственным проявлением Божией любви в мире является Церковь. Это свидетельство не бесспорно (Ин. 13:35; 2Кор. 5:18‑20). Доказательства Иоанна в ст. 7‑12 можно кратко сформулировать так: любовь произошла от Бога, явилась в Его Сыне и проявилась в Его народе.

4:13‑16 Иоанн сообщает читателям четвертую причину необходимости христианской любви: любовь есть уверенность христиан (см. пояснения к 3:16‑23).

4:15 Кто исповедает См. пояснение к ст. 2. Относится к критерию учения, т.е. доктринальному (ср. ст. 1‑6; 1:1‑4; 2:23).

4:17‑20 Пятая причина необходимости христианской любви – уверенность перед судом (см. пояснения к 3:16‑23).

4:17 Любовь до того совершенства достигает в нас Иоанн имеет в виду не безгрешное совершенство, но зрелую любовь и уверенность перед лицом суда. Уверенность является признаком зрелой любви. мы… как Он Иисус был Сыном Божиим, Бог же был удовлетворен Его земной жизнью. Мы также дети Божии (3:11) и предмет Его милостивой благодати. Если Иисус называл Бога Отцом, мы тоже имеем на это право, так как Он принял нас в Возлюбленном (Еф. 1:6). В ст. 18 эта истина представлена и с другой стороны. Любовь, дающая уверенность, изгоняет страх. Мы любим Бога и благоговеем перед Ним. Мы не можем любить Бога, приходить к Нему с любовью и в то же время с ужасом прятаться от Него (ср. Рим. 8:14, 15; 2Тим. 1:7). Страх возникает из‑за боязни наказания или страдания. Сыны Божии не могут испытывать такой страх, потому что они прощены.

4:21 Этот стих подводит итог сказанному в четвертой главе. Человек не может любить Бога, если не полюбит своих братьев по вере. Притязания на Божию любовь не имеют основания, если отсутствует бескорыстная любовь к другим христианам.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →