Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 1 глава

1:1 Павел См. во Введении: Автор и время написания. раб. Греческое Доулос. Часто употребляемое в Новом Завете слово, означающее «слуга». В греческой же культуре оно чаще всего означало принудительное служение раба. Павел возвышает значение этого слова, употребляя его в древнееврейском смысле, подразумевая раба, который служит своему господину из любви и преданности (Исх. 21:5, 6; Гал. 1:10; Тит. 1:1; ср. Быт. 26:24; Чис. 12:7; 2Цар. 7:5; Ис. 53:11). Апостол В греческом слово, означает «посланный». В Новом Завете оно относится главным образом к двенадцати человекам, которые были со Христом (Мк. 3:13‑19), и Матфию, которого другие апостолы избрали вместо Иуды (Деян. 1:15‑26). Христос дал им власть подтверждать свое апостольство чудотворениями (Мф. 10:1; 1Кор. 12:12) и говорить от Его имени – каждая книга в Новом Завете написана или самим апостолом или при его участии (ср. Ин. 14:26). Это учение является основанием для церкви (Еф. 2:20). Сам Христос избрал Павла (Деян. 9:15; 22:14; 26:16; ср. Гал. 1:1) и подготовил его к служению (Гал. 1:12, 16). благовестию Божию В данном послании это понятие в форме глагола или существительного встречается около 60 раз, греческий эквивалент этого словосочетания означает «благая весть» (см. Мк. 1:1). В Риме это слово использовалось в особо торжественных случаях. Этим словом городской глашатай начинал обращение к народу, когда речь шла о радостных событиях в жизни императора, например, рождении сына. Но благая весть Павла была не от императора, а «от Бога», – Он был ее началом. Весть о том, что Бог простит грехи, освободит от власти греха и даст вечную жизнь (1:16; ср. 1Кор. 15:1‑4), приходит не только как милостивое предложение, но и как повеление, которому нужно повиноваться (10:16). Павел стал соучастником этой вести (1Кор. 9:23).

1:2 Бог прежде обещал Противники Павла из иудеев обвиняли его в искажении иудейского вероучения (Деян. 21:28). Но весь Ветхий Завет содержит великое множество пророчеств, касающихся Христа и благой вести (1Пет. 1:10‑12; ср. Мф. 5:17; Евр. 1:1). пророков Своих Всех авторов Ветхого Завета. «Закон и пророки» составляют весь Ветхий Завет (Деян. 24:14). Но закон, или «Пятикнижие», был написан Моисеем, которого Писание также называет пророком (Втор. 18:15). святых писаниях В то время как популярные в первом веке раввинские труды часто изучались более тщательно, чем само Писание, но не учили о благой вести, богодухновенный Ветхий Завет делал это несомненно (ср. Лк. 24: 25, 27, 32; Ин. 5:39; Деян. 3:18; 7:52; 10:43; 13:32; 26:22, 23; см. пояснение к Быт. 3:15). Пророки ясно говорили о Новом Завете (Иер. 31:31‑34; Иез. 36:25‑27; ср. Евр. 8:6‑13) и о Мессии, жертва которого откроет Новый Завет (Ис. 9:6, 7; 53:1, 12).

1:3 родился Иисус был зачат в чреве Девы Духом Святым (Лк. 1:35; ср. Ис. 7:14) и появился на свет как обычный Младенец. Данное слово подчеркивает то, что Он был реальной исторической Личностью. Многие известные авторы древности, включая римского историка Тацита (Анналы 15.44), известного еврейского историка Иосифа Флавия (Иудейские древности 2.18.3) и Плиния‑младшего (Письма 10.96, 97) подтверждают этот факт. от семени Давидова Ветхий Завет предсказывал, что Мессия будет потомком Давида (2Цар. 7:12, 13; Пс. 8:4, 5, 20, 25; Ис. 11:1‑5; Иер. 23:5, 6). Как Мария, мать Иисуса (Лк. 3:23, 31), так и Иосиф, Его законный отец (Мф. 1:6,16; Лк. 1:27), принадлежали к ветви Давида. Иоанн говорит, что признание явления Христа во плоти есть важнейший критерий истинной веры (1Ин. 4:2, 3). Поскольку Он полностью Человек и полностью Бог, то Он может понести наказание за людей (Ин. 1:29; 2Кор. 5:21) и быть прекрасным Первосвященником (Евр. 4:15, 16).

1:4 открылся От этого слова, означавшего в греческом «различать», происходит современное «горизонт». Как горизонт служит четкой разделительной линией между небом и землей, так и Воскресение Иисуса Христа четко отделяет Его от других людей, указывая бесспорно на то, что Он есть Сын Божий (см. пояснение к 10:9). Сыном Божиим В Евангелиях это выражение употребляется около 30 раз, что указывает на Божью сущность Иисуса Христа. См. пояснения к Ин. 1:34, 49; 10:36; 11:27; 19:7 (ср. Евр. 1:5; 2Цар. 7:14). Воскресение открыло, что Иисус был Самим Богом в человеческом облике. Ожидая Своего воплощения, Он был вечным Сыном, а когда Он пришел в мир во плоти, Он открылся всему миру как Сын Божий, покорившийся воле Отца (см. пояснения к Пс. 2:7; Евр. 1:5, 6). духу святыни Своим воплощением Христос добровольно подчинился воле Отца через водительство, действие и силу Святого Духа (Мф. 3:16; Лк. 4:1; Ин. 3:34; см. пояснение к Деян. 1:2). воскресение из мертвых Его победа над смертью была убедительнейшим свидетельством того, что Он есть Сын Божий (см. пояснение к 10:9; ср. Деян. 13:29‑33; 1Кор. 15:14‑17).

1:5 благодать Незаслуженная грешниками милость, которую Бог являет им. Это первое упоминание в данном послании о главной сущности благой вести: спасение есть дар Божий, не имеющий ничего общего с человеческими усилиями или достижениями (3:24, 27; 4:1‑5; 5:20, 21; см. пояснения к Еф. 2:8, 9). апостольство Хотя термин «апостол» относится прежде всего к 12 (см. пояснение к 1:1), в более широком и менее строгом смысле он может обозначать любого посланника Божьего, который несет весть о спасении (ср. Деян. 14:14; Рим. 16:7; Евр. 3:1). покорять вере Подлинная спасительная вера всегда производит послушание и покорность Господу Иисусу Христу (16:19, 26; ср. 10:9, 10; ср. Мф. 7:13, 14, 22‑27; Иак. 2:17‑20).

1:6 призванные См. пояснение к 1:7. Во всех посланиях Нового Завета «призвания» означает скорее реальную работу Божью, направленную на спасение избранных грешников (ср. 8:28‑30), нежели общий призыв ко всем (ср. Мф. 20:16).

1:7 в Риме См. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания. возлюбленным Божиим, призванным святым В греческом тексте речь идет о трех вещах: 1) Бог излил Свою любовь на Своих детей (5:5; 8:35; Еф. 1:6; 2:4, 5; 1Ин. 3:1); 2) Он направил к ним не только общий призыв уверовать в Евангелие (Ис. 45:22; 55:6; Иез. 33:11; Мф. 11:28; Ин. 7:37; Откр. 22:17), но и Его труд по приближению к Себе тех, кого Он избрал для спасения (8:20; 2Фес. 2:13, 14; 2Тим. 1:9; см. пояснение к Ин. 6:44) и 3) Бог отделил для Себя верующих, чтобы они были святы (1Кор. 3:16; 1Пет. 2:5, 9). благодать… мир Обычное приветствие Павла (1Кор. 1:3; Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; Флп. 1:2; Кол. 1:2; 1Фес. 1:1; 2Фес. 1:2; 1Тим. 1:2; 2Тим. 1:2; Тит. 1:4; Флм. 3).

1:8 благодарю Бога моего В каждом послании Павел выражал свою благодарность тем, кто будет его читать (см., например, 1Кор. 1:4), за исключением послания к Галатам, чье отпадение от истинного Евангелия так огорчило его (Гал. 1:6‑12). вера ваша Т.е. гарантия их спасения. Свидетельство церкви в Риме было настолько сильным, что в 49 г. по Р. Х. Император Клавдий изгнал из города иудеев из‑за влияния некоего «Крестуса», под Которым, несомненно, подразумевался Христос (ср. Деян. 18:2). во всем мире То, что происходило в Риме, становилось известным на всех краях земли.

1:9 служу духом В Новом Завете греческое слово, переведенное как «служить», всегда употребляется в значении религиозного служения и иногда переводится как «поклоняться». Павел уже познал поверхностную, лицемерную религию фарисеев и суеверный гедонизм языческого идолопоклонства. Однако его духовное служение (см. пояснение к 12:1) не было следствием малодушного страха или законнической повинности; оно было глубоким и искренним (ср. Флп. 3:3; 2Тим. 1:3; 2:22).

1:10 в молитвах моих Павел часто записывал содержание своих молений (Еф. 3:14‑19; Флп. 1:9‑11; Кол. 1:9‑11; 2Фес. 1:11, 12) и призывал читателей присоединяться к его молитвам (15:30‑32; 1Фес. 5:17; Еф. 6:18). воля Божия Божье определение обстоятельств в жизни Павла (ср. Мф. 6:10; Деян. 21:11‑14; Иак. 4:13, 14).

1:11 дарование духовное Словом «дарование» переводится греческое слово «харизма», означающее «дар благодати» духовная сила, источником которой является Дух Божий. Под этим же самым словом римляне понимали: 1) самого Христа (5:15, 16); 2) Божии благословения вообще (11:29; ср. 1Тим. 6:17) и 3) особые духовные дары, которые получали отдельные члены тела для служения в целом (12:6‑8; ср. 1Кор. 12:1‑31; 1Пет. 4:10, 11). Возможно, здесь Павел имеет в виду все три.

1:12 общею Один из примеров скромности Павла (ср. 1Пет. 5:3, 4).

1:13 плод В Писании перечисляются три вида духовных плодов: 1) духовное состояние, которое характерно для настоящего верующего (Гал. 5:22, 23), 2) праведные дела (6:22; Флп. 4:16, 17; Евр. 13:15) и 3) новообращенные (16:5). В данном случае Павел, возможно, имеет в виду третий пункт, т. е. желание, которое он осуществил впоследствии во время заключения в Риме (Флп. 4:22). у прочих народов Это значит, что церковь в Риме состояла, главным образом, не из евреев.

1:14 должен У него был долг перед Богом (ср. 1Кор. 9:16, 17), который заключался в служении для спасения язычников (1:5; Деян. 9:15). Еллинам Люди многих различных народностей, которых объединяли греческий язык, культура и образование. Во времена Павла они составляли особую элиту. По причине их большого интереса к греческой философии их считали «мудрыми». Отдавая дань греческой культуре, Павел иногда подразумевает под этим словом всех язычников (ср. 3:9). варварам У греков это слово означало всех, находившихся вне греческого языка и их культуры. Звук иного языка греки воспринимали как «бар‑бар‑бар», т. е. нечто неразборчивое. Хотя в узком смысле слово «варвары» относилось к необразованным и бескультурным массам, зачастую оно означало всех не‑греков. Павел хочет сказать, что Бог нелицеприятен: благая весть должна достичь как мировой элиты, так и находящихся за ее пределами (ср. Ин. 4:4‑42; Иак. 2:1‑9).

1:15 благовествовать См. пояснение к 1:11.

1:16, 17 В этих двух стихах содержится в концентрированном виде основная мысль всего послания, а также всей благой вести, которую Павел будет разворачивать и объяснять в последующих главах.

1:16 я не стыжусь Павла заключали в узы в Филиппах (Деян. 16:23, 24), изгоняли из Фессалоники (Деян. 17:10), вынуждали к бегству из Верии (Деян. 17:14), подвергали осмеянию в Афинах, принимали за неразумного в Коринфе (1Кор. 1:18, 23), побивали камнями в Галатии (Деян. 14:19), но он упорно продолжал проповедовать Евангелие в Риме – центре политической власти и языческой религии. Его рвение не могли угасить ни критика, ни применение физической силы. См. пояснения к 2Кор. 4:5‑18; 11:23‑28; 12:9, 10. сила От переведенного так греческого слова происходит современное «динамит». Хотя для некоторых благая весть может показаться чем‑то неразумным (1Кор. 1:18), она несет в себе всемогущество Божье (ср. Исх. 15:6; Втор. 32:39; Иов. 9:4; Пс. 32:8, 9; 88:14; 105:8, 9; Ис. 26:4; 43:13; Иер. 10:12; 27:5; Мф. 28:18; Рим. 9:21). Только сила Божия способна преодолеть человеческую греховную природу и дать новую жизнь (5:6; 8:3; Ин. 1:12; 1Кор. 1:18, 23‑25; 2:1‑4; 4:20; 1Пет. 1:23). спасению В Послании к Римлянам это слово встречается 5 раз (глагольная форма – 8 раз). Это ключевое слово первоначально означало «освобождение» или «помощь». Сила благовестия освобождает людей от погибели (Мф. 18:11), от гнева Божьего (Рим. 5:9), от упрямого духовного невежества (Ос. 4:6; 2Фес. 1:8), от потворства своим злым желаниям (Лк. 14:26) и от ослепления лжерелигией (Кол. 1:13; 1Пет. 2:9). Оно спасает их от неотвратимого наказания за грех, т. е. от вечного отделения от Бога и вечного страдания (см. пояснение к Отк. 20:6). верующему Имеющему доверие, упование или веру во что‑либо. Применительно к спасению это слово относится к настоящему времени, что подчеркивает веру не как одномоментное событие, а как постоянное состояние. Истинная спасительная вера есть сверхъестественный дар благодати Божией для человеческого сердца (см. пояснение к Еф. 2:8) и единственное средство достижения подлинной праведности человеком (ср. 3:22, 25; 4:5, 13, 20; 5:1; см. пояснения к 4:1‑25). Спасительная вера состоит из трех элементов: 1) интеллектуального: разум понимает, что есть благая весть и истина о Христе (10:14‑17); 2) эмоционального: человек печалится о грехе и радуется Божьей милости и благодати (6:17; 15:13) и 3) волевого: грешник покоряется Христу и возлагает только на Него надежду на спасение (см. пояснение к 10:9). Истинная вера всегда приводит к истинному послушанию (см. пояснение к 4:3; ср. Ин. 8:31; 14:23, 24). во‑первых, Иудею Бог избрал Израиль во свидетельство другим народам (Исх. 19:6) и дал ему определенные преимущества (3:2; 9:4, 5). Служение Христа было предназначено сперва Израилю (Мф. 15:24), и через Израиль спасение должно было прийти в мир (Ин. 4:22; ср. 13:46). Еллину См. пояснение к 1:14.

1:17 правда Божия Лучший перевод «праведность от Бога». Эта тема в той или иной форме возникает в данном послании более 30 раз. Праведность есть состояние полного подчинения Богу и принятия Его совершенного закона и святости. Имеется также около 30 других слов, происходящих от того же греческого корня, которые переведены как «оправданный», «оправдание» и др. Подлинно праведен только Бог (Втор. 32:4; Иов. 9:2; Пс. 10:7; 114:5; Ин. 17:25; Рим. 3:10; 1Ин. 2:1; Отк. 16:5), и человек не может сам достичь этого уровня совершенства (3:23; Мф. 5:48). Но благая весть показывает, что на основании веры – и только веры – Бог вменяет нечестивым грешникам Свою праведность (см. пояснение к 3:21‑24; 4:5; 2Кор. 5:21; Флп. 3:8, 9). от веры в веру Возможно, это выражение имеет тот же смысл, что и «всякому верующему» (1:16), и означает веру каждого конкретного человека, переход от веры одного человека к вере другого. Возможно также, что Павел имеет в виду, что праведность от Бога полностью основывается на вере – от начала и до конца. как написано См. пояснение к Ав. 2:4. праведный верою жив будет Павел показывает, что Бог всегда стремился оправдать грешников исключительно благодатью на основе веры. Бог поставил Авраама образцом веры (4:22‑25; Гал. 3:6, 7) и назвал его отцом всех верующих (4:11, 16). Павел также использует то же самое выражение как доказательство того, что никто никогда не был объявлен праведным перед Богом кроме как по вере (Гал. 3:11) и что истинная вера проявит себя в делах (Флп. 2:12, 13). Это выражение подчеркивает, что настоящая вера не есть какое‑то единичное событие, а постоянный образ жизни. Для него характерна непоколебимость святых (ср. Кол. 1:22, 23; Евр. 3:12‑14). История Иова говорит о том, что, несмотря на дела сатаны, спасительную веру уничтожить невозможно см. пояснения к 8:31‑39.

1:18‑3:20 После введения темы о праведности, которая исходит от Бога (1:17), и ее дальнейшего развития (3:21‑5:21) Павел показывает крайнюю греховность человека и то, насколько он нуждается в этой праведности, исходящей только от Бога. Он говорит о доводах Бога против неверующего, нечестивого, идолопоклонника (1:18‑32; язычника), религиозного, внешне благочестивого человека (2:1–3:8; иудея) и делает вывод, что все люди в равной степени заслуживают Божьего суда (3:9‑20).

1:18 открывается Более точно «постоянно открывается». Это слово означает «раскрывать, делать видимым или известным». Бог открывает Свой гнев двумя путями: 1) посредством естественных последствий нарушения Его всеобщего морального закона и 2) через Его непосредственное вмешательство (содержание Ветхого Завета: от приговора, вынесенного Адаму и Еве, до всемирного потопа, от разрушения огнем Содома до вавилонского плена – все это примеры такого вмешательства). Самым ярким проявлением святого гнева Божьего и Его ненависти ко греху было осуждение Сына и Его смерть на кресте. Божий гнев проявляется в различных формах: 1) вечного гнева, который есть ад; 2) эсхатологического гнева, который есть день Господень; 3) гнева в форме катаклизмов, таких как потоп или сожжение Содома и Гоморры; 4) гнева, проявляющегося по принципу сеяния и жатвы; 5) гнева, проявляющегося в том, что Бог оставляет людей, удаляет всякие запреты на пути их грехопадения (примеры такого гнева см. в Пс. 82:12, 13; Пр. 1:23‑31; см. пояснение к Ос. 4:17). Здесь речь идет именно о таком гневе, когда на протяжении всей истории нечестивые люди, будучи оставленными Богом, предаются греху и пожинают его плоды (ст. 24‑32). гнев Божий Это не импульсивная, капризная злоба, направленная на людей, которых не любит Бог. Это четко определенная реакция Бога на грех (ср. Пс. 2:5, 12; 44:8; 74:9; 75:7, 8; 77:49‑51; 89:7‑9; Ис. 51:17; Иер. 25:15, 16; Ин. 3:36; Рим. 9:22; Еф. 5:6; Кол. 3:5, 6). нечестие Имеется в виду отсутствие почтения, преданности и поклонения истинному Богу, а следовательно, правильного общения с Ним (ср. Иуд. 14, 15). неправду Последствие нечестия: несоответствие мысли, слова и дела характеру и закону Бога (см. пояснение к 1:17). подавляющих истину Хотя свидетельства совести (1:19; 2:14), творения (1:20) и Слова Божьего являются бесспорными, люди предпочитают противиться истине Божьей и держаться своего греховного пути (ср. Пс. 13:1; Ин. 3:19, 20).

1:19 явно для них Бог дал свидетельство Своего существования в самой природе человека посредством разума и законов морали (1:20, 21, 28, 32; 2:15).

1:20 невидимая Речь идет о двух главных понятиях данного стиха. вечная сила Его Творец, создавший все, что нас окружает, и постоянно все поддерживающий, должен обладать сверхъестественной силой. творений Творение дает ясное, безошибочное представление о Личности Бога (ср. Пс. 18:2‑9; 93:9; Деян. 14:15‑17; 17:23‑28). Божество Его высшая природа и особенно Его верность и неизменность (Быт. 8:21, 22), доброта и милость (Деян. 14:17). они безответны Все люди ответственны перед Богом за их отказ принять то, что Он показал им Собою и Своим творением. Даже никогда не имевшие возможности слышать благую весть получили ясное свидетельство о существовании и характере Бога, но пренебрегли этой истиной. Если человек ответит на данное ему откровение – даже если это откровение дано только природой – Бог предоставит для такого человека возможность услышать благую весть (ср. Деян. 8:26‑39; 10:1‑48; 17:27).

1:21 познав Бога Человек соприкасается с существованием, силой и неизреченной природой Бога через общие откровения (ст. 19, 20). не прославили Его Конечная цель человека – прославление Бога (Лев. 10:3; 1Пар. 16:24‑29; Пс. 148; Рим. 15:5, 6), и Писание постоянно напоминает об этом (Пс. 28:1, 2; 1Кор. 10:31; Отк. 4:11). Прославить Его значит почтить Его, признать Его свойства и воздать хвалу Его совершенствам (ср. Исх. 34:5‑7). Это значит признать Его величие и превознести Его выше небес. Не делая этого, человек наносит величайшее оскорбление Своему Творцу (Деян. 12:22, 23). и не возблагодарили Они отказались признать, что все лучшее в их жизни пришло от Бога (Мф. 5:45; Деян. 14:15‑17; Тим. 6:17; Иак. 1:17). осуетились Человеческий поиск смысла и цели жизни всегда будет приводить к тщетным, бессмысленным заключениям. омрачилось… сердце Когда человек отвергает истину, ее место занимает духовная тьма (ср. Ин. 3:19, 20).

1:22 называя себя мудрыми, обезумели Человек оправдывает свой грех и доказывает свое полное безрассудство, придумывая и веря в свои собственные теории о Боге, Вселенной и себе самом (см. Пс. 13:1; 52:2).

1:23 славу… изменили в образ Вместо истинного Бога они поклоняются идолам. Историки пишут о том, что первоначально в древних культурах не было идолов. Например, в Персии (Геродот; Истории, 1:31), в Риме (Варрон; Город Бога, 4:31) и даже в Греции и Египте (Луцилий; Сирийская башня, 34) вначале не было идолопоклонства. Евсевий, историк, живший в четвертом столетии, писал о более старых цивилизациях, не имевших идолов. Первое упоминание об идолопоклонстве в Библии связано с семьей Авраама в Уре (Нав. 24:2). Первая заповедь запрещает его (Исх. 20:3‑5), и пророки неустанно обличали тех, кто поклонялся идолам по своему неразумию (Ис. 44:9‑17; ср. 4Цар. 17:13‑16). Хотя лжебоги, которым поклоняются люди, в реальности не существуют, в них часто олицетворяются злые духи (1Кор. 10:20).

1:24‑32 Данное место описывает спускающуюся вниз спираль гнева Божьего, проявляющегося в жизни человека в том, что Бог оставляет его (см. пояснение к ст. 18). Павел показывает смысл (ст. 24, 25), проявление (ст. 26, 27) и степень (ст. 28‑32) человеческой греховности.

1:24 предал их Бог В греческом языке это выражение употреблялось для передачи преступнику его приговора. Если люди постоянно отступают от Бога, то и Он отступается от них (ср. Суд. 10:13; 2Пар. 15:2; 24:20; Пс. 80:12, 13; Ос. 4:17; Мф. 15:14; Деян. 7:38‑42; 14:16). Он делает это 1) косвенно и немедленно, устраняя Свои ограничения и позволяя их греху идти своим неизбежным путем и 2) прямо и последовательно посредством вынесения приговора и определения наказания. нечистота Это слово характеризовало портящееся вещество, например, содержимое могилы. Здесь речь идет о половой распущенности (2Кор. 12:21; ср. Гал. 5:19‑23; Еф. 5:3; 1Фес. 4:7), которая зарождается в сердце, а затем распространяется по телу.

1:25 ложью Которая выражается в отрицании существования Бога и Его права на послушание и прославление (ст. 19‑21; Ис. 44:20; Иер. 13:25; ср. Ин. 8:44).

1:26 предал их Бог См. пояснения к ст. 18:24. постыдным страстям Из ст. 26, 27 видно, что это – гомосексуализм, грех, который строго осуждается Писанием (Быт. 19; Лев. 18:22; 1Кор. 6:9‑11; ср. Гал. 5:19‑21; Еф. 5:3‑5; 1Тим. 1:9, 10; Иуд. 7). женщины В греческом языке данное слово означало не столько женщин, сколько принадлежность к женскому полу. Павел упоминает о женщинах, чтобы показать степень бесчинства при гневе оставления, потому что в большинстве культур моральное разложение касается женщин в последнюю очередь.

1:27 получая в самих себе должное возмездие Здесь действует закон сеяния и жатвы (Гал. 6:7, 8). То, что Павел называет саморазрушительной силой греха, со всей очевидностью проявляется в СПИДе.

1:28 предал их Бог См. пояснения к 1:18, 24. превратному Перевод слова, которое в греческом означает «не прошедший проверки». Оно часто означало непригодные металлы, которые выбрасывались вон, поскольку они содержали слишком много примесей. Бог испытал человеческие умы и признал их негодными и бесполезными (ср. Иер. 6:30).

1:32 знают Речь идет не о незнании, а намеренном противлении (см. пояснение к 2:15).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →