Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 3 глава

3:2 слово В других вариантах слово переводится как «истины». Греческое слово логион является уменьшительной формой от часто встречающегося в Новом Завете логос, которое обычно переводится «слово». Это важные высказывания или послания, особенно сверхъестественные. Здесь Павел употребляет его в отношении всего Ветхого Завета – иудеи приняли слово от истинного Бога (Втор. 4:1, 2; 6:1, 2; ср. Мк. 12:24; Лк. 16:29; Ин. 5:39). Иудеи получили великий дар в виде Ветхого Завета, ибо в Нем содержалась истина о спасении (2Тим. 3:15) и в общем виде о благой вести (Гал. 3:8). Когда Павел сказал «проповедуй слово» (2Тим. 4:2), он имел в виду «слова Божии» (1Пет. 4:11), содержавшиеся в Писании.

3:3, 4 Павел предвидел, что иудеи не согласятся с его утверждениями о том, что Бог не гарантирует осуществление Своих обетований для каждого физического наследника Авраама. Они станут утверждать, что подобное учение отменяет все обетования Божии для иудеев, записанные в Ветхом Завете. Но его ответ отражает как прямое, так и косвенное содержание Ветхого Завета: прежде чем любой иудей, невзирая на чистоту крови его потомков, может наследовать обетования, он должен прийти к покаянию и вере (ср. 9:6, 7; Ис. 55:6, 7).

3:3 верность Божию Бог исполнит все Свои обетования для народа, даже если отдельные иудеи неспособны получить их из‑за своего неверия.

3:4 всякий человек лжив Даже если бы все человечество согласилось в том, что Бог неверен в Своих обетованиях, это было бы лишь доказательствам того, что все лживы, но Бог – истинен. Ср. Тит. 1:1. как написано Цитата из Пс. 50:6.

3:5‑8 Павел заранее отвечает на то возражение, что его учение опровергает саму святость и чистоту Бога (см. пояснения к 3:3, 4).

3:5 открывает правду Божию. См. пояснение к 1:17. Подобно тому как ювелир показывает алмаз на черном бархате, подчеркивающем красоту камня. говорю по человеческому рассуждению Он просто перефразирует слабую, небиблейскую логику своих оппонентов – продукт их естественного невозрожденного разума.

3:6 судить Главная тема Писания (Быт. 18:25; Пс. 49:6; 57:12; 93:2). Возможно, здесь речь идет о великом будущем дне суда (см. пояснение к 2:5). Павел хочет сказать, что если бы Бог простил грех, то у Него не было бы справедливой основы для суда.

3:8 злословят К величайшему сожалению, благовествование Апостола о спасении благодатью через веру, было извращено его оппонентами, которые заявляли, что оно не только оправдывает грех, но и поощряет греховное поведение (5:20; 6:1, 2).

3:9‑20 Павел делает следующий вывод в отношении всего человечества: иудей и язычник равны перед Богом (см. пояснения к 1:18‑3:20).

3:9 имеем ли мы преимущество? Возможно, «мы» относится к христианам в Риме, которым адресовано данное послание. В природе христиан нет ничего такого, что ставило бы их выше тех, кто, по мнению Павла, находится под осуждением Божиим. Еллины См. пояснение к 1:14. под грехом Абсолютно подчинены рабству греха.

3:10‑17 Павел приводит ряд цитат из Ветхого Завета, касающихся характера (ст. 10‑12), речи (ст. 13, 15) и поведения (ст. 15‑17) всех людей. Неоднократное употребление слова «нет» подчеркивает абсолютность человеческого греха и противления.

3:10‑12 Цитата из Пс. 13:1‑3; 52:2‑4.

3:10 как написано Обычные вводные слова при цитировании Ветхого Завета (ср. 1:17; 2:24; 3:4; Мф. 4:4, 6, 7, 10). Время греческого глагола подчеркивает продолжительность и постоянство действия и, тем самым, означает его Божий характер. праведного ни одного Все человечество живет во зле (ср. Пс. 13:1; см. пояснение к 1:17).

3:11 нет разумевающего Человек не способен понять истину Божию или достичь уровня Его праведности (см. Пс. 13:2; 52:4; ср. 1Кор. 2:14). К сожалению, его духовное невежество является не результатом отсутствия возможности узнать о Боге (1:19, 20; 2:15), а выражением его растления и бунта против Бога (Еф. 4:18). никто не ищет См. Пс. 13:2. В данном стихе отчетливо подразумевается, что лжерелигии мира представляют собою попытки падшего человека убежать от истинного Бога, а не искать Его. Человеку свойственно по природе искать свой собственный интерес (ср. Флп. 2:21), но его единственная надежда – чтобы Бог нашел его (Ин. 6:37, 44). Бога ищет лишь то сердце, в котором происходит работа Божья (Пс. 15:8; Мф. 6:33).

3:12 совратились с пути См. Пс. 13:3. Основное значение этого слова «двигаться в неправильном направлении». Так говорилось о солдате, идущем неправильной дорогой, или о дезертире. Все люди склонны к оставлению путей Божьих и поискам собственных путей (Ис. 53:6). нет делающего добро См. пояснение к ст. 10.

3:13 открытый гроб См. Пс. 5:10. Гробы запечатывались не только из уважения к умершему, но и для того, чтобы скрыть вид и вонь разлагающегося тела. Как незапечатанный гроб позволяет проходящему мимо видеть и обонять его содержание, так и уста невозрожденного человека извергают гнусные слова, обнаруживая разложение его сердца (ср. Пр. 10:31, 32; 15:2, 28; Иер. 17:9; Мф. 12:34, 35; 15:18; Иак. 3:1‑12). аспидов См. Пс. 139:4; ср. Мф. 3:7; 12:34.

3:14 злословия Цитата из Пс. 9:28. Имеется в виду злое пожелание, выраженное публично неприличными словами. горечи Демонстративное выражение враждебных чувств в отношении своего врага (ср. Пс. 63:4, 5).

3:15‑17 Цитата из Ис. 59:7, 8.

3:16 разрушение и пагуба Человек повреждает все, к чему притрагивается, оставляя за собой шлейф боли и страданий.

3:17 пути мира Не отсутствие внутреннего покоя, а склонность человека к противоборству и конфликтам как между отдельными людьми, так и народами (ср. Иер. 6:14).

3:18 страха Божия См. Пс. 35:2. Истинное духовное состояние человека нигде не проявляется так отчетливо, как в отсутствии надлежащего подчинения и поклонения Богу. Библейский страх перед Богом состоит из: 1) восхищения Его могуществом и славой и 2) благоговейного страха перед последствиями попирания Его святости (см. пояснения к Пр. 1:7; ср. Пр. 9:10; 16:6; Деян. 5:1‑11; 1Кор. 11:30).

3:19 состоящим под законом Все неискупленные. Иудеи получили писанный закон через Моисея (3:2), а язычники имеют дела закона, написанные на их сердцах (2:15), поэтому и те, и другие подотчетны Богу. заграждаются всякие уста… виновен Нет защиты от приговора, который Бог выносит всему роду человеческому.

3:20 делами закона Совершенное выполнение нравственного закона Божия невозможно, поэтому каждый человек осужден (см. пояснения к Гал. 3:10, 13). не оправдается См. пояснение к 3:24. законом познается грех Закон дает знание о грехе, но не спасает. См. пояснение к 7:7.

3:21–5:21 Убедительно показав всеобщую подверженность греху и его потребность в праведности (1:18‑3:20), Павел идет дальше, развивая тему, представленную в 1:17 о том, что Бог явил дар благодати в виде праведности, которая исходит от Него на основе одной лишь веры (3:21– 5:21).

3:21 Но ныне Речь идет не о времени, а о переходе Апостола к новой аргументации. Показав невозможность достижения праведности человеческими усилиями, он поясняет смысл праведности, которую даровал сам Бог. независимо от закона Вне всякого подчинения любому закону (4:15; Гал. 2:16; 3:10, 11; 5:1, 2, 6; Еф. 2:8, 9; ср. Флп. 3:9; 2Тим. 1:9; Тит. 3:5). правда См. пояснение к 1:17. Эта правда уникальна: 1) ее источник – Бог (Ис. 45:8), 2) она является одновременно наказанием и наставлением закона Божьего. Заместительная смерть Христова оплачивает наказание тех, кто не смог соблюсти закон Божий, а Его совершенная покорность всем требованиям закона Божьего удовлетворяет требованиям полной правды (2Кор. 5:21; 1Пет. 2:24; ср. Евр. 9:28) и 3) поскольку правда Божия вечна (Пс. 118:142; Ис. 51:8; Дан. 9:24), получающий ее от Него пользуется ею вечно. свидетельствуют закон и пророки См. пояснение к 1:2.

3:22 через веру… во всех… верующих. См. пояснение к 1:16.

3:22, 23 нет различия… славы Божией Здесь поясняется тот факт, что Бог может ниспослать Свою праведность всем верующим, будь то иудей или язычник, потому что все люди без исключения неспособны соответствовать в жизни стандартам Всевышнего.

3:23 все согрешили Павел уже говорил об этом в 1:18‑3:20.

3:24 оправдание В этом послании слова, связанные тем же греческим корнем (напр. оправдать), встречаются около 30 раз, но больше всего их в 2:13‑5:1. В греческом языке это был юридический термин, означавший признание невиновности. Вердикт включает: освобождение от вины и наказания за грех, а верующему вменяется праведность Христова, с которой Бог и принимает человека как праведника. Бог перенес вину верующего на Христа через Его жертвенную смерть (Ис. 53:4, 5; 1Пет. 2:24), и Он переносит совершенное повиновение Христа закону Божьему на христиан (ср. 5:19; 1Кор. 1:30; см. пояснения к Кор. 5:21; Флп. 3:9). Грешник получает этот дар благодати Божией одной лишь верой (3:22, 25; см. пояснение к 4:1‑25). Освящение – труд Божий по превращению в праведников оправданных – отличается от оправдания, но всегда идет вслед за ним (8:30). даром, по благодати Его Оправдание – это дар благодати Божией, распространяющийся на покаявшегося и уверовавшего грешника, вне всякой зависимости от человеческих достоинств или дел (см. пояснение к 1:15). искупление За этим словом стоит образ древней работорговли. За освобождение раба или заключенного нужно было уплатить необходимый выкуп. Единственно приемлемая оплата для освобождения грешников от рабства греха и заслуженного наказания заключалась в Иисусе Христе (1Тим. 2:6; 1Пет. 1:18, 19), что и было сделано для удовлетворения справедливости Божией.

3:25 Которого Бог предложил Великая жертва была принесена не тайно, а явно. Бог представил на всеобщее обозрение Своего Сына на Голгофе. умилостивления Это важнейшее определение жертвы Христа. Это слово передает идею умиротворения или удовлетворения: насильственная смерть Христа удовлетворила оскорбленную святость и гнев Божий против тех, за кого Христос умер (Ис. 53:11; Кол. 2:11‑14). Древнееврейский эквивалент этого слова обозначает крышку ковчега завета, которую первосвященник окроплял кровью жертвенного животного в день искупления за грехи народа. В языческих религиях за умилостивление гнева божества отвечает не бог, а идолопоклонник. Но в реальности человек не может удовлетворить справедливость Божью иначе как вечным адом, если за него не пострадает Христос. Ср. 1Ин. 2:2. через веру См. пояснение к 1:16. прощении грехов Это не значит безразличие или отпущение грехов. Справедливость Божья требует, чтобы всякий грех и грешник были наказаны. Бог проявил бы справедливость, умертвив Адама и Еву за их грех, а с ними и весь род человеческий. Но в своей благости и милости (см. 2:4), Он отстрочил Свой суд на определенное время (ср. Пс. 77:38, 39; Деян. 17:30, 31; 2Пет. 3:9)

3:26 к показанию правды Его Это осуществилось через воплощение, безгрешную жизнь и заместительную смерть Христа. праведным и оправдывающим Премудрость плана Божия позволила Ему наказать Иисуса вместо грешников и таким образом оправдать виновных, не компрометируя Своей справедливости.

3:27 Где же то, чем бы хвалиться? Ср. 4:1, 2; 1Кор. 1:26‑29.

3:28 оправдывается верою См. пояснение к ст. 24. Хотя слова «только» нет в греч. тексте, оно ясно подразумевается Павлом (ср. 4:3‑5; см. пояснение к Иак. 2:24). дел закона См. пояснение к ст. 20.

3:29 Бог… язычников Есть только один истинный Бог (ср. 1Кор. 8:5, 6).

3:31 Зная, что он будет обвинен в антиномианизме (неприятии закона) за утверждение о том, что человек оправдывается независимо от соблюдения закона, Павел здесь начинает приводить аргументы в свою защиту, которые он будет далее развивать в гл. 6, 7. верою… закон утверждаем Спасение благодатью через веру не уничижает закон, а раскрывает его истинное значение: 1) оно оплачивает цену смерти, которая предназначалась каждому, не сумевшему исполнить закон; 2) оно осуществляет первоначальную цель закона, которая заключается в том, чтобы показать полную неспособность человека удовлетворить требованиям Божией праведности и привести людей ко Христу (Гал. 3:24) и 3) оно дает верующим способность к повиновению (8:3, 4).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →