Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 5 глава

5:1‑11 Покончив с вопросом об оправдании Божьем посредством одной лишь веры, Павел приступает к критике положения о том, что хотя грешники и получают спасение верою, но сохраняют его добрыми делами. Он доказывает, что они попадают под вечную власть Иисуса Христа и сохраняются Его силой, а не человеческой (ср. Ис. 11:5; Пс. 35:6; Плач. 3:23; Еф. 1:18‑20; 2Тим. 2:13; Евр. 10:23). Доказательствами этой вечной связи с Богом для христианина являются: 1) его мир с Богом (ст. 1); 2) его пребывание в благодати (ст. 2а); 3) его надежда на прославление (ст. 2б‑5а); 4) принятие им Божьей любви (ст. 5б‑8); 5) избежание им Божьего гнева (ст. 9, 10) и 6) радость в Господе (ст. 11).

5:1 оправдавшись верою Как греческий текст, так и современные переводы подчеркивают достаточно четко, что оправдание есть единовременный акт с долговременными последствиями (см. пояснение к 3:24), а не долгий процесс. мир с Богом Не субъективное чувство внутреннего безмятежного покоя, а внешняя объективная реальность. Бог Сам объявил войну каждому человеку из‑за греховного восстания людей против Него и Его законов (ст. 10; ср. 1:18; 8:7; Исх. 22:24; Втор. 32:21, 22; Пс. 7:12; Ин. 3:36; Еф. 5:6). И первым великим результатом оправдания является прекращение противостояния грешника Богу навсегда (Кол. 1:21, 2). Писание называет окончание этого конфликта личным примирением с Богом (ст. 10, 11; 2Кор. 5:18‑20).

5:2 доступ В Новом Завете это слово употребляется еще только два раза (Еф. 2:18; 3:12). Оно всегда означает доступ к Богу через Иисуса Христа. Немыслимое для ветхозаветного иудея (ср. Исх. 19:9, 20, 21; 28:35) стало возможным для всех приходящих к Господу (Иер. 32:38, 40; Евр. 4:16; 10:19‑22; ср. Мф. 27:51). стоим Речь идет о постоянном надежном положении верующего, имеющего благодать Божию (ср. ст. 10; 8:31‑34; Ин. 6:37; Флп. 1:6; 2Тим. 1:12; Иуд. 24). хвалимся надеждою славы Божией В Новом Завете слово «надежда» не подразумевает какого бы то ни было сомнения. Оно означает что‑то определенное, но еще не осуществленное. Удел верующего – разделить в конце концов славу с Самим Богом (8:29, 30; Ин. 17:22; 2Кор. 3:18; Флп. 3:20, 21; 1Ин. 3:1, 2), и эта надежда исполнится, потому что она гарантирована Самим Христом (1Тим. 1:1). Без ясных и четких обетований Слова Божия у верующего не было бы основания для надежды (15:4; Пс. 118:81, 114; Еф. 2:12; ср. Иер. 14:8).

5:3 скорби Переведенное так слово означало давление, нечто вроде работы пресса для выдавливания сока из винограда или оливок. Здесь речь идет не об обычных тяготах жизни (ср. 8:35), а о неизбежных неприятностях, которые постигают последователей Христа по причине их связи с Ним (Мф. 5:10‑12; Ин. 15:20; 2Кор. 4:17; 1Фес. 3:3; 2Тим. 3:12; 1Пет. 4:19). Подобные трудности приводят к большим духовным благословениям (ст. 3, 4). терпение Переведенное так слово означало способность не изменять свою форму под давлением огромного веса (15:5; Кол. 1:22, 23; 2Фес. 1:4; Отк. 14:12).

5:4 опытность Лучший перевод – «проверенный характер». В греческом слово означает просто доказательство, или пробу, подтверждающую чистоту металла. Здесь речь идет о пробе христианского характера (ср. Иак. 1:12). Христиане могут хвалиться тем, что происходит от скорбей.

5:5 любовь Божия излилась Любовь Божия (ср. ст.8) щедро изливалась на нас, пока не переполнила наши сердца. Павел переходит от объективных аспектов нашей безопасности во Христе к внутренним и более субъективным. Бог утвердил в наших сердцах доказательство тому, что мы принадлежим Ему в той любви, которую Он прежде явил нам (1Кор. 16:22; ср. Гал. 5:22; Еф. 3:14‑19; 1Ин. 4:7‑10). Духом Святым, данным нам Это чудесное подтверждение Божьей любви к нам (8: 9, 14, 16, 17; Ин. 7:38, 39; 1Кор. 6:19, 20; 12:13; Еф. 1:18).

5:6 Христос… умер за нечестивых Любовь Божия к Его детям неизменна, потому что она основывается не на наших достоинствах, а на постоянстве Его характера. Любовь Божия сошла на нас в тот момент, когда мы менее всего этого заслуживали (ср. Мф. 5:46). немощны Буквально «беспомощны». Невозрожденные грешники духовно мертвы и ничем не могут помочь себе (Ин. 6:44; Еф. 2:1). в определенное время Т.е. в избранный Богом момент (ср. Гал. 4:4).

5:7 праведника… благодетеля Павел подчеркивает необычайность жертвы за нас, не являющихся ни праведниками, ни благодетелями. И все же Христос принес эту жертву.

5:9 тем более Вводные слова Павла, предполагающие что‑то еще более изумительное и чудесное. оправданы См. пояснение к 3:24. Кровию Его Через Его ужасную заместительную смерть. Упоминания о Крови Спасителя (как необходимости исполнить требование Ветхого Завета) имеют не только материальный смысл. Авторы Нового Завета часто используют слово «кровь» как образ насильственной смерти (см. Мф. 23:30, 35; 27:4‑8, 24, 25; Ин. 6:53‑56; Деян. 5:28; 20:26). Кровь Спасителя – это не просто жидкость, а символ Его смерти и всего дела искупления (ср. 3:25; Еф. 1:7; 2:13; Кол. 1:14, 20; Евр. 9:12; 10:19; 13:12; 1Пет. 1:2, 19; 1Ин. 1:7; Отк. 1:5). гнева См. пояснение к 1:18. Христос понес всю тяжесть Божьего гнева вместо верующего грешника для его полного искупления (см. 8:1; 1Фес. 1:10; 5:9).

5:10 спасемся жизнью Его Когда мы были врагами Богу, Христос способен был Своею смертью примирить нас с Богом. Теперь же, когда мы стали детьми Божьими, Спаситель способен поддержать нас Своею жизненною силой.

5:11 примирение Между Богом и грешником. См. пояснения к 2Кор. 4:18‑20.

5:12‑21 В одном из самых трудных для понимания мест данного послания Павел показывает, как смерть одного человека может обеспечить спасение многих. На примере Адама он доказывает, что действия одного человека могут оказывать сильнейший эффект на других людей.

5:12 как… грех вошел В человека вошел не какой‑то конкретный грех, а общая склонность к греху, люди стали грешниками по своей природе. Адам передал всем потомкам внутреннюю греховную природу, которую он приобрел в результате своего первого непослушания. Эта природа присутствует в человеке с момента его зачатия (Пс. 50:7), что делает невозможным для человека жить угодной для Бога жизнью. Дьявол, отец греха (1Ин. 3:8), вначале принес искушение Адаму и Еве (Быт. 3:1‑7). одним человеком Когда Адам согрешил, в его плоти согрешило все человечество (ст. 18; ср. Евр. 7:7‑10). Поскольку грех преобразовал его внутреннюю природу и принес духовную смерть и удаленность от Бога, эта духовная природа будет передаваться через его семя всем потомкам (Пс. 50:7). смерть Вначале Адам был бессмертным, но из‑за греха стал смертным он и его потомки. Смерть имеет три очевидные формы проявления: 1) духовная смерть или удаление от Бога (ср. Еф. 2:1, 2; 4:18); 2) физическая смерть (Евр. 9:27) и 3) вечная смерть (называемая также второй смертью), которая означает не только отделение от Бога, но и вечные мучения в озере огненном (Отк. 20:11‑15). все согрешили Поскольку все человечество произошло от семени Адама и наследовало его падение и порочность, можно сказать, что все согрешили в нем. Поэтому люди не являются грешниками, поскольку они грешат, но, скорее, они грешат потому, что являются грешниками.

5:13 до закона Время от Адама до Моисея, пока Бог еще не дал закона Моисеева. грех не вменяется См. пояснение к 2Кор. 5:19. Хотя все люди считались грешниками (ст. 12), по причине отсутствия заповедей нельзя было обвинить их за определенные проступки.

5:14 Однако же смерть царствовала Но даже до закона смерть носила всеобщий характер. Все люди от Адама до Моисея были смертны не по причине их греховных поступков против закона Моисеева (которого у них еще не было), но по причине унаследованной греховной природы. несогрешившими подобно… Адама Не имевшие такого откровения, как Адам (Быт. 2:16, 17), или имевшие закон Моисеев (ср. ст. 13), но, тем не менее грешившие против святости Божией, т. е. грешившие вне закона (2:12). который есть образ будущего Между Адамом и Христом есть подобие в том, что их дела оказали воздействие на других. Данное выражение есть переход в рассуждениях Апостола: от рассуждений о передаче Адамова греха он переходит к рассуждению об обретении Христовой праведности.

5:15‑21 Здесь Павел подчеркивает различие между осуждением от Адама и искуплением от Христа. Эти акты различны по своему воздействию (ст. 15), масштабу (ст. 16), эффективности (ст. 17), сущности (ст. 18, 19) и силе (ст. 20, 21).

5:15 подверглись смерти многие Используемое Павлом слово «многие» имеет два различных значения в ст. 15, как и слово «все» в ст. 18. Он уже показал, что все люди без исключения несут вину за грех и поэтому смертны (см. пояснение к ст. 12). Поэтому «многие», которые умирают, относятся ко всем потомкам Адама. тем более Христов акт искупления несравненно более велик, чем Адамов акт осуждения.

5:16 дар Спасение по благодати. суд за одного согрешившего См. пояснение к 5:12. осуждению Т.е. Божьему приговору, нечто противоположное оправданию. многих преступлений Адам принес всем людям осуждение за одно единственное преступление – свое произвольное непослушание. Христос же освобождает избранных от осуждения за многие преступления. оправданию См. пояснение к 3:24.

5:17 смерть царствовала Грех Адама стал причиной смерти всех вопреки его ожиданиям и обещанию сатаны: «вы будете как боги» (Быт. 3:5). Жертва Христа принесла спасение верующим. дар праведности См. пояснения к 1:17; 3:24. см. также 2Кор. 5:21; Флп. 3:8, 9. будут царствовать в жизни В отличие от Адама Христос совершил то, что и намеревался совершить (ср. Флп. 1:6), т. е. явил духовную жизнь (ср. Еф. 2:5).

5:18, 19 В этих словах резюмируется аналогия между Адамом и Христом.

5:18 осуждение См. пояснение к ст. 16. правдою одного Не единичное событие, а обычное повиновение Христу (ср. ст. 19; Лк. 2:49; Ин. 4:34; 5:30; 6:38), наивысшим проявлением такого послушания стала смерть на кресте (Флп. 2:8). всем человекам Это не означает, что все спасутся. Спасение дается только тем, кто проявляет веру в Иисуса Христа (ср. 1:16, 17; 3:22, 28; 4:5, 13). Скорее, как и слово «многие» в ст. 15, Павел использует «все» в двух различных значениях, что полностью соответствует иудейским ветхозаветным традициям.

5:19 сделаются праведными Возможно, данное выражение говорит лишь о состоянии человека перед Богом, а не о фактическом изменении в его характере, поскольку в этом месте противопоставляется оправдание осуждению, и еще не говорится об освящении (гл. 6‑8), которое и представляет собой реальное преобразование грешника в результате искупления.

5:20 закон же пришел Ср. Гал. 3:19. Хотя закон Моисея свят (7:12), его присутствие увеличивало человеческий грех (ср. 7:8‑11). Люди начинали все больше осознавать свой грех и свою неспособность соответствовать наивысшим нормам Божиим (7:7; Гал. 3:21, 22), и он служил им детоводителем ко Христу (Гал. 3:24).

5:21 Окончательный вывод из аналогии между Адамом и Христом.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →