Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 7 глава

7:1–8:4 Осознавая, что у многих читателей – особенно из иудеев – возникают многие вопросы о соотношении между законом и их верой в Христа, Павел придает этому особое внимание (в данном месте речь о законе пойдет 27 раз). Подробно объясняя, что значит быть не под законом, а под благодатью (6:14, 15), Павел учит, что: 1) закон не может больше осуждать верующего (7:1‑6); 2) он обвиняет неверующих (и верующих) в грехе (7:7‑13); 3) он не может освободить верующего от греха (7:14‑25) и 4) верующие, которые ходят в силе духа, могут исполнить закон (8:1‑4).

7:1 знающим закон Буквально «те, которые знают закон». Павел не говорит о каком‑либо конкретном законодательстве, а об общих принципах, которые едины для греков, римлян, иудеев и самой Библии. власть Т. е. юрисдикция. Как бы ни была велика вина преступника, он не подлежит преследованию и наказанию после его смерти.

7:2, 3 Эти два стиха являются не сложной аллегорией, а простой аналогией с семейным законодательством для иллюстрации того, что Павел сказал о законе вообще (ст. 1). Данное место не говорит о том, что христианин (христианка) может повторно вступить в брак лишь после смерти супруги (супруга), и, тем более, не касается вопроса развода или повторного брака. По этому вопросу есть слова как Христа, так и Павла, в других местах (ср. Мф. 5:31, 32; 19:3‑12; 1Кор. 7:10‑15).

7:3 Закон, которому подчиняется в своих действиях замужняя женщина, больше не властен над нею в случае смерти ее мужа. Вдовы свободны снова выходить замуж, и Павел даже одобряет повторные браки молодых вдов, если их избранник является верующим (1Кор. 7:39; 1Тим. 5:14). Вновь выходить замуж могут даже разведенные в нарушение закона* (см. пояснения к 1Кор. 7:8, 9). (*Это утверждение не является общепринятым для всех христиан, т. к. существуют различные точки зрения (Прим. редактора))

7:4 Так Вводное слово перед важным выводом по сказанному в ст. 1‑3. умерли Форма этого греческого глагола заключает в себе два важных момента: 1) данная смерть произошла в момент, отразивший завершенность, и 2) данная смерть случилась по причине постороннего вмешательства – в данном случае Самого Бога. Реакция Бога на наличие веры в Его Сына заключается в том, что Он предает вечной смерти верующего грешника в соответствии с законом (ср. 8:1). Телом Христовым Поскольку Он понес наказание смертью вместо грешника, виновного перед законом. принадлежать другому Как вдова в приведенном Павлом примере (ст. 2, 3) была свободна вступить в повторный брак, так и верующий освобождается от тяжкого бремени осуждающего и карающего закона и может вступить в новый союз – на этот раз со Христом (ср. 2Кор. 11:5; Еф. 5:24‑27). плод Преображенная жизнь, проявляющаяся в новых чувствах (Гал. 5:22, 23) и поступках (Ин. 15:1, 2; Флп. 1:11; ср. 2Кор. 5:21; Гал. 2:19, 20; Еф. 2:10; см. пояснение к 1:13).

7:5 по плоти В Писании это слово означает не нравственную сущность, а физическое тело человека (Ин. 1:14) или его неискупленную природу (см. пояснение к 6:6; Рим. 8; Гал. 5; Еф. 2), т. е. те остатки ветхого человека, которые остаются в каждом верующем до обретения им тела небесного (8:23). «По плоти» означает здесь человека, который способен жить лишь среди падшего человечества – т. е. неискупленного, невозрожденного человека (8:9). Хотя в верующем могут проявляться некоторые дела плоти, он никогда не будет пребывать «во плоти». страсти греховные Непреодолимые злые помыслы и поступки, характерные для тех, кто «во плоти» (Еф. 2:3). обнаруживаемые законом Когда на верующего накладываются ограничения, пробуждается его воинственная природа, заставляя его поступать прямо вопреки требованиям закона (см. пояснение к ст. 8; ср. 1:32). членах наших См. пояснение к 6:13. плод смерти Греховные страсти неверующего производят жатву вечной смерти (см. примечания к 5:12; ср. Гал. 6:7, 8).

7:6 умерши для закона Это не та свобода, которая позволяет делать то, что запрещено законом Божьим (6:1, 15; 8:4; ср. 3:31), но свобода от ответственности и наказания по Закону Божьему (см. пояснение к ст. 4; ср. Гал. 3:13). Поскольку мы умерли во Христе в момент Его смерти (см. примечания к 6:2), мы больше не находимся под юрисдикцией закона с его осуждением и наказанием (ст. 1‑3). служить Глагол от того же корня, что и «раб» (см. пояснение к 1:1), но здесь имеется в виду рабство праведности (ср. 6:22) и подчеркивается то, что данное служение не является добровольным. Верующий не только способен поступать по правде, но и будет поступать по правде. обновлении духа Новое состояние разума, которое производит Дух, с новыми желаниями и способностью соблюдать Закон Божий (см. пояснение к 8:4). ветхой букве Принесенный извне закон, который произвел лишь враждебность и осуждение.

7:7 от закона грех Павел не хочет, чтобы его читатели сделали вывод (из ст. 4‑6) о том, что закон сам по себе – зло (ср. ст. 12). я... узнал грех Закон раскрывает наивысшую норму, и когда верующие сравнивают себя с этой нормой, они могут точно определить грех, который лишает возможности удовлетворять этой норме. На протяжении всей главы Павел использует местоимение «я», приводя себя в пример как одного из неискупленных людей (ст. 7‑12) и одного из христиан (ст. 13‑25). не пожелай Цитата из Исх. 20:17; Втор. 5:21.

7:8 повод от заповеди Слово повод подразумевает начало действий по подготовке экспедиции. Грех использует отдельные требования закона как основу для начала действий по внедрению зла. Противясь Закону Божьему, гордая натура грешника находит запрещенное более привлекательным для себя не по причине его внутреннего содержания, а из‑за возможности проявить своеволие. грех мертв Не значит, что он не живет или не существует, но, скорее, спит (см. пояснения к 5:12, 13). При наступлении закона грех набирает полную силу и всецело овладевает грешником.

7:9 без закона Не незнание или недостаточное внимание к закону (ср. Флп. 3:6), но поверхностное отношение к нему. когда пришла заповедь Когда он начал осознавать подлинные требования Божьего нравственного Закона незадолго до его обращения. грех ожил Он ощутил свое истинное состояние безнадежно падшего грешника (ср. 1Тим. 1:15).

7:10 я умер Он духовно осознал свою мертвость и всю свою религиозность почел за сор (Флп. 3:7, 8). для жизни Теоретически, совершенное повиновение закону могло привести к вечной жизни, а также к счастью и святости. Но никто, кроме Христа, не делал и не мог сделать этого (2Кор. 5:21; см. пояснение к 10:5).

7:11 грех... обольстил меня Тем, что ввел его в заблуждение относительно того, что соблюдение закона может даровать жизнь, а не смерть (ст. 10), и убедил в том, что Бог может принять его по его личным заслугам и добрым делам.

7:12 Тот факт, что закон раскрывает и осуждает грех, принося смерть грешнику, не означает, что закон есть зло (ср. ст. 7). Напротив, закон является совершенным отражением святости Божьей (ср. ст. 14, 16, 22; Пс. 19:8‑12) и нормой поведения верующего, которая Ему угодна.

7:13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Грех, а не добрый закон, есть причина духовной смерти. грех становится... грешен Понимание истинной природы греха как смертоносной силы, которое помогает грешнику увидеть необходимость в спасении – именно такую цель Бог положил для закона (Гал. 3:19‑22).

7:14‑25 Некоторые считают это описание внутреннего конфликта Павла его исповедью перед Христом. Они обращают внимание на то, что Павел говорит, что он «продан греху» (ст. 14), что в нем «не живет... доброе» (ст. 18), что он есть «бедный... человек» в плену «тела смерти» (ст. 24). Кажется, что эта характеристика никак не соответствует описанию верующего, данному в гл. 6 (ср. ст. 2, 6, 7, 11, 17, 18, 22). Однако, Павел говорит именно о верующем, который желает повиноваться закону Божьему и ненавидит свой грех (ст. 15, 19, 21), он смиренно осознает, что в его плоти нет ничего доброго (ст. 18); он видит в себе грех, а также что‑то иное (ст. 17, 20‑22); он служит Богу своим умом (ст. 25). Павел уже показал, что ничего подобного нет у неспасенных (ср. 1:18‑21, 32; 3:10‑20). Употребление Павлом глаголов в настоящем времени в ст. 14‑25 ясно говорит о том, что он описывает свою теперешнюю жизнь христианина. Поэтому очевидно, что в гл. 7 речь идет о верующем. Однако, есть разночтения среди придерживающихся такого мнения. Некоторые видят здесь плотского христианина, другие – христианина‑законника, тщетно пытающегося своими немощными усилиями угодить Богу соблюдением Моисеева закона. Но ведь личное местоимение «я» относится к Апостолу Павлу – примеру духовной зрелости. Таким образом, в ст. 14‑25 Павел, скорее всего, описывает всех христиан – включая самых зрелых и духовных —которые при честной самооценке по отношению к наивысшим нормам закона Божьего понимают, как далеко они отпали. Он делает это в последовательных стенаниях (ст. 14‑17, 18‑20, 21‑25).

7:14 закон духовен Т. е., он отражает святой характер Божий. плотян Буквально «от плоти». Это означает земную, смертную и все еще неискупленную человеческую природу. Павел не говорит, что он все еще «во плоти» (см. пояснение к 7:5), но что плоть в нем. продан греху Грех больше не правит всем человеком (как это имеет место с неверующим; ср. 6:6), но он владеет членами верующего или его плотяным телом (ст. 23; ср. ст. 18). Грех действует как заразная болезнь, разрушая внутреннее желание повиноваться воле Божьей.

7:15 понимаю Речь идет о знании, которое выше материального мира и касается внутреннего мира (ср. Гал. 4:9). Иногда это слово употреблялось в более широком смысле и выражало одобрение или принятие (ср. 1Кор. 8:3). Именно это имеет в виду Павел, говоря о том, что он делает то, что не одобряет.

7:16 соглашаюсь с законом, что он добр Новая природа Павла вступает в защиту божественной нормы – совершенно праведный закон не отвечает за его грех (ст. 12). Его новое «я» стремится почитать закон и полностью соблюдать его (ст. 22).

7:17 уже не я делаю Греческое наречие «уже» не означает полную и окончательную перемену. Новая внутренность Павла (см. пояснение к 6:6), новое «я» больше не мирится с грехом, который все еще живет в его плоти, подобно тому, как жило прежнее «я» (ср. ст. 22; Гал. 2:20), и это проявляется с большой силой. Многие исказили мысли Павла, сделав вывод о том, что человек не ответственен за свой грех (в соответствии с греч. философией дуализма, которая впоследствии трансформировалась в гностицизм; см. Введение к 1‑му Иоанна). По философии дуализма тело представляет зло, а дух – добро, поэтому приверженцы подобных взглядов грешили безоглядно, возлагая ответственность за грех на свое физическое тело, считая свой дух чистым и непорочным. Но Апостол уже признал личную вину за свой грех (ст. 14; ср. 1Ин. 1:10). живущий во мне грех Его грех проистекает не из его новоискупленного внутреннего «я», но из его неискупленной человеческой природы (Гал. 5:17).

7:18 не живет во мне... доброе Плоть является исходной базой для действий греха в жизни христианина. Грех не является для нее полностью присущим (см. пояснение к 6:6), но вследствие ее низменного характера, она все еще подвержена греху и заражена им. плоти моей Часть естества верующего, которая остается неискупленной (см. пояснение к 6:6, 12; 7:5).

7:20 уже не я делаю то, но... грех. См. пояснения к ст. 17.

7:21 закон Имеется в виду не закон Божий, а нерушимый духовный принцип.

7:22 нахожу удовольствие в законе Божием. Новое, оправданное «я» верующего больше не соседствует с грехом, но радостно пребывает в законе Божьем и противостоит греху (Пс. 1:2; 118:14, 47, 77, 105, 140; ср. 2Кор. 4:16; Еф. 3:16).

7:23 иной закон Подобный духовному принципу, описанному в ст. 21. Но этот принцип, который Павел определяет как «закон греха», действует в членах его тела, т. е. в его неискупленной и все еще греховной человеческой природе (см. пояснение к 6:6) и ведет войну против его желания повиноваться закону Божьему. закону ума моего эквивалент нового внутреннего естества (2Кор. 5:17; см. пояснение к 6:6), которое жаждет повиноваться закону Божьему (см пояснения к ст. 21, 22). Павел не говорит, что его ум духовен, а тело пропитано злом (см. пояснение к ст. 17).

7:24 Бедный я человек! В сокрушении сердца Павел вопиет о своем грехе (ср. Пс. 37:15; 129:1‑5). Верующий осознает свой грех в полном соответствии с тем, как он видит святость Бога и совершенство Его закона. избавит Это слово означает «спасти от угрозы», оно описывало ситуацию, когда один солдат вытаскивает своего раненого товарища с поля боя (ср. 8:23). тела смерти Неискупленная человеческая природа верующего, которая действует в теле (см. пояснения к 6:6, 12; 7:5). Есть сведения о том, что около Тарса было племя, у которого имелась традиция привязывать тело убитого к его убийце. Разложение трупа постепенно переходило на здоровое тело, и в этом заключалась казнь. Возможно именно этот образ имел в виду Павел.

7:25 Первая часть этого стиха является ответом на только что поставленный Павлом вопрос (ст. 24). Он уверен, что Христос в конечном счете спасет его в Свое пришествие (ср. 8:18, 23; 1Кор. 15:52, 53, 56, 57; 2Кор. 5:4). Вторая часть стиха обобщает сказанное Павлом в ст. 14‑24. умом См. пояснение к ст. 23. плотию См. пояснение к 6:6, 12; 7:5. закону греха См. пояснение к ст. 23.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →