Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 8 глава

8:1 Итак Результат или следствие только что изложенных мыслей. Обычно это слово завершает предыдущие стихи. Но здесь оно служит вступлением к подведению итогов сказанному Павлом в первых 7 главах: оправдание дается лишь через веру на основе всеобъемлющей благодати Божией. никакого осуждения «Осуждение» встречается в Новом Завете лишь 3 раза – и все три раза в Рим. (ср. 5:16, 18). Это слово употребляется в юридическом смысле как антоним оправдания. Оно означает признание виновным и соответствующее приговору наказание. Никакой грех, совершенный верующим – прошлый, нынешний или будущий – не может быть вменен ему в вину, поскольку наказание оплачено Христом, а верующему вменена праведность. И никакой грех не отменит это божественное судебное решение (см. пояснение к ст. 33). которые во Христе Иисусе Т. е. каждый настоящий христианин. Быть во Христе значит быть соединенным с Ним (см. пояснение к 6:2, 11; ср. 6:1‑11; 1Кор. 12:13, 27; 15:22). живут не по плоти, но по духу В более ранних рукописях этой фразы здесь нет, она есть только в конце ст. 4, что может указывать на случайное включение ее в текст переписчиком.

8:2‑30 В гл. 7 было только одно упоминание о Духе (ср. 1:4), а в гл. 8 их около 20. Он освобождает нас от греха и смерти (ст. 2, 3), дает способность исполнять закон Божий (ст. 4), меняет нашу природу и дает силы для победы над нашей неискупленной плотью (ср. 5‑13), подтверждает наше усыновление Богом (ст. 14‑16) и гарантирует наше прославление в вечности (ст. 17‑30).

8:2 Слово «потому что» – это вступление к объяснению причины, в силу которой нет осуждения для верующего; Дух занял место закона, который производил только грех и смерть (7:5, 13), дав новый простой закон, который производит жизнь: закон веры (3:27) или слово благовестия. закон духа жизни Синоним евангелия, закона веры. закона греха и смерти Закон Божий. Хотя он добр, свят и праведен (7:12), но из‑за слабости плоти (см. пояснения к 7:7‑11; 8:3) он может производить лишь грех и смерть (7:5, 13).

8:3 закон... был бессилен Освободить грешников от наказания (Деян. 13:38, 39; Гал. 3:10) или сделать их праведными (Гал. 3:21). ослабленный плотию Из‑за греховности невозрожденного человека, закон был бессилен производить оправдание (Гал. 3:21). Сына Своего См. пояснения к Пс. 2:7; Гал. 4:4; Флп. 2:6, 7; Евр. 1:1‑5. в подобии плоти греховной Хотя Христос полностью воплотился в человека (см. пояснения к 1:3), Он принял только внешнее подобие греховной плоти, потому что Он был совершенно без греха (Евр. 4:15). осудил грех во плоти Осуждение Божье было полностью пролито на безгрешную плоть Христа (Ис. 53:4‑8; ср. Флп. 2:7).

8:4 оправдание закона Мысли, слова и дела, которых требует нравственность закона Божия. Была отвергнута обрядная сторона Моисеева закона (Кол. 2:14‑17) и основная ответственность за гражданский аспект, который представляет собой применение нравственного закона в обществе, была перенесена на человеческое правительство (13:1‑7). Нравственный закон основывается на характере Божьем и представлен в общих чертах Десятью Заповедями. Его концентрированное выражение содержится в заповеди Христа любить Бога и любить своего ближнего, как самого себя. Этот закон прописан в Новом Завете. Каждый неверующий находится под его требованием к совершенствованию и под его осуждением, пока он не придет ко Христу (Гал. 3:23‑25). Для каждого верующего он является нормой поведения. исполнилось Хотя верующий не находится больше под властью осуждения и наказания нравственного закона (7:6), закон, по‑прежнему, отражает характер Бога и Его волю для Его творений. Но то, что не мог осуществить внешний, писанный свод законов, может сделать Дух, записав закон на наших сердцах (Иер. 31:33, 34) и дав нам силу повиноваться ему. живущих не по плоти, но по духу Это не призыв, но констатация факта в отношении всех верующих. Под словом «ходить» подразумевается стиль и образ жизни и мышления, характерный для каждого человека (ср. Лк. 1:6; Еф. 4:17; 1Ин. 1:7). Поскольку в каждом настоящем христианине живет Дух (ст. 9), каждый христианин являет плод, который он приносит своей жизнью (Гал. 5:22, 23).

8:5 живущие по плоти Все неверующие (см. пояснение к ст. 4). помышляют Греч. глагол говорит об основной направленности ума, куда входят привязанности, мыслительные процессы и воля (ср. Флп. 2:2, 5; 3:15, 19; Кол. 3:2). Павел хочет сказать, что основной склонностью неверующего является удовлетворение потребностей своей невоздержанной плоти (Флп. 3:19; 2Пет. 2:10). по духу – о духовном О всех верующих (см. пояснение к ст. 4).

8:6 Помышления плотские Плотские значит «направлены на плоть». Это – простое духовное уравнение: человек, чьи помышления сосредоточены на плоти духовно мертв (ср. 1Кор. 2:14; Еф. 2:1). помышления духовные О всех верующих. Человек с духовными помыслами – духовно жив и пребывает в мире с Богом (см. пояснение к 5:1; ср. Еф. 2:5).

8:7 вражда против Бога Проблема неверующего гораздо сложнее, чем просто непослушание, которое есть лишь внешнее проявление внутренних побуждений плоти. Его основные наклонности и стремление к самовозвеличению – какими бы нравственными или религиозными они не выглядели – враждебны Богу. Даже добрые дела неверующего не являются исполнением закона Божьего, потому что они производятся плотью, из себялюбия, а не от смиренного сердца (см. пояснение к 5:1).

8:8 по плоти См. пояснение к 7:5.

8:9 живет Можно сравнить с пребыванием в чьем‑либо доме. Дух Божий устраивает себе жилище в каждом человеке, который вверяет себя Иисусу Христу. Ср. 1Кор. 6:19, 20; 12:13. Если отсутствует свидетельство производимого Им плода (Гал. 5:22, 23), то у человека нет права считать Христа Спасителем и Господом.

8:10 тело мертво для греха Тело не искуплено и мертво во грехе (см. пояснения к 6:6, 12; 7:5; ср. 8:11, 23). дух жив для праведности Лучше было бы перевести «дух» как дух человеческий, а не Дух Святой. Павел говорит, что если Дух Божий живет в вас (ст. 9), то жив и дух человеческий (ср. Еф. 2:5), который может являть истинную праведность (ср. ст. 4).

8:11 ваши смертные тела См. пояснение к 6:12; ср. 8:23.

8:12 плоти Наша неискупленная человеческая природа – наши тела, единственная субстанция, через которую грех пропускает потоки духовных страстей (см. пояснения к 6:6, 12; 7:5).

8:13 умерщвляете дела плотские Первое наставление Павла относительно того, что его читатели должны сделать для борьбы с грехом, разрушает несколько ошибочных взглядов на освящение верующих: 1) что есть кризисные моменты, когда мы в одно мгновение делаемся совершенными; 2) мы не должны ждать пока начнет действовать Бог, а сами в это время будем бездействовать и 3) что какое‑то решение может стать поворотным моментом в достижении нами высшего уровня святости. Апостол говорит, что Дух дает нам энергию и силу, чтобы мы постоянно убивали свои грехи до самого конца этой жизни. Это значит, что Дух посредством такого процесса поддерживает нашу веру для соблюдения простых заповедей Писания (см. пояснения к Еф. 5:18; Кол. 3:16; ср. 13:14; Пс. 1:2; 118:11; Лк. 22:40; Ин. 17:17; 1Кор. 6:18; 9:25‑27; 1Пет. 2:11).

8:14 водимые Духом Божиим Писание нигде не учит, что верующие водимы через субъективные впечатления или догадки разума для принятия важных решений. Напротив, Дух Божий объективно ведет Своих детей иногда через самые различные обстоятельства (Деян. 16:7), но, главным образом, через: 1) просвещение, раскрытие сути Писания для понимания нашего грешного, ограниченного разума (Лк. 24:44, 45; 1Кор. 2:14‑16; Еф. 1:17‑19; ср. Еф. 3:16‑19; Кол. 1:9) и 2) освящение как данную свыше способность повиноваться Писанию (Гал. 5:16, 17; 5:25). сыны Божии Когда человек ощущает водительство Божие, он обретает уверенность, что Бог усыновил его и принял в свою семью (см. пояснения к 8:15‑17; 1Ин. 3:2; о других свидетельствах истинной веры говорится во Введении к 1‑му Иоанна.: Исторические и теологические темы).

8:15 духа рабства... в страхе Из‑за своей греховной жизни невозрожденные люди являются рабами страха смерти (Евр. 2:14, 15) и страха наказания от Всевышнего (1Ин. 4:18). Духа усыновления Не столько сам процесс становления детьми Божьими (см. пояснения к Еф. 1:5; Гал. 4:5‑7), сколько производимое духом осознание той прекрасной реальности, что Бог усыновил нас, и поэтому мы можем приходить к Нему без страха и сомнения как к нашему возлюбленному Отцу; мы уверены в том, что мы действительно сыны Божии. Авва Ласковое обращение к отцу на арамейском языке; нечто вроде «папочка» или «папа», несущее нежность, родственную связь и всякое отсутствие страха или беспокойства (ср. Мк. 14:36).

8:16 свидетельствует духу нашему У римлян для усыновления требовалось наличие 7 авторитетных свидетелей, подтверждающих его законность. Дух Святой подтверждает факт нашего усыновления не каким‑либо мистическим голосом или звуком, а плодом, который Он производит в нас (Гал. 5:22, 23), и Его духовной силой (Деян. 1:8).

8:17 наследники Каждый верующий становится наследником Бога, нашего Отца (Мф. 25:34; Гал. 3:29; Еф. 1:11; Кол. 1:12; 3:24; Евр. 6:12; 9:15; 1Пет. 1:4). Мы становимся наследниками спасения (Тит. 3:7), Самого Бога (Плач. 3:24; ср. Пс. 72:25; Отк. 21:3), славы (5:2) и всей Вселенной (Евр. 1:2). В отличие от иудейского первородства старшего сына, по римскому закону наследство делилось поровну между всеми детьми. сонаследники Бог определил Своего Сына наследником всего (Евр. 1:2). Каждый усыновленный получит то же наследие благодати, что и Христос (ср. Мф. 25:21; Ин. 17:22; 2Кор. 8:9). если только с Ним страдаем Испытанием высшей славы верующего является его страдание – будь то насмешка, оскорбление или физическая пытка – за своего Господа (Мф. 5:10‑12; Ин. 15:18‑21; 2Кор. 4:17; 2Тим. 3:12).

8:18 славою... откроется в нас Указание на будущее Воскресение тела (ст. 23) и последующее полное уподобление Христу, которое и есть вечная слава верующего. См. Флп. 3:20, 21; Кол. 3:4; 1Ин. 3:2.

8:19 тварь Сюда включено все, что составляет физический мир, кроме людей (ст. 22, 23). Всякому творению как бы придается человеческая способность стремиться уйти от проклятия и его последствий. откровения Буквально «обнаружения» или «снятия покрывала». По возвращении Христа дети Божии разделят Его славу. См. пояснение к ст. 18.

8:20 суете Речь идет о неспособности достичь цели. Из‑за человеческого греха Бог проклял физический мир (Быт. 3:17‑19) и теперь нет ни одной части творения, которая полностью соответствовала бы первоначальному замыслу Божьему.

8:21 освобождена Ср. 2Пет. 3:10; Отк. 21:4, 5.

8:23 начаток Духа Подобно тому как первые плоды на дереве дают надежду на будущий урожай, плод, который производит в нас Дух (Гал. 5:22, 23), дает надежду, что мы однажды будем подобны Христу. стенаем Сожалеем об оставшейся в нас греховности (7:24; ср. Пс. 37:5, 10, 11). усыновления Процесс, который начался с избрания Божьего (Еф. 1:5), затем продолжился усыновлением нас в момент спасения (Гал. 4:5‑7) и завершится нашим прославлением – полным вступлением в наши наследные права (см. ст. 29, 30). искупления тела нашего Не только физического тела, а всей ветхой человеческой натуры (см. пояснения к 6:6, 12; 7:5; ср. 1Кор. 15:35‑44; Флп. 3:20, 21; 2Пет. 1:3, 4; 1Ин. 3:2).

8:24 Надежда См. пояснение к 5:2.

8:26 Также Об окончательном восстановлении стонут не только твари (ст. 22) и верующие (ст. 23), но также и Дух. воздыханиями неизреченными Божественные звуки, которые слышны только для Святой Троицы, нельзя выразить словами. Они несут в себе призыв к счастью каждого верующего (ср. 1Кор. 2:11). Слова Духа Святого идут параллельно труду, который соделал для каждого верующего Господь Иисус (см. Евр. 2:17, 18; 4:14‑16; 7:24‑26).

8:27 какая мысль у Духа Не нужны никакие слова, потому что Отец понимает и соглашается с тем, что думает Дух. См. пояснение к Иуд. 20.

8:28 призванным Ср. ст. 30; см. пояснение к 1:7. Как и во всех посланиях Нового Завета речь идет здесь о Божьем действенном призыве Своих избранных и их спасении. ко благу В одной древней рукописи есть стих: «мы знаем, что Бог есть причина всего...». Провидение Божие определяет каждое событие в жизни – даже страдание, искушение и грех – к нашей временной и вечной пользе (ср. Втор. 8:15, 16).

8:29 предузнал Не просто указание на всеведение Божие – что в далекой вечности Он знал, кто придет ко Христу. Здесь, скорее, говорится о выборе тех, кого коснется Его любовь и с кем Он установит родственные отношения, т. е. о Его избрании (ср. Деян. 2:23, где нерушимое правило греч. грамматики указывает на родство между «предопределением» и «предузнанием», см. пояснения к 1Пет. 1, 2 и ср. с 1:20 – это слово должно переводиться одинаково в обоих стихах). См. пояснения по избранию в 9:10‑24. предопределил Буквально «выделил, назначил или определил заранее». Кого Бог избирает, того Он определяет к конечному уподоблению Своему Сыну (см. пояснения к Еф. 1:4, 5, 11). подобными образу Сына Своего Конечная цель Божья для Его детей – уподобление их Иисусу Христу. Такова награда – «венец вышнего призвания» (Флп. 3:14; ср. Еф. 4:13; Кол. 1:28; Флп. 3:20, 21; 1Ин. 3:2). первородным Преемник, единственный полноправный наследник (ср. Пс. 88:26; Кол. 1:15‑18; Отк. 1:5). Иисус Христос – самый выдающийся среди тех, кто стали «братьями», уподобившись Ему.

8:30 предопределил См. пояснение к ст. 29. призвал См. пояснение к 1:7. оправдал См. пояснение к 3:24. прославил Павел употребляет прошедшее время для будущих событий, подчеркивая их несомненность (ср. ст. 18, 21; 2Тим. 2:10).

8:31‑39 В заключение слов о будущем верующего, которое ему гарантирует Христос, Павел ставит несколько вопросов и дает на них ответы, чтобы отмести всякие сомнения. Эти слова представляют собой практическую хвалу благодати Божьей, гимн полному спасению всех, кто избран для веры.

8:31 Если Бог за нас Лучшим переводом было бы «поскольку Бог за нас».

8:32 Вопрос Павла заключается в следующем: разве Бог сделает для Своих детей меньше, чем Он сделал для Своих врагов? дарует Это слово означает «дает даром». Павел часто употребляет его в отношении прощения (2Кор. 2:7, 10; 12:13; Кол. 2:13; 3:13) и, возможно, оно имеет то же самое значение и здесь. всего Речь идет либо о всяком грехе, совершаемом верующим (если «свободный дар» понимать как «прощение»), либо о всем необходимом для осуществления цели, которую Он имел, выбрав нас (ст. 29, 30; ср. Флп. 1:6).

8:33, 34 Местом этих стихов является Божий суд.

8:33 избранных Божиих См. пояснения к ст. 29, 30. Бог оправдывает их См. пояснение к 3:24. Кто может обвинить того, кто оправдан Богом?

8:34 осуждает Объявит виновным и вынесет приговор. Верующие никогда не могут быть объявлены виновными по следующим 4 причинам: 1) смерть Христа, 2) Его Воскресение, 3) Его Вознесение и 4) Его постоянное ходатайство за них. ходатайствует Ср. Ис. 53:12; Евр. 7:25.

8:35‑39 Перечень всего того, что не может отлучить верующего от любви Божией во Христе не носит для Павла чисто теоретический характер. Он свидетельствует о личном опыте перенесенных страданий и одержанной победе.

8:35 любви Божией Не наша любовь ко Христу, а Его любовь к нам (Ин. 13:1), явленная им через наше спасение (1Ин. 4:9, 10). скорбь См. пояснение к 5:3. Возможно здесь имеется в виду присущее всем людям недоброжелательство. теснота Имеется в виду стесненное, тяжелое положение или беспомощность в определенных обстоятельствах. гонение Страдания, причиняемые нам людьми из‑за нашей связи со Христом (Мф. 5:10‑12).

8:36 Цитата из LXX (древнегреческий текст иудейского Ветхого Завета), Пс. 43:23.

8:37 преодолеваем Составное греческое слово, означающее завоевывать, полностью подчинять себе без реальной угрозы своей жизни или здоровью.

8:38 Начала Падшие ангелы или демоны (ср. Еф. 6:12; Кол. 2:15; Иуд. 6). Силы Множественное число обычного слова «сила» употреблено здесь для обозначения либо чудес, либо людей, занимающих высокое властное положение.

8:39 ни высота, ни глубина Обычные астрономические термины, означающие высшие или низшие точки движение звезд; ничто на нашем жизненном пути не может – ни в конце, ни в начале – отделить нас от Христовой любви. Возможно, Павел имел в виду все пространство в географическом смысле. ни другая какая тварь Все живое и неживое за исключением Самого Творца. любви Божией Ср. 5:5‑11.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →