Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 11 глава

11:1‑36 В этой главе Павел отвечает на вопрос, который логически вытекает из 10:19‑21: «Действительно ли Бог отступает от Израиля за неприятие Христа?» Иными словами, не намерен ли Бог отказаться от данных этому народу обетований (ср. Иер. 33:19‑26)?

11:1 отверг Сама форма глагола в греческом языке предполагает отрицательный ответ. Несмотря на непослушание Израиля (9:1‑13; 10:14‑21), Бог не отрекся от Своего народа (ср. 1Цар. 12:22; 3Цар. 6:13; Пс. 88:32‑38; 93:14; Ис. 49:15; 54:1‑10; Иер. 33:19‑26). Никак Самая сильная форма отрицания в греческом языке (см. пояснение к 6:2).

11:2 наперед знал См. пояснение к 8:29. Непослушание Израиля не отменяет Божьей любви к нему. Илии См. пояснение к 3Цар. 17:1.

11:3 Цитата из 3Цар. 19:10.

11:4 Цитата из 3Цар. 19:18. Ваалом См. пояснения к 1Цар. 16:31, 32; ср. Чис. 22:41.

11:5 по избранию благодати Бог избрал этот остаток не из‑за явленной веры, добрых дел, духовных качеств или расовых предпочтений, а исключительно по Своей благодати (ср. Втор. 7:7, 8; Еф. 2:8, 9; 2Тим. 1:9). остаток Хотя народ отверг Иисуса, тысячи отдельных иудеев уверовали в Него (ср. Деян. 2:41; 4:4; 6:1).

11:6 по благодати… то не по делам Человеческие усилия и благодать Божья – это взаимоисключающие пути к спасению (ср. 3:21‑31; 4:1‑11; 9:11; Гал. 2:16, 21; 3:11, 12, 18; Тит. 3:5).

11:7 Израиль, чего искал Несмотря на свою ревностную религиозность, иудеи во времена Павла не смогли достичь Божьей праведности (9:31, 32; 10:2, 3). избранные Те, кого Бог избрал Своей благодатью, в свою очередь искали и нашли Его праведность (см. пояснения к 9:30; 10:4). ожесточились Действие Божие (ср. Исх. 4:21; 7:3; 9:12; 10:20, 27; 11:40; 14:4, 8, 17; Втор. 2:30; Ин. 12:40) в ответ на ожесточение их сердца (ср. Исх. 8:15, 32; 9:34; 10:1; 2Пар. 36:13; Пс. 94:8; Пр. 28:14; Мф. 19:8; Мк. 3:5; Еф. 4:18; Евр. 3:8, 15; 4:7).

11:8‑10 Эти цитаты из Ветхого Завета показывают, как Бог по Своему приговору ожесточает неверующее сердце Израиля, а также то, что учение Павла не противоречит Ветхому Завету и не преступает его законы.

11:8 как написано См. пояснение к 3:10. Первая цитата взята из Ис. 29:10, далее следуют мысли из Втор. 29:4.

11:9 Мысль из Пс. 68:23, 24. «Трапеза» за столом для человека считалась безопасным местом, но трапеза нечестивых является сетью. Многие верят в то, что для них является проклятием.

11:11 преткнулись... пасть Форма Павлова вопроса (см. пояснение к ст. 1) и его категоричный ответ подтверждают, что ослепление и ожесточение Израиля носят необратимый характер. от их падения Т.е. отвержение Израилем Иисуса Христа. спасение язычникам То, что задолго до этого предсказывалось в Ветхом Завете (ср. Быт. 12:3; Ис. 49:6; Мф. 8:11, 12; 21:43; 22:1‑14; Деян. 13:46, 47; 28:25‑28). возбудить... ревность Бог намерен передать Свой дар спасения презренным язычникам (см. пояснение к Деян. 22:21‑23), чтобы снова повернуть народ к Себе (ст. 25‑27).

11:12 оскудение их Лучше было бы перевести «несостоятельность их». Т.е. их несостоятельность признать Иисуса из Назарета их Мессией и быть народом, свидетельствующим о Боге, в результате чего эта привилегия была дана Церкви, состоящей из язычников. богатство миру Богатство истины о спасении (Быт. 12:3; Ис. 49:6; ср. 2Кор. 8:9). полнота их Их будущее духовное обновление (Отк. 7:4, 9; ср. Зах. 8:23; 12:10; 13:1; 14:9, 11, 16). «Падение» и «оскудение» у Израиля временное явление (ст. 25‑27).

11:13 Апостол язычников См. Деян. 18:6; 22:21; 26:17, 18; Еф. 3:8; 1Тим. 2:7.

11:14 возбужу ли ревность См. пояснение к ст. 11. моих по плоти Его соотечественники израильтяне (см. пояснение к 9:3).

11:15 отвержение их – примирение мира... принятие. См. пояснение к ст. 12. жизнь из мертвых Не телесное Воскресение, но переход из духовной смерти к духовной жизни (Ин. 5:24). Здесь говорится также о будущем духовном возрождении Израиля (ср. ст. 25‑27; Зах. 12:10; 13:1).

11:16 начаток Первая часть урожая, которая должна была приноситься Богу (Исх. 23:19; 34:26; Лев. 2:12; 23:10; Чис. 15:19‑21; 18:12, 13; Втор. 18:4). целое Поскольку начаток представлял весь урожай, то и все тесто можно было назвать святым, отделенным для Бога (ср. Исх. 31:15; Лев. 27:14, 30, 32; Нав. 6:19). корень Патриархи Авраам, Исаак и Иаков. См. пояснение к 4:13. ветви Потомки патриархов: народ Израиля.

11:17‑24 В этом месте Павел строго предупреждает язычников относительно гордости и высокомерия (ср. ст. 18, 20), поскольку они заняли место Израиля именно по причине его гордости.

11:17 ветвей отломились См. Иер. 5:10; 11:16, 17; Мф. 21:43. Отломились не все, но некоторые ветви Израиля (см. пояснения к ст. 16); Бог всегда сохранял остаток из верующих (ср. ст. 3, 4). дикая маслина, привился В древнем мире маслины были важной культурой. Хотя деревья жили несколько сотен лет, некоторые ветви переставали плодоносить. В этом случае на их место прививались ветви молодых деревьев. Павел хочет сказать, что старые бесплодные ветви (Израиль) отламывались, а ветви от дикой маслины (язычники) прививались вместо них. корня и сока Будучи привитыми, язычники получают обильные благословения Божьего Завета как духовные наследники Авраама (см. пояснения к 4:11; Гал. 3:29). маслины Место Божьего благословения; Божий завет о спасении, заключенный с Авраамом (Быт. 12:1‑3; 15:1‑21; 17:1‑27).

11:18 не превозносись В церкви нет места духовной гордости и тем более антисемитизму – мы духовные наследники Авраама (4:11, 16; Гал. 3:29). перед ветвями Неверующими евреями. но корень – тебя Язычники не являются источником благословения, они привиты к завету спасения, который Бог заключил с Авраамом (ср. Гал. 3:6‑9, 13, 14).

11:19 ветви См. пояснение к ст. 17. привиться См. пояснение к ст. 18.

11:20 неверием... верою Одни ветви отломились, другие привились только на основании веры и никак не по расовым, этническим, социальным или интеллектуальным характеристикам и не по внешним нравственным проявлениям. Спасение всегда дается только по вере (ср. 1:16, 17; Еф. 2:8, 9). бойся См. 1Кор. 10:12; 2Кор. 13:5. Бог будет судить вероотступническую церковь (ср. Откр. 2:15, 16; 3:16) точно также, как Он осудил вероотступничество Израиля.

11:21 Если Бог не пощадил Израиль («природных ветвей»), Свой избранный народ, то как могут язычники, чуждые Божьих заветов, рассчитывать на пощаду, если они грешат против истины Евангелия?

11:22 видишь благость и строгость Все черты характера Божьего находятся в полной гармонии; нет конфликта между Его благостью и любовью, Его гневом и справедливостью. Принимающие дар Его благодати ощущают Его благость (2:4); отвергающие Его ощущают Его строгость (2:5). отпадшим Неверующие иудеи, о которых говорится в ст. 12‑21. Данное слово в греческом имеет форму глагола, означающего «падать и полностью разрушаться». Отвергающие Божий дар спасения попадают под духовное разрушение. если пребудешь Подлинная спасительная вера преодолевает все (ср. Ин. 8:31; 15:5, 6; Кол. 1:22, 23; Евр. 3:12‑14; 4:11; 1Ин. 2:19). будешь отсечен Производная от того же греческого корня, что и слово, переведенное как «строгость» в этом же стихе. Бог будет поступать резко и строго с отвергающими Его.

11:23, 24 В будущем Израиль покается и склонится перед Мессией (Зах. 12:10). Употребляя образное сравнение Павла, можно сказать, что Бог с радостью привьет (верующий) еврейский народ к прежней маслине Своих обетований, потому что она изначально принадлежит ему (9:4) в отличие от диких ветвей (язычников, ср. Еф. 2:11, 12).

11:25 тайне Это слово используется тогда, когда речь идет о ранее сокрытой истине Нового Завета (см. пояснения к 1Кор. 2:7; Еф. 3:3‑6). Эта тайна состоит из двух частей: 1) Израиль пережил частичное духовное ожесточение и 2) это ожесточение продлится только определенное свыше время. См. пояснение к 16:25. чтобы вы не мечтали о себе Очередное предупреждение язычникам относительно духовной гордыни и высокомерия (см. пояснение к ст. 17‑24). ожесточение... отчасти Ожесточение народа не распространяется на каждого отдельного еврея. На протяжении всей истории Бог всегда сохранял остаток из носителей веры (См. пояснения к ст. 5, 17). пока войдет полное число язычников «Пока» относится к определенному моменту времени, «полное» говорит о завершении, «войдет» – в греческом эквивалент этого глагола часто означал приход спасения (ср. Мф. 5:20; Мк. 9:43, 45, 47; Ин. 3:5; Деян. 14:22). Духовное ожесточение Израиля (которое началось с непризнания Иисуса Мессией) продлится до того момента, пока не придет к спасению полное число избранных язычников.

11:26, 27 Цитата из Ис. 59:20, 21.

11:26 весь Израиль Т.е. все избранные евреи, которые будут живы в конце скорби, а не остаток верующих евреев, входящих в церковь этого времени (см. пояснения к ст. 5, 17). Поскольку остаток уже принял истину благовестия (см. пояснение к ст. 25), он не нуждается в спасении, которое обещано в данном стихе. придет от Сиона Избавитель См. Пс. 13:7; 52:7; Ис. 46:13. Гора Сион есть символ Тысячелетнего царства Господа Иисуса Христа (Пс. 109:2). Сиона См. пояснение к 9:33.

11:27 завет Новый Завет (Ис. 59:21; Иер. 31:31‑34). когда сниму с них грехи их Цитата из Ис. 27:9. Необходимая предпосылка для спасения Израиля (ср. Иез. 36:25‑29; Евр. 8:12).

11:28 благовестию... враги Временное пребывание Израиля в духовном ожесточении (см. пояснение к ст. 25). в отношении к избранию С точки зрения Божьего выбора для вечности Израиль всегда будет народом Его завета (см. пояснение к ст. 1). ради отцов Патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), воспреемников Авраамова завета (Исх. 2:24; Лев. 26:4; 4Цар. 13:23).

11:29 дары... непреложны См. пояснение к ст. 1. Божье избрание Израиля, как и отдельных верующих, безусловно и неизменно, потому что корни его находятся в Его совершенной природе, и оно выражено односторонним, вечным заветом с Авраамом (см. пояснение к 9:4).

11:30, 31 Бог распространит Свою благодать на неверующий Израиль так же, как Он это сделал с неверующими язычниками (ср. Рим. 5:8). Спасение – как евреев, так и язычников – проистекает из милости Божией (ср. 1Тим. 1:12‑14).

11:32 Сам Он не производит грех (Пс. 5:5; Ав. 1:13; Иак. 1:13), но Бог допускает, чтобы человек впал в греховные наклонности, а затем являет славу, показывая Свою благодать и милость грешникам (ср. Еф. 2:2; 5:6).

11:33‑36 Павел высказывает свое восхищение величием и премудростью Божьего плана, раскрытого в ст. 1‑32. Он провозглашает хвалу Богу не только за Его планы относительно будущего Израиля (гл. 9‑11), но и проводит заключительную черту под темой, касающейся оправдания верой (гл. 1‑11).

1:33 премудрости См. Пс. 103:24; Дан. 2:20; Еф. 3:10; Отк. 7:12. ведения Всеведение Божие (ср. 1Цар. 2:3; 3Цар. 8:39; Пс. 43:22; 148:5). пути Божьи цели или постановления, которые превыше человеческого понимания (ср. Пс. 35:7); а также методы, которые избирает Бог для осуществления Своих целей (ср. Иов. 5:9; 9:10; 26:14).

11:34 Цитата из Ис. 40:13.

11:35 Цитата из Иов. 35:7.

11:36 См. 1Кор. 8:6; 15:28; Еф. 1:23; 4:6; Евр. 2:10. Бог – Источник, Совершитель и Венец всему существующему.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →