Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Коринфянам 12 глава

12:1–14:40 Главная тема этого раздела – духовные дары в церкви – важна и очень непроста. Лжерелигия, возобладавшая в Коринфской церкви, породила враждебные духовные проявления, которым нужно было противостать. Павел доводит это до сведения церкви, и ее поведение будет исправлено истиной и Духом.

12:1 духовных дарах Слово «дары» написано курсивом в знак того, что его нет в оригинале, но оно подразумевается из контекста (ср. ст. 4, 9, 28, 30, 31; 14:1). Переведенное так греческое слово букв. означает «имеющее отношение к Духу», то, что имеет духовные качества или характеристики или находится под некоторой формой духовного контроля. Духовные дары – это данные Богом способности для служения, которые Дух Святой дает в определенной мере всем верующим, и которые должны находиться под Его полным контролем и использоваться для строительства церкви к славе Христа (см. пояснения к Рим. 12:4‑8). Последние следовало отличать от мистических проявлений, называемых «экстазом» (сверхъестественное, чувственное общение с богами) и «энтузиазмом» (прорицаниями, видениями, откровениями, снами), которые присутствовали в языческих религиях Коринфа.

12:2 язычниками Имеются в виду язычники‑христиане (1Фес. 4:5, 1Пет. 2:12). ходили Невероятно, но некоторые члены церкви продолжали совершать нелепые религиозные обряды, в которые были вовлечены по незнанию истины. Проявление экстаза считалось высочайшим выражением религиозного чувства. При этом предполагалось сверхъестественное общение с богами, приводившее к неистовому монотонному пению и некоторым другим действиям. Сюда зачастую входили пьяные оргии (ср. Еф. 5:18), и их участники добровольно впадали в страшный грех.

12:3 анафемы Это самый суровый вид осуждения. Некоторые коринфяне были плотскими и впадали в демонический экстаз. Будучи в таком состоянии, они заявляли, что пророчествуют или назидают в Духе, тогда как на самом деле по‑бесовски богохульствовали против имени Господа, Которому должны были поклоняться. Они оценивали дары с точки зрения опыта, а не содержания. Сатана всегда нападает на личность Христа. Возможно, что хулитель Христа был язычником, объявляющим себя христианином, но придерживающимся мнения о том, что всякая материя, все сущее есть зло, включая человеческого Иисуса (т.е. прегностицизм). Они могли утверждать, что Дух Христов вышел из Иисуса до Его смерти, поэтому Иисус умер позорной смертью, как простой человек. Иисуса Господом Ср. Деян. 2:36; Рим. 10:9, 10; Еф. 1:20, 21; Флп. 2:9‑11. Ценность любого высказывания определяется его истинностью. Если кто‑то провозглашает Иисуса Господом, эта истина от Святого Духа. Что человек думает и говорит об Иисусе Христе, является критерием, говорит ли он от Святого Духа, который всегда ведет к господству Христа (ср. 2:8‑14; Ин. 15:26; 1Ин. 5:6‑8).

12:4 Дары Данные дары не являются природными талантами, дарованиями или способностями, какими в равной мере обладают верующие и неверующие. Они ниспосылаются свыше и сверхъестественно Святым Духом всем верующим (ст. 7, 11), давая им способность духовно назидать друг друга и таким образом чтить Господа. Разнообразные дары можно разбить на две основные группы: говорения и служения (см. ст. 8‑10; ср. Рим. 12:6‑8; 1Пет. 4:10, 11). Дары говорения (или вербальные) – дары пророчества, знания, мудрости, учительства и увещевания и служения (невербальные) – дары управления, вспоможения, даяния, милосердия, веры и распознания и все постоянные дары, которые будут действовать на протяжении всей истории Церкви. Их назначение и цель созидать Церковь и прославлять Бога. Приведенный здесь перечень и то, что мы видим в Рим. 12:3‑8, это представительный набор, из которого Дух Святой по Своему усмотрению дает каждому верующему один или несколько даров (ст. 11). Некоторые верующие могут получать дары такие же, как и у других верующих, но в то же время Дух делает каждого уникальным по даруемой благодати. Чудотворения, исцеления, языки и истолкование языков были временными дарамизнамениями только для апостольской эпохи, и поэтому прекратились. Целью их было запечатлеть Апостолов и их свидетельство как об истинном Слове Божьем, пока записанное Слово Божие не достигло полноты и не стало самоутверждающим. См. пояснения к ст. 9, 10.

12:5, 6 служения различны… действия различны Господь дает верующим уникальный простор для служения и реализации своей одаренности, а также различные источники силы, необходимые для этого (ср. Рим. 12:6).

12:7 проявление Духа Каким бы ни был дар, служение или действие, все духовные дары исходят от Святого Духа. Они дают знание понимание и очевидность Его в Церкви и в мире тем, что приносят духовную пользу всем, получающим свое служение.

12:8 слово мудрости «Слово» означает дар говорения (см. пояснения к ст. 4; 1Пет. 4:11). В Новом Завете «мудрость» чаще всего употребляется как способность понимать Слово Божие и Его волю и искусно применять это понимание в жизни (ср. Мф. 11:19; 13:54; Мк. 6:2; Лк. 7:35; Деян. 6:10; Иак. 1:5; 3:3, 17; 2Пет. 3:15). слово знания В первом столетии этот дар, возможно, был даром получать откровение, а сегодня он представляет собой способность понимать и возвещать Божью истину с проникновением в тайны Его слова, которые нельзя понять вне Божьего откровения (Рим. 16:25; Еф. 3:3; Кол. 1:26; 2:2; 4:3; ср. 13:2). Знание основывается на постижении истины; мудрость ставит акцент на убежденность и на поведении, которое она за собой влечет.

12:9 вера В отличие от спасительной веры и постоянной веры, которыми обладают все верующие, этим даром обладают постоянно возносящие ходатайственные молитвы и полагающиеся на Бога в трудных обстоятельствах (ср. Мф. 17:20). исцелений Временный дар, которым, как знамением, пользовался Христос (Мф. 8:16, 17), Апостолы (Мф. 10:1), семьдесят учеников (Лк. 10:1) и некоторые помощники, бывшие с Апостолами, такие как Филипп (Деян. 8:5‑7). Эта способность определялась как дар, принадлежащий Апостолам (ср. 2Кор. 12:12). Хотя сегодня христиане не имеют дара исцеления, Бог несомненно, по‑прежнему слышит и отвечает на молитвы Своих детей (см. Иак. 5:13‑16). Некоторые люди полагают, что исцеления должны происходить во всякое время, но это не так. Физические исцеления очень редко встречались во время Ветхого Завета. Есть только несколько упоминаний о них. До прихода Христа не было такого времени, когда исцеления были бы широко распространены. Только при Его жизни и жизни Его Апостолов произошел настоящий взрыв исцелений. Это было обусловлено особой необходимостью засвидетельствовать о Мессии и удостоверить первые чудеса Евангелия. Иисус и Его Апостолы временно изгнали болезнь из Палестины, но это была самая памятная веха истории искупления, потребовавшая такого удостоверения. Сделать исцеление обычным явлением значило бы сделать обычным приход Спасителя. Этот дар принадлежал к дарам, знаменательным только для той эпохи. Дары исцеления никогда не использовались единственно только для того, чтобы вернуть людям физическое здоровье. Павел бывал болен, но никогда не исцелял себя сам и не просил другого человека исцелить его. Его друг Епафродит был близок к смерти (Флп. 2:27), но и Павел не исцелил его. Вступился Бог. Когда Тимофей был болен, Павел не исцелил его, а сказал употреблять немного вина (1Тим. 5:23). Павел оставил Трофима «больного в Милите» (2Тим. 4:20). Исцеления не были частым делом в служении Павла, но случались, когда он приходил в новую местность, например на Мальту, где для его благовествования и проповеди требовалось удостоверение (см. Деян. 28:8, 9). Это первое упоминание об исцелении после случая с исцелением хромого в Листре (Деян. 14:9), куда Павел прибыл для проповеди Евангелия. Еще ранее было исцеление Петром в Деян. 9:34 и воскрешение Тавифы в 9:41 для того, чтобы люди поверили благовествованию Петра (9:42).

12:10 чудотворения Этот временный дар знамений служил для совершения изумительных действий, противоречащих природе с тем, чтобы им не было иного объяснения, кроме силы Божьей. Это также было удостоверением Христа и Апостолов для проповеди Евангелия. В Ин. 2:11 говорится, что Иисус совершил Свое первое чудо в Кане «и явил славу Свою» не для того, чтобы продолжался пир (ср. цель Иоанна при описании чудотворений Иисуса в этом Евангелии в 20:20, 31). В Деян. 2:22 утверждается, что Иисус совершал чудеса для свидетельства о Боге, Который действовал через Него, чтобы люди поверили в Него как в Господа и Спасителя. Иисус совершал чудеса и исцелял в течение трех лет Своего служения, но не в предыдущие 30 лет. Его чудеса начались тогда, когда началось Его служение. Хотя Иисус творил чудеса, связанные с природой (превращение воды в вино, приумножение пищи, хождение по воде с Петром, Вознесение), мы нигде не читаем о чудесах, совершенных Апостолами в природной сфере. Какие чудеса творили Апостолы? Ответ заключается в слове «чудеса», означающем «власть» и часто связанном с изгнанием бесов (Лк. 4:36; 6:18; 9:42). Это именно та сила, которую Господь дал ученикам (Лк. 9:1; 10:17‑19; ср. Деян. 6:8; 8:7; 13:6‑12). См. пояснения к Деян. 19:4‑16. пророчество Значение этого слова простое: «говорить наперед» или «возвещать публично». В средние века к ним иногда добавилось значение «предсказывать». По завершении Писания пророчество перестало быть средством нового откровения и ограничивается возвещением того, что уже открыто в написанном Слове. Даже библейские пророки были проповедниками, глашатаями Божьей истины через откровение и многократное повторение. Такие ветхозаветные пророки, как Исаия, Иеремия, Иезекииль на протяжении всей своей жизни провозглашали Слово Божие. Только небольшая часть того, что они проповедовали, записана в Библии в форме прямого откровения Бога. Они, по всей видимости, постоянно повторяли и подчеркивали Божьи истины, подобно тому, как сегодня проповедники повторяют, объясняют и подчеркивают Слово Божье, данное в Писании. Лучшее определение этому дару дано в 14:3. Важность этого дара объясняется 14:1, 39. Его главенство над другими дарами, особенно языками, является темой гл. 14. См. пояснения к 1Фес. 5:20; Отк. 19:10. различение духов Сатана – великий обманщик (Ин. 8:44), и его духи противостоят Божьему Слову и труду. Христиане с даром различения имеют от Бога способность распознавать ложных духов и ложные учения (ср. Деян. 17:11; 1Ин. 4:1). Павел показал использование этого дара в Деян. 16:16‑18, как и Петр в Деян. 5:3. Когда в Коринфской церкви этого не произошло, там случилось страшное отступление от истины (см. ст. 3; 14:29). Хотя в силу завершения Писания его действие с апостольских времен изменилось, по‑прежнему важно иметь в церкви людей с даром различения духов. Они являются хранителями, стражами, которые защищают церковь от бесовской лжи, ошибочных учений, извращенных культов и проявлений плоти. Необходимо тщательное изучение Слова для получения как даров знания, мудрости, проповеди и назидания, так и дара различения. См. пояснения к 1Фес. 5:20‑22; Деян. 17:11. языки… истолкование Эти временные дары знамений с использованием нормальных слов для говорения на иностранном языке и переводе, как и другие (чудотворения, исцеления) служили для удостоверения истины и тех, кто проповедовал ее. Этот истинный дар был четко определен в Деян. 2:5‑12 в качестве языков, которые придавали Евангелию ценность данной Богом вести. Однако в Коринфе из‑за отрицательного воздействия местных традиций они были чрезмерно экзальтированы и неправильно употреблялись. Далее, в гл. 14 говорится об этом подробно. См. пояснения к 14:1‑29.

12:11 один и тот же Дух Обращая внимание на различие даров (ст. 4‑11), Павел подчеркивал, что их единственным источником является Дух (ср. ст. 4‑6, 8 , 9). В данной главе это пятое упоминание о Святом Духе как источнике даров. Здесь указывается, что дары не ищут, а принимают, получают от Духа, «как Ему угодно». Только Он один по Своему выбору «производит» дары и наполняет их силой (ст. 6).

12:12 тело… члены Павел использует человеческое тело образно как аналогию (ср. 10:17), для описания единства Церкви во Христе. От этого места до ст. 27 он употребил слово «тело» 18 раз (ср. Рим. 12:5; Еф. 1:23; 2:16; 4:4, 12, 16; Кол. 1:18).

12:13 крестились Церковь, духовное тело Христа создается из верующих, которые погружаются во Христа через Святого Духа. Христос есть Креститель (см. пояснение к Мф. 3:11), Который погружает Духом каждого верующего в единство со всеми другими верующими. Павел не пишет о водном крещении. Тот внешний знак отражает союз верующего с Христом в Его смерти и Воскресении (см. пояснения к Рим. 6:3‑5). Подобным образом все верующие погружаются в тело Христово посредством Святого Духа. Павел обращает особое внимание на единство верующих. Не может быть верующего, который не был крещен Духом, как не может быть более одного крещения Духом или иного единства, как не в теле Христовом. Все верующие крещены Духом и поэтому все составляют одно тело. См. пояснения к Еф. 4:4‑6. Это не переживание, которое надо искать, а реальность, которую надо признать. См. также пояснения к Деян. 8:17; 10:44, 45; 11:15‑17. напоены одним Духом При спасении все верующие становятся полноправными членами Тела Христова, Церкви, но в каждом из них поселяется Дух Святой (Рим. 8:9; ср. 6:19; Кол. 2:10; 2Пет. 1:3, 4). Нет нужды (или высшего объяснения) для чего‑то такого вроде вторичного благословения, ощущения одержанной победы или большей полноты бытия, или мгновенно возросшей духовности (ср. Ин. 3:34). Предусмотренное Христом спасение совершено, и Он призывает только к послушанию и вере в то, что уже дано (Евр. 10:14).

12:14‑20 Показывая, как каждый орган человеческого тела важен для функционирования, Павел подчеркнул крайнюю важность единства Церкви, но Богом предусмотренная разница внутри этого единства также необходима. Он как бы намекнул, что некоторые себялюбивые члены недовольны своими дарами и помышляют об иных (ст. 11). Таким отношением они действительно ставили под сомнение Божью мудрость и полагали, что Он ошибся при распределении даров (ср. ст. 3; Рим. 9:20, 21). В поиске видимых способностей и силы, они стали уязвимы к плотским, данных бесами, подложным дарам.

12:18 Здесь вновь, как и в ст. 11, Павел говорит о неразумных и плотских коринфянах, которые были недовольны тем, что им было дано свыше для созидания церкви и славы Господа. См. пояснение к ст. 31.

12:21 не надобна… не нужны В то время, как некоторые в Коринфе огорчались по поводу отсутствия у них видимых даров (см. пояснения к ст. 14‑20), те, которые их имели, проявляли к первым высокомерие. Под «глазом» и «головой», которые представляют наиболее почетные и приметные органы, подразумевались люди с более престижными дарами. Они настолько преувеличивали свою значимость, что пренебрегали теми, чьи дары им казались менее значительными. Они были явно безразличны («не надобна… не нужны») и самодовольны.

12:22‑24 Реакция Павла на гордыню, проявляемую наделенными более приметными дарами, заключалась в том, что он вновь перешел на язык образов и напомнил, что слабейшие и менее благородные части тела (ст. 24), которые не принято выставлять напоказ, получают большее попечение. Он имел в виду внутренние органы.

12:25 Бог создал видимые для внешнего обозрения дары, которые очень важны, но в равной мере он создал и более жизненно важные скрытые дары, предусмотрев тем самым будущее единство, ибо все важно для труда тела Христова.

12:26, 27 Это призыв к взаимной любви и заботе в братстве верующих (ср. Флп. 2:1‑4), которые поддерживают единство, угодное Господу. Есть одно тело, в котором все выполняют свое предназначение, но каждый член не теряет своей неповторимости и важности служения в соответствии с планом Божьим.

12:28, 30 Бог поставил Вновь подчеркивая абсолютную власть Бога (ср. ст. 7, 11, 18), Павел показывает особенность и единство тела, напоминая основные категории служений, призваний и даров.

12:28 Апостолами… пророками См. пояснение к Еф. 4:11. Их целью было: 1) заложить основы церкви (Еф. 2:20), 2) принять и возвестить откровение Слова Божьего (Деян. 11:28; 21:10, 11; Еф. 3:5) и 3) дать подтверждение этому Слову через знамения и чудотворения. (2Кор. 12:12; ср. Деян. 8:6, 7; Евр. 2:3, 4). «Апостолы» относится прежде всего к тем Двенадцати, избранным нашим Господом, включая Павла и Матфия (Деян. 1:26). См. пояснение к Рим. 1:1. Были и другие, которые служили посланниками церкви: Варнава (Деян. 14:14), Сила, Тимофей (1Фес. 2:6) и другие (Рим. 16:7; 2Кор. 8:23; Флп. 2:25). Апостолы Христа были источником церковного учения (Деян. 2:42); апостолы церкви были ее первыми начальниками (2Кор. 8:23). «Пророки» были особо одаренными людьми в местных церквах, которые проповедовали Слово Божие (Деян. 11:21‑28; 13:1). Каждое пророчество должно сопоставляться со словом Апостолов (см. пояснения к 14:36, 37). учителями Возможно, тоже самое, что пасторы‑учителя (см. пояснение к Еф. 4:11), но возможен и другой более широкий смысл, включая всех одаренных к назиданию в церкви, независимо от наличия пасторского статуса. силы чудодейственные… исцелений… языки См. пояснения к ст. 9, 10. вспоможения, управления Эти менее приметные дары упоминаются рядом с более приметными проявлениями Духа с тем, чтобы показать их жизненно важную необходимость (ст. 22). «Вспоможение» – это способность к служению другим; действительно, дар служения («служения другим») в Рим. 12:7 относится к той же самой категории. «Управление» означает руководство. Переведенное так с греческого это слово означало «управлять кораблем» (Деян. 27:17), что относится к человеку, который может успешно возглавлять служение в церкви.

19:29, 30 Все эти вопросы предполагают ответ «нет». Тело Христово – разнообразно, и Бог постановил это свыше.

12:31 Ревнуйте В широком смысле это слово не означало, что верующие должны ревновать о самых выдающихся дарах, поскольку содержание всей главы обличает их в наличии именно таких греховных желаний. Желание дара из эгоистичных соображений неправильно, поскольку дары даются свыше по воле Божьей (ст. 7:11, 18, 28). Поэтому его следует понимать не как императив (повеление), а так, как позволяет форма глагола, т.е. как утверждение факта «вы ревнуете о показных дарах, неправильно». Настоящий императив заключается в том, что следует прекратить вести себя подобным образом и познать «путь еще превосходнейший», путь любви, который Павел объяснит в гл. 13.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →