Комментарии учебной Библии МакАртура на 2-е послание Коринфянам 10 глава

10:1–13:13 Резкое изменение интонации после гл. 1‑9 объясняется связью между гл. 10‑13 и 1‑9. Некоторые утверждают, что главы 10‑13 первоначально были частью «сурового послания» (2:4) и хронологически должны идти перед гл. 1‑9. Однако гл. 10‑13 не могли быть написаны перед гл. 1‑9, поскольку в них упоминается посещение Тита как событие прошлого (12:18; ср. 8:6). Кроме того, в гл. 10‑13 нигде не упоминается обидчик Павла, вызывающее поведение которого стало причиной «сурового послания» (2:5‑8). Другие соглашаются с тем, что гл. 10‑13 идут после гл. 1‑9, но полагают, что они составляют отдельное письмо. Они считают, что Павел, отослав коринфянам гл. 1‑9, получил известие о новых бедах и написал ответ гл. 10‑13. Другой вариант этой точки зрения – Павел сделал перерыв при написании 2Кор. после гл. 1‑9, услышав дурные вести из Коринфа, а затем написал гл. 10‑13. Эта точка зрения сохраняет единство 2Кор., однако в гл. 10‑13 Павел нигде не упоминает о получении каких‑либо известий из Коринфа. Наилучшим представляется мнение о том, что 2 Кор. является единым посланием, в котором гл. 1‑9 обращены к покаявшемуся большинству (ср. 2:6), а гл. 10‑13 – к меньшинству, все еще находящемуся под влиянием лжеучителей. Это подтверждается следующим: 1) нет исторических доказательств (древнегреч. рукописей, трудов Отцов церкви или ранних переводов) тому, что гл. 10‑13 когда‑либо имели хождение в качестве отдельного письма, во всех греч. источниках они идут вслед за гл. 1‑9; 2) Разница в интонации между гл. 10‑13 и 1‑9 преувеличена (ср. 11:11; 12:14 с 6:11; 7:2) и 3) гл. 10‑13 дают логическое заключение гл. 1‑9, поскольку Павел готовит коринфян к своему обещанному посещению (1:15, 16; 2:1‑3).

10:1 скромен… отважен Павел с иронией повторяет одно из обвинений Коринфян против него; они ошибочно приняли его кротость и снисходительность за слабость. Более того, они обвинили его в трусости, в том, что он отважен только писать им на безопасном расстоянии (ср. ст. 10). кротостью Смиренность и мягкость, которые проявляются в терпеливом переживании несправедливой обиды. Кроткий человек не переживает и не сердится и не помышляет о мщении. См. пояснение к Мф. 5:5. снисхождением Качество близкое к кротости. Применительно к человеку, обладающему властью, это может быть терпимость. Снисходительные люди отказываются от мести, даже если это им и по силам (Флп. 4:5).

10:2 Павел вполне способен на бесстрашное противостояние (ср. Гал. 2:11). Щадя коринфян (ср. 1:23), Павел просит возмущенное меньшинство не заставлять его показывать свою отвагу против них, и предупреждает, что при необходимости он это сделает.

10:3 ходя во плоти Оппоненты Павла в Коринфе несправедливо обвинили его в том, что он ходит во плоти в моральном смысле (ср. Рим. 8:4). В ответ Павел говорит, что он ходит во плоти в физическом смысле; имея силу и власть апостола Иисуса Христа, он остается обычным человеком (ср. 4:7, 16; 5:1). не по плоти воинствуем Будучи человеком, Павел не вел духовной борьбы за людские души с помощью человеческой хитрости, мирской мудрости или искусных методов (ср. 1Кор. 1:17‑25; 2:1‑4). Это слишком слабое оружие для освобождения душ от сил тьмы и для возрастания их во Христе. Эти методы не могут успешно противостоять нападкам сатаны на Евангелие.

10:4 воинствования нашего Представление о христианской жизни как войне характерно для Нового Завета (ср. 6:7). плотские Человеческие. См. пояснение к ст. 3. твердынь Метафора, которая была бы совершенно понятна коринфянам, поскольку Коринф, как и большинство древних городов, имел крепость на вершине южного холма, которая могла послужить убежищем для жителей. Могучие духовные твердыни, укрепленные силами ада, могут быть разрушены только лишь духовным оружием в руках благочестивых верующих – «мечом духовным» (Еф. 6:17), поскольку сатанинские измышления может поражать только истина Слова Божия. Новый Завет учит верующих не нападать на духов или сатану (см. пояснение к Иуд. 9), а нападать на искажение истины. Таково наше воинствование (ср. Ин. 17:17; Евр. 4:12).

10:5 превозношение Мысли, идеи, рассуждения, взгляды, философии и лжерелигии есть идеологические укрепления, находясь в которых люди ведут борьбу с Евангелием и Богом (ср. 1Кор. 3:20). пленяем всякое помышление Важно полностью разрушить крепости человеческой и бесовской мудрости как укрытия для порабощенных ложью.

10:6 Павел не будет бездействовать при нападках врагов на его церковь. Он готов изгнать их (как это было в Ефесе; 1Тим. 1:19, 20), как только коринфская церковь придет в полное послушание. Когда это произойдет, обозначится четкая граница между покаявшимся, послушным большинством и упорствующим, непослушным меньшинством.

10:7 личность… смотрите Лучше было бы перевести греч. глагол «смотреть» в повелительном наклонении: «Смотрите на очевидное, наблюдайте факты, рассматривайте данные». В свете того, что они знали о нем (ср. 1Кор. 9:12), как могли некоторые коринфяне поверить, что Павел является лжеапостолом, а лжеучителя – истинными апостолами? В отличие от Павла лжеучителя не основывали церквей и не переносили преследований из‑за Христа. Павел мог призвать свидетелей – и даже Ананию – о случившемся по дороге в Дамаск. У лжеапостолов не было никаких свидетелей о придуманных встречах с прославленным Христом. Кто уверен в себе, что он Христов Утверждение Апостолов о принадлежности ко Христу можно рассмотреть в 4 аспектах: 1) что они христиане, 2) что они знали Христа во время Его земной жизни, 3) что они имеют от Него апостольское поручение или 4) что они имеют особое знание о Нем. Их утверждение о том, что все или кое‑что истинно в отношении их самих, подразумевает, что они отрицали такую истинность в отношении Павла. мы Христовы Павел пока не оспаривает утверждения лжеапостолов (что он сделает позднее в 11:13‑15). Он просто говорит о том, что он также может претендовать на принадлежность ко Христу. Чтобы принять чью‑то сторону в споре, коринфянам нужно только рассмотреть объективные сведения, к чему он и призвал их в начале этого стиха.

10:8 Спор с лжеапостолами принуждает Павла обратить большее внимание на вопрос своей власти, чем ему хотелось бы. Обычно его удерживала от этого скромность, но как бы много ни говорил он о своей власти, Павел не оказался бы в постыжении. Поскольку у него была такая власть, никому не удалось бы обвинить его в пустом хвастовстве. Господь дал Павлу власть для созидания и укрепления церкви, и то, что он соделал в Коринфе, доказывает подлинность его апостольских притязаний. Далекие от создания коринфской церкви, лжеапостолы принесли туда разброд, разделения и беспорядок. Это показывает, что их власть не от Бога, Который стремится к созиданию церкви (ср. Мф. 16:18), а не разрушению ее единства.

10:9 устрашаю вас… посланиями Лжеапостолы обвинили Павла в том, что он пытается запугать Коринфян своими посланиями (такими, как «суровое послание», см. Вступление: историкоеографическая справка). Целью же Павла было не устрашение, а приведение их к покаянию (ср. 7:9, 10), ибо он любил их (ср. 7:2, 3; 11:11; 12:15).

10:10 В своих непрестанных попытках дискредитировать Павла лжеапостолы утверждали, что в отличие от своих резких и решительных писем сам он не обладает качествами настоящего лидера. Они, несомненно упоминали об убытии Павла после его «скорбного посещения» (2:1; ср. Вступление: историко‑географическая справка), как о бегстве после полной неудачи. В обычаях того времени высоко ценились искусная риторика и ораторское искусство, поэтому «насмешливый» тон Павла воспринимался как слабость его характера.

10:11 Павел отвергает лживые обвинения против себя и настаивает на своей честности. Он одинаков как в письмах, так и в личном присутствии.

10:12 сопоставлять или сравнивать себя Отказ сравнивать себя с другими или заниматься самовосхвалением отображает скромность Павла. Его лично заботило лишь одно: что думает о нем Господь (ср. 1Кор. 4:4), хотя ему и необходимо защищать свое апостольство для того, чтобы коринфяне, отвернувшись от него, не отвернулись от истины ко лжи. сравнивают себя с собою Павел указывает на безумие хвастовства лжеапостолов. Они выдумывали нормы, которым они могли бы соответствовать, а затем объявляли, что они выше этих норм.

10:13 не без меры хвалиться В отличие от гордых, высокомерных, хвастливых лжеапостолов Павел ничего не говорит о себе или о своем служении кроме того, что оно истинно и исходит от Бога. по мере удела, какой назначил нам Бог Павел был удовлетворен пределами данного Богом служения, а именно Апостола язычников (Рим. 1:5; 11:13). Таким образом, вопреки утверждениям лжеапостолов, Коринф был уделом служения Апостола Павла. Апостол снова проявляет свою скромность, отказываясь хвалиться своими собственными достижениями, предпочитая говорить о том, что совершил через него Христос (Рим. 15:18; Кол. 1:29).

10:15 увеличить… удел наш Когда кризис в Коринфе миновал и вера коринфян укрепилась, Павел смог с их помощью распространить свое служение в другие местности.

10:16 далее вас В Риме (Деян. 19:21) и Испании (Рим. 15:24, 28).

10:17 Мысль о самовозвышении была чужда Павлу, он хвалится только Господом (ср. Иер. 9:23, 24; 1Кор. 1:31; см. пояснение к ст. 13).

10:18 кого хвалит Господь См. пояснение к ст. 12. Самовосхваление бессмысленно и глупо, истинная хвала исходит только от Бога.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →