Комментарии учебной Библии МакАртура на 2-е послание Коринфянам 11 глава

11:1 неразумию Только что сказав о неразумии самовосхваления (10:18), Павел разумеется, хотел его избежать. Но принятие коринфянами лжеапостолов вынудило Павла заговорить о своем собственном апостольстве (ср. 12:11). Это был единственный способ утвердить их в истине (см. пояснение к 10:7). В отличие от лжеапостолов Павел хвалится Господом (10:17) и проявляет озабоченность об угрозе лжеучения благополучию коринфян (ср. ст. 2; 12:19).

11:2 я ревную о вас Причина «неразумия» Павла (см. пояснение к ст. 1) – его великая забота о Коринфянах. Эта забота доходит до ревности, но не за свою репутацию, а за их духовную чистоту (см. пояснение к ст. 3). ревностью Божиею Ревность, внушенная любовью к Богу, и подобная ревности Самого Бога к святости Его имени и преданности Его народа (ср. Исх. 20:5; 34:14; Втор. 4:24; 5:9; 6:15; 32:16, 21; Нав. 24:19; Пс. 77:58; Иез. 39:25; Наум. 1:2). я обручил вас единому мужу Как их духовный отец (12:14; 1Кор. 4:15; ср. 9:1, 2), Павел сравнивает коринфян с дочерью, которую он обручил с Иисусом Христом (при их обращении). В Ветхом Завете дан образ Израиля как жены Господа (ср. Ис. 54:5), а Новый Завет дает образ Церкви как невесты Христа (Еф. 5:22‑32; Отк. 19:7). чистою девою Обручив коринфян с Христом, Павел хочет, чтобы они были чисты до наступления бракосочетания (см. Отк. 19:7). Именно это страстное желание вызывало ревность Павла (см. пояснение к ст. 1) и побуждало его говорить о подлинности своего апостольства.

11:3 Павел сравнивает опасность, грозящую коринфской церкви с обманом Евы сатаной. Он боится, что коринфяне подобно Еве, подпадут под дьявольскую ложь и повредятся в разуме. Трагическим итогом был бы уход от преданности Христу в пользу намеренной ошибки лжеапостолов. Намек Павла на Быт. 3 подразумевает, что лжеапостолы были эмиссарами сатаны – истина, которую он далее пояснит (ст. 13‑15).

11:4 кто, пришед Лжеапостолы пришли в коринфскую церковь со стороны, подобно, как в Сад вошел сатана. Похоже, что это были иудеи из Палестины (ср. ст. 22; Деян. 6:1), которые хотели распространить на коринфян влияние Иерусалимской церкви. Они хотели внедрить там иудейские порядки. В отличие от иудеев, которые отравили жизнь Галатийским церквам (ср. Гал. 5:2), лжеапостолы в Коринфе не настаивали, чтобы коринфяне обрезывались. Они также не практиковали строгого законничества. По сути дела, они выступали за распущенность нравов (ср. 12:21). Их увлеченность риторикой и ораторским искусством (ср. 10:10) наводит на мысль о большой зависимости их от греч. культуры и философии. Они объявляли себя (безосновательно, ср. Деян. 15:24) представителями Иерусалимской церкви и даже имели рекомендательные письма (см. пояснение к 3:1). Называя себя высшими апостолами (ст. 5), они высмеивали апостольство Павла. Хотя их учение могло отличаться от иудеев в Галатии, оно было таким же мертвым. другого Иисуса… иного Духа… иное благовестие Несмотря на гнусные нападки на него, Павел вел не личную, а доктринальную борьбу. Он мог терпеть враждебность к себе, если бы при этом проповедовалось Евангелие Иисуса Христа (ср. Флп. 1:15‑18). Те же, кто порочил истинное Евангелие, получали сильнейшее осуждение Павла (ср. Гал. 1:6‑9). Хотя подробности лжеучения неизвестны и не имеют значения, суть заключается в том, что они проповедовали «другого Христа» и «иного духа», что составляло «иное благовестие». вы были бы очень снисходительны к тому Павел опасается и очень ревнует о том, чтобы коринфяне не соблазнились губительной ложью лжеапостолов (см. пояснения к ст. 2, 3).

11:5 высших Апостолов Возможно ссылка на 12 Апостолов для утверждения той мысли, что несмотря на слова лжеапостолов, которые говорили, что были присланы из Иерусалима, (см. пояснение к ст. 4), он никак не ниже тех 12 (см. 1Кор. 15:7‑9). Скорее всего Павел иронизирует о лжеапостолах, которые самозванно возвышают себя. Вряд ли он мог говорить о 12, имея в виду лжеучение (ср. ст. 1‑4). Неправдоподобно также, чтобы Павел сравнивал себя и 12 (Павлу наверняка не пришлось бы спорить о своих ораторских способностях с 12; ср. Деян. 4:13).

11:6 невежда в слове Павел признает недостаток своей ораторской подготовки, которую так ценили греки (см. пояснение к 10:10; ср. Деян. 18:24). Он был проповедник Евангелия, а не профессиональный оратор. но не в познании При любых ораторских недостатках, Павел не имел таковых в смысле знания. Павел упоминает здесь не о своем раввинском обучении у Гамалиила (Деян. 22:3), а о знании Евангелия (ср. 1Кор. 2:6‑11; Еф. 3:1‑5), которое он получил напрямую от Бога (Гал. 1:12).

11:7 безмездно Греки придавали значение цене, которую учитель назначал за свой труд. Поэтому лжеапостолы обвинили Павла в том, что не требует никакой платы за свое служение (ср. 1Кор. 9:1‑15). Они убеждали коринфян в том, что Павел обижает их, отказываясь от вознаграждения, что якобы доказывало, что он не любит их (ср. ст. 11). Коринфяне также недоумевали, почему Павел занимается простым трудом (Деян. 18:1‑3), который они почитали недостойным Апостола. Павел спрашивает своих обвинителей с горькой иронией, как вышеупомянутый труд можно вменить человеку в грех. В действительности же отказом от их содержания он уничижил себя, чтобы возвысить их, поднять их над их грехом и идолопоклонством.

11:8 причинял издержки «Причинял издержки» – это очень сильное слово, которое во внебиблейском греч. языке означало «грабеж». Павел, конечно же, не брал денег в тех церквах без их согласия. Он хочет сказать, что церкви, которые поддерживали его во время служения в Коринфе, не получали прямой прибыли от средств, которые тратили на него. Неясно, почему Павел отказался от содержания, которое полагалось ему от коринфян (1Кор. 9:15), возможно, некоторые высказывали сомнения о его мотивах при сборе помощи Иерусалимской церкви (ср. 12:16‑18).

11:9 братия, пришедшие из Македонии Сила и Тимофей (Деян. 18:5), доставившие деньги из Филиппии (Флп. 4:15) и, возможно, Фессалоникии (ср. 1Фес. 3:6). Щедрая финансовая поддержка (от македонян) позволила Павлу посвятить себя полностью проповеди Евангелия.

11:10 похвала сия О своем бесплатном служении (см. пояснение к ст. 7; ср. 1Кор. 9:15, 18). странах Ахаии Римская провинция, столицей и важнейшим городом которой был Коринф (см. пояснение к 9:2). Влияние лжеапостолов наверняка распространялось за пределы самого Коринфа.

11:11 буду поступать То, что Павел отказался от финансовой поддержки коринфян, вызвало замешательство среди лжеапостолов, которые стремились получать деньги за свое служение. Павел вознамерился нести служение бесплатно и тем самым лишить лжеапостолов возможности утверждать, что они действуют на таком же основании, что и он.

11:13‑15 Оставив прикрытую иронию и извинительный тон, Павел прямо и беспощадно разоблачает лжеапостолов в их сущности как эмиссаров сатаны. Лживыми были не только их претензии на апостольство, но и их учение (см. пояснение к ст. 4). Как слуги сатанинского учения они были под проклятием (Гал. 1:8, 9). Сильные выражения Павла могут показаться грубыми, но они выражают его праведную ревность о коринфянах (см. пояснение к ст. 1). Павел не хочет жертвовать истиной ради единства. Ср. 1Тим. 4:12.

11:13 лжеапостолы См. пояснение к ст. 4.

11:14, 15 Поскольку князь тьмы (ср. Лк. 22:53; Деян. 26:18; Еф.6:12; Кол.1:13) маскируется под ангела света и рядится в ризы посланника истины – не удивительно, что его эмиссары делают то же самое. Дьявол обманул Еву (см. пояснение к ст. 3; Быт. 3:1‑7), и удерживает в плену неверующих (4:4; ср. Еф. 2:1‑3), его эмиссары пытались обмануть и поработить коринфян. Ужасным концом этих самозванных «служителей праведности» будет суд Божий – участь всех лжеучителей (Рим. 3:8).

11:16‑32 Обсудив вопросы финансовой поддержки (ст. 7‑12) и обличив лжеучителей как эмиссаров сатаны (ст. 13:15), Павел возвращается к «неразумию» самовосхваления, к которому его вынудили коринфяне (ст. 1‑6; см. пояснение к ст. 1).

11:16 не почти кто‑нибудь меня неразумным См. пояснение к ст. 1. Поскольку некоторые коринфяне склонялись к лжеапостолам, а не к Павлу, он решил говорить с неразумными в соответствии с их неразумием (Пр. 26:5). Павел не беспокоится лично о себе, он знает, что отвергая его ради лжеапостолов, коринфяне отвергают истинное Евангелие ради лживого. Поэтому, утверждая подлинность себя и своего служения, Павел защищает истинное Евангелие Иисуса Христа.

11:17, 18 Павел признает, что самовосхваление относится к тому, что «не в Господе» (ср. 10:1). Но отчаянное состояние в Коринфе, где лжеапостолы «хвалятся по плоти», вынуждает его хвалиться, но не ради самовозвеличивания (Гал. 6:14), а чтобы противостать учению, угрожающему коринфской церкви (см. пояснение к ст. 16).

11:19‑21 Данные стихи содержат самую острую иронию из всего написанного Павлом, свидетельствуя о серьезности ситуации в Коринфе и о ревностной заботе праведного пастора (см. пояснение к ст. 2). Павел не считал свое расхождение с лжеапостолами простым академическим спором – на карту поставлены души коринфян и чистота Евангелия.

11:19 Коринфянам, иронически замечает Павел, нет нужды терпеть такого «неразумного», как он, если они так разумны (ср. 1Кор. 4:10)!

11:20 вас порабощает Этот греч. глагол встречается в Новом Завете еще только в Гал. 2:4, где говорится об обращении галатов в еврейство. Лжеапостолы лишили коринфян свободы во Христе (ср. Гал. 5:1). объедает Или «грабит». Возможно имеются в виду требования лжеучителей о финансовой поддержке (этот же глагол употребляется в Лк. 20:47, где Иисус осуждает фарисеев, «которые поедают домы вдов»). обирает Лучший перевод «пользуется вами» (в 12:16 переведено «лукавством брал вас»). Лжеапостолы пытались ловить коринфян, как рыбу сетью (ср. Лк. 5:5, 6). превозносится Имеется в виду самонадеянный, самоуверенный, высокомерный, превозносящийся над людьми человек (ср. 1Пет. 5:3). бьет вас в лицо Возможно, лжеучителя и применяли какое‑то физическое воздействие на Коринфян, но скорее всего – это метафора (ср. 1Кор. 9:27), говорящая об унижении коринфян лжеучителями. Ударить кого‑либо по лицу означало оскорбление (ср. 3Цар. 22:24; Лк. 22:64; Деян. 23:2).

11:21 недоставало сил Ирония Павла достигает высшей точки, когда он говорит, что у него «недоставало сил» обидеть их так, как это делали лжеапостолы (ст. 20).

11:22‑32 Третий и наиболее полный перечень страданий Павла за дело Иисуса Христа в данном послании (ср. 4:8‑12; 6:4‑10).

11:22 Они евреи… Израильтяне… Семя Авраамово? На все эти вопросы Павел ответил просто и твердо «и я» (ср. Флп. 3:5).

11:23 Христовы служители? Павел уже дал резко отрицательный ответ на этот вопрос (ст. 13); некоторые же коринфяне считали по‑иному. Павел принимает такое мнение ради дискуссии, но дальше показывает, что его служение во всех отношениях выше так называемого «служения» лжеапостолов. в безумии говорю См. пояснение к ст. 1. Еще раз Павел выражает свою крайнюю неприязнь к самовосхвалению, к которому его вынудили коринфяне. в трудах… многократно при смерти Общий итог страданий Павла за Евангелие; в нескольких следующих стихах содержится конкретная информация, не упоминаемая в Деяниях. Павлу часть угрожала смерть (Деян. 9:23, 29; 14:5, 19, 20; 17:5; 21:30‑32).

11:24 по сорока ударов без одного Во Втор. 25:1‑3 установлено максимальное число ударов, равное 40. Во времена Павла иудеи сократили число ударов на единицу, чтобы избежать случайного превышения. Иисус предупредил своих последователей, что они будут подвергаться такому наказанию (Мф. 10:17).

11:25 били палками У Римлян было наказание бить связанными вместе гибкими палками (ср. Деян. 16:22, 23). однажды камнями побивали В Листре (Деян. 14:19, 20). три раза я терпел кораблекрушение Не считая кораблекрушения, когда его доставляли под конвоем в Рим (Деян. 27), что случится позже. К этому времени Павел уже совершил несколько морских путешествий (ср. Деян. 9:30; 11:25, 26; 13:4, 13; 14:25, 26; 16:11; 17:14, 15; 18:18, 21), во время которых и случилось три кораблекрушения. ночь и день пробыл во глубине Одно из кораблекрушений было настолько страшным, что Павел провел целый день наплаву в ожидании помощи.

11:26, 27 в опасностях Связанных с его частыми странствованиями. В древние времена «реки» и «разбойники» представляли серьезную опасность для путешественников. Путешествие Павла из Пергии в Антиохию Писидийскую (Деян. 13:14), например, походило через наводненные разбойниками Таурусские горы и две опасные полноводные реки. Павлу часто грозила опасность от его «соплеменников» (Деян.9:23, 29; 13:45; 14:2, 19; 17:5; 18:6, 12‑16; 20:3, 19; 21:27‑32), а иногда и от язычников (Деян. 16:16‑40; 19:23–20:1).

11:26 лжебратиями Те, которые только казались христианами, как лжеапостолы (ст. 13) и законники из иудеев (Гал. 2:4).

11:28, 29 Намного худшим, нежели физические страдания, было ежедневное переживание за церкви. «Немощные» (ср. Рим. 14; 1Кор. 8) в вере или «впадающие» в грех причиняли ему сильную душевную боль. Ср. 1Фес. 5:14.

11:30 буду хвалиться немощью моею Этим он увеличивал действие силы Божьей в своем труде (ср. 4:7; Кол. 1:29; 2Тим. 2:20, 21).

11:31 Понимая, насколько трудно поверить количеству перенесенных им страданий, Павел призывает Бога во свидетели, что он говорит правду (ср. ст. 10; 1:23; Рим. 1:9; 9:1; Гал. 1:20; 1Фес. 2:5, 10; 1Тим. 2:7), что все это произошло на самом деле.

11:32, 33 Павел рассказывает о своем унизительном бегстве из Дамаска (ср. Деян. 9:23‑25) как о ярчайшем примере немощи и слабости, которыми он хвалится (ст. 30). В Деяниях называются имена враждебных иудеев, которые искали жизни Павла, а здесь Павел упоминает правителя Набатийского царя Арету (9 г. до Р.Х. – 40 г. по Р.Х.), который хотел схватить его. Иудеи, очевидно, натравили на него светские власти, что впоследствии повторялось неоднократно и описано в Деян. (ср. Деян. 13:50; 14:2; 17:13).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →