Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Галатам 2 глава

2:1‑10 Перечисляя подробности своего самого значительного путешествия в Иерусалим после своего обращения, Павел дает убедительные доказательства тому, что он проповедует точно такую же благую весть, что и другие 12 Апостолов.

2:1 чрез четырнадцать лет, опять… в Иерусалим Столько времени прошло между его первым посещением Иерусалима (1:18) и тем визитом, о котором Павел здесь упоминает. Возможно, это было посещение Иерусалимского Собора (Деян. 15:1‑22), созванного для решения вопроса о спасении язычников. Под словом «опять» может подразумеваться не только следующее посещение, но и «еще раз», независимо от того, сколько посещений было между ними. И Павел действительно посещал Иерусалим в течение тех 14 лет, чтобы помочь голодающим среди верующих той церкви (Деян. 11:27‑30; 12:24, 25), но он не говорит здесь о том посещении, так как оно имело отношения к его апостольству. Варнавою См. пояснение к Деян. 4:36. Он был первым союзником Павла, ручавшимся за него перед Апостолами в Иерусалиме (Деян. 9:27) и сопровождавшим его во время первого миссионерского путешествия (Деян. 13:2, 3). Тита Это духовный сын и сотрудник Павла (Тит 1:4, 5). Будучи необрезанным язычником, Тит был живым доказательством действенности служения Павла. См. во Введении к Посланию к Титу: Автор и время написания.

2:2 по откровению Это откровение от Бога было голосом Духа Святого (см. пояснения к Деян. 13:2‑4). Павел имеет в виду, что высшей целью его посещения было исключить любое предположение о том, что он был послан в Иерусалим евреями для исправления своего учения. благовествование См. пояснение к 1:7. особо знаменитейшим Т.е. трем главным начальникам Иерусалимской церкви: Петру, Иакову (брату Господа, 1:19) и Иоанну (ср. ст. 9). Это выражение обычно относилось к властям и занимающим почетное положение. Павел еще дважды говорит о них подобным образом (ст. 6, 9), прибегая к легкой иронии в отношении иудеев, которые утверждали, что они имеют апостольское одобрение своего учения, а Павел – нет. Возможно, они имели обыкновение превозносить этих 3 лидеров в противопоставление Павлу. не напрасно ли я подвизаюсь Павел надеялся, что иерусалимские вожди поддержат его служение среди язычников и твердо восстанут против законников. Он не хотел, чтобы его служение стало напрасным из‑за конфликта с другими Апостолами.

2:3 Еллина См. пояснение к Рим. 1:14. не принуждали обрезаться Ядром законнической системы было Моисеево предписание об обрезании (см. пояснения к Быт. 17:9‑14; Рим. 4:9‑12). Евреи учили, что спасения не может быть без обрезания (Деян. 15:1, 5, 24). Павел и Апостолы отрицали это и на Соборе в Иерусалиме приняли соответствующее постановление (Деян. 15:1‑22). См. пояснения к 5:2‑12; 6:15; Рим. 4:10‑12; 1Кор. 7:19. Как истинный верующий, Тит был живым доказательством того, что Моисеевы предписания не являются предпосылками или необходимыми компонентами спасения. Отказ Апостолов требовать у Тита обрезания стал свидетельством отказа Церкви от иудейской доктрины (ср. Тим., Деян. 16:1‑3).

2:4 лжебратиям Т.е. сторонникам еврейской религии, которые пытались казаться подлинными христианами. Их учение, заявлявшее о приверженности ко Христу, было в оппозиции к традиционному иудаизму, но поскольку оно требовало обрезания и послушания Моисееву закону как предпосылке спасения, то оно было и в оппозиции к христианству. подсмотреть Переведенное так с греческого слово описывает шпионов или предателей, прокрадывающихся во вражеский лагерь. Сторонники иудаизма были скрытыми агентами дьявола, посланными в Церковь для подрыва истинного Евангелия. свободою Христиане свободны от закона как средства спасения, от его внешних обрядов и постановлений как образа жизни и от проклятия за непослушание закону – проклятия, которое Христос понес за всех верующих (3:13). Эта свобода не является вседозволенностью для греха (5:13; Рим. 6:18; 1Пет. 2:16). поработить Здесь подразумевается полное порабощение невыполнимой системе оправдания по делам.

2:5 мы… не уступили Павел и Тит (ст. 3) никогда не сходили с позиций, что спасение дается только по благодати и только через веру. истина благовествования Это истинное Евангелие в противопоставление иному (1:6‑8) и ложному, которое распространяли сторонники еврейской религии (см. пояснение к Рим. 1:1).

2:6 какими бы ни были они Еще одна ссылка на Петра, Иакова и Иоанна (см. пояснение к ст. 2). не взирает на лицо человека Исключительная привилегия Двенадцати не делала их апостольство более представительным, чем Павлово – Христос избрал их всех (ср. Рим. 2:11). Павел никогда не считал свое апостольство в чем‑то низшим (см. 2Кор. 12:11, 12).

2:7 Сторонники еврейской религии утверждали, что Павел проповедует искаженное Евангелие, но Апостолы подтвердили, что он проповедует истинную благую весть. Такое же Евангелие проповедовал и Петр, только другой аудитории. для необрезанных Лучше перевести «необрезанным». Павел благовествовал, главным образом, язычникам (а также иудеям в языческих землях, и, как правило, сперва он шел в синагогу; ср. Деян. 13:5). Петру для обрезанных Служение Петра предназначалось, главным образом, для иудеев.

2:8 Содействовавший Петру… и мне Дух Святой, у Которого только одно Евангелие, уполномочил на служение как Петра, так и Павла.

2:9 о благодати, данной мне Эти столпы Церкви могли сделать единственное заключение: усилиями Павла, за имеющим силу для благовествования и для созидания Церкви, стояла Божья благодать. Иаков и Кифа и Иоанн Этот Иаков был братом Иисуса по плоти (1:19), он занял высокое положение в Иерусалимской Церкви (см. Введение к Посланию Иакова). Кифа (Петр) и Иоанн (брат Апостола Иакова, его мученическая смерть описана в Деян. 12:2) были двумя ближайшими товарищами Христа и стали главными Апостолами в Иерусалимской церкви (см. Деян. 2‑12). столпами Подчеркивается роль Иакова, Петра и Иоанна в учреждении и поддержке Церкви. Варнаве См. пояснения к ст. 1; Деян. 4:36. руку общения На Ближнем Востоке это было торжественной клятвой дружбы и знаком партнерства. Этот акт показал, что Апостолы признали Павла как проповедника истинного Евангелия и их сотрудника в служении. чтобы нам идти к язычникам Эта фраза является очередным подтверждением Божьего призвания Павла на служение и ударом по сторонникам еврейской религии, поскольку Апостолы отправили его продолжать его плодотворное служение для язычников. обрезанным См. пояснение к ст. 7.

2:10 помнили нищих Конкретное напоминание для Павла и растущих рядов христиан из язычников. Сперва число христиан в Иерусалиме резко увеличивалось (ср. Деян. 2:41‑45; 6:1) и многие, пришедшие в город на праздник Пятидесятницы (Деян. 2:1, 5), остались там навсегда. Хотя первые верующие делились своим имением (Деян. 2:45; 4:32‑37), у многих из них было мало денег. Многие годы Иерусалимская церковь находилась в трудном материальном положении. См. пояснения к Деян. 11:29, 30.

2:11‑13 Краткое описание самых тяжелых дней в истории благовестия. Повернувшись от верующих из язычников к общению со сторонниками еврейской религии, которые (и он это знал) стояли на ошибочных позициях, Петр внешне поддержал их учение и уничижил учение Павла, данное тому свыше, в особенности положение о спасении только по благодати и только через веру. См. пояснения к 2Кор. 6:14‑18; 2Ин. 10, 11.

2:11 Антиохию См. пояснение к Деян. 11:19. Т.е. в место нахождения первой церкви из язычников. подвергался нареканию Лучше перевести «находился в осуждении». Петр совершал грех, сообщаясь с людьми, которые – он знал это – не стояли в истине, и причинял вред братьям из язычников, сея среди них смущение.

2:12 некоторых от Иакова Петр, зная о вынесенном Собором в Иерусалиме решении (Деян. 15:17‑29) и находясь некоторое время в Антиохии, ел вместе с язычниками. Когда туда пришли уверовавшие из иудеев, они сделали вид, что посланы Иаковом, и заявляли, что их якобы поддерживают сами Апостолы. Петр уже отказался от всех Моисеевых обрядов (Деян. 10:9‑22), и Иаков иногда выполнял только некоторые из них (Деян. 21:18‑26). стал таиться Переведенное так с греч. выражение означает военный термин для обозначения отступления и может подразумевать, что отход Петра был постепенным и обманчивым. То, что он ел с евреями и отказался от трапезы с язычниками, хотя раннее это делал, означало, что Петр соблюдал те самые ограничения диетического свойства, которые, он знал, Бог отменил (Деян. 10:15). Это наносило удар по благой вести о благодати. опасаясь обрезанных Вот истинная причина такого поведения Петра. Он боялся потерять популярность среди сторонников иудейского законничества в Церкви, которые лицемерно и корыстолюбиво распространяли еретическое учение.

2:13. лицемерили Переведенное так слово в греч. относилось к актеру, который надевал маску, передававшую настроение или некоторый образ. В духовном смысле здесь имеется в виду человек, прячущий свой истинный характер (ср. Мф. 6:1‑6). Они были преданы Евангелию благодати, но делали вид, что принимают иудейское следование закону. прочие Иудеи Т.е. верующие из иудеев в Антиохии

2:14 прямо Букв. идти «прямо» или «выпрямившись». Устраняясь от христиан из язычников, Петр и другие верующие из иудеев не исполняли Слово Божие. истине Евангельской См. пояснение к ст. 5. живешь по‑язычески Ранее Петр регулярно общался и ел с язычниками, являя идеал христианской любви и свободы между иудеем и язычником. язычников принуждаешь жить по‑иудейски Соглашаясь с евреями, он заявлял о правильности их пути.

2:15, 16 Павлов упрек Петру является одним из самых сильных мест Нового Завета об абсолютности и непреложности учения об оправдании благодатью через веру (см. пояснение к Рим. 3:24). Очевидное раскаяние Петра утвердило апостольство Павла и его собственное подчинение истине (ср. 2Пет. 3:15, 16).

2:15 из язычников грешники Это верно, поскольку язычники были грешниками по природе; им не был открыт Божий закон для того, чтобы привести их ко спасению или праведной жизни.

2:16 делами… верою В этом стихе Павел трижды объявляет, что спасение дается только через веру в Христа, а не через закон. Первый раз это говорится в общем смысле: «человек оправдывается не делами»; второй раз в личностном смысле: «мы уверовали… чтобы оправдаться»; третий раз в универсальном смысле: «не оправдается никакая плоть». оправдывается Переведенный так с греч. юридический термин употреблялся судьей, который объявлял обвиняемого невиновным перед законом. Все Писание говорит о Боге, Который объявляет грешника невиновным и всецело праведным перед Ним, перенося на него высшую праведность Христа и возлагая на безгрешного Спасителя наказание за грех человека (см. пояснения к Рим. 3:24; Флп. 3:8, 9). делами закона Соблюдение закона – совершенно неподходящее для спасения средство, потому что корень греховности заключается в испорченности человеческого сердца, а не в его поступках. Закон служил зеркалом для обнаружения греха, а не лекарством от него (см. пояснения к 3:22‑24; Рим. 7:7‑13; 1Тим. 1:8‑11).

2:17 мы… оказались грешниками Если бы еврейское учение было правильным, то Павел, Петр, Варнава и другие верующие из иудеев подпадали под категорию грешников, потому что они общались и ели с язычниками, которые по иудейскоу закону считались нечистыми. служитель греха Если бы евреи были правы, то Христос был бы неправ и учил бы людей греху, потому что Он говорил, что еда не может осквернить человека (Мк. 7:19; ср. Деян. 10:13‑15). Он также сказал, что все принадлежащие Ему есть одно с Ним, и, следовательно, друг с другом (Ин. 17:21‑23). Безукоризненная логика Павла обличила Петра, поскольку своими поступками он как бы показал, что Христос говорит неправду. Эта мысль совершенно безосновательная и вынуждает Павла употребить самое сильное в греч. отрицание, переведенное «Никак!» (ср. 3:21; Рим. 6:1, 2; 7:13).

2:18 что разрушил Т.е. ложную систему спасения через закон (см. пояснение к 1:13), которая упразднилась проповедью, что спасение дается только по благодати и только по вере.

2:19 я умер для закона После того, как смертный приговор над преступником приведен в исполнение, закон больше не довлеет над ним. Так же обстоит дело и с христианином, который умер во Христе (Который полностью оплатил наказание за его грехи) и восстает к новой жизни в Нем – справедливость восстановлена и он полностью свободен от любого дальнейшего наказания. См. пояснения к Рим. 7:1‑6. Я сораспялся Христу См. пояснения к Рим. 6:2‑6. Когда человек доверяет Христу как Спасителю, он духовно участвует в распятии Господа и Его победе над грехом и смертью.

2:20 и уже не я живу, но живет во мне Христос Старое «я» верующего умирает (см. пояснение к Еф. 4:22), сораспявшись со Христом (Рим. 6:3‑5). Новый человек в верующем удостоен той чести, что в нем живет Христос (см. пояснения к Рим. 8:9, 10). предавшего Себя за меня Любовь Христа к верующему проявилась через Его жертвенную смерть на кресте (Ин. 10:17, 18; Рим. 5:6‑8; Еф. 5:25‑30).

2:21 Павел сделал вывод, что Петр, примкнув к евреям и, таким образом, отойдя от Христа, отверг тем самым потребность в Божьей благодати и свел на «нет» смысл Христовой смерти. оправдание См. пояснение к Рим. 1:17. Христос напрасно умер Лучше перевести «смерть Христа была бесполезной». Люди, считающие, что могут заслужить спасение своими собственными усилиями, подрывают основу христианства и делают бессмысленной смерть Христа.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →