Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Галатам 3 глава

3:1 несмысленные Речь идет не об отсутствии интеллекта, а об отсутствии послушания (ср. Лк. 24:25; 1Тим. 6:9; Тит. 3:3). Павел выражает крайнее удивление и негодование по поводу отступничества галатов. кто...? Сторонники еврейской религии и лжеучителя из иудеев внесли яд в галатийские церкви (см. во Введении: исторический фон и предпосылки написания). прельстил Т.е. очаровал или ввел в заблуждение лестью и лживыми обещаниями. Это слово подразумевает, что иудеи воздействовали на чувства галатов. предначертан Переведенное так слово в греч. могло означать вывешивание официальных объявлений в общественных местах. Павел представил галатийской общественности истинное Евангелие Иисуса Христа. распятый Распятие Христа было единовременным историческим фактом с простирающимся в вечность последствием. Жертвенная смерть Христа гарантирует вечное искупление грехов верующих (см. Евр. 7:25) и не требует никаких дополнительных человеческих дел.

3:2 вы получили Духа?.. Ответ на этот риторический вопрос Павла очевиден. Галаты получили Духа в момент спасения (Рим. 8:9; 1Кор. 12:13; 1Ин. 3:24; 4:13), не через соблюдение закона, а через спасительную веру, дарованную при слышании благой вести (ср. Рим. 10:17). Слышание в вере фактически является слышанием с верой. Павел приводит спасение самих галатов как аргумент против лож ного учения иудеев о том, что для спасения необходимо соблюдение закона.

3:3 Так ли вы несмысленны?.. Недоумевая о том, как легко галаты поддались на обман, Павел задает второй риторический вопрос, снова упрекая их в неразумении. Начав духом… плотью Бытовавшее среди иудеев мнение о том, что греховная, слабая (Мф. 26:41; Рим. 6:19), падшая человеческая природа могла улучшить спасительную работу Духа Святого, казалось Павлу просто смешным.

3:4 многое Имеется в виду все благословения спасения, полученные от Бога, Христа и Святого Духа (ср. Еф. 1:3). потерпели Переведенное так слово в греч. языке имеет основное значение «ощутили» и не предполагает боли или страданий. Павел употребил его, чтобы описать личный пережитый галатами опыт спасения в Иисусе Христе. если бы только без пользы См. Лк. 8:13; Деян. 8:13, 21; 1Кор. 15:2; 2Кор. 6:1; 13:5, 6.

3:5 наставление в вере В других переводах «слышание в вере» См. пояснение к ст. 2.

3:6 Как и в Послании к Римлянам (см. пояснение к Рим. 4:3), Павел вспоминает Авраама в качестве доказательства тому, что никогда не было другого пути спасения, кроме как по благодати через веру. Даже Ветхий Завет учит об оправдании верой.

3:7 сыны Авраама Цитата из Быт. 15:6. Верующие из иудеев и язычников являются настоящими духовными детьми Авраама, потому что они следуют примеру его веры (ср. ст. 29; Рим. 4:11, 16).

3:8 Писание, провидя Олицетворение Писания было распространенным стилистическим приемом евреев (ср. 4:30; Ин. 7:38, 42; 19:37; Рим. 9:17; 10:11; 11:2; 1Тим. 5:18). Поскольку Писание есть Слово Божие, когда оно говорит, то говорит Бог. предвозвестило Аврааму «Благая весть» для Авраама явилась вестью о спасении для всех народов (цитата из Быт. 12:3; 18:18). См. Быт. 22:18; Ин. 8:56; Деян. 26:22, 23. Спасение всегда, во все века, было по вере.

3:9 верующие… Авраамом Т.е. независимо от того, иудей он или язычник. В Ветхом Завете предсказано, что язычники получат благословение оправдания по вере, как это случилось с Авраамом. Эти благословения проливаются на всех благодаря Христу (ср. Ин. 1:16; Рим. 8:32; Еф. 1:3; 2:6, 7; Кол. 2:10; 1Пет. 3:9; 2Пет. 1:3, 4).

3:10 все, утверждающиеся на делах закона Иными словами, пытающиеся заслужить спасение соблюдением закона. под клятвою Цитата из Втор. 27:26 показывает, что неспособность соблюсти весь закон приводит к Божьему суду и осуждению. Одно нарушение закона заслуживает Божьего проклятия. Ср. Втор. 27, 28. всего См. Иак. 2:10. Никто не может соблюсти все заповеди закона – даже такие строгие фарисеи, как Савл из Тарса (Рим. 7:7‑12).

3:11 законом никто не оправдывается Ср. Рим. 3:20. оправдывается Становится праведным перед Богом. См. пояснение к Рим. 1:17. Приведенная выше Павлом цитата из Ветхого Завета (ст. 10; ср. Втор. 27:26) показывает, что оправдание происходит не от соблюдения закона; цитата в этом стихе из Ав. 2:4 показывает, что оправдание происходит только по вере (ср. Евр. 10:38).

3:12 закон не по вере Оправдание верою и оправдание соблюдением закона взаимно исключают друг друга, что и показывает Павел, цитируя Лев. 18:5.

3:13 Христос искупил нас от клятвы закона Греч. слово, переведенное как «искупил», часто употреблялось, когда речь шла об оплате стоимости раба или чьего‑то долга. Смерть Христа, будучи заместительной жертвой за грех, восстановила справедливость перед Богом и исчерпала Его гнев по отношению к Его избранным; таким образом Христос фактически выкупил верующих из рабства греха и от приговора к вечной смерти (4:5; Тит. 2:14; 1Пет. 1:18; ср. Рим. 3:24; 1Кор. 1:30; Еф. 1:7; Кол. 1:14; Евр. 9:12). сделавшись за нас клятвою Понеся на кресте Божий гнев за грехи верующих (см. пояснение к 2Кор. 5:21; ср. Евр. 9:28; 1Пет. 2:24; 3:18), Христос взял на себя проклятие, произнесенное на тех, кто преступил закон (см. пояснение к ст. 10). написано Обычные вступительные слова в Новом Завете к цитатам из Ветхого Завета (см. пояснение к Рим. 3:10). Здесь цитируется Втор. 21:23.

3:14 благословение Авраамово Т.е. вера в Божье обетование о спасении. См. пояснение к ст. 9. обещанного Духа От Бога Отца. Ср. Ис. 32:15; 44:3; 59:19‑21; Иез. 36:26, 27; 37:14; 39:29; Иоил. 2:28, 29; Лк. 11:13; 24:49; Ин. 7:37‑39; 14:16, 26.

3:15‑22 Павел опровергает возможные возражения относительно примера, связанного с Авраамом и подтверждающего учение об оправдании верой: что закон, данный на Синае после Авраама, привел к новому и лучшему пути спасения. Апостол опровергает этот аргумент, показывая превосходство обета, заключенного с Авраамом (ст. 15‑18) над законом (ст. 19‑22).

3:15 Братия Это приветствие показывает сострадательную любовь Павла к галатам, которую они, возможно, поставили под сомнение после его суровых упреков (ст. 1, 3). по рассуждению человеческому… человеком утвержденного завещания Если даже человеческие завещания, утвержденные в определенной форме, считаются не подлежащими изменению, то тем более не подлежит какому‑либо изменению завещание, сделанное неизменным Богом (Мал. 3:6; Иак. 1:17).

3:16 семени Ср. ст. 19. Цитата из Быт. 12:7 В древнеевр., греч. и англ. языках это слово стоит в ед. числе, но имеет собирательное значение. Павел хочет сказать, что в некоторых местах Ветхого Завета (например, Быт. 3:15; 22:18) «семя» относится к величайшему из потомков Авраама – Иисусу Христу. обетования Они связаны с заветом Бога с Авраамом (Быт. 12:3, 7; 13:15, 16; 15:5, 18; 17:8; 22:16‑18; 26:3, 4; 28:13, 14). Поскольку они были даны как Аврааму, так и его потомкам, они не утратили силы после смерти Авраама или после появления закона.

3:17 четыреста тридцать лет Столько лет прошло от Израильского плена в Египте (ср. Исх. 12:40) до принятия закона на Синае (ок. 1445 г. до Р.Х.). Фактически, закон появился через 645 лет после первоначального обетования, данного Аврааму (ок. 2090 до Р.Х.; ср. Быт. 12:4; 21:5; 25:26; 47:9), но обетование было повторено Исааку (Быт. 26:24), а позже Иакову (ок. 1928 г. до Р.Х.; Быт. 28:15). Последнее известное нам подтверждение Иакову завета Авраама записано в Быт. 46:2‑4 (ок. 1875 г. до Р.Х.) как раз перед тем, как он отправился в Египет – за 430 лет до получения закона Моисеем. завет Завет с Авраамом (см. пояснение к ст. 16). Более подробно о библейских заветах см. пояснения к Быт. 9:16; 12:1‑3; Рим. 9:4. прежде Богом утвержденного См. пояснение к ст. 15. Говоря современным языком «ратифицированного». Поскольку Бог официально ратифицировал завет (см. пояснения к Быт. 15:9‑21), он возымел непреходящую силу, чтобы никто и ничто не могли отменить его. Завет с Авраамом был односторонним (Бог дал обещание Самому Себе), вечным (он обеспечивал бесконечное благословение), окончательным (ему не будет конца), абсолютным (зависящим от Бога, а не от человека), но его полное осуществление предполагает спасение Израиля и Тысячелетнее Царство Иисуса Христа.

3:18 Павел снова подчеркивает, что нет середины между законом (делами) и обетованием (благодатью); эти два принципа являются взаимоисключающими путями спасения (ср. Рим. 4:14). «Наследство» является чем‑то дарованным по определению, а не заработанным, как и в случае с Авраамом.

3:19‑22 Показав превосходство обетования, данного Аврааму (ст. 15‑18), Павел показал более низкое положение закона и его цели.

3:19 дан после по причине преступлений Убедительный аргумент Павла о превосходстве обетования над законом приводит к следующему вопросу: для чего же закон? Ответ Павла заключается в том, что закон обнажает полную греховность человека, его неспособность спасти себя самого и крайнюю потребность в Спасителе – закону никогда не суждено было стать путем спасения (ср. Рим. 7:1‑13). семени См. пояснение к ст. 16. через Ангелов Библия учит, что Ангелы участвовали в даровании закона (ср. Деян. 7:53; Евр. 2:2), но не уточняет их роли при этом.

3:20 посредник Павел явно хочет сказать, что «посредник» необходим там, где присутствует более, нежели одна сторона, но только Бог утвердил завет с Авраамом (см. пояснения к Быт. 15:7‑21).

3:21 Павел употребляет самое сильное в греч. языке отрицание (см. пояснение к 2:17), чтобы отвергнуть саму мысль, что обетование и закон служат различным целям. Поскольку Бог дал и то и другое и не действует против Самого Себя, закон и обетование действуют в гармонии – закон обнажает греховность человека и его потребность в спасении, которое дается даром в обетовании. Если бы закон смог обеспечить праведность и вечную жизнь, то не было бы обетования благодати.

3:22 всех заключило под грехом Греч. глагол, переведенный как «заключило», означает «окружить со всех сторон». Павел говорит, что все человечество находится в капкане греха, как пойманная в сеть рыба. То, что все люди грешники, составляет суть Писания (см. пояснение к Рим. 3:19; ср. 3Цар. 8:46; Пс. 142:2; Пр. 20:9; Еккл. 7:20; Ис. 53:6; Рим. 3:9‑19, 23; 11:32).

3:23 до пришествия веры Как история искупления, так и все другие эпохи показывают, что личное спасение (ср. ст. 19:24, 25; 4:1‑4) давала только вера, раскрывающая двери темницы, в которую заточил людей закон. заключены… под стражею закона Павел сравнивает закон с надзирателем, стерегущим осужденных грешников, которые ожидают вынесенного Богом смертного приговора (Рим. 6:23). надлежало открыться вере Снова Павел взирает на пришествие Христа и как на историческое событие и как на факт спасения каждого верующего в отдельности. Только вера в Христа освобождает людей от уз закона, будь то закон Моисея или закон, записанный в сердцах язычников (Рим. 2:14‑16).

3:24 детоводителем Переведенное так слово в греч. означает раба, чьей обязанностью было заботиться о ребенке вплоть до его совершеннолетия. «Детоводитель» (воспитатель) сопровождал детей по пути в школу и обратно и следил за их поведением дома. Детоводители часто были очень строги в отношении своих воспитанников, и последним приходилось только мечтать о том дне, когда они вырвутся из‑под жесткой опеки. Закон был нашим детоводителем, который, показав нам наши грехи, привел нас ко Христу.

3:25, 26 Верующие через веру в Иисуса Христа возрастают как дети Божьи. Таким образом они выходят из‑под опеки закона (Рим. 6:14), хотя они по‑прежнему обязаны повиноваться священным и неизменным требованиям Бога, которые теперь закреплены в Новом Завете (6:2; Рим. 8:4; 1Кор. 9:21).

3:26 сыны Божии Поскольку Бог является Отцом всех людей в общем смысле как их Творец (Деян. 17:24‑28), истинно Божьими духовными детьми являются только те, которые поверили в Иисуса Христа. Неверующие являются детьми сатаны (Мф. 13:38; Ин. 8:38, 41, 44; Деян. 13:10; 1Ин. 3:10; ср. Еф. 2:3; 1Ин. 5:19).

3:27 во Христа крестившиеся Это не водное крещение, которое не может спасти (см. пояснения к Деян. 2:38; 22:16). Павел употребляет слово «крестившиеся» как метафору, имея в виду «погруженные» или «помещенные» в Христа (ср. 2:20) посредством чудесного духовного союза с Ним в Его смерти и Воскресении. См. пояснения к Рим. 6:3‑5; ср. 1Кор. 6:17. во Христа облеклись Это результат духовного соединения верующего со Христом. Павел подчеркивает тот факт, что мы соединились со Христом через спасение. В положении перед Богом мы облеклись во Христа, Его смерть, Воскресение и праведность (см. пояснения к Флп. 3:8‑10). А фактически, нам нужно «облечься во Христа» перед людьми в своем поведении (Рим. 13:14).

3:28 все вы одно во Христе Иисусе Все, кто есть одно во Христе Иисусе, суть одно и друг в друге. Данный стих не отрицает того, что Бог усмотрел расовые, социальные и половые различия между христианами, но он утверждает, что не может быть и речи о духовном неравенстве перед Богом. Также не может быть речи о том, что это духовное равенство несовместимо с предписанными Богом главенством и подчинением в церкви, обществе и семье. Иисус Христос, хотя и равный Отцу, принял подчиненную роль во время Своего Воплощения (Флп. 2:5‑8).

3:29 семя Авраамово См. пояснение к ст. 7. Не все физические дети Авраама есть «Израиль Божий» (ср. 6:16), и не все есть истинные духовные дети Авраама (Рим. 9:6‑8). Верующие из язычников, которые не являются физическими детьми Авраама, являются однако, его духовными детьми в том смысле, что они следуют примеру его веры (см. пояснение к Рим. 4:11). по обетованию наследники Все верующие являются наследниками духовного благословения, которое сопровождало завет с Авраамом: оправдание верой (Быт. 15:6; ср. Рим. 4:3‑11).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →