Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Ефесянам 4 глава

4:1 Итак Это слово отмечает переход от учения к долгу, от закона к действию, от неподвижного состояния к поведению. Это типично для Павла (см. Рим. 12:1; Гал. 5:1; Флп. 2:1; Кол. 3:5; 1Фес. 4:1). узник в Господе Снова вспоминая о своих узах (см. 3:1), Павел мягко напомнил верующим в Ефесе, что верное христианское поведение может стоить дорого и что он лично уплатил немалую цену за свое послушание Господу. поступать достойно Слово «поступать» часто встречается в Новом Завете в значении повседневного хождения. Это слово является темой трех последних глав. Слово «достойно» означает вести такую жизнь, чтобы она соответствовала положению человека во Христе. Апостол призывает своих читателей быть такими, какими хочет видеть их Господь. призваны Как и в других посланиях, здесь речь идет о том, что Сам Бог призывает к спасению. См. пояснение к Рим. 8:30. О действенном призыве к спасению говорится в 1:18; Рим. 11:29; 1Кор. 1:26; Флп. 3:14; 2Фес. 1:11; 2Тим. 1:9; Евр. 3:1.

4:2 смиренномудрием Слово «смирение» не встречается в римских или греческих текстах той эпохи. Переведенное так с греческого языка слово, вероятно, было введено в оборот христианами, возможно, даже самим Павлом, чтобы выразить качество, для которого ранее не было подходящего слова. Смирение – это важнейшая христианская добродетель (Иак. 4:6) которая как черта характера заповедана для блаженства (Мф. 5:3) и которая характерна для благодати Христовой (Флп. 2:7, 8). кротостью Кротость – неизбежное следствие смирения, означает мягкий нрав и владение собой (ср. Мф. 5:5; 11:29; Гал. 5:23; Кол. 3:12). долготерпением Переведенное так слово в греческом языке буквально означает «сдержанный» и имеет в виду крайнее терпение, которое проистекает из смирения и кротости (ср. 1Фес. 5:14; Иак. 5:10). снисходя друг ко другу любовью Смирение, кротость и терпение проявляются в снисхождении к другим с любовью всегда и при любых обстоятельствах (ср. 1Пет. 4:8).

4:3 единство духа Единство в Духе Святом всех истинных верующих (см. 1Кор. 6:17; 12:11‑13; Флп. 1:27; 2:2) создало духовную связь, которая объединяет вместе святой народ Божий. Эта связь – любовь (Кол. 3:14).

4:4‑6 В этом месте послания Павел перечисляет отдельные аспекты единства: тело, дух, надежда, Господь, вера, крещение и Бог Отец. Он уделяет особое внимание Троице – Духу в ст. 4, Сыну в ст. 5 и Отцу в ст. 6. Его стремление не в том, чтобы провести различие между Личностями Бога, а подчеркнуть, что при всей уникальности Их ролей Они абсолютно едины во всех проявлениях Божьей природы и замысла.

4:4 Одно тело Церковь, Тело Христа, состоит из всех без исключения верующих от Дня Пятидесятницы, над которыми потрудился «один Дух» (см. 1Кор. 12:11‑13). одной надежде Т.е. к обетованию о вечном наследии, данном каждому верующему (1:11‑14) и запечатленном для каждого верующего одним Духом (ст. 13).

4:5 один Господь См. Деян. 4:12; Рим. 10:12; Гал. 1:8. одна вера Это основное положение, которое раскрывается в Новом Завете (Иуд. 3). одно крещение Возможно, речь идет о водном крещении вслед за спасением и публичном исповедании веры в Иисуса Христа. В ст. 4 подразумевается духовное крещение и при котором все верующие помещаются в Тело Иисуса Христа (1Кор. 12:11‑13).

4:6 один Бог Это основное положение о Боге, которое раскрывается в Писании (см. Втор. 4:35; 6:4; 32:39; Ис. 45:14; 46:9; 1Кор. 8:4‑6).

4:7 Каждому же Это место можно было бы перевести «несмотря на» или «с другой стороны» в противопоставление предыдущей мысли последующей – от вопроса единства верующих (всех ст. 6) до вопроса уникальности верующих («каждому»). благодать Одним этим словом можно определить Евангелие – благую весть о даровании Богом спасения грешному и недостойному человечеству. Бог есть Бог благодати, потому что Он дает даром, и все то, что Он дает, никак не связано с нашими делами и не может быть заслужено или заработано. См. пояснения к 2:7‑9. по мере дара Христова Каждый верующий получает особый духовный дар, которым Бога наделяет его свыше в соответствии со Своей волей и намерением. В греческом слово, переведенное как «дар», говорит о Духе не как об источнике, как это имеет место в 1Кор. 12:1, и не о благодати, как это явствует из Рим. 12:6, но о бесплатности этого дара. Подробнее о дарах см. пояснения к Рим. 12:6‑8; 1Кор. 12:4‑10; 1Пет. 4:10.

4:8 восшед на высоту Павел использует вольное изложение Пс. 67:19, чтобы показать, как Христос получил право ниспосылать духовные дары (ст. 7). Псалом 67 – это победный гимн Давида о покорении Богом Иерусалима, города иевусеев, и триумфальном восхождении Бога на гору Сион (ср. 2Цар. 6, 7; 1Пар. 13). После такого триумфа царь доставит домой военную добычу и пленников. Здесь Павел изображает Христа, возвращающегося с битвы на земле назад в славу небесного города с трофеями Своей великой победы на Голгофе (см. пояснения к 2Кор. 2:14‑16). пленил плен Через Свое распятие и воскресение Христос победил сатану и смерть и с торжеством вернул Богу тех, которые некогда были грешниками и пленниками сатаны (ср. Кол. 2:15). дал дары человекам Христос распределяет трофеи по всему Своему Царству. После Его Вознесения все духовные дары доставляются через Его посланника – Святого Духа (см. Ин. 7:39; 14:12; Деян. 2:33).

4:9 восшел Здесь говорится о Вознесении Иисуса с земли на небо (Деян. 1:9‑11) для вечного царствования со Своим Отцом. нисходил прежде Имеется в виду Воплощение Христа, когда Он, став Человеком, сошел с небес на землю страдания и смерти. преисподние места земли Они противоположны вышним небесам, на которые Он впоследствии вознесся (ср. Пс. 138:8, 15; Ис. 44:23). Данное выражение указывает не на конкретное место на земле, а на глубину унижения воплощенного Христа, включая Его происхождение, когда после распятия Он должен был опуститься в самую преисподнюю бесов, «духов в темнице». Но ни земля, ни могила, ни смерть не могли удержать Иисуса Христа, и Он воскрес (см. пояснения к Кол. 2:14, 15; 1Пет. 3:18, 19).

4:10 дабы наполнить все После Вознесения, исполнив все пророчества и труд искупления, Господь получил право руководить Церковью и давать дары, наполняя всю Вселенную Своим присутствием, могуществом, властью и благословением (ср. Флп. 2:9‑11).

4:11 Он поставил одних Исполнив во всем волю Своего Отца, Христос получил высшую власть ниспосылать духовные дары (ст. 7, 8) тем, кого Он призвал на служение в Свою Церковь. Он дал не только дары, но и одаренных людей. Апостолами См. пояснение 2:20. Так называются 12 учеников, видевших восставшего Христа (Деян. 1:22), включая Матфия, который заменил Иуду. Позднее Павел был поставлен на апостольское служение для язычников (Гал. 1:15‑17) и был причислен к другим Апостолам. Он также чудесным образом встретился с Христом и был Им обращен на дороге в Дамаск (Деян. 9:1‑9; Гал. 1:15‑17). Все эти Апостолы были избраны Самим Христом и стали называться «Апостолами Христа» (Гал. 1:1; 1Пет. 1:1). Им было дано три основных поручения: 1) заложить основание Церкви (2:20); 2) получить, провозгласить и записать Слово Божье (3:5; Деян. 11:28; 21:10, 11) и 3) знамениями и чудесами утвердить Слово (2Кор. 12:12; ср. Деян. 8:6, 7; Евр. 2:3, 4). Слово «апостол» употребляется и в более широком значении применительно к другим мужам ранней Церкви, как, например, Варнава (Деян. 14:4), Сила и Тимофей (1Фес. 2:6) и другие (Рим. 16:7; Флп. 2:25). Они называются «апостолами Церкви» (2Кор. 8:23), а не «Апостолами Иисуса Христа» как вышеупомянутые тринадцать. Они не назначали самих себя, и никто не становился на их место после их смерти. пророками См. пояснение к 2:20. Это не просто обычные верующие, которые имели дар пророчества, а особые люди в ранней Церкви. По‑видимому, служение пророков предназначалось только для местной общины. Они не были «посланниками», как Апостолы (см. Деян. 13:1), но с появлением Нового Завета их служение прекратилось, как и у Апостолов. Иногда пророки высказывали прямое практическое откровение для Церкви от Бога (Деян. 11:21‑28) или разъясняли уже данное откровение (см. Деян. 13:1). Их деятельность не была нужна, чтобы принять Писание. Другие пророки должны были рассудить, действительно ли их слова от Бога (1Кор. 14:32); произносимое пророками слово должно было соответствовать учению Апостолов (ст. 37). Эти две функции взяли на себя евангелисты и пастыри‑учители. Евангелистами Так называются люди, которые провозглашают неверующим благую весть о спасении в Иисусе Христе. См. употребление этого термина в Деян. 21:8; 2Тим. 4:5. В Новом Завете глагол, который в переводе означает «проповедовать благую весть», употребляется 54 раза, а существительное, означающее «благую весть» – 76 раз. пастырями и учителями Это словосочетание лучше всего трактовать в контексте единого служения в Церкви. В греческом языке слово, переведенное как «и», может означать «в частности» (см. 1Тим. 5:17). Первое значение слова «пастырь» – это «пастух», таким образом можно говорить об учительствующем пастухе, который находился под водительством «великого Пастыря» Иисуса (Евр. 13:20, 21; 1Пет. 2:25). Занимающий такое положение называется также «пресвитер» (см. пояснения к Тит. 1:5‑9) и «епископ» (см. пояснения к 1Тим. 3:1‑7). Деян. 20:28 и 1Пет. 5:1, 2 сводят эти три понятия воедино.

4:12 совершению Речь идет о приведении чего‑либо к первоначальному состоянию или к усовершенствованию. В данном случае имеется в виду указание христианам пути от греха к послушанию. Ключом к этому процессу является Писание (см. пояснения к 2Тим. 3:16, 17; ср. Ин. 15:3). святых Т.е. всех верующих в Иисуса Христа. См. пояснение к 1:1. дело служения Это духовное служение, требуемое от каждого христианина, а не только от руководителей Церкви (ср. 1Кор. 15:58). Созидания Тела Христова Имеется в виду духовное назидание, питание и развитие Церкви (ср. Деян. 20:32).

4:13 единство веры Вера здесь сводится к сущности раскрываемой истины, которая составляет христианское учение, в особенности отводя главное место полному содержанию благой вести. Единство и гармония среди верующих возможны только тогда, когда они поставлены на основание здравого учения. познания Сына Божия Речь идет не о знании спасения, а о глубоком познании Христа, которого верующий достигает через молитву, усердное изучение Его Слова и исполнение Его заповедей (ср. Флп. 3:8‑10, 12; Кол. 1:9, 10; 2:2; см. пояснения к 1Ин. 2:12‑14). полного возраста Христова Бог хочет, чтобы в каждом верующем проявлялись качества Его Сына, Который Сам является образцом их духовной зрелости и совершенства. См. пояснения к Рим. 8:29; 2Кор. 3:18; Кол. 1:28, 29.

4:14 увлекающимися всяким ветром учения Духовно незрелые верующие, которые не до конца познали Христа через Слово Божье, склонны к некритическому принятию ложных учений и толкований Писания, распространяемых в Церкви лжеучителями. Они должны научиться распознавать истину (1Фес. 5:21, 22; см. 3:1; 14:20). Новый Завет изобилует предупреждениями о такой опасности (Деян. 20:30, 31; Рим. 16:17,18; Гал. 1:6, 7; 1Тим. 4:1‑7; 2Тим. 2:15‑18; 2Пет. 2:1‑3).

4:15 истинною любовью Проповедь Евангелия идет наиболее успешно тогда, когда истина провозглашается в любви. На это способен только духовно зрелый верующий, который хорошо снаряжен здравым учением. Без зрелости истина может быть холодной, а любовь по своей силе будет равной простой сентиментальности. возращали в Того Христиане должны полностью покорится Господней воле, Его власти и быть подобными Ему во всех сферах своей жизни (ср. Гал. 2:20; Флп. 1:21). глава Представляя себе Церковь как Тело, главой которого является Христос, мы понимаем «главу» как полноправного руководителя, а не как «источник», для которого понадобился бы иной анатомический образ. См. 1:22; 5:23.

4:16 из Которого Речь идет о Господе. Сила, дающая верующим зрелость и знание, исходит не из их усилий, а от их Главы, Господа Иисуса Христа (ср. Кол. 2:19). в свою меру каждого члена Здесь отражается рост настоящей Церкви в результате полного использования каждым членом тела своего духовного дара при подчинении Святому Духу и сотрудничеству с другими верующими (ср. Кол. 2:19).

4:17 более не поступали «Поступать» подразумевает обычное поведение. Это слово возвращает нас к мысли Павла о высоком призвании верующего в Иисусе Христе (ст. 1). Поскольку христиане являются частью Тела Христа, имеют духовные дары от Святого Духа и назидаются вместе с другими верующими, они не должны больше жить жизнью нечестивых (1Ин. 2:6). прочие народы Все нечестивые, невозрожденные язычники (ср. их определение в 1Фес. 4:5).

4:17‑19 В этих стихах Павел дает четыре характеристики нечестивого образа жизни, от которого должны отречься верующие.

4:17 по суетности ума своего Во‑первых, ум неверующих бесплоден. В вопросах духовности и нравственности они не могут сделать правильных оценок и выводов и не могут достичь ни правильного понимания, ни нравственности жизни. Их жизнь пуста, бесплодна и бессмысленна (ср. Рим. 1:21‑28; 1Кор. 2:14; Кол. 2:18).

4:18 отчуждены от жизни Божией Во‑вторых, неверующие духовно отделены от Бога, от Божьей истины (1Кор. 2:14) и, как следствие, живут в духовной тьме и нравственной слепоте (ср. Рим. 1:21‑24; 2Тим. 3:7). Они слепы и «тверды» как скала.

4:19 дойдя до бесчувствия В‑третьих, неверующие лишены нравственного чувства. Продолжая грешить и отворачиваться от Бога, они становятся все более бесчувственными к нравственным и духовным проблемам (ср. Рим. 1:32). распутству… нечистоту В‑четвертых, неверующие развращены в поведении (ср. Рим. 1:28), ими легко овладевает похоть, для них все дальше отодвигаются границы моральных запретов, особенно в грехах, связанных с половой жизнью. Где нечистота, там и любостяжание, которое является формой идолослужения (5:5; Кол. 3:5). То, что некоторые души не доходят до крайних пределов (ст. 17‑19), объясняется лишь всеобщей Божьей благодатью и вмешательством Святого Духа.

4:20, 21 познали… слышали… научились Три характерные особенности спасения и нового духовного рождения.

4:21 так как истина во Иисусе Истина о спасении ведет к полноте истины о Боге, человеке, творении, истории, жизни, цели, взаимоотношениях, небесах, аде и прочих действительно важных вещах. Иоанн подытожил все это в 1Ин. 5:20.

4:22 отложить Сбросить с себя или снять, как снимают старую грязную одежду. Так происходит при раскаянии в грехе и принятии Бога в момент спасения. См. пояснения к Кол. 3:3‑9 (ср. Ис. 55:6, 7; Мф. 19:16‑22; Деян. 2:38‑40; 20:21; 1Фес. 1:9). ветхого человека Т.е. прежняя бесполезная, необращенная и греховная природа, погибающая в обмане. Спасение – это духовный союз с Иисусом Христом, который описывается как смерть и захоронение старого «я» и воскресение нового «я», обретающего новую жизнь. Тему такого перерождения Павел описывает в Рим. 6:2‑8 (см. пояснения там же).

4:23 обновиться духом ума вашего В спасении участвует разум (см. пояснения к Рим. 12:2; 2Кор. 10:5), который является центром мысли, разумения, и мышления, а также мотивации действий (ср. Кол. 3:1, 2, 10). Когда человек становится христианином, Бог дает ему совершенно новые духовно‑нравственные способности, которых ум никогда не достигнет без Христа (ср. 1Кор. 2:9‑16).

4:24 облечься в нового человека Обновление ума при спасении несет не просто обновление характера, но полное преобразование личности (ср. 2Кор. 5:17). созданного по Богу Во Христе старое «я» окончательно умирает, а новое «я» созидается по подобию Божию (ср. Гал. 2:20). в праведности и святости истины Праведность связана с моральной ответственностью христианина перед его собратьями, отражая вторую заповедь (Исх. 20:12‑17), а святость подразумевает его ответственность перед Богом, отражая тем самым первую заповедь (Исх. 20:3‑11). В неискупленной человеческой плоти верующего еще остается грех (см. пояснения к Рим. 7:17, 18, 20, 23, 25; 8:23).

4:25 отвергнув ложь Не только обычную ложь, но и всякое преувеличение или искажение правды. Обман, невыполненные обещания, утрата доверия, всякие надуманные извинения – все это формы лжи, к которым христиане не должны иметь никакого отношения (ср. Ин. 8:44; 1Кор. 6:9; Отк. 21:8). говорите истину… ближнему своему Цитата из Зах. 8:16. Божий труд в мире основывается на истине, и ни Церковь, ни отдельные верующие не могут быть подходящим орудием для Господа, если они допускают обман.

4:26 Гневаясь, не согрешайте Цитата из Пс. 4:5. По нормам Нового Завета гнев может быть либо плохим, либо хорошим, в зависимости от побуждений и цели. Павел допускает, что может быть справедливое негодование, реакция на зло. Подобный вид гнева ненавидит несправедливость, аморальность, нечестие и всякий иной грех. Когда такой гнев не вызван себялюбием и основывается на любви к Богу и другим, то он не только разрешен, но и заповедан. Иисус выражал Свой праведный гнев (см. Мф. 21:12; Мк. 3:5; Ин. 2:15). солнце да не зайдет Даже праведный гнев может привести к горечи, поэтому с ним нужно расставаться до конца любого дня. Если гнев пребудет дольше, то может появиться враждебность, и это будет нарушением наставления в Рим. 12:17‑21.

4:28 вперед не кради Кража в любой форме является грехом и недопустима в жизни христианина. Пусть он лучше трудится, производя добро (ср. Исх. 20:15). Альтернативой воровству является обеспечение себя, своей семьи и других людей богоугодными, честными и достойными средствами (ср. 2Фес. 3:10, 11; 1Тим. 5:8). уделять нуждающемуся Христианин не только не должен причинять ущерб кому бы то ни было, но должен постоянно жертвовать или помогать нуждающимся. См. Лк. 14: 13, 14; Деян. 20:33‑35.

4:29 гнилое слово Термин «гнилое» означает что‑то испорченное или непригодное: вроде сгнившего плода или протухшего мяса. С губ христианина никогда не должно сорваться плохое слово, потому что это полностью противоречит характеру его новой жизни во Христе (см. Кол. 3:8; Иак. 3:6‑8; ср. Пс. 140:3). доброе для назидания Речь христианина должна быть назидательной, ободряющей (даже если она должна послужить к чьему‑то исправлению) и уместной (ср. Пр. 15:23; 25:11; 24:26). благодать слушающим Ср. Кол. 4:6. Поскольку верующие спасены благодатью и сохраняются благодатью, они должны жить и говорить с благодатью. Примером является наш Господь (Лк. 4:22).

4:30 не оскорбляйте Святого Духа Божия Богу наносится оскорбление, когда Его дети отказываются поменять свои прежние, греховные пути на праведные пути новой жизни. Следует отметить, что такая реакция Святого Духа указывает на то, что Он – Личность. На Его Личность указывают также личные местоимения (Ин. 14:17; 16:13), Его личная забота о верующих (Ин. 14:16, 26; 15:26), Его разум (1Кор. 2:11), чувства (Рим. 8:27; 15:30), воля (1Кор. 12:11), голос (Деян. 13:2), обличение (Ин. 16:8‑11), ходатайство (Рим. 8:26), водительство (Ин. 16:13), прославление Христа (Ин. 16:14) и служение Богу (Деян. 16:6, 7). запечатлены в день искупления Для всех верующих в Сына Божьего Дух Святой является гарантом вечного искупления во Христе (см. пояснения к 1:13, 14).

4:31, 32 Данные стихи резюмируют изменения в жизни верующего, упомянутые в ст. 17‑30. «Раздражение» отражает постоянное недовольство. «Ярость» связана с гневом, мгновенной страстью. «Гнев» – это более глубокое чувство вражды. «Крик» – это потеря самоконтроля. «Злоречие» – это клевета. Слово, переведенное как «злоба», в греческом языке подразумевала зло вообще, корень всех пороков.

4:32 как и Бог во Христе простил вас Те, кому Бог простил так много, должны особенно прощать другим относительно небольшие обиды. Самой яркой иллюстрацией этой истины является притча в Мф. 18:21‑35.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →