Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Ефесянам 6 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

6:1 повинуйтесь… в Господе См. Кол. 3:20. В семье ребенок должен охотно подчиняться власти родителей как людей, поставленных над ним Господом, повинуясь им так, как если бы он повиновался Самому Господу. Объясняется это просто: такой порядок установлен Богом, и такого поведения Он требует («справедливость»). Ср. Ос. 14:10.

6:2, 3 Почитай Если ст. 1 говорит о поведении, то здесь речь идет об отношении, поскольку Павел рассматривает мотивы, которые стоят за этим поведением. Когда Бог дал Свой закон в Десяти заповедях, первой заповедью, касающейся человеческих отношений, была именно эта (Исх. 20:12; Втор. 5:16). Это единственная из 10 заповедей, которая относится к семье, потому что ее одной достаточно для устройства семьи. Ср. Исх. 21:15, 17; Лев. 20:9; Мф. 15:3‑6. В книге Притчей этот закон подтверждается (см. 1:8; 3:1; 4:1‑4; 7:1‑3; 10:1; 17:21; 19:13, 26; 28:24).

6:2 первая заповедь с обетованием Хотя повиновение родителям должно прежде всего проявляться ради Господа, Он по Своему благоволению добавил обетование особого благословения тем, кто исполняет эту заповедь. См. пояснение к Исх. 20:12, стих, который цитирует Павел (ср. Втор. 5:16).

6:4 отцы Это слово обозначает не только отцов, но и родителей вообще. Поскольку перед этим Павел говорил об обоих родителях (ст. 1‑3), возможно и здесь он имеет в виду их обоих. Это же слово употреблено в Евр. 11:23 в отношении родителей Моисея. не раздражайте Во времена Павла в языческих и многих иудейских семьях большинство отцов придерживались жесткого авторитаризма. При этом редко учитывались желания и интересы жен и детей. Апостол ясно говорит, что власть христианина над его детьми не допускает неразумных требований и излишней строгости, которые могут вызвать у детей гнев, отчаяние или недовольство. в учении и наставлении Господнем В этих словах содержится призыв к постоянной дисциплине и назиданию, которые приводят детей к уважению заповедей Господних как основания для всякой жизни, праведности и благословения. Ср. Пр. 13:24; Евр. 12:5‑11.

6:5 Рабы, повинуйтесь См. пояснения к Кол. 3:22‑24. И в Греции, и в Риме рабы не имели никаких прав и считались товаром. К рабам редко относились хорошо. Библия выступает не против самого рабства, а против его злоупотреблений (ср. Исх. 21:16, 26, 27; Лев. 25:10; Втор. 23:15, 16). Призыв Павла в равной степени относится ко всем наемным работникам. Слово «повиноваться» указывает на постоянное подчинение своему земному господину или нанимателю, единственное исключение составляют повеления о прямом неподчинении Слову Божьему, как это показано в Деян. 4:19, 20. См. пояснения к 1Тим. 6:1, 2; Тит. 2:9, 10; 1Пет. 2:18‑20. по плоти Т.е. людям. со страхом и трепетом Это не боязнь, а уважение их власти. Даже если господин не заслуживает уважения по праву (см. 1Пет. 2:18), его нужно оказывать ему в простоте сердца, как если бы раб служил Самому Христу. Хорошо служить своему господину значит хорошо служить Христу. Ср. Кол. 3:23, 24.

6:6 видимою… услужливостью Т.е. когда работают хорошо только под взглядом надсмотрщика. человекоугодники Это люди, работающие только для своего блага, а не для господина или Господа, Чьим рабом каждый из нас является на самом деле.

6:7, 8 Ср. Кол. 3:23. Божьи милости и награды будут соответственны нашему отношению к работе. Никакой труд для Его славы не останется без награды.

6:9 И вы, господа, поступайте с ними так же Если и Господин и работник христиане, между ними должно быть полное взаимоуважение, основанное на их общей преданности Господу. умеряя строгость Исполненный Духом начальник применяет свою власть справедливо и милостиво, без угроз, злоупотреблений и придирок. Он осознает, что есть Господин на небе, Который нелицеприятен (ср. Деян. 10:34; Рим. 2:11; Иак. 2:9).

6:10‑17 Истинный верующий, о котором говорится в гл. 1‑3 и который живет под водительством Духа (4:1–6:9), наверняка является участником духовной брани, описываемой здесь. В конце послания Павел предупреждает об этой брани и дает наставления о том, как ее выиграть. Господь полностью обеспечивает Своих святых всем необходимым для битвы и победы над врагом. В ст. 10‑13 Апостол кратко перечисляет основные истины, касающиеся духовной подготовки верующего, а также сведения о враге, характере битвы и о конечной победе. В ст. 14‑17 он называет шесть самых необходимых видов вооружения, которыми Бог снаряжает Своих детей для сопротивления сатане и для достижения победы.

6:10 укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его Ср. Флп. 4:13; 2Тим. 2:1. В конечном счете власть сатаны над христианами уже разрушена, и в великой войне одержана победа через распятие и Воскресение Христа, Который покорил грех и смерть (Рим. 5:18‑21; 1Кор. 15:56, 57; Евр. 2:14). Однако в земной жизни битвы с искушениями ведутся постоянно. Для победы требуется могущество Господа, сила Его Духа и действие библейской истины (см. пояснения к 2Кор. 10:3‑5).

6:11 Облекитесь во всеоружие Божие Слова «облекитесь» подразумевают что‑то постоянное, показывая, что оружие дается верующему на всю жизнь. Павел проводит аналогию с вооружением римского воина, которое всегда должно быть при нем на случай внезапного нападения. козней Переведенное так с греческого слово означает «замыслы» и подразумевает работу ума, искусные приемы, хитрость и обман. Замыслы сатаны распространяются по мировой системе зла, которой он руководит посредством бесовских духов. «Козни» проникают во все сферы жизни, порождая грех, аморальность, лжерелигии и мирское обольщение. См. пояснение к 2Кор. 2:11. дьявольских Писание говорит о дьяволе как о: «помазанном херувиме» (Иез. 28:14), «князе бесовском» (Лк. 11:15), «боге века сего» (2Кор. 4:4), «князе, господствующем в воздухе» (2:2). Писание изображает его противящимся труду Божьему (Зах. 3:1), извращающим Слово Божье (Мф. 4:6), препятствующим Божьему слуге (1Фес. 2:18), препятствующим благовествованию (2Кор. 4:4), искушающим праведников (1Тим. 3:7) и держащим мир в своей власти (1Ин. 5:19).

6:12 брань Этот термин используется для описания рукопашного боя. При нападении сатана и его духи применяют разные обманные приемы. Чтобы справиться с искушениями, нужна истина и праведность. Четыре различных определения характеризуют разделение на чины бесов и разные уровни сверхъестественной империи зла, в которой они действуют. Дьявольские силы тьмы имеют сложную структуру для осуществления своих разрушительных целей. Ср. Кол. 2:15; 1Пет. 3:22. не против крови и плоти См. 2Кор. 10:3‑5. духов злобы В других переводах «духов нечистоты» или «безнравственности». Возможно, речь идет о самых гнусных грехах, таких как половые извращения, оккультизм и поклонение дьяволу. См. пояснение к Кол. 1:16. поднебесной Как в 1:3 и в 3:10, здесь речь идет обо всем царстве духовных существ.

6:13 Для сего приимите всеоружие Божие Павел снова подчеркивает, что христианину необходимо проявить послушание и облечься (ст. 11) в духовное всеоружие Божие. Первые три предмета носились на поле боя постоянно (пояс, нагрудник, и обувь – ст. 14, 15), остальные три (щит, шлем и меч – ст. 16, 17) после фактического начала битвы были всегда под рукой. день злый Со времени грехопадения человека каждый день является злым, и так будет до тех пор, пока не вернется Господь, чтобы установить на земле Свое праведное Царство. все преодолев, устоять Стоять против врага твердо, не колеблясь и не падая, – вот цель, к которой надо стремиться. См. пояснение к Иак. 4:17; 1Пет. 5:8, 9.

6:14 Итак станьте В третий раз Апостол призывает верующих (см. ст. 11, 13) занять твердую позицию в духовной битве против сатаны и его служителей. У нас есть оружие для защиты от попыток сатаны поколебать веру в Бога, побудить к непослушанию, внедрить лжеучения, помешать служению Богу, внести разделения и показное служение Богу по плоти, лицемерие и следование за миром, а также многое другое, что противоречит Библии. препоясав… истиною Воин носил свободную тунику. В рукопашном бою она могла стать опасной помехой, поэтому ее необходимо было схватывать поясом. Ср. Исх. 12:11; Лк. 12:35; 1Пет. 1:13. Опоясаться означало заправить под пояс свободно развевавшуюся ткань. Ремень, который стягивает все духовные слабости, есть «истина» или лучше сказать «верность истине». Мысль заключается в том, что нужно искренне, без лицемерия, настроиться на битву и победу – проявить самодисциплину и преданность ради победы, а все, что мешает, следует удалить. Ср. 2Тим. 2:4; Евр. 12:1. броню праведности Воин обычно носил нагрудную пластину из кожи или прочного материала с вышитыми на ней ромами или копытами животных, которая прикрывала весь торс воина, защищая сердце и другие жизненно важные органы. Поскольку праведность или святость является отличительной чертой Самого Бога, нетрудно понять, почему она служит главной защитой христианина от козней дьявола. Повинуясь в вере Иисусу Христу и находясь в общении с Ним, верующие получают духовную броню праведности для каждодневного ношения. С другой стороны, недостаток святости делает их души уязвимыми для врага (ср. Ис. 59:17; 2Кор. 7:1; 1Фес. 5:8).

6:15 обув… готовность благовествовать мир Римские воины носили сапоги с шипами, чтобы не поскользнуться во время боя. «Благовествовать мир» означает, что через Христа верующие примирились с Богом и что Он на их стороне (Рим. 5:6‑10). Это та уверенность в Божьей поддержке, которая помогает верующему стоять твердо, зная, что если он в мире с Богом, то Бог – его сила (см. Рим. 8:31, 37‑39).

6:16 щит веры Переведенное так с греческого слово подразумевает большой щит (1м на 1,8 м), который защищал все тело. Здесь вера, о которой говорит Павел, означает не основу христианского учения (как термин, использованный в 4:13), а основное упование на Бога. Для защиты от искушения всяким грехом верующему необходимо – «паче всего» – неизменное упование на Слово и обетование Божие. Грех приходит тогда, когда жертва попадается на дьявольскую ложь об удовольствиях и отвергает лучший выбор послушания и благословения. раскаленные стрелы Искушения подобны горящим стрелам, которые пускает враг, но смазанный маслом щит отклоняет их в стороны (ср. Пс. 17:31; Пр. 30:5, 6; 1Ин. 5:4).

6:17 шлем спасения Шлем защищал голову – главную мишень в любом бою. Павел говорит об уже спасенных, поэтому здесь речь не идет о получении спасения. Сатана же стремится разрушить уверенность в спасении, его оружие – сомнения и колебания. Это ясно из слов Павла «шлем надежды спасения» (Ис. 59:17; см. пояснение к 1Фес. 5:8). Но хотя чувства христианина о спасении могут быть серьезно повреждены сомнениями от лукавого, имеется вечная защита и охрана его спасения, и верующий может не бояться его потерять. Сатана хочет отлучить верующего сомнениями, но христианин может твердо полагаться на Божьи обетования о вечном спасении, оставленные в Писании (см. Ин. 6:37‑39; 10:28, 29; Рим. 5:10; 8:31‑39; Флп. 1:6; 1Пет. 1:3‑5). Надежность спасения – факт, но уверенность – это чувство, которое дается только послушному христианину (1Пет. 1:3‑10). меч духовный Поскольку меч был единственным оружием воина, то и Слово Божие есть единственно необходимое оружие, несоизмеримо более мощное, нежели оружие сатаны. Здесь переведенное так с греческого слово обозначает короткий меч (длиной 15‑20см). Он использовался как для отражения ударов сатаны, так и для нападения, т.е. разрушения вражеских планов. Это – истина Писания. См. пояснения к 2Кор. 10:3‑5; Евр. 4:12.

6:18 Данный стих является вступлением к описанию молитвенной жизни верующего: 1) «всякою молитвою и прошением» – речь идет о многообразии молитвы, 2) «во всякое время» – о постоянстве молитвы (ср. Рим. 12:12; Флп. 4:6; 1Фес. 5:17), 3) «духом» – о подчинении воле Божьей (ср. Рим. 8:26, 27), 4) «старайтесь» – о личном усилии (ср. Мф. 26:41; Мк. 13:33), 5) «со всяким постоянством» – о личной настойчивости (ср. Лк. 11:9; 18:7, 8) и 6) «о всех святых» – о предмете молитвы (ср. 1Цар. 12:23).

6:19, 20 Павел просит молиться не за его личное благополучие или здоровье, хотя пишет из тюремного заключения, а за его дерзновенное и верное благовествование неспасенным любой ценой. тайну См. пояснение к 3:4. посольство См. пояснения к 2Кор. 5:18‑20.

6:21, 22 Тихик Христианин, родом из Малой Азии (современная Турция), который был с Апостолом во время его первого тюремного заключения в Риме, откуда и было написано данное послание (см. 3:1). Он вместе с Павлом доставил собранные пожертвования в Иерусалим (Деян. 20:4‑6) и неоднократно выполнял поручения Апостола (2Тим. 4:12; Тит. 3:12).

6:23, 24 Это прекрасное благословение подводит важнейший итог этого очень личного послания, напоминания читателям о мире (ст. 15; 1:2; 2:14, 15, 17; 4:3), любви (1:15; 4:2, 15, 16; 5:25, 28, 33) и вере (ст. 16; 1:15; 2:8; 3:12, 17; 4:5, 13) от Бога и Господа Иисуса Христа.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →