Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Фессалоникийцам 4 глава

4:1 Христом Иисусом Чтобы придать особый вес своим словам, Павел подчеркивает, что он говорит властью Самого Иисуса Христа (см. ст. 2, 15; 5:27; 2Фес. 3:6, 12; ср. 2:4, 15; 2Кор. 5:9; Еф. 5:10, 17; Кол. 1:10; Евр. 11:6; 13:15, 16; 1Ин. 3:22) и, тем самым, проявляет послушание Слову Божьему (ср. ст. 3).

4:3 воля Божия Всякое слово Божье являет волю Божью – как рекомендации, так и запреты. В частности, воля Божья включает спасение (1Тим. 2:4), самопожертвование (Рим. 12:1, 2), исполнение Духом (Еф. 5:18), покорность (1Пет. 2:13‑15), страдание (1Пет. 3:17), благодарение (5:18), терпение (Евр. 10:36), и конкретно здесь – освящение, которое буквально означает удаление от греха и приближение к святости. В этом контексте оно означает удаление от половой распущенности в соответствии с назиданиями ст. 4‑8.

4:4 соблюдать свой сосуд Обычно даются два толкования слову «сосуд»: 1) жена (Руф. 4:10 LXX; 1Пет. 3:7), которую человек получает или 2) тело (2Кор. 4:7; 2Тим. 2:21), которым человек владеет. Второе более вероятно, поскольку: 1) сосуд в 1Пет. 3:7 употребляется в сравнительном смысле (немощнейший сосуд), означая человека вообще, а не именно женщину; 2) наличие супруга не гарантирует отсутствия разврата; 3) Павел противоречил бы тому, чему он учил в 1Кор. 7 о наивысшем состоянии не связанного супружеством человека (ср. 7:8, 9) и 4) словом «жениться» Павел говорил бы только о мужчинах, игнорируя вопрос о том, как сохранить святость женщине. Поэтому лучшим переводом или толкованием было бы «соблюдать свое тело». Ср. пояснение к 1Кор. 9:27.

4:5 язычники В духовном смысле – не христиане, что подтверждается словами «не знающие Бога». См. пояснения к Еф. 4:17, 18.

4:6 поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво Из контекста ст. 1‑8 ясно, что речь идет о разрушительных социальных и духовных делах, касающихся половых отношений. См. пояснения к Мф. 18:6‑10. мститель Это значит, что именно Бог определяет справедливое наказание за подобные грехи (ср. Кол. 3:4‑7; Евр. 13:4).

4:7 призвал нас Во всех посланиях под призывом Божьим имеется в виду Его действенный призыв к спасению, связанный с понятием оправдания (ср. Рим. 8:30).

4:8 дал нам Духа Своего Святого Святой Дух – это бесплатный дар всем верующим в Иисуса Христа для спасения. Ср. Деян. 2:38; Рим. 8:9; 1Кор. 3:16; 12:13; 2Кор. 6:16.

4:9, 10 научены Богом любить Через слово Божье (Пс. 118:97‑102) и через Самого Бога эти верующие любили друг друга (ср. Рим. 5:5; 1Ин. 2:7‑11; 3:14; 4:7, 8, 12).

4:11 жить тихо Не создавать проблем для окружающих (см. пояснение к 1Тим. 2:2), не участвовать в конфликтах, иметь душевное спокойствие среди трудностей (ср. 1Пет. 3:4). Павел далее говорит о тех, кто не занимается своим делом в Фессалонике (ср. 2Фес. 3:6‑15). работать своими собственными руками Греч. культура не ценила ручной труд, а Павел возвышал его (см. пояснение к Еф. 4:28).

4:12 внешними Здесь имеются в виду нехристиане (ср. 1Кор. 5:2; Кол. 4:5; 1Тим. 3:7).

4:13‑18 Хотя служение Павла в Фессалонике было весьма коротким, видно, что эти люди уверовали и получили надежду на возвращение Спасителя (ср. 1:3, 9, 10; 2:19; 5:1, 2; 2Фес. 2:1, 5). Они жили в ожидании Его Пришествия. Ст. 13 показывает (ср. 2Фес. 2:1‑3), что их очень волновало то, что с ними происходит и как это могло отразиться на их будущем. Они знали, что Пришествие Христа будет завершением истории искупления и не хотели его пропустить. Более всего их интересовал вопрос: «Что произойдет с христианами, которые умерли до Его Пришествия?» Очевидно, что у них было представление о скором Пришествии Христа, и Павел также учил их, что это может случиться при их жизни. Они находились в смятении и полагали, что наступившие гонения есть повод для Пришествия Господа и их освобождения (ср. 3:3, 4).

4:13 умерших Сон зачастую является синонимом смерти в Новом Завете. Имеется в виду внешний вид покойника (см. пояснение к 1Кор. 11:30), его мертвое тело, но не душа (ср. 2Кор. 5:1‑9; Флп. 1:23). О сне говорится в Мф. 9:24, где Иисус воскресил из мертвых дочь Иаира, и в случае с побиванием камнями Стефана (Деян. 7:60; ср. Ин. 11:11; 1Кор. 7:39; 15:6, 18, 51; 2Пет. 3:4). О спящих в ст. 16 говорится как «о мертвых во Христе». Люди по своему незнанию, пришли к заключению, что умершие не застанут возвращение Господа, и горевали об их отсутствии на этом славном событии. Поэтому прощание с любимым человеком доставляло большую душевную боль. Но у христиан нет никаких причин скорбеть о смерти брата как о великой утрате.

4:14 Бог приведет с Ним Как Иисус умер и восстал, так и верующие в Него восстанут и будут взяты Господом на небо (см. пояснения к Ин. 14:1‑3; 1Кор. 15:51‑58). Эти места описывают Восхищение Церкви, когда Иисус придет забирать Своих искупленных на небо. Умершие до того времени будут собраны вместе и взяты на небо с Господом.

4:15 словом Господним Ссылается ли Павел на какое‑то изречение Иисуса из Евангелия? Нет. В нем нет и даже близких по смыслу слов. Восхищение подразумевается лишь в Ин. 14:1‑3. Некоторые полагают, что Иисус говорил об этом будучи на земле, и смысл Его высказываний впоследствии записан в Мф. 24:30, 31 и Ин. 6:39, 40; 11:25, 26. К общим моментам между данным местом из 1‑го Фессалоникийцам и Евангелием относятся труба (Мф. 24:31), воскресение (Ин. 1:26) и собирание избранных (Мф. 24:31). Различие же гораздо больше между каноническими выражениями Христа и этой частью послания. Некоторые из различий между Мф. 24:30, 31 и ст. 15‑17 заключаются в следующем: 1) у Матфея Сын Человеческий поднимается на облаках (но см. Мк. 13:26; Лк. 21:27), в 1‑м Фессалоникийцам в облаках находятся верующие; 2) в первом появляются Ангелы, а во втором Сам Господь; 3) в первом ничего не сказано о воскресении, а во втором – это главная тема и 4) у Матфея ничего не сказано о порядке вознесения, а в послании Павла дана четкая последовательность событий. С другой стороны, может он имел в виду слова Иисуса, которые не были записаны в Евангелии (Деян. 20:35)? Нет. Такой вывод можно сделать по той причине, что Павел говорил о Восхищении как о еще сокрытой истине (1Кор. 15:51), т.е. «тайне». Очевидно, Фессалоникийцы знали о Дне суда Господня (ср. 5:1, 2), но не о предшествующем ему событии – восхищении Церкви. Пока Павел не раскрыл это как откровение ему от Господа, оно было тайной, лишь упомянутой в учении Христа (Ин. 14:1‑3). Это было новое откровение о ранее сокрытой истине. мы живущие, оставшиеся Т.е. живые христиане на момент Восхищения. Живущие на земле увидят Пришествие Господа за Своим народом. Поскольку Павел не знал Божьего времени, он жил и говорил так, как если бы это могло случиться при его жизни. Как и все ранние христиане он верил в близость этого события (ср. Рим. 13:11; 1Кор. 6:14; 10:11; 16:22; Флп. 3:20, 21; 1Тим. 6:14; Тит. 2:13). При Восхищении живые пойдут вслед за мертвыми, которые воскреснут прежде (ст. 16).

4:16 Сам Господь… сойдет Так исполнится сказанное в Евангелии от Иоанна (Ин. 14:1‑3; см. Деян. 1:11). До того момента Он пребывает на небе (ср. 1:10; Евр. 1:1‑3). Архангела Очень мало известно об иерархии среди Ангелов (ср. Кол. 1:17). Хотя среди Архангелов назван только Михаил (Иуд. 9), представляется реальным существование нескольких рангов Ангелов (Дан. 10:13). Возможно, что Михаил – это именно тот Архангел, чей голос возвестил о воскресении Израиля в Дан. 12:1‑3. В тот момент (ср. 1Кор. 15:52, «мгновение ока») мертвые восстанут прежде. Они не пропустят Восхищение, а будут первыми его участниками. трубе Божией Ср. 1Кор. 15:52. Это труба не из тех труб суда в Отк. 8‑11, а скорее труба из Исх. 19:16‑19, которая позвала людей из стана навстречу Богу. Это будет труба избавления (ср. Соф. 1:16; Зах. 9:14).

4:17 восхищены После мертвых, чей дух уже в Господе (2Кор. 5:8; Флп. 1:23) соединился с воскрешенным новым телом (см. пояснения к 1Кор. 15:35‑50), будут восхищены (букв. оторваны), живые христиане (ср. Ин. 10:28; Деян. 8:39). Это место, а также Ин. 14:1‑3 и 1Кор. 15:51, 52 образуют библейскую основу для Восхищения Церкви. Время восхищения нельзя определить из одного этого места. Однако, если взять такие тексты, как Отк. 3:10 и Ин. 14:3 и сравнить их с текстами о Пришествии Христа в День суда (Мф. 13:34‑50; 24:29‑44; Отк. 19:11‑21) в конце семилетней скорби, то следует заметить, что есть четкое различие в том, что в одних текстах Восхищение связано с понятием суда, а в других – нет. Таким образом, понятно, что Восхищение произойдет не в то же время, что и Пришествие Христа для суда. Следовательно, Восхищение происходит до времени скорби, до тех пор, пока изольется гнев Господень в судах (Отк. 6‑19). Это событие представляет собою полное превращение (ср. 1Кор. 15:51, 52; Флп. 3:20, 21) и вечный союз с Господом Иисусом Христом.

4:18 утешайте друг друга Главная цель этого места не учить, как пророчествовать, а ободрять тех христиан, у которых умерли любимые близкие. Утешение заключается в следующем: 1) мертвые воскреснут и будут участвовать в пришествии Господа за Своим народом, 2) когда придет Христос, живущие воссоединятся со своими любимыми и 3) они будут вечно с Господом (ст. 17).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →