Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Тимофею 4 глава

4:1‑5 Отметив присутствие лжеучителей в ефесской церкви (1:3‑7, 18‑20) и противопоставляя ошибочное учение истинным наставлениям во 2‑й и 3‑й главах, Павел обращается в этом месте непосредственно к лжеучителям, обращая внимание на происхождение и сущность заблуждений.

4:1 Дух же ясно говорит Павел повторяет предупреждение Тимофею, которое уже звучало для руководителей Ефесской церкви гораздо раньше (Деян. 20:29, 30). Дух Святой посредством Писания неоднократно предупреждал об опасности отступничества (ср. Мф. 24:4‑12; Деян. 20:29, 30; 2Фес. 2:3‑12; Евр. 3:12; 5:11‑6:8; 10:26‑31; 2Пет. 3:3; 1Ин. 2:18; Иуд. 18).). в последние времена Период от Первого Пришествия Христа до Его возвращения (Деян. 2:16, 17; Евр. 1:1, 2; 9:26; 1Пет. 1:20; 1Ин. 2:18). Отступничество будет существовать в продолжение этого периода, достигнув пика незадолго до возвращения Христа (ср. Мат. 24:12). отступят… от веры Те, кто сделался жертвой лжеучителей, оставили христианскую веру. Русское слово «отступить» происходит от греческого и обозначает человека, отказывающегося от своих первоначальных убеждений. Люди, только считающие себя христианами, объединяются с теми, кто искренне верит в благую весть. Поверив лжи и обману, они обнаружили свою истинную природу необращенных. См. пояснения к 1Ин. 2:19; Иуд. 24. духам обольстителям Эти демонические духи действовали прямо или через лжеучителей, которые отошли от истины и призывали других поступить подобным образом. Наиболее точным словом для описания всех действий сатаны и его бесов является «обман» (ср. Ин. 8:44; 1Ин. 4:1‑6). учениям бесовским Имеется в виду не учение о бесах, но лжеучение, которое возникло под их воздействием. Следовать этим учениям – значит слушать ложь бесовских сфер (Еф. 6:12; Иак. 3:15; 2Ин. 7‑11). Влияние бесов достигнет пика во время Великой Скорби (2Фес. 2:9; Отк. 9:2‑11; 16:14; 20:2, 3, 8, 10). Сатана и бесы постоянно несут обман, чтобы извратить и исказить Слово Божие.

4:2 через лицемерие лжесловесников Буквально через «лицемерных обманщиков». Имеются в виду человеческие лжеучителя, которые распространяли демонические доктрины (ср. 1Ин. 4:1). сожженных Здесь в оригинале употреблен медицинский термин, означающий прижигание. Лжеучителя могли учить лицемерной лжи, поскольку совесть их стала нечувствительной (ср. Еф. 4:19), будто все нервные окончания, отвечающие за осязание, были разрушены и превратились в рубцы и шрамы под воздействием бесовского обмана. совести См. пояснение к 1:5.

4:3 запрещающих вступать в брак и употреблять... пищу Пример лжеучения в Ефесе. В нем присутствовали элементы истины, так как в Писании рекомендуется не вступать в брак (1Кор. 7:25‑35) и соблюдать посты (Мф. 6:16, 17; 9:14, 15). Обман заключался в том, что эти человеческие дела преподносили как необходимые условия для спасения – отличительная черта всех лжеучений. На возникновение этого аскетического лжеучения повлияла иудейская секта, известная под названием ессеев, и современная греческая философия (которая рассматривала материю как зло, а дух как добро). Павел рассматривает аскетизм в Кол. 2:21‑23 (см. пояснения там же). Заявляя, что ни целибат, ни диеты не могут освятить или спасти человека.

4:4 всякое творение Божие хорошо Аскетизм лжеучителей противоречил Писанию, Которое учит, что Бог создал брак и пищу (Быт. 1:28‑31; 2:18‑24; 9:3) и потому они хороши (Быт 1:31) и должны приниматься верующими с радостью и благодарностью. Пища и брак необходимы для жизни и воспроизведения потомства.

4:5 освящается Отделяется или посвящается Богу для святого использования. Отделение, посвящение достигается через молитву благодарения и понимание, что Слово Божие отвергло временные ограничения в пище, введенные Моисеем (Мк. 7:19; Деян. 10:9‑15; Рим. 14:1‑12; Кол. 2:16, 17) в противоположность действиям неверующего человека, чья внутренняя развращенность и злые побуждения извращают всякую добрую вещь (Тит. 1:15).

4:6 питаемый словами веры и добрым учением Постоянное питание истинами Священного Писания необходимо для духовного здоровья всех христиан (2Тим. 3:16, 17), особенно же для духовных лидеров, подобных Тимофею. Только читая Слово, изучая Его, размышляя над Ним и зная Его руководитель может оправдать оказанное доверие (2Тим. 2:15). Тимофей с детства следовал этим правилам (2Тим. 3:15) и Павел призывал его продолжать это (ср. ст. 16; 2Тим. 3:14). Фраза «словами веры» обычна для Писания и означает откровение Божие. Слова «добрым учением» относятся к богословию Священного Писания.

4:7 Негодных же и бабьих басен отвращайся Следуя Слову Божьему (см. пояснение к ст. 6), верующие должны избегать лжеучений. Павел называет подобную ошибку «негодными» (мирскими, противоположными святым) «баснями» (слово «мифос», от которого произошло русское слово «миф»), достойными лишь «баб» (эпитет, обозначающий нечто, пригодное только для необразованных, неграмотных женщин). См. пояснения к 2Тим. 2:14‑18. упражняй себя в благочестии «Благочестие» (должное отношение и ответственность перед Богом, см. пояснение к 2:2) есть необходимое условие, из которого вытекают все успешные служения. «Упражняй» – термин, заимствованный из атлетики, означающий упорные атлетические тренировки, проведенные с полной самоотдачей. Духовная самодисциплина есть путь к благочестивой жизни (ср. 1Кор. 9:24‑27).

4:8 мало полезно Телесные упражнения ограничены пространством и временем. Они воздействуют только на физическое тело во время жизни на земле. на все полезно Во времени и вечности.

4:9 слово… верно См. пояснение к 1:15.

4:10 уповаем Или «надеемся». Верующие спасены в надежде (см. пояснение к Рим. 8:24). Они живут и служат в свете надежды вечной жизни (Тит. 1:2; 3:7; см. пояснение к Рим. 5:2). Трудясь до изнеможения, страдая от отверженности и гонений, верующие понимают, что они делают Божье дело, которое является делом спасения. А оно стоит всех этих жертв (Флп. 1:12‑18, 27‑30; 2:17; Кол. 1:24, 25; 2Тим. 1:6‑12; 2:3, 4, 9, 10; 4:5‑8). Спаситель всех человеков, а наипаче верных Павел здесь не учит универсализму, и не утверждает, что все люди спасутся духовно в вечности, поскольку в других местах Библии ясно говорится о том, что Бог спасет не каждого человека. Большинство отвергнет Его и проведет вечность в аду (Мф. 25:41, 46; Отк. 20:11‑15). Греческое слово, переведенное как «наипаче», должно означать, что все люди радуются спасению Божьему, подобно тому как радуются Его спасению верующие. Простое объяснение состоит в том, что Бог является Спасителем всех людей, но это спасение ограничено временными рамками, в то время как спасение верующих вечно. Павел подразумевает, что поскольку Бог милостиво освобождает верующих от осуждения за грех и от наказания, являясь заместительной жертвой за них (2Кор. 5:21), все люди на земле испытывают благость милости Божией. Эта благость заключается в: 1) общей благодати. Это термин, описывающий милость Божию, явленную всему человечеству (Пс. 144:9) в обуздании греха (Рим. 2:15) и суда (Рим. 2:3‑6), в поддержании порядка в обществе благодаря правительству (Рим. 13:1‑5), давая человеку способность воспринимать красоту и любовь (Пс. 49:2) и изливая на него временные благословения (Мф. 5:45; Деян. 14:15‑17; 17:25); 2) сострадании. Всеобъемлющая любовь и милость Божия проявляется к неспасенным, невозрожденным грешникам (Исх. 34:6, 7; Пс. 85:5; Дан. 9:9; Мф. 23:37; Лк. 19:41‑44; ср. Ис. 16:11‑13; Иер. 48:35‑37); 3) призыве к покаянию. Бог постоянно предупреждает грешников об их судьбе, проявляя в этом сострадательное сердце Творца, Которому не приносит удовлетворения смерть нечестивых (Иез. 18:30‑32; 33:11); 4) благой вести. Спасение во Христе предлагается всем без ограничения (Мф. 11:28, 29; 22:2‑14; Ин. 6:35‑40; Отк. 22:17; ср. Ин. 5:39, 40). Природа Бога спасающая. Это означает, что смерть грешников не приносит Ему удовлетворения. Его спасающая рука видна в отношении к тем, кто никогда не уверует, но и для них предлагаются эти четыре временных благословения. См. пояснение к 2:6.

4:12 Никто да не пренебрегает юностью твоею В греческой культуре огромное значение придавалось возрасту и опыту. Поскольку Тимофею было около тридцати лет, он считался еще молодым человеком по нормам той культуры, и должен был заслужить уважение своим благочестивым поведением. Он находился с Павлом с юношеских лет и потому обладал огромным опытом, который делал его зрелым человеком, так что смотреть на Тимофея свысока, потому что ему меньше 40 лет, было непростительно. будь образцом… в чистоте Павел перечисляет пять сфер (в некоторых греческих манускриптах добавляется еще «в духе»), в которых Тимофей обязан быть примером для церкви: «в слове» (т.е. речи – ср. Мф. 12:34‑37; Еф. 4:25, 29‑31), «в житии» (праведной жизни – ср. Тит. 2:10; 1Пет. 1:15; 2:12; 3:16), «любви» (служении самопожертвования для других – ср. Ин. 15:13), «в вере» (не в веровании, но в верности, в ответственности – ср. 1Кор. 4:2), «в чистоте» (особенно сексуальной чистоте – ср. 3:2). Образцовая жизнь Тимофея в этих сферах компенсировала его молодость.

4:13 Доколе не приду См. пояснение к 3:14. занимайся… учением Тимофей должен был постоянно практиковаться в учении, чтении и наставлении. Это должно было стать образом его жизни. «Чтение» подразумевает обычай публичного чтения Писания во время служения прославления в церкви с последующим толкованием прочтенного места (ср. Неем. 8:1‑8; Лк. 4:16‑27). «Наставление» призывает слышащих Слово применять его в повседневной жизни. Наставление может включать упрек, предупреждение, ободрение или утешение. «Учение» подразумевает систематическое наставление из Слова Божьего (ср. 3:2; Тит. 1:9).

4:14 даровании Благодать, данная Тимофею и всем верующим при спасении, заключается в духовной способности к служению. Бог дает эту способность, а Дух укрепляет ее (см. пояснения к Рим. 12:4‑8; 1Кор. 12:4‑12; 1Пет. 4:10, 11). Дарование Тимофея (ср. 2Тим. 1:6) заключалось в руководстве и особой способности к проповедованию (2Тим. 4:2) и учению (ст. 6, 11, 13; 6:2). по пророчеству Дарование Тимофея отождествляется с откровением Божиим (см. пояснение к 1:18) и апостольским рукоположением (2Тим. 1:6), вероятно, когда он сопровождал Павла в его втором миссионерском путешествии (Деян. 16:1‑3). с возложением рук священства См. пояснение к 5:22. Публичное подтверждение призвания Тимофея к служению, вероятно, произошло одновременно с пророчеством (ср. 2Тим. 1:6). Его призвание к служению было подтверждено субъективно (посредством его духовного дарования), объективно (через обращенное к нему пророчество) и коллективно (подтверждением Апостолов и церкви, представленной руководителями).

4:15 успех Слово используется как военный термин, означающий наступление, а также как общий термин, означающий продвижение в обучении, понимании, знании. Павел призывает Тимофея, чтобы его успех в стремлении быть подобным Христу был очевиден для всех.

4:16 в себя и в учение Приоритеты благочестивого руководителя проявляются в его личной святости и публичном учении. Все увещевания Павла в ст. 6‑16 относятся к этих понятиям. себя спасешь Сохранение веры в истину всегда сопровождается искренним обращением (см. пояснение к Мф. 24:13; ср. Ин. 8:31; Рим. 2:7; Флп. 2:12, 13; Кол. 1:23). слушающих тебя Благодаря внимательному отношению к благочестию в своей жизни и верной проповеди слова, Тимофей оставался сосудом, который Бог использовал для распространения благой вести и для спасения тех, кто слышал его. Спасение есть дело Божье, но Господь с удовольствием использует для этого человеческие сосуды.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →